Что такое габарит приближения строений

Что такое габарит приближения строений

Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава.
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Габарит приближения строений С применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия).

Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание Iа—IIа—IIIа—IVa — для остальных путей станций. Высота габарита указана на рисунке дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм.
В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм.
Государственным стандартом установлен также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где скорости движения сравнительно невысоки.

Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т — по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устрой-ства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи как 1520 (1524), так и 1435 мм.

Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов и личной безопасности людей, находящихся на междупутьях. При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно ПТЭ расстояния, мм, между осями путей на прямых участках должны быть не менее указанных:

  • На перегонах двухпутных линий. 4100
  • На трех- и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей. 5000
  • На станциях между осями смежных путей. 4800
  • На путях второстепенных и грузовых районов. 4500

Расстояния между осями путей на прямых участках перегона Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить в междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по этим путям.
Между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено расстояние 3600 мм.
В кривых участках размеры междупутья, а также расстояние между осью пути и габаритом приближения строений, зависящие от ра­диуса кривой, скорости движения, месторасположения пути (перегон или станция) и других факторов, устанавливаются согласно нормам, приведенным в указаниях по применению габаритов приближения строений.
Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погружены на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки.

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
Негабаритные грузы могут быть перевезены при принятии специальных мер предосторожности. Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота. Габаритные ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место, не соответствующее габариту.
В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней негабаритности. Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов при наличии верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена зона совместной боковой и верхней негабаритности.
Порядок определения негабаритности грузов, приема их к перевозке и погрузке, отправления и следования поездов изложен в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм.

ГАБАРИТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Общие сведения о габарите

Соблюдение габаритов на железнодорожном транспорте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивы и вагоны должны свободно проходить по железнодорожному пути мимо различного рода путевых сооружений, станционных платформ, зданий и других устройств, а также не задевать подвижной состав, расположенный на смежных путях, и различные искусственные сооружения. Это требование обеспечивается соблюдением установленных государственным стандартом габаритов.

Габаритом называется предельное внешнее геометрическое очертание (в определенном сечении) сооружений и устройств, позволяющее установить занимаемое ими пространство и условия размещения соседних объектов.

На железнодорожном транспорте был введен ГОСТ 9238-83 на габариты приближения строений и подвижного состава для линий со скоростями движения не более 160 км/ч (для линий и участков со скоростями движения поездов свыше 160 км/ч габаритные нормы устанавливаются специальными указаниями ОАО «РЖД»). Этот ГОСТ распространяется на железные дороги общей сети колеи 1520 мм (для новых линий) и колеи 1524 мм (для существующих линий впредь до перевода их на колею 1520 мм), а также на подъездные пути железных дорог и промышленных предприятий.

Все габаритные расстояния, откладываемые в вертикальной плоскости, отсчитываются от уровня головок рельсов, в горизонтальной плоскости — от воображаемой оси железнодорожного пути.

На железных дорогах Российской Федерации установлены: габарит приближения строений, габарит подвижного состава и габарит погрузки.

Габариты приближения строений

Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также расположенные возле железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование. Исключение составляют лишь те устройства (части устройств), которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.)

Для сооружений и устройств общей сети железных дорог и железнодорожных подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий установлен единый габарит приближения строений С, который учитывает использование электрической тяги, применение новых стрелочных переводов и вагонных замедлителей, средств механизации путевых работ и др.

Минимальная ширина габарита приближения строений С на высоте до 4300 мм составляет 2 х 2450 = 4900 мм, минимальная высота: 6400 мм — для электрифицированных линий, имеющих цепную контактую подвеску с несущим тросом; 6250 мм — для электрифицированных линий, имеющих простую контактную подвеску без несущего троса; 5550 мм — для неэлектрифицированных железнодорожных линий. В нижней части очертания габарита предусмотрены уступы для размещения пассажирских платформ: 1100 мм — расстояние от головки рельса до пола высокой пассажирской платформы, 1920 мм — расстояние от оси пути до края высокой пассажирской платформы. Для низкой пассажирской платформы эти размеры составляют соответственно 200 и 1745 мм. В габарите на перегонах на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен уступ высотой 1070 мм от головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях. Расстояние от оси пути до линии приближения строений (зданий, ограждений, опор контактной сети и линий связи) установлено 3100 мм.

Сооружения и устройства, находящиеся на территории и между территориями промышленных и транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Сп, отличающегося от габарита С некоторыми размерами (например, высотой). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых дворов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т.е. в местах, где скорости движения сравнительно невысоки и отсутствует контакная подвеска.

Для проверки соблюдения габаритов приближения строений применяется устанавливаемая на вагоне или дрезине специальная габаритная рама, представляющая собой конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита. Свободный проход рамы возле сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита приближения строений.

Места, где объекты расположены на расстоянии менее 3100 мм от оси пути, называются негабаритными. Они должны иметь специальную отличительную окраску в виде чередующихся наклонных желтых и черных полос и быть обозначены специальным знаком «Негабаритное место».

Габариты подвижного состава

Габарит подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути груженый и порожний подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

Габарит подвижного состава неразрывно связан с размерами колеи железных дорог: чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее. Подвижной состав, эксплуатируемый на общей сети железных дорог России, стран-бывших республик СССР, а также Финляндии и Монголии строится по габаритам, учитывающим ширину колеи 1520 +8 -4 мм. Для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи 1435 мм («западноевропейская колея»), а также на железнодорожных путях необщего пользования предусматриваются дополнительные габариты.

Для подвижного состава установлены следующие основные габариты подвижного состава:

  • 1-T и Т — для подвижного состава, обращающегося только по железным дорогам с колеей 1520 (1524) мм;
  • 1-BM (0-Т), 0-ВМ (01-Т), 02-ВМ, 03-ВМ — для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам с колеей 1520 мм, так и по железным дорогам с колеей 1435 мм;
Читайте также  Какой полуавтомат выбрать для гаража

Основные параметры габаритов подвижного состава:

Габарит Высота Ширина Габарит Высота Ширина
1-Т 5300 мм 3400 мм 0-ВМ 4650 мм 3250 мм
Т 5300 мм 3750 мм 02-ВМ 4650 мм 3150 мм
1-ВМ 4700 мм 3400 мм 03-ВМ 4280 мм 3150 мм

Подвижной состав габарита 1-T допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог СНГ, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а габарита Т — по путям общей сети железных дорог СНГ, подъездным путям и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С и Сп. Габарит Т в основном применяется для вагонов пригородных электропоездов, вагонов-транспортеров и самосвалов, ширина которых больше ширины вагонов остального подвижного состава.

В настоящее время на железнодорожном транспорте применяются дополнительные габариты для отдельных типов подвижного состава: Тц, Тпр и др.

Габарит погрузки

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном пути.

Грузы, которые выходят за очертания габарита погрузки, считаются негабаритными. В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны негабаритности: нижней, боковой и верхней.

В зависимости от величины выхода груза за габарит погрузки в указанных зонах негабаритности выделяют степени негабаритности: 6 степеней нижней негабаритности, 6 степеней боковой негабаритности и 3 степени верхней негабаритности. Грузы, превышающие установленные пределы негабаритности, считаются сверхнегабариными. Степень негабаритности груза определяется не только при нахождении подвижного состава на прямом участке пути (когда груз может вписываться в габарит погрузки), но и с учетом прохождения кривых участков (расчетная негабаритность).

Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота, которые представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки, либо цепи. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок (цепей), то габарит не нарушен. Изменение положения планки (цепи) укажет на место, не соответствующее габариту.

Негабаритные грузы могут быть перевезены железнодорожным транспортом при принятии специальных мер предосторожности. Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов 3-й и более степени негабаритности производится с применением контрольной рамы, которая устанавливается на вагоне, следующем за локомотивом. Внешние размеры рамы должны соответствовать размерам негабаритного груза. Сам негабаритный груз размещается в середине поезда, но не ближе чем за 20 осей (5 вагонов) от вагона с контрольной рамой и не менее чем за 4 оси (1 вагон)от хвоста поезда. Перевозка осуществляется в светлое время суток со скоростью не более 15 км/ч на прямых участках пути и 5 км/ч на кривых участках и станционных путях. В задней кабине локомотива должен находиться представитель грузоотправителя, наблюдающий за прохождением контрольной рамы мимо сооружений и устройств, расположенных возле железнодорожного пути. Если происходит повреждение контрольной рамы, поезд немедленно останавливается и принимаются меры к устранению мест, препятствующих прохождению негабаритного груза.

Железнодорожный транспорт

Основными причинами, порождающими травматизм на внутризаводских и внутрицеховых железнодорожных путях, являются: неисправность путей, транспортных средств и сигнализации, несогласованность во взаимных действиях работающего персонала и неправильное ведение погрузочно-разгрузочных работ, нарушение габаритов. Источником производственного травматизма на заводских железнодорожных путях являются маневровые работы, поэтому необходимо выполнять существующие требования безопасности.

Габариты приближения строений

Габаритам приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

Габарит приближения строений на внутризаводских железнодорожных путях нормальной колеи (1524 мм) приведен на фиг. 28.

Следует иметь в виду, что габарит (так же, как и на фиг. 29 и 30) указан для прямых участков пути. На кривых расстояния от оси пути до сооружений должны быть повышены на величину «выхода» подвижного состава, который определяется в соответствии с радиусом кривой и габаритом подвижного состава.


Фиг. 28. Габарит Сп приближения строений на внутризаводских путях. Условные обозначения:
—·— линия приближения строений подкрановых балок, ригелей проемов ворот
и тому подобных сооружений и устройств на путях, по которым обращение подвижного состава габаритов Т и Т-1 с высотою более 4700 мм не предусматривается. Строительство сооружений и устройств высотой 4800 мм на станциях и 4900 мм на перегонах может производиться с разрешения министерства, ведомства или совнархоза, в ведении которого находятся соответствующие пути;
—- линия приближения вновь строящихся зданий, заборов и опор (путепроводов,
контактной сети, воздушных линий электроосвещения и электроснабжения, связи и СЦБ, воздушных трубопроводов). В особо трудных условиях заборы и опоры могут размещаться на расстоянии 2450 мм от оси пути;
—··— линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек, проемов ворот и выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не более 1000 мм:
—···— линия приближения сливо-наливных, погрузочно-выгрузочных устройств,
выдвижных и откидных лотков, транспортеров и других устройств, связанных с грузовыми операциями в нерабочем их положении;
. для туннелей и перил на мостах и эстакадах;
·— временные отступления на путях, по которым обращение подвижного состава габарита Т не предусматривается.

* Размеры для неэлектрифицируемых путей. Верхнее очертание габаритов С для электрифицируемых путей устанавливается по нормам, приведенным в ГОСТ 9238—59.

Фиг. 29. Габарит приближения строений С и подвижного состава Т. Верхнее очертание всех вновь строящихся сооружений и устройств на участках, электрификация которых не исключается, должно соответствовать очертанию I—II—III—IV. Условные обозначения:
—··— линия приближения вновь сооружаемых фундаментов опор зданий и других
сооружений, не относящихся к пути;
—··— линия, выше которой на перегонах и станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме искусственных сооружений настилов переездов, стрелочных переводов, напольных устройств СЦБ и индукторов локомотивной сигнализации;
— x — для сооружений на второстепенных или временных путях, электрификация
которых исключается;
—- временные отступления, допускаемые на линиях, где эксплуатация подвижного состава, построенного по габариту Т, не производится;
—·— линия приближения вновь строящихся зданий, заборов, опор путепроводов,
опор контактной сети и воздушных линий связи.

Фиг. 30. Габарит приближения строений железных дорог колеи 750 мм:
1—2—2—1 — верх габарита строений из огнестойких несгораемых и защищенных от возгорания материалов; 1—3—3—1 — верх габарита строений из сгораемых материалов.

Габарит приближения строений С (фиг. 29) применяется при строительстве новых, а также при реконструкции я электрификации действующих железных дорог. Для внутризаводских путей действующих предприятий, электрификация которых не предусматривается, применяется габарит Сп (фиг. 30).

Примечания: 1. Ручная передвижка вагонов может допускаться в исключительных случаях с особого разрешения сменного инженера.

2. Запрещается движение вагонов навстречу другим вагонам.

Кроме перечисленных случаев, запрещается производить прицепку и отцепку вагонов:
1) при гололедице, сильных туманах, ливнях, снежных буранах и метелях;
2) в местах расположения стрелок, крестовин, на переездах и в других местах, где есть опасность споткнуться;
3) при неразвинченных, заржавленных и неповорачивающихся в шарнирах стяжках, а также неисправной упряжи и ударных приборах;
4) при неплавном надвиге вагонов и при отсутствии желтого огня светофора.

габарит приближения строений

габарит приближения строений : Предельное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны входить никакие части сооружений и устройств (за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом).

3.26 габарит приближения строений: Предельное поперечное геометрическое очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не могут быть расположены какие-либо части сооружения или устройства.

габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава;

3.1.19. Габарит приближения строений: Предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

3.2. Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ВЛ — воздушная линия электропередачи

ВОЛС-ВЛ — волоконно-оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи

ИП — искровой промежуток

ЛПВ — линия проводного вещания

ЛС — линия связи

ОК — оптический кабель

ОКГТ — оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос.

ОКСН — оптический кабель самонесущий неметаллический.

ОПН — ограничитель перенапряжения

УРОВ — устройство резервирования отказа выключателя

А’ — площадь проекции, м 2 , ограниченная контуром обледенелой конструкции, ее части или элемента с наветренной стороны на плоскость перпендикулярно направлению ветра, вычисленная по наружному габариту

aw — коэффициент, учитывающий неравномерность ветрового давления по пролету ВЛ

by — условная толщина стенки гололеда, принимается по картам регионального районирования ветровой нагрузки при гололеде или на основании обработки данных наблюдений, мм

b — нормативная толщина стенки гололеда цилиндрической формы плотностью 0,9 г/см 2 на проводе диаметром 10 мм, расположенном на высоте 10 м над поверхностью земли, мм

cv — коэффициент вариации, определяемый как отношение среднеквадратического отклонения к среднему значению ряда.

Cх — аэродинамический коэффициент, определяемый в зависимости от вида конструкции

f — стрела провеса провода или троса в середине пролета при высшей температуре или гололеде без ветра, м

Fп — площадь продольного диаметрального сечения провода (троса), м 2

Читайте также  Аккумулятор для гранты какой лучше

Fи — площадь диаметрального сечения цепи гирлянды изоляторов, м 2

Gг расчетная нагрузка от веса гирлянды изоляторов, Н;

Gnp — расчетная нагрузка от веса провода, воспринимаемая гирляндой изоляторов, Н

hпр — высота расположения приведенного центра тяжести проводов или тросов, м

Kg — коэффициент инерционности системы «гирлянда — провод в пролете» при отклонениях под давлением ветра

Kiи Kd — коэффициенты, учитывающие изменение толщины стенки гололеда

K — коэффициент перехода от нормативного значения толщины стенки гололеда и ветровых нагрузок при гололеде к расчетным значениям

Kv — коэффициент перехода от нормативного ветрового давления к расчетному ветровому давлению учитывающий изменение ветрового давления в зависимости от уровня надежности ВЛ

K1 — коэффициент, учитывающий влияние длины пролета на ветровую нагрузку

Kw — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте в зависимости от типа местности

P — расчетная ветровая нагрузка на провода фазы, направленная поперек оси ВЛ (или по биссектрисе угла поворота ВЛ), Н

Pwo — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы, воспринимаемая опорами, Н

Pwп — расчетная ветровая нагрузка на провода (тросы), Н

Pwи — расчетная ветровая нагрузка на гирлянды изоляторов, Н

Pго — расчетная линейная гололедная нагрузка на 1 м провода (троса), воспринимаемая опорами, Н/м

Pwго — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы при гололеде, воспринимаемая опорами, Н

Pwгп — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы при гололеде, Н

Pwг — нормативная ветровая нагрузка при гололеде, Н

Pо — горизонтальная составляющая от тяжения проводов на поддерживающую гирлянду промежуточно-угловой опоры, Н

Qw — расчетная ветровая нагрузка на конструкцию опоры, Н

Qwс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки на опору, по первой группе предельных состояний, Н

Qг — расчетная гололедная нагрузка на конструкции опор, Н

Qwг — расчетная ветровая нагрузка при гололеде на конструкцию опоры, Н

Qwгп — расчетная пульсационная составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н

Qwгс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н

Qгс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н

Qгп — расчетные пульсационные составляющие ветровой нагрузки при гололеде, Н

Qwп — расчетные пульсационные составляющие ветровой нагрузки, Н

Vг — нормативная скорость ветра при гололеде с вероятностью непревышения 0,96, м/с,

W — нормативное ветровое давление с вероятностью непревышения 0,96, Па

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

  • Габарит приближения
  • габаритжелезнодорожного подвижного состава

Полезное

Смотреть что такое «габарит приближения строений» в других словарях:

Габарит приближения строений — Габарит приближения строений предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые… … Википедия

габарит приближения строений — Габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика

ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ — габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений (Болгарский язык; Български) строителен габарит (Чешский язык; Čeština) průjezdný profil komunikace (Немецкий … Строительный словарь

Габарит приближения строений ж/д пути — габарит приближения строений предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и… … Официальная терминология

Габарит приближения — 88. Габарит приближения Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

габарит — 3.4 габарит: Геометрическая характеристика двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная высоте оси вращения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Габарит подвижного состава — Размер тоннелей определяет максимальный размер вагонов … Википедия

Габарит — (фр. gabarit) предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений. Для подвижных машин или подвижных частей неподвижных машин определяет пространство, в котором они перемещаются. В это пространство не должны заходить… … Википедия

Габарит погрузки — Габаритные ворота для проверки габаритности грузов (лес на платформах) Габарит погрузки предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором полностью помещается, с учётом упаковки и крепления, груз на открытом … Википедия

ГАБАРИТ — предельное очертание какого либо сооружения, машины или станка, вне которого возможны возведение других сооружений, установка машин, а также безопасное передвижение около этих сооружений, устройств и пр. Для безопасного движения по жел. дор. пути … Технический железнодорожный словарь

2.5 Габариты

Подвижной состав, сооружения и устройства проектируются с учетом требований соответствующих габаритов.

Одним из главных условий безопасности движения локомотивов, вагонов и иного подвижного состава является предупреждение возможности их соприкосновения со стационарными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. Поэтому стационарные сооружения должны располагаться на определенном расстоянии от железнодорожного пути, а подвижной состав — иметь ограниченное поперечное очертание.

Таким образом, получаются два контура: контур, ограничивающий наименьшие допускаемые размеры приближения строения и путевых устройств к оси пути — габарит приближения строений, и контур, ограничивающий наибольшие допускаемые размеры поперечного сечения подвижного состава — габарит подвижного состава. Второй контур расположен внутри первого и между ними имеется пространство (зазоры), за исключением опорных поверхностей колес, где оба контура совпадают.

ГОСТ 9238-83 устанавливает следующие определения для двух рассматриваемых разновидностей габарита.
Габаритом приближения строений железных дорог называют предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.) при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.

Габаритом подвижного состава железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимальные нормируемые износы.

Пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) обеспечивает безопасные смещения подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые возникают при его движении, а также обусловленные допустимыми отклонениями элементов пути.

Все смещения вагона могут быть сведены к следующим четырем группам:

а) вызываемые возможными отклонениями в состоянии пути — уширение колеи, упругое отжатие рельсов, перекосы и износы шпал и подкладок, упругие осадки шпал и балласта и т.п.;
б) динамические колебания вагона, возникающие при его движении;
в) обусловленные зазорами и износами ходовых частей и прогибы и осадки рессорного подвешивания от статической нагрузки;
г) выносы частей вагона в кривых. При габаритных расчетах учитывают только смещения, возможные при отклонениях, допускаемых нормами содержания вагона и пути. Поскольку размеры габарита приближения строений установлены для прямых участков пути, а в кривых имеются дополнительные уширения, выносы вагона в кривых учитывают только в размерах, превышающих имеющиеся уширения.

В зависимости от способов учета вышеуказанных смещений вагонов различают две системы габаритов подвижного состава: строительную и эксплуатационную.

Если пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава предназначено для первых трех групп смещений (а, б и в), то устанавливаемый при такой системе учета смещений габарит подвижного состава называется строительным. Если вышеуказанное пространство предусмотрено для первых двух групп смещений (а и б), то получаемый при этом габарит называется эксплуатационным габаритом подвижного состава. Более точно данный габарит называют эксплуатационно-статическим, поскольку при этом учитывается положение подвижного состава в покое, в отличие от эксплуатационно-динамического, определяющего положение подвижного состава в движении. Последняя оценка является более совершенной. Препятствием для применения эксплуатационно-динамического габарита является сложность практического использования динамических характеристик проектируемого подвижного состава.
Следовательно, строительный габарит подвижного состава представляет собой поперечное очертание, в котором должен помещаться новый ненагруженный вагон, расположенный на прямом горизонтальном пути, когда его продольная ось совпадает с осью пути.

При проверке габаритности проектируемого вагона, называемой вписыванием вагона в габарит, в данном случае необходимо учитывать лишь смещения четвертой группы — выносы в кривых. В результате этого вписывание вагона в строительный габарит подвижного состава отличается простотой, что является достоинством данной системы. Существенным ее недостатком является то, что пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава, установленное по одинаковой для всех вагонов величине смещений третьей группы (в), может для одних вагонов оказаться излишне большим, а для других недостаточным.

Недоиспользование межгабаритного пространства обусловливает уменьшение ширины и высоты кузова вагона, что снижает экономическую эффективность грузовых и ухудшает комфортабельность пассажирских вагонов. Такое недоиспользование свойственно большей части вагонов, поскольку при построении строительного габарита подвижного состава смещения третьей группы устанавливаются по вагонам с наибольшими разбегами и износами ходовых частей и статическими прогибами (осадками) рессорного подвешивания. Недостаточность межгабаритного пространства, возможная при проектировании вагона с еще большими нормируемыми износами или большим статическим прогибом (осадкой), чем было учтено при построении этого габарита, означает негабаритность вагона, угрожающую безопасности движения.
Недостатки строительного габарита, применявшегося до 1960 г., обусловили замену его более целесообразным эксплуатационным габаритом подвижного состава, определение которого по ГОСТ 9238-83, приведено выше.

При вписывании вагона в эксплуатационный габарит подвижного состава учитывают смещения третьей и четвертой групп (в и г).

На рис. 2.30 изображена схема построения габаритов: исходя из габарита приближения строений I и осей междупутий 2 посредством учета смещений первой и второй групп (см. а и б) определяют эксплуатационный габарит подвижного состава 3, по которому путем вписывания, учитывающим смещения третьей и четвертой групп (см. в и г), находят строительное очертание вагона 4. Проектное очертание вагона 5 отличается от строительного дополнительным учетом технологических отклонений в размерах, допускаемых при постройке вагонов.

Читайте также  Какой акб на ваз 2114

Габариты приближения строений и подвижного состава к железнодорожным путям

Государственный стандарт установил габариты приближения строений в двух видах — С и Сп. Это означает предельное очертание, обозначенное перпендикулярно оси пути, внутри которого не должны находиться (кроме подвижного состава) абсолютно никакие устройства и сооружения. Исключением, которое допускает пространство, где расположены габариты приближения строений, являются устройства, предназначенные непосредственно для работы подвижного состава. Это контактные провода, вагонные замедлители и тому подобные.

Габарит приближения строений видов С и Сп имеет ГОСТ 9238-83. Первый существует для путей, устройств и сооружений общей сети железнодорожных линий и для подъездных путей до начала территории промышленных предприятий от станций примыкания. Второй габарит приближения строений — Сп — имеет меньшие вертикальные размеры и устанавливается для путей, устройств и сооружений, которые находятся на территориях предприятий транспортных и промышленных, на железнодорожных станциях, а также и между этими территориями. Настоящий стандарт действует до сих пор без изменений.

Как рассчитываются габариты приближения строений? Горизонтальные отсчитываются от оси пути, а вертикальные — от УГР (уровень головки рельса). Кривые вертикали — от внутреннего рельса. Габариты приближения строений достаточно малы, а потому воспрещается находиться за габаритом поезда, это является смертельной опасностью. По ГОСТу колеи железных дорог равняются 1520 миллиметрам, что было разработано в СССР Центральным НИИ Министерства путей сообщения.

Немного истории

Относительно расстояния между головками рельсов, то есть по ширине колеи к единому стандарту люди пока не пришли. Существуют (только из самых распространённых) восемь вариантов разных железных дорог: от 1676 миллиметров (индийская колея) до метровых «узкоколеек», которые ранее в нашей стране обслуживали в основном промышленные предприятия. Сахалинская железная дорога с колеёй в 1067 миллиметров функционирует до сих пор, а в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии узкая колея утвердилась, кажется, навсегда, и перемены на этот счёт не ожидаются.

Поскольку согласия в этом вопросе нет, приходится преодолевать препятствия при перевозке пассажиров и транспортировке грузов. Грузы перегружаются, пассажиры пересаживаются из одних вагонов в другие. Также используется способ перестановки вагона на вагонную тележку другого размера. Технологии последних десятилетий позволяют внедрять и автоматическую перемену ширины колеи. Создаются стыковочные пункты либо прокладываются параллельно рельсы с разной шириной на многие сотни километров. Бывают и разноколейные совмещённые железнодорожные пути, где инструкция по габаритам приближения строений тоже, соответственно, не одна. От наследства СССР мы сегодня имеем железные дороги самые разнообразные. В зависимости от их функций и утверждался ГОСТ «Габариты приближения строений и подвижного состава».

Государственный стандарт

Распространение государственного стандарта на различные габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог касается всех типов колеи в общей транспортной сети. Также указанные габариты зависят и от скорости движения поездов: если подвижной состав движется быстрее 160 километров в час, для таких случаев устанавливаются другие габаритные нормы, которые разрабатывались МПС совместно с Госстроем в Советском Союзе.

Одни и те же габариты приближения строений к железнодорожным путям действуют для колеи шириной 1520 и 1524 миллиметра и распространяются на все подъездные пути до территорий транспортных и промышленных предприятий от станций примыкания, то есть подъездных путей внешних, а также путей, которые расположены непосредственно на территориях транспортных и промышленных предприятий, то есть внутренние подъездные пути. Эти же габариты действуют и на всём расстоянии между ними.

Применение

Установленные стандартом габарит приближения строений и габарит подвижного состава применяются при выполнении проекта новых железных дорог и их строительстве, включая внешние и внутренние подъездные пути транспортных и промышленных предприятий, устройств и сооружений на них. Также по стандарту выполняются реконструкции (усиления) уже существующих путей, устройств и сооружений. Это же правило действует при постройке параллельных (вторых) путей, электрификации и тому подобного.

Установленные габарит приближения строений и габарит подвижного состава необходимы и при выполнении проекта подвижного состава, его ремонте, модернизации и изготовлении. Существуют и отраслевые стандарты для отдельных случаев, когда подъездные пути транспортных и промышленных предприятий не могут выдерживать все требования установленного стандарта. А потому ГОСТ «Габарит приближения строений» здесь полностью не предусмотрен, только отдельные его типы. Также разрешаются специальные отраслевые стандарты, которые разработаны и утверждены соответствующими ведомствами и министерствами по согласованию с МПС и Госстроем.

Инструкция

По применению габаритов приближения строений с пояснением особенностей отдельных норм при строительстве и эксплуатации, а также при реконструкции путей, устройств, сооружений и подвижного состава (сюда относится и то, что построено до введения стандарта в ход), существует специальная инструкция, которая утверждена в установленном порядке Министерством путей сообщения.

Данный стандарт полностью соответствует рекомендациям по СЭВ PC 5706-77, где утверждаются габариты приближения грузовых вагонов и строений, в том числе и относительно подвижного состава международных сообщений. Стандартизация вобрала в себя все положения настоящей инструкции относительно требуемых габаритов для пропуска того или иного строения, устройства, подвижного состава.

Положения инструкции

Начинается перечисление параметров с общих правил, которые уже были представлены выше: габариты приближения строений — перпендикулярные оси пути или предельные поперечные очертания, внутри которых не должно находиться никаких частей сооружения и устройства, только подвижной состав. Отдельно упоминается о лежащих около путей материалах, запасных частях и оборудовании. Здесь могут находиться только устройства, непосредственно взаимодействующие с подвижным составом — например, контактные провода, детали их крепления, все виды хоботов гидравлических колонок для набора воды и тому подобное.

И это только в том случае, если положение всех этих устройств строго увязано во внутригабаритном пространстве с подвижным составом и его отдельными частями, с которыми должны соприкасаться. С другими элементами в подвижном составе они соприкасаться не должны. В габаритах подвижного состава — перпендикулярных осях пути, поперечных очертаниях должен помещаться не только новый, но и с допустимым износом подвижной состав, не выходя наружу из положения, где он установлен на прямой горизонтальный путь. Проверяется наиболее неблагоприятное положение в колее и отсутствие боковых наклонений, а также динамических колебаний на рессорах и в нагруженном, и в порожнем состоянии.

Проектные и строительные очертания

Для всех сечений проектируемого состава определены проектные и строительные очертания. Между габаритом подвижного состава и габаритом приближения строений для перемещений состава и погруженных грузов установлено пространство, чтобы предотвратить касания, вызванные отклонениями в состоянии железнодорожного пути в допускаемых нормах содержания, боковыми наклонами вагона на рессорах, вертикальными колебаниями. Это пространство обязательно устанавливается с учётом обеспечения безопасности служебного персонала, находящегося там.

Кроме этого, пространство между габаритами и строительным очертанием служит для горизонтального перемещения подвижного состава, возникающего из-за конструктивных зазоров в ходовых частях при допускаемых максимальных износах, учитывая извилистость колеи, а также из-за вертикальных перемещений, которые возникают при максимальных нормах износа ходовой части, из-за статических прогибов рессор, вызванных расчётной нагрузкой. Пространство между проектным и строительным очертаниями нужно и для того, чтобы компенсировать плюсовые допуски, которые появляются при изготовлении и ремонте состава.

Обозначения

В области применения габаритов существуют установленные обозначения. С — обозначаются габариты для устройств, сооружений и путей общей сети ЖД и внешних подъездных от станции примыкания вплоть до территорий транспортных и промышленных предприятий.

Сп — габариты для устройств, сооружений и путей, которые расположены между и непосредственно на территориях фабрик, заводов, депо, мастерских, морских и речных портов, грузовых дворов, шахт, складов, баз, карьеров, торфяных и лесных разработок, электростанций и прочих транспортных и промышленных предприятий, включая МПС. Сюда же относятся и промышленные железнодорожные станции.

Обозначения для подвижного состава

В области применения габаритов и подвижной состав тоже имеет собственные установленные обозначения. Т — габариты для подвижного состава, допущенного к обращению по общей сети железнодорожных путей, а также внутренним и внешним подъездным путям транспортных и промышленных предприятий, если устройства и сооружения на таком подвижном составе отвечают требованиям стандарта габаритов приближения строений С, где неэлектрифицированные линии очерчены поверху, и требованиям стандарта Сп.

Обозначение Тц — для вагонов-самосвалов и цистерн, которые допущены к обращению по общей сети железнодорожных путей, а также внутренним и внешним подъездным путям транспортных и промышленных предприятий. Устройства и сооружения на них должны отвечать требованиям, которые перечислены в инструкции. Обозначение Тпр — для габаритов полувагонов.

Другие подвижные составы

1-Т — габариты подвижного состава, допущенного по всем путям сообщения. 1-ВМ (0-Т) — этот подвижной состав допущен к обращению по всем железным дорогам страны и целому ряду других железных дорог в колеях 1520, 1524, 1435 миллиметров (для международного сообщения).

0-ВМ (01-Т) — габариты для такого же подвижного состава, с небольшими ограничениями на некоторых участках. 02-ВМ (02-Т) и 03-ВМ (03-Т) — габариты составов для любых железных дорог, где колея 1520, 1524, 1435 миллиметров в России, а также в европейских и азиатских странах.

Габариты С и Сп

Габарит приближения строений С должен соответствовать установленному стандарту: 670 и 760 миллиметров при размере колеи 1520 миллиметров; 672 и 762 миллиметра при ширине 1524 миллиметра. Тот же самый габарит С будет соответствовать установленному на остановочных пунктах и станциях. Ширина жёлоба на настилах переездов там, где участки пути прямые, не должна быть менее 75 миллиметров.

Высота грузовых и пассажирских платформ должна тоже соответствовать инструкции. Высокие платформы принимаются более 1100 миллиметров от верха головки рельса, грузовые платформы располагаются от оси пути минимум 1750 миллиметров, если обеспечивается безопасность движения и обслуживающего персонала. Столбы, опоры, мачты и прочие сооружения и устройства ни в коем случае не должны ограничивать дальность видимости семафоров и светофоров, установленной стандартом.