Н час что это

Н час что это

На некоторых автосервисах используют такое понятие как нормо-час, устанавливают определенную стоимость нормо-часа и думают, что после этого всем всё понятно стало. Однако давайте разбираться, что это за нормо-час такой, и какое отношение он имеет к нам, автовладельцам.

По сути, нормо-час – это единица времени выполнения работ по ремонту и обслуживанию автомобиля. Суточное время измеряется в часах, а время проведения авторемонта в нормо-часах. Но это теоретическое время проведения той или иной операции по ремонту.

Существуют специальные НОРМАТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ по каждой модели автомобиля. В этих нормативах прописаны все возможные операции и сколько нормо-часов должна каждая операция продолжаться.

Откуда возникают нормативы? Это происходит примерно так: берется специально обученный, квалифицированный механик, ему выдается весь необходимый инструмент, этот инструмент аккуратно раскладывается на чистый и светлый верстак. Рядом ставится новый, чистый автомобиль определенной марки, кто-то щелкает на кнопку секундомера и механик преступает к работе. По окончании работы становится известно необходимое время на данную операцию.

По сути, такими образом измеряется ТРУДОЕМКОСТь работы. Такое измерение происходит неоднократно, участвуют инженеры и большое количество других специалистов. В результате специальная комиссия делает вывод, что такая-то операция на таком-то автомобиле должна занимать столько-то времени. Это норматив.

В реальной жизни фактическое время проведения операции может отличаться от нормативного. Например, если гайка приржавела, или ключ старый с разбитыми гранями или механик не выспался, то фактическое время проведения работ может быть больше указанного в справочнике. Может быть и наоборот, когда производство до такой степени отлажено, что исполнитель выполняет операцию быстрее, чем положено.

Конечно, отклонения от нормативов возможны. Но в среднем фактическое время проведения операции близко к нормативному. Скажу еще и то, что чем выше квалификация механика, тем чаще он укладывается в норматив.

Справочники с нормативами доступны любому автосервису. Однако не все автосервисы используют понятие нормо-часа. Те, кто используют, устанавливают определенную стоимость нормо-часа на своем производстве. Исходя из этой стоимости, рассчитывается конечная цена той или иной операции для клиента.

Например: стоимость нормо-часа на СТО «У Ивана Ивановича» составляет 1000 рублей. В справочнике работ мы находим, что для замены передних колодок на автомобиле Mazda CX-7 необходимо 0,5 нормо-часа. Это значит, что фактически за подобную услугу мы заплатим 1000 * 0,5 = 500 рублей.

Подобная система удобна и автосервисам, и клиентам. И прежде всего тем, что стоимость работ берется не с потолка, а рассчитывается исходя из официальных нормативов. Можно планировать и деньги и время, которое необходимо потратить на ремонт. Намного меньше вероятность, что в таком автосервисе начнут заниматься приписками и пытаться «нагнуть» клиента на дополнительные деньги.

Как я уже говорил, хороший автослесарь чаще всего укладывается в норматив. Если на предприятии систематически происходит превышение нормативов то что-то здесь не то: либо сотрудники низкоквалифицированные, либо условия для их работы не созданы. И в том и в другом случае это несет понятные проблемы для клиентов.

Ради справедливости надо отметить, что далеко не все автосервисы использующие нормо-час, работают качественно и без нареканий. В тоже время есть хорошие мастерские, где нормо-час не используют. Однако в целом, использование нормо-часа хороший признак. Ставьте дополнительный плюс, если на вашем автосервисе используется нормо-час.

Удачи, друзья, на дорогах и в жизни!

С вами был ваш надежный партнер, автоэксперт Игорь Кургузов.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Автомобильная Академия — ликвидация автомобильной безграмотности!

Нормы времени, выработки и обслуживания: в чём разница?

Основные цели, устанавливаемые в ходе нормирования труда – достижение наилучшего отношения количества труда и его вознаграждения, следствием чего будет нахождение справедливой меры заработной платы и степени загрузки работника.

Подготовленные учеными-экономистами нормативы труда устанавливают пропорцию «количество труда/ объем произведенного продукта». Если нужно отобразить издержки труда, то пользуются характеристиками объемов произведенной работы или рабочего времени. Трудовые нормативы – это базисная составляющая норм труда в условиях определенного производства. Самые распространённые нормы:

  • времени;
  • выработки;
  • обслуживания.

Указанные нормы помогают оценивать меру затраченного труда и, следовательно, характеризуют количество труда и количество рабочей силы, отсутствие которых делает невозможным осуществление технологического процесса. Эти нормы дают возможность оптимизировать управленческий процесс по направлениям:

  1. Прогнозировать необходимые издержки производства;
  2. Рассчитать не только количество необходимого персонала, но и определиться со структурой по профессионально-квалификационному принципу;
  3. Оптимально организовать управление производственным процессом и продвижением продукции к потребителю.

Чтобы установить правильные и научно подтвержденные нормы труда, надлежит иметь четкое представление, что конкретно регламентирует каждая норма, понимать методики расчета и условия применения каждой из норм.

Норма времени

Норма времени — подтверждённые траты времени персонала для совершения единицы работы (производства единицы продукции). Расчетной единицей является 1 деталь, 1 изделие, 1 производственная операция, оказание какого-то вида услуг и др. Единицей измерения настоящей нормы являются человеко-часы. Если для добычи 1 т угля требуется работа шахтера на протяжении 1,6 часа, то отсюда вытекает, что норма времени для этого вида деятельности – 1,6 человеко-часов.

Для фиксации нормы времени проводится строгий хронометраж производственной операции в сочетании со строгим соблюдением всех технологических условий.

Проводится расчет нормы времени Н вр следующим образом:

где t пз – подготовительный и заключительный периоды работы;

t з – основное время;

t об – обслуживание рабочего места;

t отл – необходимые паузы на личные потребности;

t пт – паузы, оговоренные технологией.

Нормирование времени предоставляет возможность разработать нормы выработки, оценить уровень трудоемкости продукта, просчитать производительность труда.

Норма выработки

Норма выработки – объем продукции/ работы соответствующего качества, который изготавливается/выполняется за единицу времени. Расчетной временной единицей считается любой удобный для данных целей отрезок времени – смена, время определенного производственного цикла, час или др. временной промежуток. Отражается норма выработки в единицах производимого продукта – штуках, литрах и т. п.

Проводится расчет нормы выработки Н в за смену по такой схеме:

где Т см – величина смены;

Ч – число персонала, задействованного в техпроцессе;

Н вр – норма времени на единицу работы (продукции).

В качестве примера рассчитаем норму выработки для каменщика, который работает самостоятельно 8 час., норма времени на 1 м³ кладки 5,3 человеко-часов:

Таким образом, каменщик за рабочий день должен выложить 1,5 м³ кирпичной кладки.

Эта норма применима к представителям тех профессий, производственная деятельность которых сводится к выполнению одного типа работы в нормируемый временной цикл.

Норма обслуживания

Норма обслуживания – рациональная величина субъектов или объектов (количество клиентов, рабочих мест, станков и т.п.), обслуживаемая сотрудником или персоналом предприятия за 1 рабочий цикл в условиях его рабочего места.

Величиной измерения для данной нормы будет количество клиентов, число обслуживаемого оборудования, или величина площади в соответствующих метрических единицах и т.п.

Если известна временная норма обслуживания клиента или оборудования, есть возможность определить эту норму Н об так:

где Т см – величина рабочего дня;

К – коэффициент, характеризующий степень использования рабочего времени;

Н вр. об. – норма времени обслуживания .

С помощью несложных расчетов установим, что в случае принятия нормы времени обслуживания наладчиком станка в размере 0,65 час. при продолжительности рабочего времени 8 час. ( К = 0,97), норма обслуживания составит:

Этой нормой пользуются в случае оценки труда работников вспомогательных профессий: персонал сферы обслуживания, ремонтные бригады, контролеры ОТК, кладовщики, транспортники и др.

Рассмотренные нормы позволяют провести дальнейшие расчеты, определяющие нужную производительность труда и резервы средств на заработную плату. Способ их создания, корректировки, напряженность норм становятся критериями обсуждения во время заключения соглашений по тарифам (коллективных договоров).

Аргументированные нормы дают возможность составить оптимальное задание на производственный период, избежать погрешностей в планировании, не допустить большое перевыполнение плановых заданий и, тем самым, сбалансировать производство, не допуская создания излишков деталей и изделий, особенно на промежуточных стадиях производства.

Вместе с нормами труда, принятыми отдельными предприятиями, есть единые нормы выработки и расценок ЕНВиР, рассчитанные для предприятий одной отрасли. Они устанавливаются для нормирования самых распространенных разновидностей работ. При использовании этих норм значительно упрощается процесс нормирования на каждом конкретном предприятии. ЕНВиР действуют во всех государственных организациях и предприятиях любой ведомственной принадлежности.

Норма-час на ремонт автомобилей. Нормы времени на ремонт

Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.

Что такое нормочас ремонта автомобиля

Норма-час на ремонт автомобилей и его технического обслуживания — это единица времени выполнения работ. Существуют определенные нормативы проведения работ с автомобилем. В нормативах прописаны все операции и сколько норма-часов на ремонт автомобиля выделяется под определенную операцию.

Читайте также  Какой расход топлива у гранты

Как рассчитываются норма-часы

Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.

В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.

Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?

От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей

Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.

Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.

Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.

Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто

Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:

  • Обслуживание рабочего места
  • Оперативное время
  • Получение материалов и инструментов
  • Подготовительно-заключительную работу
  • Время на отдых и личные надобности.

Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.

Сборник норм времени на ремонт автомобилей

На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.

Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей

  • Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
  • Замерить контрольный расход топлива – 0,25
  • Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
  • Произвести уборку салона – 0,30
  • Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
  • Полная мойка всего автомобиля – 0,80
  • Проверить работу системы сжигания – 0,32

На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.

Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей

Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:

  • Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
  • Ремонт электрооборудования – 12,0
  • Малярные работы – 14,0
  • Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
  • Шиномонтажные работы – 12,0
  • Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
  • Обработка деталей в механическом цехе – 12,8

Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок

  • Снять и установить топливный бак – 0,36
  • Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
  • Установка радиатора – 0,52
  • Установка водного насоса – 0,64
  • Заменить шланг – 0,25

Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:

  • Снять и установить двигатель – 4,20
  • Заменить механизм вращения клапана – 0,29
  • Снять и установить карбюратор – 0,42
  • Работа со сцеплением – 1,10
  • Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.

Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.

Это только теоретически, на практике все выглядит немного иначе — в каталоге операций нормо-часы предусмотрены на новый автомобиль. На самом деле, в случае многих поломок есть заметки о «трудном случае», но дополнительного регламентного полчаса часто недостаточно, чтобы мастер мог справиться с приржавевшими винтами.

Регламентные нормо-часы — это всего лишь подсказка для механика, сколько потребуется времени на выполнение конкретного ремонта.

Пример нормы времени на ремонт автомобиля

Представленные ремонты или рабочие часы не имеют обязательного выполнения мастерскими — автосервис не обязан даже знать такие стандарты и, конечно, не должен их соблюдать.

Многие действия легко срываются (даже если они утверждают, что предусмотрены только в новой машине). Более высокие трудозатраты часто лежат в интересах самих клиентов. Например, Zafira B с двигателем 1,7 CDTI. Теоретически операция замены турбины длится 2 часа. 48 мин по нормо-часам. Будет трудно уложиться в этот лимит времени даже опытному мастеру, потому что создатели каталога не включили некоторые дополнительные операции, необходимые для: демонтажа компрессора кондиционера (к счастью, без необходимости опорожнять систему, просто отодвиньте компрессор от блока двигателя), тепловых щитков, датчика температуры. Весь элемент демонтирован — с выпускным коллектором и катализатором, который необходимо демонтировать.

Кроме того, помните, что ремонт по нормочасам речь идет об обмене компонентами — вынимания старой турбины, и установки новой. Если старую турбину клиент попросил восстановить, то нормочасов на ремонт автомобиля потребуется еще дольше. Кроме того, существует проблема занимаемого положения, толкания автомобиля по сервису и т.д. Именно поэтому услуги в этой модели учитывают не 4760 рублей (как это следует из оценки стоимости по нормо-часам ремонта авто), а около 11 000 рублей — и это не так уж много, зато учитывается весь фронт выполняемого ремонта!

Все, что вы хотели знать о нормочасе

Что такое нормочас?

Начнем с определения. Нормочас – это единица измерения трудозатрат, подразумевающая, что на выполнение каждой операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей отведено строго определенное время (в часах и минутах).

Откуда он берется, этот нормочас? Как правило, автопроизводители самостоятельно нормируют затраты труда на выполнение рабочих операций по каждой модели автомобиля. Таблицы утвержденных нормочасов заносятся в справочники, которые предоставляются официальным автодилерам данной марки. Именно конкретное количество нормочасов, необходимое для выполнения данной операции, автомеханик и занесет в заказ-наряд – ведь это количество указано автопроизводителем, а кому, как не ему, лучше всего знать, сколько нормочасов нужно для устранения данной неисправности у конкретной модели данной марки?

Расчет нормочаса. Стоимость нормочаса. Из чего складывается стоимость нормочаса?

При расчете нормочаса на выполнение конкретного вида работ обязательно учитывается необходимость соблюдения требований техники безопасности и принципов ремонтной технологии – т.е. в нормочас закладывается время, которое автомеханик тратит на то, чтобы надеть перчатки, переместить автомобиль по ремонтной зоне, протеть автосалфеткой ремонтную область и т. д. Также сделана поправка на то, что работу выполняет среднеквалифицированный специалист в состоянии средней степени усталости.

Вообще существует несколько способов формирования нормочаса для конкретной модели конкретной марки. Чаще всего рассчитываются фактические временные затраты, когда засекают рабочее время для выполнения определенной операции. Иногда применяется расчет поэлементного нормирования – принимаются во внимание четкие нормативы на выполнение простых операций: отвернуть/завернуть болт, просверлить отверстие, обработать фаску и т.д. Эти операции учитываются в в технологической цепочке, для которой составляется норматив.

Следует заметить, что официальные автодилеры несут ответственность за строгое следование рекомендациям автопроизводителей в отношении нормочасов. Если выяснится, что сотрудники автосервиса, являющегося авторизованным дилером марки, приписывали лишние нормочасы, можно не только лишиться статуса дилера, но и сдать документы на право заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому клиент, сдавший автомобиль на СТО, оплачивает только чистые нормативы, рекомендованные автопроизводителем. Если по каким-либо причинам персонал не укладывается в рекомендованные нормочасы, необходимо оптимизировать трудозатраты, не выходя за рамки нормочасов, рекомендованных автопроизводителем.

Сколько стоит нормочас?

Почему у разных автосервисов стоимость нормочаса может быть различной? Цена нормочаса складывается из нескольких параметров: это, в первую очередь, класс, марка, модель автомобиля; расчет рыночных цен на выполнение конкретного вида работ по обслуживанию и ремонту данного автомобиля в конкретном регионе, а также издержки, возникающие у автосервиса в результате обслуживания транспортного средства. Чаще всего для расчета стоимости нормочаса официально работающие с автопроизводителями автосервисы используют следующую формулу:

Нормочас кузовного ремонта

Однако тут есть небольшая загвоздка: дело в том, что завод, как правило, прописывает в справочнике нормочасы лишь на некоторые виды работ, основные: установка/снятие какого-либо узла или агрегата, снятие/замена какой-либо детали, покраска автомобиля. Что касается, например, кузовного ремонта, устранения деформаций, вмятин и других повреждений – может рассчитываться по индивидуальной ставке конкретного автомеханика. Каким образом будет нормировано выполнение работ в данном случае, определяет эксперт по труду конкретного автосервиса. Одному мастеру будет достаточно для выполнения работы часа, другой скажет, что он и за три не управится.

Читайте также  Скрипят сайлентблоки что делать

В свое время Германия как мировая столица автомобилестроения уже столкнулась с проблемой расчета трудозатрат выполненных работ по ремонту и обслуживанию автомобилей. В техцентре AZT (Allianz Zentrum fuer Technik, Institut Kfz-Technik ? Институт автомобильной техники) страховой компании Allianz Versicherungs AG разрабатываются нормативы трудозатрат по кузовному ремонту. Кстати, эти нормы включены в справочники, так что «вдохновение по часам» для мастера тут не сработает: предписано выполнять данную работу ровно час – допускается отклонение максимум 1-2 минуты, ведь немцы, как никто, любят точность во всем. К слову, нормативы техцентра AZT во всем мире признаны объективными стандартами реальных трудовых затрат персонала автосервисов. При расчете нормочасов на кузовной ремонт AZT использует методику REFA (Reichsausschuss Fur Ardeitsreitstudien) Организации по составлению методик расчета трудоемкости.

Нормочас по-русски

В самом начале статьи мы оговорились, что мировой нормочас, попав на благодатную российскую почву, претерпел некоторые изменения, корни которых уходят в эпоху советского автопрома.

В технических условиях ТУ 4538-140-00232934-98 с изменениями 1, 2, 3, 4 «Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания» виды кузовного ремонта описываются так:

ремонт 0 ? устранение повреждений на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;
ремонт 1 ? устранение повреждений в легкодоступных местах (до 20 % поверхности детали);
ремонт 2 ?
устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50 %;
ремонт 3 ? устранение повреждений со вскрытием и сваркой, частичной реставрацией* детали до 30 %;
ремонт 4 ? устранение повреждений с частичной реставрацией детали на поверхности свыше 30 %;
частичная замена ? замена поврежденной части детали кузова ремонтной вставкой (из номенклатуры запасных частей или изготовленной из последних);
замена ? замена поврежденной детали кузова деталью из запасных частей;
крупноблочный ремонт ? замена поврежденных частей кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, рихтовкой, сваркой последних.

* Частичн а я реставрация детали ? это устранение повреждений вытяжкой или правкой с усадкой металла; вырезка участков, не поддающихся ремонту; изготовление ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или запасных частей.

Здесь необходимы небольшие пояснения: в СССР дефицит распространялся даже на кузовные запчасти, поэтому чаще всего их все-таки ремонтировали, чем ставили новые. Практически в настоящее время пункты «ремонт 3» и «ремонт 4» сейчас почти не применяются. В случае сильного повреждения происходит замена детали, а небольшие повреждения ремонтируются под шпатлевку. Ну и, конечно, подавляющее большинство официально работающих СТО в настоящее время используют в своей работе нормативы автопроизводителя – например, нормочас для BMW, Volkswagen, Mercedes, Nissan, Hyundai, Kia, Opel, Daewoo.

Уложиться в нормочас – миссия выполнима?

Автопроизводителями определен общий список требований, которым должны соответствовать станции технического обслуживания, работающие по официальному соглашению с автопроизводителями и использующие в качестве нормативов трудозатрат нормочасы.

• Специализированная ремонтная организация с соответствующим техническим оснащением для выполнения тех видов работ, которые она проводит
• Квалифицированный персонал, владеющий всеми используемыми технологиями
• Доступ к свежей технической документации от автопроизводителя

Нормочас в ГУТА-АВТО

ГУТА-АВТО предлагает свои услуги по независимой оценке стоимости ремонта автомобиля. Мы работаем с нашими клиентами напрямую, без договоров со страховыми компаниями.

Если Вы думаете, что калькуляция восстановительного ремонта ниже, чем Вам предлагают в страховой компании, обращайтесь к нам – мы проведем объективную проверку! Вы не согласны с калькуляцией восстановительного ремонта, составленной страховой компанией, и она существенно ниже реальной стоимости ремонта автомобиля?

Для расчета стоимости ремонта Вашей машины мы используем программы Audatex и Шваке/AZT, а это значит, что Вы получите максимально возможное возмещение ущерба с учетом нормативов автопроизводителя. Наши высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы, рассчитают для Вас объективную стоимость ремонта машины!

Мы являемся партнерами страховой компании ГУТА-СТРАХОВАНИЕ – по Вашему желанию Вы можете рассчитать стоимость страхового полиса КАСКО или ОСАГО с сайта или получить страховой полис ОСАГО при прохождении технического осмотра на месте!

Мы также предоставляем следующие услуги:

• Полная юридическая консультация по вопросам ДТП;
• Помощь в составлении пакета документов для страховых компаний;
• Составление отчета о стоимости восстановительного ремонта легкового ТС;
• Дополнительный осмотр ТС (при наличии скрытых повреждений);
• Повторная независимая автоэкспертиза (в случае разногласий с оценкой, сделанной в другой организации, например, в страховой компании);
• Проверка заказ-нарядов станций технического обслуживания автомобилей;
• Быстрый, качественный и надежный ремонт Вашего автомобиля!

Установленные нормы часов по Трудовому Кодексу в РФ на 2020 году

За всю свою трудовую деятельность мне пришлось научиться разбираться в нормах трудового времени. И я начала ценить, когда они действительно регламентированы, а не предусмотрен ненормированный график для работников. Такие нормы устанавливаются российским законодательством, а также самим работодателем. Но в любом случае они должны быть фиксированными и оговариваться с сотрудником при его приеме на работу.

В зависимости от условий труда и количества трудового времени определяется и доход человека. Например, я сейчас всегда произвожу расчет стоимости моего трудового часа, чтобы понимать, подходит мне эта работа или нет. И в этой статье я расскажу вам, какие трудовые нормы времени бывают.

Рабочее время

Для начала необходимо определиться, что же считается нашим рабочим временем по законодательству РФ. В это время входит следующие периоды:

  • выполнение своих непосредственных обязательств по должностной инструкции;
  • выполнение дополнительных распоряжений своего руководства;
  • командировки и другие поездки, связанные с выполнением рабочих целей;
  • подготовка рабочего места, а также его уборка после проведения необходимых работ;
  • периоды, связанные с получением наряда, получение распоряжений;
  • время, затраченное на поездку до работы и с нее, если она осуществлялась на транспорте работодателя, либо для этого использовался личный автотранспорт по поручению руководителя или трудовому контракту;
  • время отдыха и перерывов, регламентированных внутренними локальными актами предприятия.

При трудоустройстве каждый работодатель обязан информировать вновь принимаемого сотрудника, на какой режим труда он устраивается. В зависимости от этого он информирует о действующих трудовых нормах времени, которые положено отработать ему в случае трудоустройства.

Нормы времени

В Трудовом законодательстве регламентирована обычная продолжительность рабочей недели сотрудников, работающих по стандартному графику 5/2, 6/1.

Выходные дни в таком случае могут быть и плавающими для работников, но общая норма часов не меняется. И ее размер установлен в пределах 40 рабочих часов. То есть если считать, что работники будут придерживаться стандартной пятидневной недели, они должны работать по 8 ч. в день.

В месяц данное количество в среднем будет составлять 160 ч., если рассчитывать, что обычно бывает 4 рабочих недели. Однако каждый месяц может отличаться друг от друга дополнительными выходными днями, праздниками, а также стандартной разницей в количестве дней (30,31, 28,29). Праздничные дни регламентируются Правительством страны и устанавливаются индивидуально для каждого года.

Найти такой производственный календарь можно на любом правом сервисе в интернете. В нем подробно расписаны, какие дни считаются выходными, праздничными и рабочими.

Разберем такой календарь на текущий год:

  1. В первую очередь прописаны переносы выходных дней на другие даты. В этом году их было 5 штук. Это делается для удобства граждан, чтобы они могли продлить свои выходные дни, когда есть какой-либо праздник. Например, 2 праздничных дня 6 и 7 января, выпавшие на выходные дни, должны были продлить новогодние каникулы до 10 января. Но в этом году на работу все вышли 9 января. Поэтому эти дни были перенесены на пятницу 9 марту и среду 2 мая. Таким образом, мартовские выходные длились 4 дня, и апрельско-майские также продолжались 4 дня.
  2. Далее в календаре расписано суммарное количество дней за каждый месяц. При этом здесь ведется учет общего количество дней, отдельно рабочих и выходных.
  3. Итогом таких расчетов стал суммарный подсчет всех этих дней за год. Общее количество дней получилось 365 дней, из которых 247 были рабочими. Соответственно 118 дней получились выходными.

Но важно помнить, что предпраздничные дни всегда имеют сокращение на 1 ч. В этом году таких дней было 6. Поэтому при расчете норм времени из общего количества времени надо вычитать эти 6 ч. Данное время работодатель обязан предоставлять всем сотрудникам и оплачивать этот день в полном размере. Но если производственный процесс не позволяет освободить сотрудника раньше положенного времени, ему должна быть предоставлена доплата за переработку, либо выходной день.

Читайте также  Какой генератор стоит на ваз 2107 инжектор

Также еще нужно знать, что из данных норм вычитается фактически неотработанное время сотрудником. Оно может быть использовано им на:

  • положенный отпуск;
  • больничные дни;
  • декретные отпускные дни;
  • иные дни, когда сотрудник отсутствовал на своем месте.

Узнать об этом более подробно можно из представленного видео.

Рабочие режимы

Зная установленное количество рабочих дней в году, а также самих рабочих недель, несложно посчитать норму часов, которую положено отработать сотрудникам. Для этого надо 247 рабочих дней умножить на дневную норму 8 часов. И получится 1976 часов общего времени. Но из них обязательно надо вычесть 6 сокращенных часов. И получится стандартная норма 1970 часов.

Но есть категории работников, которым полагается неполная или сокращенная неделя. В этом случае их нормы могут быть 36 часов или 24 часа. Тогда расчет норм их годового количества часов составит 1772 часа и 1179 часов.

Расчетные показатели применяются ко всем режимам труда, установленных работодателем в своей компании. Если режим предусматривает необходимость сотрудника работать посменно по 12 часов, то в общей своей совокупности в течение года он не должен переработать установленную норму.

Если в компании сотрудники трудятся посменно, то руководитель должен вести суммарный учет их времени. При этом важно соблюдать законодательство в отношении предоставления отдыха. По нему человек должен иметь отдых не менее 42 часов после таких смен. И количество отработанного времени должно учитываться в период месяца или квартала. Недопустимо превышение установленных максимальных норм.

Ненормированный день

Рабочий распорядок дня и количество рабочих часов может подсчитать каждый сотрудник самостоятельно. Для этого необходимо только знать, какое количество часов он должен ежедневно отработать, а также количество дней в неделе. Во многих организациях, где работа осуществляется посменно, составляются графики. С этими графиками должны быть ознакомлены все сотрудники. В соответствии с этим документом каждый сотрудник видит, какое количество дней и времени он должен будет отработать.

Если руководитель требует поработать сверхурочно в другой день, то такая переработка не должна превышать 4 часов за 2 выходных дня. А общее количество часов не должно превысить 160 за год.

Но не стоит путать сверхурочную работу с ненормированным графиком. Под ним понимаются условия, когда работнику иногда придется прийти на работу раньше или уйти с нее позже по сравнению с остальными работниками. За это он не обязан получить специальную доплату. Данное обстоятельство подразумевается самим режимом труда. Но работать постоянно в условиях несоблюдения норм работник не может. Эти условия могут происходить только периодично.

Если сотрудник подписывает соглашение о том, что его день будет ненормированным, он должен знать, какие нормы действуют в организации, чтобы разумно оценивать количество дней, когда он перерабатывал. То есть во все остальные дни он должен приходить и уходить наравне с другими работниками. А его ненормированные дни должны устанавливаться только в тех случаях, когда это особенно требуется определенными обстоятельствами.

Если сотрудник работает по ненормированному дню, ему полагается дополнительно 3 дня отдыха в год, которые он может использовать вместе с отпускными днями. Также он может воспользоваться ими и отдельно от них.

Нормо-час или фиксированная цена?

Наверное, каждый кто связан с авторемонтным бизнесом сталкивался с понятием нормо-час. В каких-то сервисах для расчета стоимости ремонта используется нормо-час, в каких-то используются фиксированные цены на услуги. Возникает вопрос — что лучше использовать? Давайте мы этот вопрос немного перефразируем – «Какая схема будет выгоднее (читай прибыльнее) для автосервиса в долгосрочной перспективе?»

Компания GIPA в 2009 году проводила исследование рынка автосервисов и судя по их данным, среди независимых СТО нормо-часы в своей работе используют около 41% станций. Исследование московского рынка журналом «Ремзона» двумя годами ранее показывает примерно схожую ситуацию – нормо-часы использовались примерно на 50% станций в Москве. Из собственного опыта могу сказать, что чем крупнее сервис, чем выше вероятность что там используются нормо-часы. Если же сервис небольшой, то чаще всего никто с нормо-часами не заморачивается.

Чем хорош нормо-час? Практически по каждому автомобилю есть установленные производителем нормы времени на все возможные операции и работы. Это удобно с точки зрения учета и планирования загрузки. Если мы знаем что в понедельник в 10-00 на пост №2 придет машина на замену колодок и у нас норма времени на эту операцию для этого автомобиля – 1 час, то мы можем со спокойной душой записывать следующего клиента на 11-00 на этот пост. Плюс к этому, учет рабочего времени и зарплаты тоже становиться проще – вот какие механик провел работы, вот сколько это в нормо-часах, вот столько ему нужно платить за нормо-час, вот такая значит получается зарплата.

Правда и здесь есть шероховатости. Во-первых, не всегда фактическое время на операцию совпадает с тем, которое указано у производителя в мануале. Механик может справиться и быстрее, а может и наоборот, провозиться в три раза дольше из-за какой-нибудь закисшей гайки. Понятно, что чем старше и разнообразнее парк машин, которые обслуживаются в сервисе, тем выше вероятность второго варианта. А например, для СТО, которая специализируется на конкретной марке, эта проблема будет стоять менее остро, потому как все машины известны и все болячки тоже известны. Второй момент – зарплата механика. Чтобы у него был стимул работать быстрее и качественнее, нужно в формулу расчета зарплаты забивать не голые нормо-часы, а вводить какие-то дополнительные коэффициенты.

С другой стороны, если все завязано на нормо-часы, то при изменении стоимости нормо-часа происходят изменения не только в ценах на услуги, но и в зарплате персонала. Плюс к этому, становится сложнее просчитывать финансы. Если у вас зарплата механиков составляет процент от стоимости услуги, то вы точно знаете, какая доля выручки уйдет персоналу за работу. Если зарплата считается по нормо-часам или в виде фиксированной суммы за операцию (что в принципе одно и то же), то сходу сказать сколько денег пойдет на зарплату сотрудникам уже не получиться, надо будет вдумчиво считать и смотреть какие были работы. Если для этого есть компьютерная программа, тогда задача конечно сильно облегчается.

И еще один момент — стандартизация всех операций это один из ключей к стабильности и постоянству качества. Чем более предсказуем ход работы, тем проще выстраивать бизнес-процессы, потому как все «переменные» известны. Поэтому с точки зрения внутреннего учета, нормо-час очень полезен.

Помимо этого есть вопрос ценообразования. И здесь ситуация немного другая. Перед тем, как мы начнем копать глубже, хочу сказать пару слов о ценообразовании в автосервисах и об отношении к ценам у владельцев и руководителей СТО.

Я стараюсь покупать все книги на тему автобизнеса, которые выходят на русском языке. Их очень мало, но тем не менее они существуют. И почти в каждой из них есть глава про ценообразование или «ценовую политику» или «формирование ценовой стратегии». Очень часто там описывается множество методов установления цен на основе себестоимости услуги. В связи с этим должен открыть вам один секрет – цены на услуги автосервиса не имеют ничего общего с себестоимостью. Эти две вещи никак не связаны. Вообще никак. Нет никаких правил по размеру маржи, которую вы должны устанавливать. Никто не обязывает вас ограничивать долю вашей прибыли в цене пятьюдесятью или сорока или тридцатью процентами.

Цена – это целиком и полностью вопрос восприятия клиентов. И ваше восприятие цены и их восприятие цены это две разные вещи. Вы примерно знаете, какие трудозатраты сопутствуют каждой услуге, что можно сделать быстро и легко, а над чем придется попотеть. И вы устанавливаете цены согласно вашему пониманию услуг. Ваши клиенты не являются специалистами по авторемонту и для кого-то, например, процедура замены тормозных колодок не является простой и очевидной. Но он знает, что тормоза это важно и это влияет на безопасность. А вы думаете, что замена колодок это очень просто и нельзя брать за это больше определенной суммы.

Вы думаете это, забывая о том, что для вас это быстрая рутинная операция, а для клиента это может быть поважнее всего остального в машине и он готов заплатить за уверенность в хороших тормозах и за свою безопасность на дороге. Я, например, не знаю, как происходит замена или ремонт суппорта и как выглядит этот самый суппорт и где он вообще расположен. Но если вы объясните мне, что он влияет на то, как работают тормоза, то я вряд ли буду возражать против его починки и цена будет для меня далеко не главным фактором.