Что такое проекция на лобовое стекло

Проекция на стекле автомобиля

Производство автомобилей с каждым годом совершенствуется, появляются новые приспособления и инновационные устройства. Производители каждый раз стараются выпустить транспортное средство, которое по своим характеристикам будет лучше предыдущих моделей. Кроме этого, различного рода компании создают и реализуют приборы, упрощающие жизнь водителям. Рассмотрим, что представляет собой проекция на стекле автомобиля, для чего она нужна и как работает.

Что такое проекция

Проектор, воспроизводящий картинку на лобовое стекло, создает своего рода проекцию.

Водитель имеет возможность отобразить следующие элементы:

спидометр, чтобы смотреть скорость движения;

информацию о работе фар авто;

температуру тосола и пр.

Отображаемая проекция не дает водителю отвлекаться на посторонние вещи. Теоретически, это поможет уменьшить количество ДТП.

История появления

Проекционный дисплей так же, как и другие автомобильные технологии, появился благодаря авиации. Много лет назад пилоты получили возможность просматривать данные не с самих приборов, а с прозрачного экрана. На самом деле, данную инновацию можно считать устаревшей, хотя до недавнего времени она не пользовалась особой популярностью.

В первый раз проекцию для автомобиля установили в 1988 году. Этим занималась компания General Motors. Тогда экран был черно-белым, цветным он стал спустя 10 лет.

В 2003 году подобную технологию испробовала немецкая компания BMW. Инновационное оборудование тогда было доступно только для обладателей автомобилей премиум-класса. Со временем БМВ начала внедрять проекцию в бюджетные модели. Покупателям предлагали установить дисплей в качестве дополнительной функции. На сегодняшний день рынок предлагает потребителям разные варианты создания проекции.

Как это работает

Система Head-up Display в переводе с английского дословно означает «дисплей для поднятой головы». По своей конструкции она состоит всего из двух деталей: самого проектора и пленки. На последнюю проецируется изображение. Проектор получает данные либо со спутника, либо с бортового компьютера. Сегодня в любой автомобиль можно установить такое оборудование, достаточно приобрести его.

Принцип работы довольно прост. Сначала электронный блок получает информацию из блока OBD (on-board diagnostics), обрабатывает ее и направляет изображение на светоотражающее полотно. Картинка появляется либо на прозрачном выдвижном дисплее, либо на ветровом стекле.

Некоторые разновидности системы HUD дополняются датчиками света и звука, которые предупреждают водителя о различных неполадках (к примеру, о падении оборотов двигателя).

После того, как водители начали массово устанавливать систему проекции на лобовое стекло автомобиля, на рынке стали появляться эрзацы. Они представляют собой гаджеты, которые выполняют те же функции, соединившись с электроникой авто.

Мобильные разработчики, в свою очередь, начали создавать приложения. Скачав программу, водитель сможет установить телефон над приборной панелью и получить заветную проекцию. К сожалению, картина, передаваемая смартфонами, совсем некачественная и исчезает при солнечном свете.

Виды проекторов

Узнав, для чего нужна проекция на стекле автомобиля, водители начинают искать подходящее оборудование.

Все виды проекторов подразделяются на несколько типов:

Классический — аппарат с небольшим корпусом, который устанавливают в большинство ТС. Устройство детализировано проецирует информацию, поэтому ему отдают предпочтение все опытные водители. Однако отсутствие регулировки силы света заставляют некоторых смотреть в сторону других аппаратов.

Мультимедийный — модель, дополнительно оснащенная звуковым датчиком. Кроме того, пользователь получает возможность регулировать яркость дисплея, индикаторы скорости и громкость оповещений.

Проектор-навигатор — это аппарат с большими габаритами и высокой ценой. При помощи многофункционального HUD-дисплея информация передается на ветровое стекло. Через GPS-модуль происходит прием данных от спутников. После обработки они отображаются перед водителем.

Устройство со встроенным регистратором — модель с камерой, которая записывает видео во время движения. В случае внезапного ДТП водитель сможет извлечь носитель и пересмотреть запись.

Судя по многочисленным отзывам, водители доверяют таким брендам, как Rivitek, Garmin, Samsung, Nec и Atdiag. В качестве временного варианта можно использовать смартфон.

Выводимая информация

Все представленные на рынке HUD-системы демонстрируют данные о скорости транспортного средства. Они, подключаясь к спидометру, выводят показания прибора повторно, либо отображают скорость, просчитывая ее через навигационную систему.

Кроме скорости на лобовое стекло дублируются показания тахометра. В качестве дополнительной информации может быть представлены данные о передаче, на которой передвигается авто.

Некоторые аппараты оснащены функцией подключения парктроника. В этом случае на стекле отображаются сведения о препятствиях вокруг автомобиля.

Самые дорогостоящие модели имеют способность отображать навигацию. Автолюбителю не придется постоянно подглядывать на навигатор, т.к. карта передвижения будет перед глазами.

Преимущества и недостатки

Узнав, что это и как работает проекция на стекле автомобиля, водители стали все чаще приобретать современные проекторы.

Основные преимущества устройств заключаются в следующем:

Теперь не нужно отвлекаться от дороги, вся необходимая информация отображается на стекле.

Установить проектор не составит труда, при этом он не занимает много места в салоне.

Использовать прибор можно всем, независимо от региона проживания и климата.

Перед установкой аппарата рекомендуется наклеить на стекло специальную пленку. Она преломляет лучи, а значит, детализация станет еще более четкой.

К недостаткам проекторов относят:

Завышенная стоимость моделей, оснащенных камерой и GPS-модулем.

При подсоединении прибора к прикуривателю в салоне появляется много лишних проводов.

При возникновении на стекле трещин или грязи детализация значительно ухудшается.

Подключая проектор, водитель не только создает себе комфортное вождение, но и увеличивает безопасность на дорогах.

Заключение

Необходим ли человеку проектор или нет — каждый решает сам. Современные водители видят в этом оборудовании способ повысить безопасность. Другие, наоборот, приобретают приборы ради интереса, но со временем перестают ими пользоваться. Существуют и те, кто считает, что проекторы — это пустая трата денег. Они привыкли смотреть по сторонам, не теряя связи с дорогой.

Проекция на стекле: как это работает и нужно ли на самом деле

Системы Head-up Display (HUD) заимствованы у военной авиации, где разрабатывались для оптимизации наведения прицела. Пилоты штурмовиков давным-давно получили возможность считывать важные данные не с приборов, а с прозрачного экрана, чтобы не отвлекаться. Дословно head-up display — дисплей для поднятой головы, но у нас устоялось название ­«проекционный дисплей».

На серийный автомобиль система HUD впервые пришла в 1988 году стараниями концерна General Motors — ее, в монохромном исполнении, получил седан Oldsmobile Cutlass Supreme. Затем появились цветные версии, но поначалу только в премиальном сегменте. В наши дни HUD начинают ставить и в более простые машины.

Как это работает

Электронный блок-проектор получает данные из диагностического блока OBD ­(on-board diagnostics) автомобиля, обрабатывает их и отправляет картинку на светоотражающее покрытие. Изображение выводится на ветровое стекло или выдвижной прозрачный экран — серийно реализованы обе схемы.

Все данные, которыми располагает OBD, могут быть вынесены на экран: скорость, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, количество топлива, сведения о неисправностях… Вплоть до показаний любого датчика. С появлением бортовых навигаторов стало возможно «выложить» на стекло маршрут и подсказки о дорожных знаках.

Спустя некоторое время после начала массовой установки системы HUD на серийные автомобили стали появляться эрзацы — гаджеты, стыкуемые с автомобильной электроникой и выполняющие те же функции. Сегодня же можно получить совсем бюджетный вариант HUD, просто скачав мобильное приложение и установив смартфон над панелью приборов. Правда, «телефонные» изображения страдают бликами и скверным качеством, а спектр отображаемой информации ограничен.

Некоторой проблемой остается невнятная работа HUD при разных усло­виях освещения, особенно на ярком солнце. Заводы устраняют этот недостаток, корректируя рабочие характеристики отражающей поверхности и проектора. В случае со смартфонами эту задачу никто решать не собирается — и так сойдет.

Дополняем реальность

Дальнейшее развитие HUD связано с применением дополненной реальности (augmented reality, AR). К делу подключается штатная электроника автомобиля, умеющая анализировать окружающую обстановку и распознавать ее элементы — разметку, пешеходов, дорожные знаки, транспортные средства, направление движения объектов, их скорости и ускорения. А если заглянуть еще чуть дальше в будущее, с HUD смогут контактировать сервисы общения между автомобилями (Car-to-Car) и с инфраструктурой (Car-to-X).

Для систем нового поколения устоялось общее обозначение AR-HUD. К разработкам приступили в начале века, и вскоре многие компании доложили о готовности устройств к внедрению. Объ­единяет их возможность добавлять к данным, поступающим от OBD, оперативные сведения о дорожной обстановке.

Поначалу в конструкции таких HUD обычно применялась система зеркал, которые совмещали созданную проектором картинку с реальным миром. Попутно это позволяло достичь большего углового размера изображения и варьировать виртуальное расстояние от глаз водителя до формируемой картинки. Например, «рисовать» стрелки навигации прямо на дороге.

Практическое применение сдерживалось тем, что комплекс устройств занимает большой объем. Одна из разработок компании Continental, в частности, тянула на 13 литров, схожий объем — у стандартного ведра. Попробуйте разместить его под панелью приборов. Естественно, это не вызывало прилива энтузи­азма у производителей автомобилей, которые экономят каждый грамм и сантиметр. И разработчики стали ломать голову над более совершенными и компактными конструкциями.

Читайте также  Что такое бедная и богатая смесь

Решение нашли довольно быстро, — фактически зеркальный вариант устарел, едва встав на конвейер. Сегодня более актуальна голография с использованием оптических волноводов, где источник света — светодиоды или лазеры. Тоже недешево, зато очень компактно и перспективы открываются фантастические. Проектор нового поколения, имеющий те же размеры, что и предшественник, может растянуть картинку почти на всё ветровое стекло. В теории HUD такого уровня, взаимодействуя с интернетом, относительно реали­стично покажет водителю не только сведения в привязке к маршруту, например ближайшее кафе, но и наличие там свободных столиков и, если потребуется, меню для заказа. И это прекрасно согласуется с тенденцией к наделению автомобиля функциями ближайшего друга и помощника водителя.

О чувстве меры

Группа канадских ученых провела в 2015 году серию экспериментов и доказала, что при переизбытке визуальной информации человек в 7–10 процентах случаев пропускает наиболее важную информацию или воспринимает ее искаженно. И предостерегли общественность относительно необдуманного использования AR-HUD. По мнению ученых, увеличение объема информации, получаемой водителем, размывает его внимание и концентрацию. Производители систем, в свою очередь, позиционируют их как устройства, повышающие безопасность.

Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того, чтобы добиться эффекта как на премиум-иномарках, нужны специальные средства. Проверим, как они работают!

HUD — Head-Up Display

К аждый раз, когда мне на тест-драйв попадает машина с проекцией на лобовое стекло, я восхищаюсь этой полезной и красивой технологией, но после сдачи автомобиля, как правило, тут же забываю о ней до следующей случайной встречи… Что красноречиво свидетельствует о том, что на деле острой нужды в проекции нет, и никаких насущных повседневных проблем автомобилиста она не решает.

Так или иначе, существует немало так называемых HUD-приложений для смартфонов, которые отображают полезную для водителя информацию в зеркальном виде в расчете на то, что смартфон будет лежать экраном вверх на торпедо, и информация с него отразится в прямом виде на лобовом стекле. Есть, к примеру, специализированные приложения-навигаторы, где визуализация сделана с учетом именно HUD-отображения. Особенно это удобно в сумерки, когда обычный навигатор даже в ночном режиме сильно давит на глаза. Или можно вывести на стекло OBD-диагностику; например, крупный стрелочный тахометр, если его штатно в машине нет, или, скажем, если вы учитесь вождению на авто с ручной КПП и перекручиваете мотор на пониженных, забывая переключаться.

Правда, штатные автомобильные системы HUD идеально интегрированы в электронику автомобиля и не требуют никаких лишних телодвижений. В случае же смартфона нужно и пристроить его аккуратно на торпедо, и приложение запустить, и зарядку подключить, и не забыть потом его после парковки, чтобы не украли… Если все эти трудности не смущают, то, в принципе, такой вот «колхозный HUD» можно было бы использовать. Но когда мы некоторое время назад тестировали несколько HUD-приложений, всплыла еще пара неприятных моментов:

  • HUD-картинки на стекле практически не видно днем;
  • ночью она двоится, отражаясь одновременно от внутренней и наружной поверхностей стекла.

Однако когда HUD – штатная опция автомобиля, а не игрушка из смартфона, все работает безупречно – ничего не двоится, видно четко и ярко, что днем, что ночью.

Все дело в том, что штатные HUD-системы используют либо специальное небольшое моторизованное полупрозрачное стеклышко для отражения, как, к примеру, у Volkswagen, либо особое лобовое стекло с интегрированной пленкой, как у BMW. Никто не пытается вывести проекцию на обычное лобовое стекло, изначально для этого не предназначенное… Впрочем, в продаже существуют аксессуары, отчасти подобные тем решениям, что применяют для HUD-проекции сами автопроизводители.

Давайте посмотрим, эффективны ли они!

Аксессуары для HUD

Для улучшения отражения картинки от экрана смартфона с HUD-приложением предлагаются два гаджета. Первый – это особая полупрозрачная пленочка, наклеиваемая на лобовое стекло в том месте, где будет отражение дисплея телефона. Приблизительно похожую идею использует BMW. Второй – это специальная панелька с откидным полупрозрачным стеклышком. Стеклышко поднимается и служит экраном для отражения дисплея смартфона. Подобный вариант, только с моторизованной регулировкой высоты стекла под рост водителя, применяется на Volkswagen и Skoda.

Пленка весьма дешева и стоит около 50 рублей. Клеить её надо в определенном месте стекла. Соответственно, и телефон должен лежать строго в определенном месте, иначе при определенных углах зрения (при смене настройки сиденья или водителе другого роста) отражение просто попадет не на пленку, а на стекло. Поэтому для правильной наклейки на стекло требуется предварительно положить на торпедо телефон с включенным экраном, сесть за руль так, как вы обычно сидите при езде, и попросить помощника найти оптимальное положение пленки, при котором отражение будет хорошо видимым.

Также под телефон придется положить силиконовый противоскользящий коврик, препятствующий полетам телефона по торпедо на поворотах. Плюс есть риск перегрева телефона зимой, когда он греется от работающей навигации, одновременной зарядки и обдува лобового стекла «печкой».

Панель со стеклом дороже – около 500 рублей. Ее главный плюс – возможность регулировки угла наклона отражательного дисплея и местоположение всей системы на торпедо, а также защита телефона от горячего воздуха из щели обдува лобовика. Правда, огорчает неоправданно высокая цена для столь незамысловатой штуки. Да и во избежание скольжения панели с телефоном по торпедо нужно либо вульгарно лепить ее к нему двусторонним скотчем из комплекта, либо опять же подкладывать тот самый силиконовый коврик.

Как работают отражающие пленки?

Главная претензия к проекции на стекле от экрана телефона, лежащего на торпедо – невидимость отражения в дневное время. Но, как выяснилось, вопреки рекламным картинкам на сайтах китайских интернет-магазинов, и пленка, и панелька-подставка с отражающим стеклышком практически не усиливают видимость изображения на свету… Приходится констатировать: в этом смысле они совершенно бесполезны! Что с ними, что без них – разница едва уловима…

В принципе, выяснив бесполезность этих аксессуаров днем, можно было со спокойной душой отправить их в помойку… Однако пойдем до конца и выясним, улучшают ли они качество изображения в ночное время.

Да, действительно улучшают! Пленка на стекло в темноте полностью убирает двоение HUD-изображения, не мешая обзорности днем. Но не спешите радоваться: размеры пленки маленькие, она не охватывает среднестатистический 5,5-дюймовый смартфон. На фото ниже видно, как двоится нижняя строчка цифр, которая просто не влезла в область пленки. Ну, а с учетом того, что водитель может менять положение сиденья, а с ним и положение глаз относительно стекла, двоение изображения будет всегда – пленку ведь нельзя отрегулировать на стекле… Либо придётся искать пленку с размерами как минимум в половину листа А4. Но мне такие не встречались.

Пленку отрегулировать нельзя, но ведь отражающее стеклышко панельки для телефона – можно! В этом, собственно, и есть его смысл! Пробуем. И снова разочарование… Да, угол изображения можно менять, но при любом угле на стекле возникает второе паразитное отображение. Это настолько кошмарная особенность работы панельки с отражающим стеклом, что на этом фоне даже теряется ее низкая прозрачность, мешающая видеть дорогу, и опять-таки малые размеры, пригодные лишь для 3,5-4,5-дюймового телефона, а не типичного современного «лопатофона»…

Так что констатируем: чуда в очередной раз не произошло, и из китайского «колхоза» даже близко не получилось подобия оригинальных HUD-проекторов, используемых автопроизводителями… Впрочем, надеемся, что кого-то мы предостерегли пусть от небольшой, но уж точно бесполезной траты денег!

Не в бровь, а в глаз. Обзор проекторов на лобовое стекло

Однажды в чью-то светлую голову пришла мысль переместить некоторые значения с приборной панели на лобовое стекло. Это здорово облегчило задачу водителям: не нужно переводить взгляд, отвлекаться, искать глазами, например, куда указывает стрелка спидометра. Удобная опция теперь предлагается в дорогих комплектациях новых автомобилей. А для старых и бюджетных машин придумали специальные проекторы. Зачем вообще нужен такой девайс? И что он может? А расход показывает? Необходимо специальное подключение? Вопросов было много. Попробуем ответить на них в нашем обзоре.

В наших руках оказались четыре HUD-проектора (Head Up Display). С виду устройство напоминает пейджер, если кто-то помнит, что это вообще такое. Черный корпус, маленький дисплей, а еще провода, переходники, разъемы. Сразу возникает вопрос, что с этим всем делать? А где привычный разъем для прикуривателя?

Почитав инструкции и разобравшись, немного успокоились. Три из четырех проекторов имели вполне универсальный разъем. Однако одно устройство (имеющее название CRX 3001) мы вынуждены были отложить в сторону. Нас отпугнуло слишком сложное подключение. Предполагалось, что красный провод мы подключим к источнику постоянного тока (12 В), черный — к «массе», белый — к источнику сигнала скорости. Нужно было возиться с коннекторами, что-то решать со слишком короткими проводами. В общем, головная боль, а ради чего? Если кто-то решится покупать проектор, то в первую очередь рекомендуем обратить внимание на способ подключения.

Читайте также  Какой воздушный фильтр лучше

С остальными тремя девайсами все было намного проще. Самым сложным оказалось найти в салоне универсальный диагностический порт OBD-II (On-Board Diagnostic). В нашей Subaru Impreza он находился под рулевым колесом. Подключаем туда кабель. Осталось подсоединить само устройство.

Первым решили протестировать CRX-3310-11. Правда, на коробке почему-то указаны лишь несколько моделей Ford. Неужели к Subaru не подойдет? Глушим двигатель. Включаем девайс. Теперь заводим мотор и. ноль реакции. Предпринимаем еще несколько безуспешных попыток и откладываем уже вторую кряду коробку в сторону. Так что еще один совет: перед покупкой уточните, подходит ли проектор для модели и марки вашего автомобиля.

Подключаем третье устройство (TSA S200), и экран сразу загорается! Осталось разобраться в настройках, что заняло у нас больше времени, чем ожидалось. Несмотря на то что у проектора всего две кнопки — on/off и прокруточное колесико, в этом и была главная загвоздка — мы «проскакивали» опции, не успев их изменить. К тому же путали показания в чужеродных нам градусах по Фаренгейту и милях.

Но ничего, приноровились и смогли задать нужные параметры. В частности, сигнал, предупреждающий о превышении скорости, поставили на 60 км/ч, его длительность сократили до одной секунды, а уведомление о необходимости переключить передачу выставили на 5000 об/мин.

Принципиальный вопрос — где разместить проектор. Кто-то кладет его ближе к левой стойке, кто-то — посередине панели. Нам показалось, что логичнее всего положить его прямо над рулевым колесом — так, чтобы цифры были в точке, куда обычно смотрит водитель. В этом же суть прибора. Как напоминают в брошюре, «при скорости 60 км/ч, глядя на приборную панель, вы за 1 секунду проезжаете 16 метров без контроля дороги». Действительно, для дорожных условий это немало. Предполагается, что благодаря устройству цифры будут «висеть» прямо перед глазами.

Кстати, чтобы спрятать вьющийся провод, придется разбирать и сверлить приборную панель. На наш взгляд, это недостаток, но не критичный.

Итак, при включении проектор сразу показывает заряд аккумуляторной батареи. Полезная штука в наших климатических условиях. Сейчас, в морозы, эти сведения ой как важны! Сигнализация включается, когда заряд опускается ниже 11 В. Также девайс позволяет отслеживать напряжение в бортовой сети автомобиля во время движения. В некоторых случаях эта функция поможет обратить внимание на состояние элементов электросистем машины: аккумулятора, генератора, регулятора напряжения.

Еще один хороший пункт, о котором задумались производители, — это предупреждение о повышении температуры двигателя. Если охлаждающая жидкость достигнет 110 градусов, то приборчик тревожно запикает. Благодаря S200 и его собрату S300SE, о котором речь пойдет ниже, есть возможность отслеживать реальную температуру мотора. Это актуально в свете разгоревшейся дискуссии о необходимости прогревать двигатель.

Самыми часто срабатываемыми опциями, конечно, были предупреждения о переключении передачи и превышении скорости. Изначально прибор реагировал, если двигатель разгоняли до 2300 об/мин (установлено по умолчанию). Наш водитель, совершенно не привыкший к экономичной езде, нервничал и требовал прекратить пронзительный писк. В этот момент подумалось: если кого-то нужно научить принципам экологичного вождения, то проектор с его назойливыми предупреждениями — незаменимая штука!

Во время езды по городу мы часто забываем о скоростном режиме. Речь идет именно о небольшом превышении. Чаще автомобилисты ориентируются на попутные машины, рассуждая так: а я как все. Но проектор цинично реагировал на скорость даже в 61 км/ч. На себе убедились, что это здорово дисциплинирует. Главное, звук подобран на удивление пренеприятнейший — слышать его вновь совсем не хочется.

Изучив принцип работы простейшего проектора, меняем его на более сложную модель — TSA S300SE. Если оснастить ее дополнительными модулями, то заработает и парктроник, и контроль давления в шинах. Кроме того, водитель узнает и о непристегнутом ремне безопасности.

У этого Head Up Display больший экран и шире возможности. В частности, обороты двигателя он показывает в виде четырехзначных чисел, что может быть важно, например, при обучении вождению. Опытные водители все поймут по звуку мотора, а вот новички не сразу сообразят, что пора бы уже включать четвертую. Проектор был бы отличным помощником для инструктора по вождению.

Модель TSA S300SE также расскажет водителю о моментальном расходе топлива. Как пояснили специалисты, возможность отображения этой опции очень сильно зависит от версии протокола OBD-II конкретного автомобиля. Нам повезло — у Subaru заработал. Понятно, что цифры довольно условные, но порядок понятен. Особенно забавно наблюдать, какие цифры прибор показывает при разгоне. Поневоле начинаешь задумываться, а стоит ли опережение на светофоре стакана бензина.

Еще один плюс в том, что проектор одновременно может показывать, скажем, время, скорость и количество оборотов двигателя в минуту. Это просто удобно.

А по завершении поездки устройство выдает среднюю скорость и время поездки. Любители цифр, привыкшие все подсчитывать, думается, оценят.

Обратим внимание также на несколько бытовых моментов. Во-первых, специальный коврик, который входил в комплектацию, не всегда помогал — приборчик норовил соскользнуть. А для проектора это было критичным: ну представьте, что цифры вам показывают вверх ногами. Для моделей семейства TSA прилагалось крепление, состоящее из ленты-липучки и двухстороннего скотча. С одной стороны, удобно — можно отстегнуть проектор и унести с собой, с другой — жесткая фиксация не предполагает гибкости, отрегулировать устройство не удастся.

Во-вторых, светящее в лобовое стекло солнце сильно снижало считываемость показаний проектора. По идее, должна помочь пленка, которая прилагается к каждому девайсу. Но наклеить ее можно только один раз.

Наивно полагать, что проекторы на лобовое стекло получат такую же бешеную популярность, как, например, видеорегистраторы или GPS-навигаторы. Эти устройства можно воспринимать как некий «костыль», который помогает новичкам или тем, кто вздумал изменить стиль вождения. Да, прибор напоминает о своевременном переключении передач, расходе топлива и принципах экономичной езды. Однако для обычного водителя это просто дополнительные сведения, которые удобно замечать, не отвлекаясь от управления автомобилем.

Благодарим за предоставленные для тестирования устройства компании Belkar и SNAMI

Проекция информации на лобовое стекло автомобиля ухудшает безопасность вождения

На прошлой неделе исследователи из Торонтского университета опубликовали работу, выводы которой предостерегают водителей от чрезмерного увлечения модными системами, проецирующими на лобовое стекло дополнительную информацию, связанную с автомобилем и смартфоном. Такая система, задумывавшаяся, как облегчающая вождение, по мнению учёных на самом деле увеличивает поток информации, который необходимо обработать водителю, и отвлекает его от дороги.

Такие системы получили название Augmented-reality head-up displays (AR-HUD, или индикаторы на лобовом стекле с дополненной реальностью). Эта технология, первоначально разработанная исключительно для военной авиации (в первую очередь для реактивных истребителей и вертолётов), в настоящее время находит применение в гражданской авиации и автомобилестроении.

Пилот военного самолёта вынужден постоянно оценивать как окружающую обстановку, так и показания многочисленных приборов. Выводимая на дисплей шлема необходимая информация, дополняющая вид через стекло, облегчает его работу.

О создании подобной системы задумались и производители автомобилей. Принцип действия систем различается — здесь и встроенные в конструкцию приборной панели проекторы, и навигаторы со встроенным проектором, и даже простые приложения для смартфонов. Если положить смартфон на приборную панель, отражение его экрана в лобовом стекле будет работать, как AR-HUD.

Теоретически, такая система действительно даёт преимущества. Можно выводить на лобовое стекло текущую скорость, рекомендации навигатора о ближайших поворотах, уведомления о сообщениях на смартфоне, время. Продвинутые системы могут ассистировать водителю, подсказывая расстояние до ближайшего автомобиля и предлагая возможности для маневрирования.

Всё бы было хорошо — но так не бывает. «Водителям приходится распределять своё внимание, отдавая часть его новой визуальной информации,- поясняет профессор психологии Ян Спенс. — Водителям нужно концентрироваться не только на том, что происходит на дороге вокруг них, как обычно, но и обращать внимание на всяческие уведомления».

Профессор со своими студентами разработал двухэтапное тестирование. Сначала испытуемые на компьютере проверяли своё внимание, подсчитывая появляющиеся на экране случайные точки. А в некоторых случаях на экране непредсказуемо появлялся квадратик, который тоже нужно было попытаться заметить — это было вторичным визуальным стимулом.

Оказалось, что в 7-10% случаев, в зависимости от количества точек, которые подсчитывали участники, они пропускали появление на экране дополнительного квадратика. Кроме этого, точность подсчёта количества точек также снижалась. Когда внимание испытуемых было поглощено одной главной задачей, со второстепенной они справлялись хуже, да и качество выполнения главной падало.

А водителю требуется не только увидеть и распознать нечто неожиданное, но и адекватно среагировать на это. Кроме того, необходимо различать, допустим, предупреждения о возможном столкновении и уведомления о необходимости сделать поворот — в противном случае соревнующиеся друг с другом предупреждения нанесут больше вреда, чем пользы.

Читайте также  Какой аккумулятор на пежо 308

Для этого второй тест был усложнён, и вместе с точками, которые нужно было считать, на экране могли появляться фигуры разной формы (треугольник, квадрат, ромб). Такой тест показал, что появление дополнительной фигуры часто не замечают, или же её форма воспринимается неправильно. Кроме того, выяснилось, что скорость выполнения главной задачи уменьшалась на 200% при появлении дополнительной фигуры.

В итоге, из данного исследования вытекает, что набор дополнительной информации, который должен дополнять сведения водителя о происходящем и облегчать вождение автомобиля, на деле, скорее всего, будет только отвлекать его от первоначальной задачи — безопасно вести автомобиль.

Проекция на лобовое стекло автомобиля: помощь или вред водителям?

Проекция на лобовое стекло автомобиля – это вовсе не фантастика из американского блокбастера. Это будущее, которое уже наступило! И вы удивитесь, но оно доступно не только владельцам люксовых тачек из премиального сегмента, но любой, даже самой бюджетной машине!

Что это такое?

Проекция на лобовое стекло автомобиля – это технология, позволяющая отобразить показатели бортового компьютера на стекло. Работает благодаря проекционному дисплею, который представляет собой специальную наклейку (пластину). Если углубиться в терминологию, в отношении такого проектора применяется аббревиатура «HUD» («Head up display»), что с английского дословно переводится, как «экран для поднятой головы».

Впервые технологию стали применять в военной авиации, причем, уже давно, а сегодня она, буквально, «спустилась с небес на землю». Конечно, споры о вопросе ее удобства ведутся до сих пор. С одной стороны, проекция изображения на стекло способна отвлекать водителя, а потому, к ней вполне могут придраться сотрудники ДПС. С другой, технологию сегодня внедряют в некоторые автомобили штатно, еще на заводе, соответственно, она прошла все необходимые проверки безопасности.

Кстати, именно в рамках поддержания последней, информация, которая может выводиться на экран через штатный hud проектор на лобовое стекло автомобиля, весьма ограниченная – скорость, данные двигателя, навигация, круиз-контроль, слепые зоны в зеркалах. Словом, киношку включить не удастся.

Принцип работы штатной hud-технологии (опция с завода)

Рассмотрим, как работает проекция на лобовое стекло. Штатная установка включает проектор, проекционный дисплей и программное обеспечение. Ведущее значение для качественной картинки играет экран. Чаще всего он представляет собой тонкую пленку, которая клеится прямо на лобовое. В некоторых тачках используется тонкая пластина или даже выдвижной экран. Проектор, обычно, устанавливается сверху. Программно он соединен с электронным блоком управления автомобиля, именно через последний hud система получает актуальную информацию для отображения.

Итак, проекция на лобовое стекло в штатном порядке представляет собой дополнительную опцию. Проектор выводит картинку на специальное стекло, а водитель имеет возможность видеть параметры различных датчиков бортового компьютера, не опуская глаза на панель управления.

Какая информация выводится?

Рассмотрим подробнее, какие сведения отображает данная технология:

  • Чаще всего водители хотят видеть на лобовом стекле автомобиля проекцию скорости;
  • Также, там могут отображаться сведения об оборотах двигателя;
  • Показания различных приборов с приборной панели;
  • Температура охлаждающей жидкости;
  • Остаток бензина;
  • Информация о неисправностях и горящих лампочках на приборной панели;
  • Подсказки с расшифровкой дорожных знаков;
  • Навигация;
  • Сведения о работе аудиосистеме;
  • Отображение слепых зон с зеркал;
  • Параметры круиз-контроля;
  • Видео с камеры заднего вида;
  • Наличие пешеходов
  • И т.д. (по факту, туда можно вывести информацию с любого датчика блока управления).

Какие бывают проекторы?

Как мы уже говорили выше, штатная проекция на лобовое внедряется не на все автомобили. Однако, технология была воспринята публикой положительно, и многие водители захотели видеть ее в своих тачках. Как говорится, спрос рождает предложение.

Сегодня на рынке появилось множество гаджетов, которые стыкуются с автомобильной электроникой через сервисный разъем (OBD2) и выполняют функции заводской проекции.

Еще, есть и совсем бюджетная версия проекции на лобовое стекло, которой даже не требуется инструкция. Речь идет о мобильных приложениях с hud поддержкой. Вы просто загружаете утилиту, кладете телефон на приборную панель и наблюдаете отражение скорости на лобовом стекле.

Поговорим подробно о принципе работы сторонних проекторов и мобильных приложений.

Принцип работы стороннего прибора для проекции на лобовое

Устройства приобретаются отдельно и устанавливаются в любом месте, хоть на заднее стекло. Место размещения проектора зависит от модели, поэтому выбирайте внимательно (одни размещаются прямо на торпеде, другие на солнечном козырьке и т.д.).

На область окна наклеивается специальная прозрачная пленка (светоотражающая, поглощающая блики). Проектор с помощью переходника соединяется с сервисным разъемом (OBD2, обычно под рулевой колонкой, имеет форму трапеции с 16 контактами). Таким образом гаджет подключается к электронному мозгу автомобиля и получает возможность считывать показатели различных датчиков, чтобы выводить их на лобовое.

Есть и более дешевые устройства, которые нельзя подключить к блоку управления авто. Их соединяют со смартфоном по Bluetooth, Wi-Fi или через USB шнур. Далее в телефон загружают специальную программу, которая будет осуществлять вывод картинки. Также есть устройства, которые подключаются к автомобилю через прикуриватель.

Такие гаджеты передают самый минимум информации: показывают на лобовом стекле автомобиля скорость, навигатор, время, погоду, показатели одометра (сколько пройдено км), и т.д. Сведения они получают от GPS модуля в телефоне. Он непрерывно отсылает спутнику информацию о местоположении, а программа уже выполняет необходимые расчеты (скорость, время, расстояние и т.д.).

Качество картинки зависит от свойств пластины, которая служит экраном.

Топ-5 приборов

Сразу подчеркнем, сторонний прибор для проекции картинки на лобовое с большим числом выводимых сведений редко бывает хорошим. Разве что, он очень дорогой от именитого бренда (например, Navdi).

А потому, рекомендуем определиться, какие именно данные вам нужны и купить узкоспециализированное устройство:

  1. Конкретно, для проекции на лобовое стекло показателей спидометра;
  2. Для отображения сведений медиасистемы;
  3. Hud навигатор.

Устройства можно купить на AliExpress или в любом интернет-магазине техники, например, в Яндекс Маркете.

Вот список неплохих гаджетов со множеством положительных отзывов:

  • Китайский «VJOYCAR X6 3» за 1800 рублей, можно купить на Али Экспресс. Это прибор, показывающий скорость автомобиля на стекло;

  • Еще один китаец – «EANOP 5.5», за 2000 рублей. Помимо скорости, отображает обороты двигателя, температуру, переключение передач и остаток бензина.

  • Далее, представитель американской марки «PROLOGY HDS-300 OBD-II», за 3390 р. Выводит на стекло до 10 показателей (скорость, температура, напряжение бортовой сети, сигнал об усталости водителя, обороты двигателя). Яркость дисплея можно регулировать. Подключается к бортовой системе через диагностический порт;

  • Проекцию на лобовое стекло автомобиля можно сделать с брендом Xiaomi. Модель называется «Carrobot HUD», актуальная цена – 7300 р. Дисплей содержит датчики регулировки освещения. Связь с ЭБУ происходит через разъем OBD2, проектор отображает сведения, практически, со всех датчиков блока.

  • И еще один неплохой прибор – «Rivotek HUD 100», 14000 р. Подключается к диагностическому порту автомобиля, выводит полный перечень информации с блока управления.

Как сделать проекцию на стекло с помощью мобильного приложения?

Нам осталось рассмотреть последний тип проекций на лобовое стекло, для которого не требуется покупка специальных проекторов или программного обеспечения. Технология работает с обычного смартфона, в который установлено приложение с hud поддержкой. Зайдите в Play Market или App Store, там масса подобных утилит.

Сделать проекцию на лобовое стекло своими руками, как будто она идет с завода, увы нельзя. Качество картинки будет заметно уступать, да и объем отображаемых сведений не порадует количеством. Скорее всего, в их число войдут показатели спидометра, одометра, тахометра, и некоторые дополнительные сведения, которые можно получить через GPS или Интернет (широта, долгота, карта, погода, время, пробки и т.д.).

Кстати, если хотите добиться максимально качественного изображения, даже в солнечный день, купите отдельную наклейку для hud проекции, она стоит не дороже 100 рублей.

Как сделать универсальную проекцию на лобовое стекло через смартфон с GPS модулем?

  • Скачайте мобильное приложение, например, «Спидометр 55 Старт. GPS+Hud» (для IOS);

  • Наклейте на стекло специальную наклейку (не обязательно);
  • Откройте приложение и уложите телефон на приборную панель;

  • Активируйте в приложении опцию Hud;
  • Передвиньте смартфон так, чтобы проекция на лобовое стекло совпадала с областью, на которую наклеена наклейка;
  • Готово, можете ехать.

На этом мы заканчиваем наш обзор. У лазерной проекции на лобовое стекло автомобиля сегодня много сторонников и противников. У каждого – своя правда. Однако, у этой технологии, однозначно, большое будущее. Причем, оно связано с внедрением системы дополненной реальности! То есть, умная технология будет анализировать обстановку за бортом (например, ночью) и распознавать ее элементы – невидимых пешеходов, скрытые листвой дорожные знаки, разметку, скорость движения окружающих транспортных средств и т.д. И все эти сведения будут выводиться на лобовое стекло в проекции! Разве не круто?