При какой температуре срабатывает термостат

#1 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Первая запись будет о термостате. Возможно все о нем всё знают, но освежить память не помешает и о нем не помешает.

Все машины, в которых двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеют небольшой прибор под названием термостат. Он располагается между двигателем и радиатором. В данной статье рассказано что такое автомобильный термостат, принцип его работы и устройство, а также, какие бывают неисправности при работе термостата.

Автомобильный термостат — что это?

Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Термостат позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым термостат уменьшает износ двигателя и вредные выхлопы.

Если вам интересно, то можно посмотреть, как работает термостат. Это довольно познавательно. Положите термостат в кастрюлю с водой и поставьте кастрюлю на электрическую плитку. По мере закипания воды в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Эксперимент лучше проводить с новым термостатом, не со своей машины.

Устройство и принцип работы термостата

Автомобильный термостат сделан из латуни и меди. Принцип работы термостата кроется в маленьком цилиндре, который находится со стороны, повернутой в сторону двигателя.

В этом цилиндре находится шарик искусственного воска, который начинает плавиться при температуре 82 градусов по Цельсию. Воск выбран потому, что он может значительно расширяться, так как под действием тепла переходит из твердого в жидкое состояние.

Штырь вдавлен в цилиндр с воском и соединен с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан. Через открытый термостат проходит охлаждающая жидкость через радиатор. Когда двигатель отключается, он остывает, и воск в термостате застывает, снова становится твердым.

Какие бывают неисправности термостата?

Термостат — маленькая, но очень важная деталь. Плохо работающий термостат может задержать вас у обочины дороги. Термостат может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная причина — это коррозия.

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия термостата температура двигателя даже летом не будет подниматься выше 70 градусов.

Как определить, работает термостат или нет?

Для этого нужно прогреть двигатель, но так, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной линии. Затем нужно выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Это черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре с металлическим хомутом на концах. Верхний шланг крепится сверху радиатора.Затем нужно найти нижний шланг. Он выглядит так же, как и верхний. Нижний шланг крепится к низу радиатора.

Дотроньтесь до шлангов, но очень осторожно, так как они могут быть очень горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, то вероятнее всего клапан термостата закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.

Есть еще один «народный способ» как проверить термостат на работоспособность. Смысл в том, что мы должны положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан термостата открывается, то он рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем его на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

Также, при замене термостата следует узнать температуру открывания клапана. У различных автомобильных термостатов она может быть разной и варьироваться в очень широком диапазоне. А как вы понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывая, ведь двигатель в этом случае может перегреваться.

Спасибо, что прочитали статью до конца
Удачи на дорогах

Всё про термостат системы охлаждения автомобиля


Термостат системы охлаждения – маленькая, но важная деталь, отвечающая за поддержание температуры двигателя. Нормально функционирующий термостат не требует к себе внимания, какого-либо техобслуживания и вообще вмешательства в работу. Зато при его поломке автомобиль придется доставлять на СТО эвакуатором. Это полностью автономное устройство, о котором обычно вспоминают только в случае его выхода из строя.

Назначение термостата

Для двигателя есть строго определенная рабочая температура, обеспечивающая оптимальные условия работы. Как правило, это диапазон от 80 до 97°С, в зависимости от типа двигателя. При более низких температурах не обеспечивается достаточная текучесть моторного масла, а значит, увеличивается его сопротивление при движении поршней. Выше – перегрев двигателя, при котором происходит нештатное расширение тонко подогнанных металлических деталей, усиливается трение, повреждаются поверхности поршней, цилиндров и клапанов.

Система охлаждения и предназначена для поддержания оптимальной температуры: при старте автомобиля требуется быстрый разогрев, а затем, в процессе движения, нужно качественное охлаждение. Регулировку этого процесса и берет на себя термостат, который устанавливается на «развилке» между большим и малым кругом системы охлаждения и управляет направлением потока охлаждающей жидкости.

Пока двигатель не разогрет, термостат перекрывает патрубок к радиатору, направляя охлаждающую жидкость по малому кругу: от рубашки мотора, через термостат, байпасный канал и снова к двигателю. Антифриз не проходит через радиатор и не охлаждается, давая мотору возможность быстрей прогреться.

Движение охлаждающей жидкости по малому контуру во время разогрева двигателя

Когда двигатель прогревается до рабочей температуры, термостат открывает клапан, ведущий к радиатору, и антифриз начинает охлаждаться сам и охлаждать двигатель. В зависимости от температуры антифриза, термостат может закрыть клапан в байпасный канал полностью (когда двигатель нуждается в интенсивном охлаждении) или частично.

Умеренная нагрузка на двигатель: частично открыты оба контура (большой и малый)

Таким образом, термостат в полностью автономном режиме регулирует количество антифриза, поступающего в радиатор охлаждения, чтобы поддерживать температуру двигателя на постоянном рабочем уровне.

Интенсивное охлаждение: байпасный канал полностью закрыт,
вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор

Конструкция и принцип действия

Термостат состоит из цилиндра, наполненного материалом с большим коэффициентом термического расширения. Наполнитель может быть жидким (у сильфонных термостатов смесь воды и спирта) или твердым. Твердый наполнитель, как правило, состоит из дистиллированного гранулированного воска, смешанного с медным, алюминиевым и графитовым порошком.

Корпус цилиндра делается из гофрированной меди, имеющей хороший коэффициент теплопроводности. Герметично закрытый медный цилиндр наполнен теплочувствительным материалом (твердым в холодном состоянии), в котором установлен металлический шток. Вся конструкция загерметизирована резиновым уплотнителем.

С обеих сторон цилиндра расположены два клапана: клапаны большого и малого контуров системы охлаждения. Вся конструкция закреплена в корпусе-тарелке с верхней и нижней рамками, и снабжена пружинами, обеспечивающими нужное сопротивление штоку.

Когда термочувствительный наполнитель плавится от высокой температуры, он увеличивается в объеме и выталкивает шток наружу (приблизительно на 2 см). Клапан, закрепленный на штоке, поднимается и перекрывает патрубок. Чем выше температура охлаждающей жидкости, тем больше сила выталкивания штока. При остывании восковой наполнитель уменьшается в объеме, и шток вместе с клапаном возвращается на место с помощью пружины.

Точность работы термостата достигается за счет состава наполнителя: в зависимости от ингредиентов и их пропорции можно точно подобрать температуру плавления и коэффициент расширения наполнителя. В конечном итоге именно наполнитель влияет на температурный диапазон работы термостата.

Технические характеристики

Принцип действия всех термостатов примерно одинаковый: что для европейских, что для американских, азиатских или отечественных автомобилей. Но некоторые особенности конструкции и технические параметры отличаются, чтобы полностью соответствовать параметрам двигателя и системы охлаждения.

  • Температурный режим

В зависимости от того, какая температура нужна для работы двигателя, будет использоваться соответствующий термостат с точно выверенным температурным диапазоном. Как правило, этот показатель пишется на корпусе, а в описании указывается как «температура плавления».

Примеры обозначения рабочей температуры
на корпусе термостата

Чем жарче климат, тем «холодней» должен быть термостат: в условиях сильной жары двигатель прогревается быстро, а радиатор может не обеспечить нормальное охлаждение антифриза. Следовательно, для «Африки» используются термостаты с низкой температурой плавления, а для «Сибири» — с высокой.

  • Количество клапанов

В старых автомобилях использовались (и до сих пор используются) одноклапанные термостаты: наиболее простые по конструкции. Более новые модели – двухклапанные, которые используются практически во всех новых машинах.

Одноклапанный (слева) и двухклапанный (справа) термостаты

В двухклапанных моделях верхний и нижний клапан работают синхронно: если один патрубок открыт, другой закрыт.

  • Двухступенчатые термостаты
Читайте также  Залегли кольца что делать

Используются в охлаждающих системах с высоким давлением, в которых требуется преодолевать сильное сопротивление жидкости. В таких термостатах клапан состоит из двух «тарелок»: сначала открывается меньшая, для которой необходимо меньшее усилие, а затем, когда давление падает, открывается основная.

  • Корпусные и бескорпусные

В большинстве случаев термостат продается без корпуса: при установке необходимо разобрать место его размещения, вынуть старый и установить новый. Но некоторые производители предлагают уже установленные в распределительный корпус термостаты, которые при установке нужно подключить к соответствующим патрубкам системы охлаждения.

  • Дополнительные устройства

На современных автомобилях термостаты могут оснащаться дополнительным термодатчиком и подогревателем, работающим в паре с электронным блоком управления. На средних оборотах двигателя температура охлаждающей жидкости поддерживается на более высоком уровне, а при максимальной нагрузке включается дополнительный подогрев, и термостат срабатывает раньше, что позволяет уменьшить температуру антифриза примерно на 10°С. Такое решение дает заметную экономию топлива.

  • Габаритные размеры

Для термостатов имеют значение диаметры малого клапана, «тарелки» и высоты. Для корпусных моделей указываются размеры патрубков, их длина и углы наклона.

В большинстве случаев термостаты продаются вместе с уплотнительной прокладкой из специальной резины, стойкой к воздействию антифриза.

Неисправности термостата: признаки, причины, последствия

Поскольку устройство термостата достаточно простое и не подвергается интенсивным механическим нагрузкам, проработать он может достаточно долго. Причин поломки может быть несколько:

  • Накипь на штоке, коррозия на металлических частях. Как правило, отложения в системе охлаждения появляются из-за некачественного антифриза и несвоевременной его замены. Накипь на деталях термостата затрудняет движение штока и клапанов, после чего термостат перестает правильно реагировать на изменение температуры ОЖ;

  • Разрушение от вибрации. Чаще такая неприятность случается с бракованными или некачественными изделиями, в которых недостаточно завальцованы стыки и соединения. Если медный цилиндр недостаточно загерметизирован, внутрь попадает охлаждающая жидкость и препятствует работе термостата;
  • Разрушение резинового уплотнителя из-за высокой температуры. Перегрев может вывести из строя уже «подуставшую» резину, после чего в ней образуются трещины и протечки. Мембрана внутри рабочей части (между восковым наполнителем и штоком) также страдает от перегрева.

При поломке термостат начинает хуже откликаться на изменения температуры, а затем и заклинивает. Клапаны термостата могут перекрыть патрубок, ведущий к радиатору или к байпасному каналу, либо могут остановиться в среднем положении.

  • Двигатель долго греется – открыт патрубок к радиатору, антифриз охлаждается, не давая мотору прогреться;
  • Двигатель перегревается (стрелка в красной зоне) – антифриз не попадает к радиатору;
  • Двигатель греется дольше обычного, а при нагрузке резко повышается температура – клапаны заклинило в среднем положении, часть охлаждающей жидкости постоянно проходит через радиатор, но при интенсивном движении этого охлаждения недостаточно;
  • Также косвенными признаками поломки термостата может быть неработающее отопление салона («печка» дует холодным воздухом), повышенный расход топлива, ухудшение динамики двигателя.

Самым тяжелым последствием отказа термостата будет перегрев двигателя: в жару достаточно нескольких минут, чтобы привести мотор в аварийное состояние. Но и езда с недостаточно прогретым мотором сказывается на его ресурсе: увеличивается износ деталей, неэффективно работает моторное масло.

Как проверить термостат?

Проверить работу термостата можно самостоятельно. Для этого отслеживается работа системы охлаждения, то есть переход антифриза по большому и малому контуру в зависимости от температуры двигателя.

1. Завести мотор. До того как он прогреется до рабочей температуры, антифриз не должен поступать в радиатор. Следовательно, патрубок, ведущий к радиатору должен быть холодным. Если он теплый – антифриз поступает в радиатор раньше времени;

2. Когда мотор прогреется, охлаждающая жидкость должна идти в радиатор, патрубок должен быть теплым. Мотор прогрет, а антифриз в радиатор не идет – перекрыт клапан;

3. Если двигатель хорошо прогрет (почти до красной зоны), антифриз не должен поступать в байпасный патрубок, а весь проходить через радиатор охлаждения. Соответственно патрубок к радиатору будет горячим, а байпасный – холодным.

Еще один способ проверки, который рекомендуют автолюбители старой школы – демонтаж термостата и проверка его в горячей воде. Конечно, при желании можно и так оценить работу устройства, только понадобится отслеживать температуру открытия клапанов. Но если возникают нарекания на работу термостата, лучше его просто заменить.

О том, как выбрать новый термостат на замену старому, читайте наш «Гид покупателя».

Термостат. Личный опыт.

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Ладно, давайте определимся в некоторых вопросах:
    1. Родной ИСПРАВНЫЙ термостат +82С — значит это рабочая температура двигателя, при привышении которой система охлаждения должна прибегнуть к помощь основного радиатора, чтобы остановить дальней рост температуры.
    2. Если стрелка температуры не доходит до положенного ей рабочего значения — значит температура в системе охлаждения ниже рабочей и даже родной термостат закрыт, равно как и был-бы закрыт «горячий термостат».
    3. При «горячем» термостате, ЕСЛИ СТРЕЛКА ТЕМПЕРАТУРЫ НЕ ПАДАЕТ и температура в системе охлаждения дойдёт до +95С (+88С) печка будет давать чуть более грячий воздух (на 2-3 градуса) выше, чем при родном термостате.
    4. ИСПРАВНЫЙ термостат НИКАК не влияет на время прогрева двигателя от -40С до +82С, потом «холодный термостат откроется и рост температуры остановится, а «горячй термостат позволит продолжить рост температуры до +95С (+88С).

    TLC Prado 150 TX-L

    Глупо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, если её там нет.
    Но ещё глупее искать в тёмной комнате чёрную змею. Тем более, если она там есть.

    От себя добавлю:
    Купил новый ОРИГИНАЛЬНЫЙ термостат на 82 град., полагая, как писалось чуть выше, что старый пора на свалку. Поставил. Как были обороты ХХ в мороз 1100-1200, так и остались. Как было холодно в машине, так и осталось.
    Так что не надо «ля-ля»!
    А с новым термостатом на 92 град. руку у дефлектора держать невозможно, обжигает. Холостые в норме.
    И кто там говорил про перегрев яповского мотора? Лень посмотреть. Народ! От перегрева спасёт карлсон, он исправно включается, когда ОЖ вовсю циркулирует по большому кругу! Так что не бойтесь, ставьте.
    Или вот ещё пример. Двигатель ВАЗ-2111. Термостат стоит на 85 град. А температура срабатывания карлсона 105 (. ) град. Выключение — при 100 град. И ничего, по 400 тыс. км. откатывают. Вы всеръёз думаете, что яповские моторы загнутся при «горячем» термостате?

    Что-то все как-то мудрено. У меня стоит 82-95. При прогреве не включаю печку, а включаю только когда начинаю движение. Через пару минут в салоне уже теплый дух, а через 5 — уже тепло, даже когда за бортом минус много.

    В Благовещенске в продаже есть разные термостаты с температурой открытия 76,5. Кому надо летний? Вышлю в обмен на 88С.

    Вот неделю как поставил Термостат на JZ, мотор быстрее грется стал.

    to Strelec когда стрелка температуры двигателя стоит на середине термостат уже давно открыт. В этом то и вся проблемма. Даже если он открыт совсем немного в сильные морозы вся жижа в большом контуре ну очень быстро и очень сильно охлаждаеться и та часть этой ледяной жижи которая попадает в малый контур сильно охлаждает жижу малого контура. Радиатор даже в самую дикую жару умудряетсься остудить антифриз до приемлемой температуре, а в наши морозы.
    Да че тут говорить кто сталкиваеться с проблеммой тепла тот ее и решает. Афтор поделился своим опытом за это ему и уважение.
    Человек проехал на своей королле 650000 км, да ему можно полный отчет по своей машине в концерн Тойоны отсылать. Думаю там его без внимания не оставят.

    Последний раз редактировалось malchita; 19.12.2008 в 04:09 .

    malchita
    Ты согласен, что до +80гр время прогрева двигателя ни как не изменится вне зависимости от термостата?

    Да не согласен конечно. Устал уже писать. Раньше в двигателе термостат начинает открываться раньше. Давно это уже было, но заморачивался когда то этой темой, проверял, замерял. Не веришь проверь сам. Может мне тогда какой то не тот новый термостат попался. Посмотри еще раз мою старую ссылку, последний пост. После установки нового термостата на 82

    ////Заканчиваю свой отчет (два первых смотри выше). Сегодня на улице -35. Печка на максимум, забор воздуха с наружи, вентилятор во втором положении. Замерял сразу после 30 минут полета. Температура входящего патрубка на печку 60 градусов , выходящего 51. Температура воздуха из центральных сопел 50 градусов. Вот только тестер на таком марозе мог подвирать (больно уж он медленно температуру набирал). ///

    Т.е. термостат уже давно открыт все патрубки горячие, а температура антифриза из двигателя всего 60 градусов.

    С термостатом на 95 замерить сейчас не могу потому как зима у нас в этом году какаято аномальная, никогда такого небыло что бы в декабре ночтью всего от -10 до -20. С термостатом на 82 в машине жарко.

    Ооооох, ну сколько можно повторять. 82 или 88 или 92 или 95 градусов — это ТЕМПЕРАТУРА НАЧАЛА ОТКРЫТИЯ, а собственно ЛЮБОЙ термостат должен открыться припрено в 98-100 градусов ибо если есть карлсон электрический он врубится на 102-105 градусов. на таких двиглах как JZ, 3А-UII (1982 год) и тюдю электрического карслона НЕТ! посему карслон крутиться ВСЕГДА при новой (исправной) вязкомуфте он на холодном двигателе крутиться очень медленно, можно остановить руками. при старой подуставшей вязкомуфте двиг дополнительно ВСЕГДА обдувается больше чем требуется. посему более теплый термостат позволяет какбы «необращать» на вязкомуфту особого внимания, летом наоборот хорошо — неперегреется 🙂
    И еще действительно помпе пох куда качать, она качает и все, но откртии термстата ОЖ утекает более охотно в большой контур, в печку идет не особо то охотно, проще утеч в большой радиатор по большим шлангам чем пыжиться через маленький шланг! о то и все! Про «разные» допуски у вигателей для разных регионов выпуска — БРЕД! сивой кобылы! завод штампует поршни на 82 мм +- 3 микрона кпримеру, а куда и как будет ставить завод, собирающий двигатель тому заводу ПОХ!
    Удачи.

    [QUOTE=Казахстанец(Лисаковск);1068749680]Ооооох, ну сколько можно повторять. 82 или 88 или 92 или 95 градусов — это ТЕМПЕРАТУРА НАЧАЛА ОТКРЫТИЯ, а собственно ЛЮБОЙ термостат должен открыться припрено в 98-100 градусов QUOTE]

    Ты проверял это или теоретически рассуждаешь. Я проверял на новом термостате. Смотри пост выше. Проверь и отпишись может я не прав и мне тогда действительно попался «левый» термостат.

    Читайте также  Какой вязкости лить масло зимой

    Я всегда пишу только то что знаю/проверял навярняка! Не люблю быть голословным! Соглашусь что и ты в тои посте прав, термостаты могут попастья РАЗНЫЕ, если брать ОРИГАНАЛ в проверннном временем магазине, в котором не впарят под видом оригинала какую нить кЁтайскую потделку. то работать он будет именно так как я описал!
    Исправный термостат должен НАЧИНАТЬ открываться при указанной на нем температуре, допускается 1-2 градуса погешности. Ну нету в мире совершенства! 🙂
    У меня была Ауди 100 с двиглом NF (для тех кто в курсе или нет. он же NG он же AAR), так вот это очень горячий двигатель, его РАБОЧАЯ температура 100-102 градуса. так там с термостатом ниже 95 градусов НАЧАЛА открытия неподходи — хрен когда его прогрееш! провернно на себе, предыдущий поменял 92-й (машина пришла с югов Германии, хоть и кваттро) на 82 — мол двигатель перегревается, стрелка показывает около 100 градусов. млин взял ее летом — нормально все ладно, карлсон так электрический врубался нечасто, ну думаю все ОК! ЩАС. зимой думал окалею нафиг, двигатель не прогревается. ЖУТЬ! полез по форумам, книуг умную купил — мля там термостат долже быть на 92 для теплого региона и на 95 для холодного — как ты догадался поставил 95-й (у нас -35-40 зимой как родная температура 🙂 ) — вуаля — двигатель прогревается, все в ажуре, мне в салоне зашибись! Вот тебе «проверка» 🙂

    Я тут читал читал, заморочился с выводами, поищу термостат на 95.
    У меня Sprinter кузов АЕ100 двигатель 5А-FE, езжу 3 год. Машина в идеале, в -38*-45* влажность 95 процентов заводится без проблем ( с легкой натяжкой но с первого раза) АКБ 45А, Антифриз был зеленый, щас красно розовый MObil. Термостат стоит уже 3 по счету (82*). Завожу, печка на минусе, вентилятор отключен. грею до 60-70* (10-15мин) , радиатор закрыт куском войлока. поток с салона.
    В салоне задние стекла хоть скрябом отдирай, иней в миллиметра 1.5, на улице -33.
    Начинаю движение до работы, вкл. печку на 3 деления, воздух с улицы, т.к. с салона вообще все запотевает в добавок к инию. пока проеду метров 30 отогреваются лобовуха и боковые стекла водителя. На заднем сиденье дубак в районе ног. Стрелка тепла в горизонталном положении, если врубить авто обдув, стрелка вниз на миллиметра 2-3 ВОТ. полная попа.
    При температуре до -17* -20* все з***. сь. греется двиг до 70* мин 5, еду — от печки воздух аж пальцы жжет и в салоне клево, все стекла отогреваются в лет.
    МОЖ кто подскажет че дельное (такое как описал было и с прошлыми термостатоми)
    Еще где-то встречал совет сменить салонный фильтр, А В SPRINTERe 93г компл.XE 1.5л автомат ОН ЕСТЬ ЧТОЛИ? все облазил (бардачек слегка сломал) ниче не нашел.
    Красноярск

    Последний раз редактировалось DOCTORART; 19.12.2008 в 07:42 .

    Какие термостаты бывают по температуре

    от admin 07.06.2020, 12:52 3.2к Просмотры 1 комментарий

    Какие термостаты бывают по температуре. Устройство и принцип работы.

    Любой автомобиль внутреннего сгорания должен охлаждаться. В противном случае он просто перегреется и выйдет из строя. А вы будете вынуждены тратить большую сумму, чтобы купить мотор. Стоит отметить, что охлаждение может быть разным. Но наибольшей популярностью пользуется охлаждение при помощи жидкости.

    Если мотор охлаждается таким образом, то он оснащается специальным прибором – термостатом. От этой небольшой детали зависит очень много:

    • чтобы вовремя подавалась жидкость;
    • регулировка температуры;
    • правильная работа мотора.

    Если по какой-то причине он неисправен, то ваш мотор либо перегреется, либо, наоборот, его температура не поднимется выше 70 градусов.

    Когда мотор холодный, то через него проходит антифриз (в некоторых случаях водители заливают тосол либо воду). Когда же температура поднимается до рабочей, то открывается специальный клапан.

    С помощью термостата вы можете прогреть двигатель быстрее, что значительно уменьшит износ его деталей, и, соответственно, продлит срок службы. При этом сокращается количество вредных выхлопов, выбрасываемых в атмосферу.

    Если вы хотите, то вы даже можете провести небольшой эксперимент, в ходе которого посмотрите, как он работает. Для этого его нужно положить в кастрюлю либо металлическое ведро и налить туда воду. Далее поставьте это на огонь и ждите, пока вода нагреется. По мере того как вода прогреется до определённой температуры, откроется клапан.

    Сразу хотим сказать, что подобный эксперимент проводите только с новым термостатом, который вы в дальнейшем не будете устанавливать в машину.

    Устройство и принцип работы

    Классический термостат изготовлен из двух видов металлов:

    Этот элемент работает за счёт цилиндра, расположенного со стороны двигателя. В нём находится шарик, изготовленный из воска. При нагреве он начинает плавиться, тем самым раскрывается клапан.

    Материалом для шарика выбран именно воск, поскольку он способен расширяться, а под действием высоких температур он переходит из твёрдого состояния в жидкое.

    Штырь вставлен в цилиндр с воском и соединён с клапаном. По мере того как воск начинает нагреваться и плавиться, то он расширяется и выдавливает штырь, который и открывает клапан. После того как клапан открылся, через радиатор начинает поступать антифриз. Когда вы выключаете двигатель, то он начинает остывать, и, соответственно, воск начинает застывать и постепенно становится твёрдым.

    Градация по температуре открывания клапана

    И вот мы подошли к главному: какие бывают термостаты по температуре. Стоит отметить, что на машинах, которые эксплуатируются в наших широтах, клапан должен открываться при 82 либо 88 градусах Цельсия. Правда, они непригодны для более жарких стран.

    Дело в том, что на один и тот же двигатель могут устанавливаться разные термостаты, которые открываются при разных температурах. Чаще всего они делятся на 4 категории:

    Дело в том, что выбор термостата зависит от того, в какой климатической зоне вы проживаете, или, точнее сказать, где эксплуатируется машина.

    К примеру, если на машине эксплуатируемую в Африке, установить термостат, у которого клапан открывается при 82 градусах, то антифриз не успеет пройти по большому кругу. Из-за этого двигатель закипит практически мгновенно, и вы попросту не уедете даже со двора. Именно поэтому для одного и того же двигателя выпускается 4 вида термостатов, открывающихся при разных температурах. В Японии или Финляндии устанавливают те экземпляры, которые открываются при температуре 76 градусов. Северные страны чаще всего устанавливают (как говорилось выше) термостаты, открывающиеся при температуре 82 или 88 градусов. В жарких странах они должны открываться при температуре 92 градуса. Даже на отечественные Жигули идут термостаты трёх либо четырёх видов.

    Заключение

    Термостат хоть и маленькая деталь, но очень важный элемент любого двигателя. Если он плохо работает, то вы попросту не выедете со двора или задержитесь у обочины.

    Проверка термостата в домашних условиях

    Признаки неисправности

    • Стрелка температуры зашкаливает. Перед заменой термостата убедитесь, что измеритель и датчик температуры исправны. Когда стрелка поползет к красной зоне, заглушите двигатель. Накройте крышку расширительного бачка или крышку радиатора плотной ветошью, после чего аккуратно приоткрутите ее. Если из-под крышки под высоким давлением вырвется пар с брызгами ОЖ, а антифриз в бачке бурлит, значит, двигатель физически закипел. Симптомы говорят о том, что термостат заклинил в закрытом положении и доступ охлаждающей жидкости к основному радиатору перекрыт.
    • Двигатель то перегревается, то наоборот – набирает температуру очень медленно. Если неисправности указателя и датчика температуры исключены, причина в подклинивающем штоке термостата. Подклинивая, клапан периодически может зависать в одном из положений.
    • Двигатель долго прогревается – терморегулятор заклинил в открытом положении. Современные малообъемные бензиновые ДВС с прямым впрыском и дизельные двигатели характеризуются большим КПД, а поэтому при низких температурах даже исправные моторы прогреваются медленно. Поэтому перед тем как приговорить термостат, тщательно проверьте его работоспособность.
    Читайте также  Какой бензин заливать в фольксваген поло

    Принцип работы

    В нормальном состоянии возвратная пружина удерживает основной клапан в закрытом состоянии – доступ ОЖ к радиатору закрыт, а тосол циркулирует по малому кругу. Внутри корпуса расположен жидкий или твердый наполнитель (встречается чаще), который с ростом температуры расширяется. По мере прогрева двигателя усилие от расширяющегося наполнителя начинает превышать усилие возвратной пружины. Взаимное перемещение клапанов приводит к перекрытию малого контура циркуляции ОЖ, антифриз начинает проходить через радиатор и охлаждаться потоком набегающего воздуха.

    Немного сложнее устроены термостаты с электронным управлением, которые все чаще применяются на двигателях с непосредственным и распределенным впрыском на клапаны. Внутри корпуса такого терморегулятора установлена нагревательная нить, которая при подаче на ее выводы напряжения разогревается, принудительно повышая температуру твердого наполнителя.

    Термостат с электронным управлением имеет большую температуру открытия, по сравнению с обычными терморегуляторами.

    Повысив рабочую температуру двигателя, конструкторы добились увеличения КПД и, как следствие, снижения расхода топлива, уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Но при резком возрастании нагрузки на двигатель быстродействия обычного термостата будет недостаточно, и двигатель перегреется. Поэтому для уменьшения времени срабатывания нагреватель по команде ECM (Блок Управления Двигателем) принудительно повышает температуру вокруг чувствительного элемента.

    Характерные поломки

    Электронный термостат придется менять гораздо чаще. Нагревательное сопротивление имеет ограниченное число циклов срабатывания, а поэтому со временем перегорает. В случае выхода нагревателя из строя он будет работать как обычный термостат, но температура его открытия будет выше. Эксплуатировать машину с такой неисправностью можно только в режиме малой и средней нагрузки. Для предотвращения перегрева система самодиагности постоянно мониторит цепь нагревательного сопротивления. Поэтому в случае обнаружения обрыва, закорачивания на + или «массу», на приборной панели загорится Check Engine, а в памяти пропишется соответствующий код неисправности. Считать коды можно любым мультимарочным сканером, поддерживающим диагностический протокол OBD-II.

    Нормальная температура открытия термостата

    На автомобилях концерна VAG электронный терморегулятор в режиме частичной нагрузке начинает открываться при 95°С, а полностью открыт только при 110°С. Диапазон температуры ОЖ при полной нагрузке двигателя – 85-95°С.

    Методы проверки в домашних условиях

    Погрузите термостат и градусник в емкость с водой. Контролируя температуру нагрева воды, вы можете точно зафиксировать плавность движения штока, момент начала срабатывания и полного открытия. В случае замены такой метод проверки поможет определить бракованный термостат еще до установки на автомобиль.

    По мере прогрева двигателя тактильно контролируйте температуру патрубка, через который в него должен поступать горячий антифриз после срабатывания терморегулятора. Если стрелка на приборной панели не поднялась, а патрубок горячий, значит, термостат заклинил в открытом положении и антифриз циркулирует только по большому кругу. Соответственно, если температура зашкаливает, а радиатор и патрубок холодные либо едва теплые, случилась обратная ситуация. При наличии диагностического прибора можно в реальном времени наблюдать за температурой ОЖ и точнее отследить момент срабатывания термостата.

    Что такое термостат и почему его приходится менять

    Термостат – это прибор для поддержания постоянной температуры в замкнутом контуре.

    Для автомобиля это устройство имеет важное значение, поскольку позволяет за короткое время прогревать двигатель авто до необходимого уровня, а также обеспечить комфортную температуру в салоне двигателя для удобства водителя и пассажиров. В то же время, в жаркую погоду он не позволяет перегревать мотор, способствует более эффективному расходу горючего, а также уменьшает токсичность выхлопа автомобиля.

    В системе охлаждения он выполняет роль стабилизатора, способствует проникновению антизамерзающей жидкости проникать в большой контур охлаждения.

    Таким образом на вопрос: для чего нужен термостат, можно ответить: работа прибора проходит в двух направлениях: с одной стороны, он «дает разрешение» двигателю на быстрый прогрев, а с другой стороны – защищает мотор от перегрева.

    1. Устройство и принцип работы термостата
    2. Как работает термостат и для чего нужен
    3. За что отвечает термостат в автомобиле?
    4. Современные виды термостатов
    5. Неисправности. Как влияют на работу двигателя
    6. Диагностика

    Устройство и принцип работы термостата

    Схема сборки и устройство термостата одинаковы для различных марок и уровня машины.

    • Корпус из стали высокой прочности.
    • Резервуар со специальной жидкостью, обладающей термочувствительными свойствами.
    • Шток.
    • Патрубки входные и выходные.
    • Клапан основной.
    • Клапан перепускной.

    Как работает термостат и для чего нужен

    Наполнитель на базе воска реагирует на температурные изменения следующим образом: нагрев свыше 75-80 гр. С вызывает плавление материала и его расширение. Расширяясь воск выдавливает шток. Температура открытия термостата, когда клапан открывается полностью — при 90 гр. С и выше.

    Открытие перепускного клапана приводит к выходу жидкого материала в систему охлаждения. Проходя через радиатор., его верхний бак, жидкость поддерживает оптимальный температурный режим движка.

    techautoport.ru ь бь

    Когда температура снижается, термочувствительная жидкость возвращается к исходному агрегатному состоянию – твердому, что возвращает клапан в закрытое состояние.

    Материал для производства прибора- чаще всего латунь, медь или пластик.

    Термочувствительный материал – технический воск с присадками графита, алюминия, меди.

    За что отвечает термостат в автомобиле?

    Работа происходит следующим образом:

    1. Мотор еще не нагрет, в термостат е клапан закрыт, охлаждающая жидкость в системе идет по малому кругу.
    2. Двигатель прогревается и достигает нужного температурного режима, клапан термостата постепенно начинает открываться, что способствует выходу охлаждающий жидкости в большой круг через радиатор и рубашку охлаждения. Это нормализует температуру и предотвращает перегрев, создавая поток охлаждения.

    carnovato.ru

    Современные виды термостатов

    С появлением электронного управления автомобилем к традиционному прибору добавились новые вилы, такие как электронный термостат для автомобиля. Такие приборы устанавливаются для более точного управления температурным режимом автомобиля.

    В такой прибор монтируется нагревательный элемент – резистор. Принципиально не меняя термостат, принцип работы и функции узла. Он добавляет ему точности.

    Современные модели автомобилей содержат в системе термостата церезин (углеводородный воск).

    Неисправности. Как влияют на работу двигателя

    Устройство несложное и поломки довольно немногочисленны. Однако выход из строя узла приводит к неприятным последствиям

    • Заклинивание прибора в закрытом состоянии вызывает перегрев мотора, это не зависит от внешней температуры воздуха.

    Если не до конца открывается термостат, двигатель не обязательно закипит, — это зависит от состояния и срока эксплуатации машины. Но ситуация все равно неприятная. Единственный способ действий в такой ситуации – замена прибора на новый.

    • «Зависание» в открытом или наполовину открытом состоянии приводит к долгому прогреву мотора. Летом это не так страшно, а зимой можно замерзнуть в автомобиле, поскольку печка не включится и не будет прогревать воздух в салоне. Хотя на работу двигателя мощности прибора хватит.
    • Также одной из проблем может быть банальная коррозия металла – возникновение ржавчины на деталях прибора.

    Диагностика

    Заметить проблемы легко зимой и сложно летом. В теплое время года движок не требует серьезных усилий для прогрева. Зимой же можно легко определить, зачем нужен термостат: двигатель может прогреваться медленно: указатель температуры с трудом идет к отметкам рабочего диапазона — свыше 75 гр С.

    Правильная проверка функционирования термостата:

    • Прогреть движок до нормальной для его работы температуры. Следить, чтобы показатель оборотов не попал в красную область.
    • Заглушить мотор, открыть капот. На радиаторе есть два патрубка: верхний и нижний. Тактильным образом, то есть касаясь шлангов руками, определить какой из шлангов какой температуры. Если верхний шланг горячий, а нижний – холодный, значит термостату кирдык и у вас в системе охлаждения постоянно перекрыт большой круг..

    То есть, когда двигатель вышел на рабочую температуру, охлаждающая жидкость должна идти через радиатор, а этого не происходит. Меняйте термоста

    blamper.ru

    Есть более «экзотический» метод проверки работоспособности устройства, — это народный способ, заключающийся в том, сто термостат надо снять с автомобиля. Узел помещается в емкость с водой, нагретой почти до температуры кипения- 100 гр С.

    Вслед за этим нужно осмотреть и проверить, открывается ли клапан. Рабочий исправный термостат должен в горячей воде – при рабочей температуре легко открывать клапан. Если этого не происходит – значит не судьба ему работать дальше — придется заменить на новый.

    При покупке нового термостата стоит выяснить, какова нормативная температура полного открытия клапана прибора. Хитрость заключается в том, что если прибор конструктивно «заточен» на высокую температуру открывания клапана, то двигатель может начать не только перегреваться, но и может «закипеть» раньше, чем прибор включится в работу.

    Эта ситуация чревата серьезным последствиями для автомобиля в целом и мотора в частности. Ремонтные работы могут обойтись хозяину авто очень дорого, поэтому стоит предусмотреть этот момент заранее.

    А на этом про термостат всё!

    Но раз уж речь шла про систему охлаждения автомобиля, то как можно забыть про «Антифриз». Нажимайте на ссылку и читайте.

    Пишите ваши комментарии и ставьте оценки статье.