Сколько литров бензина в баке

Объем топливного бака

Конструкция каждого автомобиля предусматривает специальную ёмкость – топливный бак. Среди его задач – не только обеспечить машину достаточным для длительной поездки количеством дизтоплива или бензина, но и предотвратить утечки топлива и выбросов вредных веществ. Баки должны быть полностью герметичными, но в зависимости от модели авто могут отличаться формой, материалом и объёмом. Причём, последняя характеристика – одна из основных, её необходимо знать и для определения расходов на заправку, и для планирования поездки.

Виды топливных емкостей и материалы изготовления

Единой формы и конструкции резервуаров для хранения топлива не существует. Для получения максимального объема топливных баков их геометрию делают сложной – и разной не только для отдельных марок, но и для каждой модели. Отличаются ёмкости и материалом, и оснащением.

Основные узлы бензобака

Список элементов оснащения отличается для разных транспортных средств. Но большинство из них универсальные, и совпадают для всех авто:

  1. Корпус – стальной, пластиковый или алюминиевый.
  2. Горловина, через которую заливают топливо.
  3. Крышка горловины, на которой может быть замок.
  4. Заборный патрубок, вместо которого может быть насос для перекачки топлива.
  5. Датчик для контроля уровня топлива.
  6. Трубка и клапан, входящие в систему вентиляции.
  7. Сливное отверстие или патрубок.

Стандартный набор оборудования может дополняться другими устройствами. У каждой модели – свой список, который описан в технической документации на транспортное средство. Его желательно изучить всем автовладельцам, чтобы избежать ошибок при эксплуатации машины.

Устройство и принцип работы системы вентиляции

Рассматривая особенности баков разных автомобилей, стоит уделить внимание системе вентиляции, которая решает несколько важных задач:

  • удалять из резервуара попавшие при заправке излишки воздуха;
  • поддерживать значение давления на уровне атмосферного и избежать разрежения, способного привести к деформации бака;
  • поддерживать безопасную температуру внутри.

У большинства современных автомобилей система вентиляции топливных баков закрытая. У резервуаров нет непосредственного выхода в атмосферу – для впуска воздуха применяется целый набор специальных приспособлений. При повышении разрежения отжимается пружина клапана. Внутрь начинает попадать воздух – до установки внутри давления, равного атмосферному.

Особенности конструкции топливных баков в современных автомобилях

Конструкторы, которые проектируют резервуары для топлива, в первую очередь учитывают герметичность. Из ёмкости не должны вытекать нефтепродукты и выходить испарения. Ещё один важный момент – защита от коррозии. Избежать появления ржавчины можно, применяя такие материалы:

  • качественную сталь, которая чаще применяется на грузовиках;
  • лёгкие сплавы или алюминий, которые можно встретить на легковых авто;
  • полимеры, благодаря которым получаются резервуары сложной конструкции.

Пластиковые баки считаются самыми удобными из-за полного отсутствия коррозии и меньшего веса. Минус пластика – высокая проницаемость для бензина и вероятность появления утечек. Компенсировать её можно, используя 2 слоя полимера.

Почему цифры в паспорте не точные

Настоящая емкость бака обычно больше, чем данные в документах на автомобиль. Поэтому, если в паспорте транспортного средства указано 60-65 л, реальный объём получается на уровне 70-75 л. Большинство производителей автомобилей добавляют около 10-15%.

Одна из причин отличий, из-за которых цифры в паспорте получаются неточными, заключаются в необходимости запаса для компенсации расширения топлива при изменении температуры. Давление внутри ёмкости не повышается, а топливо не вытекает. Вторая причина – защита от утечек топлива при наклонном положении автомобиля, а, значит, и бака.

Какие бывают объемы баков

Средний объем бензобака соответствует типу автомобилей:

  • для малолитражных авто значение находится в пределах 30-40 л;
  • для средних легковых машин – 50-80 л;
  • у малых грузовых – 90-160 л;
  • у грузового транспорта типа КАМАЗ – около 350 л.

По рабочему объёму резервуара для хранения топлива можно узнать, какое расстояние сможет проехать машина после полной заправки. Хотя для этого понадобится знать ещё и параметры двигателя и учитывать режим движения – город, трасса, комбинированный.

Топливные баки машин легкового типа

У легкового транспорта вместимость баков в среднем составляет около 50 литров. Хотя, например, три похожих авто, Лада Веста, Kia Rio и Hyundai Solaris, получили резервуары разной ёмкости. У модели отечественного производства в бак поместится 55 л топлива, для обеих иномарок – 43 л.

Машина большего размера, которая тоже относится к легковым авто, может комплектоваться резервуаром ёмкостью 64 литра. А внедорожник Toyota Land Cruiser, который может потреблять и 15, и 20 л бензина – даже 93-литровым баком.

Ёмкости баков грузовых машин

Определить, сколько литров топлива помещается в резервуаре грузовика, сложнее. Даже примерных норм для таких автомобилей нет. Например, у разных модификаций автомобиля КАМАЗ объём находится в пределах 175-500 литров. Среднее значение – 350 л. Но есть модификации и с 600-литровыми резервуарами.

На больших грузовиках типа SCANIA 113 тоже установлены вместительные баки – на 300-500 л. Грузовое авто DAF XF комплектуется резервуаром на 870 литров. А MAN F90 с грузоподъёмностью до 48 тонн – баком объёмом до 1260 литров.

Как самому определить реальный объем

Знать примерный (с точностью около литра) объём бака для топлива нужно, чтобы не столкнуться с недоливом на автозаправке. Или с тем, что при заправке на счётчике окажется большее число, чем на самом деле помещается в резервуар такого размера. Способов определения ёмкости много – от применения народных методик до расчётов.

Народные хитрости

Приборов для измерения такого показателя не существует. Но на автомобильных форумах можно встретить советы по определению объёмов. Среди них – раскачивание автомобиля для оценки звука от всплеска и даже взвешивания автомобиля и его сравнению с паспортными данными.

Один из достаточно простых и точных, но не слишком быстрых вариантов – слив топлива, измерение его объёма и заливка обратно. Но есть методы, позволяющие определить объём быстрее и точнее. Например, с помощью приборной панели.

По приборам

При исправном состоянии топливного индикатора можно обойтись без расчета и ориентироваться только по приборам. Например, если аналоговая шкала разделена на 10 делений, а приблизительный объём резервуара составляет 50 литров (по паспортным данным), значит, каждая отметка обозначает 5 литров ёмкости. Это можно проверить, заправив машину на 5 литров и сверить изменение показаний прибора. Если после заправки стрелка сместилась не на 1 деление, а больше или меньше, объём пересчитывают.

Метод будет сравнительно точным, если машина стоит на полностью горизонтальной площадке. Кроме того, максимальный полезный объём с его помощью узнать получится не всегда – последнее деление шкалы обычно совпадает с цифрами паспорта.

С помощью диагностического режима

Ещё один способ подойдёт только для авто с приборной панелью Renault. Её устанавливают на всех машинах этой марки и некоторых моделях Ниссан. Для запуска диагностики выполняют такие действия:

  1. Перед запуском мотора зажать на 5 секунд кнопку сброса пробега за последние сутки.
  2. Включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки прибора продолжили движение.
  3. С помощью той же кнопки переключить диагностический режим, выбрав иконку с изображением заправочной колонки.

Способ позволяет определить не объём бака, а количество оставшегося бензина или дизтоплива. Ёмкость резервуара станет известна, когда он будет полон. К литражу залитого топлива прибавляется начальная цифра.

С помощью датчика

При отсутствии специальных режимов приборной панели определить количество бензина или дизтоплива получится с помощью датчика. Он устанавливается прямо в бак и соединяется с управляющим устройством по беспроводной связи.

Прибор такого типа работает от батарейки и служит не меньше 5 лет. С его помощью в процессе эксплуатации автомобиля можно достаточно точно узнать, сколько осталось топлива. А, когда бак полон – объём резервуара с погрешностью меньше 1 литра.

С помощью расчетов

Последний способ вычисления требует полностью заправить бак. Затем следить за показаниями одометра и контролировать уровень топлива. Кроме ёмкости метод позволит определить реальное потребление горючего и контролировать его остаток при дальнейшей эксплуатации.

Объем топливного бака автомобилей

Объем топливного бака во многом зависит от его строения. Различные модели транспортных средств обладают собственной конструкцией.

  1. От чего зависит объем топливного бака?
  2. Топливная система
  3. Уход за баком
  4. Конструкция топливного бака
  5. Какие бывают объемы баков?

От чего зависит объем топливного бака?

Показатели объема должны быть такими, чтобы пробег автомобиля мог составить 600 километров. Обычно его установка осуществляется снизу заднего сиденья напротив задней оси. Именно в этом месте по всем расчетам наименьшая вероятность деформации, если вдруг случится удар.

Для изготовления бака может использоваться пластмасса или металл. Причем, сегодня чаще пользуются пластмассовыми баками – не в последнюю очередь из-за того, что они занимают меньше пространства при установке и могут быть любой необходимой формы. Таким образом, водитель получает топливный бак с нужными максимальными объемами. Чтобы не было никакой утечки, стенки баков делаются многослойными. Также на эти показатели может влиять:

  • тип кузова;
  • системная конструкция;
  • общая конфигурация;
  • система, ответственная за впрыск;
  • вариант климатического исполнения;
  • двигательное устройство.
Читайте также  Как снять замок зажигания мерседес 124

Габариты машины также влияют на объем: обычно у крупных авто и топливные баки оказываются немаленькими.

Топливная система

Иногда строение и, соответственно, объемы бака оказываются различными даже на примере одной модели. Чтобы бак можно было заправлять, он имеет заливную горловину. По сути, это часть оказывается единственной, заметной снаружи. Чаще всего она расположена сверху заднего крыла.

Представленная часть соединяется с трубопроводным баком, а сечение сделано, таким образом, что обеспечивается способность пропускать по пятьдесят литров/минуту. Закрыть горловину можно посредством крышки, надеваемой на резьбу. Все скрывается лючком, открывающимся посредством специального привода (который может работать от электричества или же механическим образом). Иногда лючок можно открывать вручную.

Попадание горючего внутрь системы питания осуществляется посредством заборника, соединенного с выходом топливного провода. Остатки сливаются обратно через топливный провод для слива. Закрыть заборник можно сеткой, которая специально сделана, чтобы очищать горючее. Такое устройство, установленное на дизельном авто, оснащается особенной подогревающей системой. Иногда автовладельцы пользуются штатным заборником вместо подогреваемого. Также они могут обращаться к подогревающим насадкам.

В бензобак обыкновенно помещают топливный насос, работающий на электричестве – именно он должен нагнетать давление горючего. Контроль топливного уровня происходит посредством датчика, который соединен с насосным устройством.

Составляющими датчика являются потенциометр, а также датчик. Как только объем топлива изменяется, меняются показатели потенциометра. В итоге, происходит смена напряжения с последующей сменой стрелки. При сложной конструкции, в бак монтируют сразу пару датчиков, функционирующих параллельно.

Чтобы двигатель получал необходимый объем топлива, нужно, чтобы внутри бака поддерживались постоянные показатели давления. Для этого в транспортном средстве работает вентиляционная система – благодаря ней нейтрализуется разрежение, которое появляется, когда вырабатывается горючее. Специальный клапан нужен для удаления лишнего воздуха, оказывающегося внутри при заправке и не дающего давлению подниматься.

Уход за баком

Независимо от объемов бака, за ним следует правильно ухаживать. Тем более, это актуально для машин, имеющих большой пробег. Увы, из-за плохого качества горючего вместе с углеводородами в баке оказываются примеси, которые оседают на его стенках. Когда они накапливаются, отслаиваются и загрязняют фильтр, ответственный за грубую очистку. В итоге, горючее просто-напросто не проходит по заборнику.

Решение такой проблемы, впрочем, не представляет труда. Необходима чистка. Она же поможет увеличить объем топливного бака. Обычно внутренности бака промываются специальными химическими средствами.

Конструкция топливного бака

Как уже говорилось выше, можно определить, какой объем топливного бака, предварительно узнав, из чего он сделан: из пластикового материала или металла. Металлические баки обычно делаются из штампованных листов:

  • если они работают на бензине или дизеле, применяется алюминий;
  • если работа осуществляется на газе, используется сталь.

Конечно, баки из металла отличают высокие показатели прочности, устойчивости к износу – тем не менее, по показателям объема они обычно уступают пластиковым. К тому же имеются ограничения, связанные с формами.

А вот баки, изготовленные из пластика, могут изготавливаться различных конфигураций и, соответственно, иметь разные объемы. К тому же данные изделия славятся устойчивостью к царапинам, коррозийным воздействиям, обладают хорошей плотностью.

Утечки в них невозможны, поскольку стенки выполняются в несколько слоев. Внутренняя часть обрабатывается протекционным фторовым слоем. Также различия топливных баков между собой могут быть обусловлены:

  • Типом ДВС;
  • Кузовом;
  • Конструкционными особенностями;
  • Системой топливной подачи.

Какие бывают объемы баков?

Как уже указывалось, у разных моделей и, тем более, автомобильных марок могут быть свои объемы. Например, объем топливного бака Форд равняется примерно 50-55 литров, в зависимости от модели и вида используемого топлива. Как правило, этого достаточно, чтобы свободно перемещаться на длительные дистанции и не заправляться ежедневно.

Внутри бака, кстати, расположен датчик, контролирующий топливный уровень. Насосные устройства также размещено в некоторых моделях (например, Ford Focus). Когда они стоят на машинах, работающих на дизеле, там принцип работы особенный: топливо качается и подается непосредственно в систему.

Наконец, у всех Фордов имеется топливный провод – как с прямым, так и с обратным направлением. При ремонте бака топливный материал удаляется через горловину, куда заливается горючее.

  • Объем топливного бака Тойота может составлять от 45 литров (Тойота Tercel) до 98 литров (Тойота Sequoia). Если же говорить о наиболее популярных моделях, в среднем эти показатели равняются 50-70 литрам.
  • Объем топливного бака КИА равняется, в среднем, 55 литрам, хотя, конечно, существуют модели с меньшими и большими показателями. Причем, чем новее модель (это можно увидеть на примере Kia Sportage), тем меньшим по объему становятся топливные баки.
  • Объем топливного бака ГАЗ составляет около 70 литров. Естественно, топливного материала в такую емкость может влезть предостаточно.
  • Объем топливного бака Ниссан составляет от 50 литров (Nissan 200SX) до 106 литров (Titan, Армада, QX56 и так далее). Что касается наиболее популярных моделей, вроде Nissan Maxima или Nissan Frontier, их показатели объема равняются 60-65 литров.
  • Объем топливного бака ВАЗ – по крайней мере, у многих моделей этой автомобильной марки – составляет 39 литров. Сама емкость составлена из двух частей, для штамповки которых используются освинцованные листы. В таких баках также монтируется фильтр в виде сетки – он помогает проводить первичную фильтрацию топлива. Чтобы бензин можно было слить, имеется сливная пробка и добраться туда проще простого: снять заглушку из резины, закрывающую отверстие на дне багажника.
  • Объем топливного бака Рено равняется 50 литров, если это модель Дастер (в этом случае используются баки из пластика) и 50 литров для модели Логан. Кстати, по топливному расходу эти машины считаются достаточно экономными: например, на городских дорогах Рено может расходовать около 10 литров, на трассе – всего 5,7 литров. Если дорожное покрытие смешанное, расходуется примерно 7,2 литра.
  • Объем топливного бака Хендай, как и в случае с другими автомобилями, зависит от конкретной модели. Обычно этот диапазон варьируется от 45 литров (Хендай Accent) до 79,9 литров ( Sorento или Sedona). Популярная у автолюбителей модель Sonata имеет бак в 65 литров.
  • Объем топливного бака УАЗ составляет от 56 литров (например, модель 390945) до 87 литров (модель Патриот). УАЗ Буханка обладает топливным баком, достигающим 56 литров, а вот популярный УАЗ Хантер имеет бак, емкость которого составляет 78 литров.
  • Объем топливного бака Камаза, понятное дело, превышает перечисленные выше показатели, поскольку речь идет о грузовом автомобиле. Примерный диапазон варьируется от 175 литров (модели 55102 и 5511) до 500 литров (модель 65117). Обычно модели грузовика Камаз имеют топливные баки, показатели объема которых равняются 350 литров.

Зная рабочий объем топливного бака, можно примерно понимать, сколько времени, и какое расстояние автомобиль может проездить без необходимости снова заправляться. Немало зависит еще от того, какова конфигурация топливного бака, какое топливо применяется и, наконец, какой тип двигателя.

Максимальный объем топливных баков ограничен специальным международным соглашением, касающимся опасных грузовых перевозок. Когда устройства превышают по объему показатели, указанные в этом соглашении, они автоматически начинают рассматриваться в качестве опасного груза (проблемы могут возникнуть при пересечении границы). Причем это считается «опасным грузом», независимо от того, сколько содержится внутри топлива.

В следующей таблице суммируются данные о емкости топливного бака некоторых автомобильных марок:

Эксперимент «Полный бак» — сколько литров на самом деле помещается в бак автомобиля? (видео)

А знаете ли вы, сколько топлива вмещает бак вашего автомобиля? 40, 50 или может все 70 литров, не заглядывая в его характеристики? А когда вы последний раз заправлялись “до полного”? И сколько получилось, этого самого, полного?

Суть самого эксперимента подсказала нам практика заправок, ведь часто бывает, что в топливный бак вмещается заметно больше, чем указано в характеристиках. Соответственно, подозрения в первую очередь падают на АЗС, мол обсчитали, а залили меньше, ну и так далее. При этом разрешить такие споры на месте фактически не представляется возможным. Хотя любой клиент может убедиться в точности налива, попросив провести технический пролив в специальный мерник. Но чаще клиент просто уезжает разочарованным, а компания несет репутационные потери.

Поэтому телеканал “Первый Автомобильный” и “Автоцентр” решили разобраться, сколько топлива реально вмещает бак автомобиля, для чего решились на особый эксперимент! А помогла нам в этом сеть автозаправочных комплексов Glusco!

Как будем замерять?

Для максимально объективной картины мы собрали, пусть и не без определенных усилий!, семь автомобилей различных классов и годов выпуска, с различными двигателями и, соответственно, с топливными баками разного объема – от 45 до 70 литров. Это совершенно обычные автомобили частных владельцев, без каких-либо ухищрений и доработок.

Читайте также  Как снять барабан на ваз 2114

Итак, в нашем эксперименте принимают участие:

Skoda Fabia, 2008, бак 45 л.

Nissan Juke, 2020, бак 46 л.

Renault Logan, 2015, бак 50 л.

Toyota Auris, 2011, бак 55 л.

Mitsubishi Outlander, 2020, бак 60 л.

KIA Sportage, 2019, бак 62 л.

BMW 5 Series, 2011, бак 70 л.

Почему было непросто собрать эту семерку? Во-первых, потому что потратить полдня своего рабочего времени, наматывая круги по СК “Чайка” готовы далеко не все, во-вторых, по условиям эксперимента требовалось выкатать абсолютно все топливо в баке и топливопроводе, то есть автомобили должны были ездить до полной остановки. А на это соглашались не все автовладельцы. По этой же причине были отобраны только бензиновые модификации, потому что дизель запустить после такого эксперимента было бы сложнее.

После того, как автомобиль останавливался, ему полагалось залить ровно один литр топлива, чтобы хватило доехать до АЗК Glusco. И уже там заправить горючее “до полного”. Таким образом, топливные баки всех участников будут почти полностью пустые (то бишь погрешность будет минимальной) и мы сможем узнать, сколько реально они способны вместить.

Двойной эксперимент

Как и ожидалось, все автомобили приехали пусть и с минимальным, но разным запасом бензина. У кого-то из них борт-компьютер показывал остаточный пробег 0 км, у кого-то красовалась цифра едва ли не под “сотню”. Делать нечего, начинаем выкатывать все “лишнее”. И попутно узнаем, сколько может проехать автомобиль “на лампочке” или на остатках топлива – у кого как. И здесь не обошлось без сюрпризов!

Дольше всего наматывал круги по малому кольцу “Чайки” KIA Sportage, в баке которого оказалось бензина больше всего. Немало проездов понадобилось также и Renault Logan, но он в итоге остановился первым. Отмеряем ему ровно литр, заливаем, заводим – первый участник эксперимента готов! Кстати, завести автомобиль после долива бензина несложно, требуется лишь несколько раз подкачать бензонасосом топливо, повернув ключ зажигания в замке, но не запуская двигатель.

Через пару кругов к обочине прижался Nissan Juke, Skoda Fabia, а за ними остановились и другие участники нашего эксперимента. Кроме Toyota Auris! Она продолжала наматывать круги и даже не собиралась останавливаться, хотя для ускорения процесса ее водитель взвинтил темп! И это несмотря на то, что перед началом заездов ее борткомпьютер показывал 0 км (!) остаточного пробега.

В итоге бензин у нее закончился только на подъезде к АЗС Glusco, буквально за несколько сотен метров до заправки. В общей сложности, на “нуле” Auris c автоматом легко наездил еще 80 км! Другие автомобили-участники проехали на “пустом” баке меньше, но это также было в среднем 15-20 км. Таким образом, даже если у вас загорелась “лампочка”, можете быть уверены, что запас хода километров сорок у вас еще есть. Но конечно, регулярно злоупотреблять таким не стоит. Как любят писать в подобного рода испытаниях – “Не повторяйте в домашних условиях!”

А теперь до полного!

Потихоньку добравшись до АЗС расположена в нескольких километрах от трека, мы готовы приступить к финальной и основной части нашего эксперимента!

Но перед тем, как заправлять машины, проверяем точность заправочных колонок с помощью технического пролива. Для этого на каждой заправочной станции есть специальный мерник, а также отработана процедура измерения точности заправочной колонки с его помощью. Так что, если вы всерьез решили проверить, была ли точной заправка, вы можете требовать выполнения данной процедуры от АЗС. Более подробно о том, как это происходит, смотрите в нашем видео. Кстати, отметим, что допустимая погрешность на 10 литрах – это +/- 50 миллилитров.

Колонки и участники готовы – начинаем заправку топливом! Первым “утолить топливную жажду” подъехал KIA Sportage и подтвердил наши предположения – в его бак поместилось на 8 литров больше заявленных 62 литров. Итого, 70 литров и добавка, которой хватит примерно на сто километров дополнительного пробега. Skoda Fabia при своих компактных габаритах сумела вместить дополнительных 5 литров, что также неплохая прибавка! Итого – 50 литров “до полного”.

Toyota Auris сюрпризов уже не преподносила – вместила всего на 2 литра больше, а Mitsubishi Outlander и вовсе довольствовался всего лишь одним “добавочным” литром.

Как определить количество бензина в баке с точностью до литра

Расход бензина, помноженный на его стоимость, может стать решающим аргументом в выборе автомобиля, но часто бывает недостаточно знать, сколько топлива сгорает по регламенту и в реальности. Когда индикатор дает сигнал, что горючего мало, а особенно – если он выходит из строя и лампочка вовсе не горит, – встает самый главный вопрос: как узнать, сколько осталось бензина?

Народные хитрости

Стационарного прибора, который мог бы измерить количество топлива в баке с точностью до литра, нет ни в одной самой полной комплектации современных машин. Но в среде автолюбителей и специалистов, на форумах автомобильной тематики можно встретить множество советов по определению этих остатков: от раскачивания авто для оценки звука (чем меньше бензина, тем громче всплески) до его взвешивания и сравнения с весом в книжке по эксплуатации. Один из таких оригинальных алгоритмов измерения остатков топлива – его слив из бака в мерную емкость, а затем заливка обратно в бак.

Конечно, существуют и более разумные способы, которые подойдут в дорожных условиях.

По приборам

Если топливный индикатор работает, первое решение – сориентироваться по нему. Например: объем бака – 50 л, на шкале условно нанесено 10 делений, – значит, каждое «отбивает» 5 л. Прикидывая остаток горючего таким способом, помните, что результат будет приблизительным, и обращайте внимание на расположение автомобиля: машина должна стоять строго горизонтально, иначе показатель не будет соответствовать действительности.

Более точные показания можно получить с помощью специального щупа. Бензобаки некоторых старых автомобилей снабжались им с завода, но по аналогии его можно сделать самостоятельно, хорошо изучив тему. Расстояние между отсечками зависит от размеров и формы бака, длина линейки должна быть не менее полутора метров, а материал, из которого она изготавливается, – не содержать металла и не создавать искр.

С помощью диагностического режима

Если на вашем автомобиле установлена приборная панель от семейства Renault, куда выборочно попадают модели LADA, Nissan и некоторые другие, узнать, сколько в баке бензина, с точностью до литра можно в диагностическом режиме панели.

Чтобы запустить диагностику приборки, нужно:

– перед включением зажигания зажать на 5 секунд кнопку сброса суточного пробега, затем включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки приборов начнут двигаться;

– той же кнопкой переключить режим диагностики панели приборов, найдя в правом верхнем углу иконку заправочной колонки.

Под этой иконкой отображается цифра, точно соответствующая литражу оставшегося в бензобаке топлива.

Проверить, сработает ли диагностический режим панели приборов на конкретном автомобиле, можно опытным путем.

С помощью датчика

Если приборная панель не поддерживает описанные выше возможности тестового режима, проблему контроля количества бензина в баке автомобиля можно решить с помощью специального беспроводного датчика, устанавливаемого прямо в бензобак.

Современный прибор работает от батарейки с увеличенной автономностью (до пяти-семи лет!) и способен хранить во встроенной памяти данные об изменении уровня топлива в среднем за два месяца. Уровень горючего в любой момент можно считать дистанционно с помощью специального устройства, распознающего радиосигнал.

С помощью расчетов

Для любителей расчетов существует еще один способ, требующий предварительной подготовки. Заправив полный бак и обнулив одометр, можно легко вычислить реальный объем бензобака и расход топлива на 100 км в привычном режиме езды, что в дальнейшем поможет контролировать уровень горючего.

Видео запуска диагностического режима

Сколько заливать бензина: полбака или полный?

Можно ли сэкономить деньги, заливая в бак только половину топлива?

Цены на топливо в нашей стране находятся на историческом максимуме, что, конечно, огорчает миллионы автолюбителей, для которых каждый лишний рубль в стоимости топлива – это очередной удар по семейному бюджету. Логично, что после очередного резкого роста стоимости топлива в нашей стране многие автовладельцы всерьез задумались, как можно сэкономить деньги, уменьшив расход топлива. Есть много советов и предложений среди автолюбителей по экономии денег за счет уменьшения трат на топливо. Большинство из них касается различных способов по снижению потребления топлива автомобилем. О многих мы уже не раз писали на страницах нашего интернет-издания.

Но есть еще одна интересная теория экономии топлива, связанная с неполной заправкой бака. Мысль заключается в том, что, отказавшись от заправки полного бака топлива, вы снижаете вес автомобиля, а значит, и расход топлива. В итоге получается, что можно теоретически сэкономить, меньше тратя денег на бензин. Но так ли это? Давайте разбираться.

Читайте также  Датчик температуры на гранте где находится

В теории всегда все красиво и идеально. Но, увы, часто большинство теорий на практике превращаются в бессмыслицу. Чтобы понять, реально ли сэкономить топливо, заливая, например, вместо полного бака ровно половину, нужно вспомнить не только школьную математику.

Полбака бензина против полного

С одной стороны, все верно. Формула экономии топлива в любом автомобиле проста: чем меньше весит автомобиль, тем меньше требуется сил и мощности двигателю для движения, что, соответственно, влияет на потребление топлива. А теперь главные вопросы, которые интересуют миллионы автолюбителей: сколько таким образом можно сэкономить топлива, и стоит ли игра свеч?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно подробно рассчитать экономию топлива. Итак, допустим, ваш автомобиль расходует в среднем 8 литров на 100 километров пути (для большинства недорогих автомобилей с небольшим по объему мотором сегодня это типичный средний расход топлива).

Конечно, итоговое потребление топлива вашим автомобилем зависит от многих факторов. Именно поэтому каждый день оно может быть разным. Ведь на итоговое потребление бензина или дизтоплива влияет стиль вождения, количество пассажиров в салоне и количество багажа, погодные условия (в том числе влажность, скорость ветра и даже атмосферное давление), качество топлива, дорожная ситуация на дороге, качество дорожного покрытия, качество используемых компонентов в автомобиле (особенно моторного масла, фильтров и жидкостей), вес колесных дисков, износ резины и многие другие факторы, косвенно влияющие на экономичность машины.

Но больше всего расход топлива в исправном новом автомобиле зависит от его веса. Именно поэтому многие автопроизводители уже давно начали снижать вес своей продукции, уменьшив толщину металла кузова, отказавшись от использования чугунных элементов подвески и тяжелых блоков двигателя и перейдя на использование более легкого алюминия.

В одном исследовании компании Ricardo Inc недавно было изучено влияние веса на экономию топлива. Так, было установлено, что каждое увеличение веса автомобиля на 43,5 кг увеличивает расход топлива в среднем на 1-2%. Этот показатель не учитывает лишний вес автомобиля, например багажники на крыше, прицепы, велосипеды или коляски.

Предположим, что наша машина стала тяжелее на 43,5 кг. Соответственно, расход топлива, согласно исследованию, должен увеличиться на 1-2%. Давайте для удобства подсчета возьмем максимальное увеличение расхода. В качестве примера рассмотрим автомобиль с 60-литровым топливным баком и расходом топлива согласно заводской спецификации 8 л/100 км (если учитывать вес автомобиля без учета веса топлива – как правило, многие автопроизводители хитрят таким образом, высчитывая вес топлива с минимальным количеством топлива в баке). Естественно, заливая топливо в бак, мы увеличиваем вес машины. Соответственно, при полном баке вес машины существенно увеличится.

На сколько увеличится расход топлива, если залить в машину полный бак?

Бензин имеет плотность около 720 г/л. Вес полного 60-литрового бака бензина составляет около 43,2 кг. Теперь давайте посчитаем, на сколько увеличится расход топлива машины, если заправить полный бак.

В итоге получается, что расход топлива увеличится с 8 л/100 км до 8,16 л/100 км (1 + 0,02 x 43,2 / 43,5).

То есть когда вы едете на автомобиле с почти пустым баком, расход автомобиля согласно спецификации будет примерно 8 л/100 км (в нашем примере мы не берем во внимание различные факторы, на которые мы указали выше, влияющие на итоговое потребление топлива). При заполненном наполовину баке расход топлива будет составлять примерно 8,08 л/100 км. При полном баке расход, как мы уже сказали, вырастет до 8,16 л /100 км, так как увеличится вес машины.

На первый взгляд, все предельно просто и ясно: заправлять автомобиль меньшим количеством топлива выгодно, поскольку реально снижается расход топлива. Но, повторим, это теория, которую еще нужно доказать на практике.

Есть в этой теории и подводные камни. Так, нужно учитывать, что, заправляя полный бак, мы реже заезжаем на заправку. Особенно это важно при движении по трассе на большие расстояния. Соответственно, чем меньше топлива в бак мы будем заправлять, тем чаще будем терять время, заезжая на АЗС.

В нашем примере, когда мы заправили половину 60-литрового бака, при движении на большое расстояние нам предстоит заехать на дополнительную заправку. А это лишнее время. Но зато мы экономим, заправляя половину бака, примерно 0,08 л/100 км. На самом деле эта экономия видна при простом подсчете значений, которые мы получили с помощью обычной школьной математики. Но это не точное значение.

Дело в том, что по мере снижения уровня топлива в баке вес машины во время нашего путешествия уменьшается. Соответственно, снижается и расход топлива.

Для того чтобы подсчитать точную экономию топлива по мере уменьшения веса автомобиля из-за снижения уровня топлива в баке, простая математика нам уже не подойдет. Для решения этой задачи нам нужно использовать дифференциальное уравнение, чтобы вычислить точную выгоду от заправки половины бака вместо полного бака топлива. Для этого расчет наш должен показать, какое лишнее расстояние проедет наша машина, если заливать полбака вместо полного.

Итак, при заправке бензина в 60-литровый бак при плотности топлива 720 г/л, если залить только 30 литров топлива, вы проедете больше всего на 3,5 километра.

Но для кого-то и этот лишний путь окажется существенным. Если пересчитать лишние километры за год при нормальном ежегодном пробеге, то экономия топлива может действительно для некоторых автовладельцев оказаться ощутимой.

Это все хорошо, но есть один очевидный недостаток: при заправке половины от полного бака нам придется делать дополнительный визит на заправочную станцию. А это лишнее время.

Поэтому для справедливого сравнения мы также должны узнать, сколько мы теряем времени или, наоборот, экономим (ведь для заливки половины бака требуется в два раза меньше времени на АЗС) на дополнительную заправку.

Предположим, что мы ехали в среднем 40 км/ч – это ниже, чем средняя максимально разрешенная скорость в городах и на загородных шоссе. Но мы неспроста взяли именно эту цифру, так как на дорогах часто могут образовываться пробки, а также время от времени нам приходится останавливаться по другим причинам (светофоры, заезды в магазин и т. п.). Поэтому за основу возьмем именно 40 км/ч.

Итак, сколько же времени мы сэкономим, если будем заправляться всего один раз вместо двух? Оказывается, заправляя только половину бака, мы не только сможем проезжать на 3,5 километра больше, но и экономить в среднем 5 минут времени. То есть даже при двух заправках мы за весь путь сэкономим примерно 5 минут (с учетом, что на АЗС быстро обслуживают и нет очередей).

Как видите, заправка только половины бака дает лишних 3,5 километра и 5 минут сэкономленного времени. Негусто.

С дизельными автомобилями ситуация несколько иная. Дизельное топливо весит больше, чем бензин. Поэтому полный бак солярки, конечно, весит больше, чем тот же полный бак бензина. Но на дизельных машинах влияние веса на экономичность меньше выражено, чем на бензиновых авто.

Дело в том, что дизельные моторы, как правило, более эффективны по сравнению с бензиновыми. В дизелях топливо сгорает более эффективно, что способствует меньшим потерям энергии. В итоге, как правило, груженые дизельные машины потребляют ненамного больше топлива, чем пустые. Именно поэтому большинство грузовой техники использует дизельные моторы. Тем не менее, заправляя половину бака дизеля, вы экономите свое время при заправке. Это также примерно около 5 минут.

Чем больше бак топлива, тем больше вы экономите топлива при заправке только половины его объема

Значительная экономия при заливке на АЗС только половины топливного бака наблюдается, как правило, на больших транспортных средствах. Возьмем для примера дизельный внедорожник Toyota Land Cruiser 70 Troop Carrier GXL, который в городе потребляет в среднем 14,3 л/100 км.

Причем существенная экономия при этом будет наблюдаться во времени. Так как это дизельная машина, экономия топлива будет незначительной.

Итак, этот внедорожник обычно оснащается двумя топливными баками: 90 л + 90 л.

Заправка этих двух баков требует значительной потери времени на АЗС. Заправляя только половину бака, вы сможете сэкономить 14 минут времени, несмотря на то что будете заезжать на АЗС чаще.

Так что если вам важно и ценно время, то вы можете сэкономить его в пределах от 5 до 14 минут в зависимости от размера вашего транспортного средства, от его расхода топлива и от объема топливного бака. Для этого вы должны при каждой заправке заправлять только половину топливного бака от полного объема.

Если вам важна именно экономия топлива, а потеря лишнего времени в 5-14 минут не принципиальна, то вам нужно искать другую стратегию экономии. Хорошей охоты!