Почему масло попадает в антифриз

Почему масло попадает в антифриз: причины и последствия

Правильная работа автомобильного двигателя зависит от ряда факторов, один из них — циркуляция моторной жидкости и антифриза по ДВС и охладительной системе. Смешивание веществ может быть следствием серьезной проблемы, которая приведет к неработоспособности агрегата. По каким причинам появляется масло в антифризе и как решить неисправность, узнаете из этой статьи.

Причины попадания масла в систему охлаждения

Последствия смешивания масла и антифриза

Видео «Наглядная диагностика проблемы»

Комментарии и Отзывы

Причины попадания масла в систему охлаждения

Масло в расширительном бачке с антифризом

Сначала разберем основания, по которым моторная смазка попала в движок. Они актуальны для всех видов двигателей, дизелей и бензиновых, независимо от марки машины, будь то ВАЗ, Мерседес или КамАЗ. Оба типа жидкостей циркулируют по замкнутым, непроницаемым и изолированным друг от друга системам. Поэтому появление смазочного вещества в хладагенте свидетельствует о неисправностях. А нарушение герметичности приведет к неработоспособности силового агрегата в дальнейшем.

Основные причины, по которым масло погнало в антифриз и оно оказалось в охладительной системе:

  • нарушения целостности прокладки ГБЦ, связанные с износом или прочими проблемами;
  • дефекты механического характера в работе радиаторного или охладительного устройства;
  • поломка водяного насоса;
  • повреждение или изнашивание прокладки теплообменника;
  • появление трещины в емкости для хладагента;
  • естественный износ либо дефект шлангов системы охлаждения;
  • образование ржавчины на гильзах ГБЦ.

Иногда причина, по которой антифриз может попадать в смазочное вещество, кроется в несоответствии жидкостей, использующихся в авто. При снижении уровня хладагента в системе автовладельцы часто заливают в бачок первую попавшуюся ОЖ. Из-за разного состава жидкостей и присадок в антифризе могут происходить химические реакции, которые приводят к разрушению тех или иных компонентов ДВС. Это основные причины, почему масло может попасть в антифриз.

Подробнее о поводах для перемешивания веществ вы узнаете из видео, снятого пользователем Руслан Ящишин-КАТМАСТЕР.

Как определить?

Остановимся на том, как узнать и определить, что смазка попадает в охлаждающую жидкость.

Основные признаки, говорящие о проблеме:

  1. При сливе хладагента его оттенок и консистенция правильные. Но когда вся жидкость сольется в емкость, из отверстия будет выходить смесь антифриза и смазки, более вязкая и маслянистая на вид. Если проверять состояние вещества в расширительном резервуаре, это можно не заметить.
  2. При перемешивании разных химических жидкостей в бачке появляется маслянистая пленка.
  3. На ощупь смесь будет жирной и без проблем размажется пальцами, при этом следов она не оставит.
  4. Смазочный материал всегда горит. Поэтому если вы возьмете тряпку или салфетку и окунете ее в бачок под капотом, после чего подожжете, то она воспламенится. Во время горения будет раздаваться едва заметный треск. Если вы попытаетесь поджечь бумажку или кусок ткани, смоченные в антифризе, то у вас ничего не выйдет. А при совершении этой процедуры с чистой смазкой, салфетка разгорится быстро.
  5. Открыв крышку заливной горловины, вы увидите, что в масле имеются сажевые сгустки. При этом в каналах смазочной системы будут отложения. Это приводит к снижению пропускной способности фильтрующего механизма.
  6. Сам фильтр при смешивании забивается плотными шариками. В результате происходит полное засорение устройства и абразивный износ цилиндров, а также подшипников, коленвала и распредвала.
  7. Появление коррозии внутри силового агрегата. Диагностировать эту проблему без разбора двигателя невозможно.
  8. Снижение антифрикционных характеристик моторного масла.
  9. Пленка на смазке будет нестабильной, при малейшем воздействии она начнет рваться.

Результат перемешивания ОЖ и смазки

Решение проблемы

Подробно остановимся на том, что делать, если масло пошло в хладагент.

При возникновении проблем, связанных со смешиванием, первое, что нужно сделать — произвести промывку системы охлаждения.

Если причина кроется в появлении дефектов на прокладке ГБЦ, то придется снимать головку блока и менять поврежденную часть. Эту процедуру лучше доверить профессионалам.

Что потребуется?

Чтобы промыть охладительную систему, вам понадобится:

  • новый антифриз, соответствующий параметрам авто;
  • старое ведро или тазик для сбора отработанного вещества;
  • примерно 15 литров дистиллята;
  • прокладка для охладительного устройства.

Пользователь Леша Мастер показал на ролике, как правильно выполнить промывку системы.

Пошаговая инструкция

Прочищать силовой агрегат нужно так:

  1. При наличии специального средства для промывки залейте его в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. Заведите ДВС и подождите, пока он прогреется, это требуется для запуска вентилирующего устройства радиатора. Процедура промывки выполняется до замены прокладки масляного охладителя.
  2. Открутите пробку сливного отверстия ОЖ, предварительно подставив под него емкость, в которую будет стекать отработка. Подождите, пока весь антифриз выйдет из системы.
  3. Снимите масляный охладитель. Процедура демонтажа отличается в зависимости от автомобиля, поэтому описывать ее мы не будем. Перед снятием изучите сервисную книжку, чтобы учесть все нюансы. После разбора выполните прочистку устройства. Изношенные прокладки и уплотнительные компоненты убираются, вместо них устанавливаются новые. Детали покупаются с учетом модели и конструктивных особенностей машины.
  4. После замены уплотнителей демонтируйте бачок для антифриза, расположенный под капотом. Выполните его очистку, удалите все отложения и загрязнения внутри. Если на емкости есть трещины, ее рекомендуется заменить.
  5. После слива старого хладагента и промывки бачка процесс очистки выполняется еще 2-3 раза, в зависимости от объема загрязнений. Резервуар устанавливается на место, в него заливается дистиллят. Заводится двигатель, при этом отопитель должен быть выключен. Активируйте магнитолу, оптику, свет в салоне и другие потребители энергии, это позволит агрегату быстрее достичь рабочей температуры. В процессе нагревания мотора включится вентилятор радиаторного устройства. После этого обесточьте все приборы. Запустите печку на максимум для остывания машинного двигателя и отключения вентилирующего устройства.
  6. Дайте агрегату остыть, для этого потребуется около 15 минут. Откройте пробку сливного отверстия и слейте дистиллят. Если он сильно грязный и в нем есть следы отложений, выполните промывку еще раз. Процедура повторяется до того момента, пока жидкость, сливающаяся из охладительной системы, не будет чистой. Наличие следов масла в отработке не допускается.
  7. Закрутите на место крышку сливного отверстия, залейте в систему новый хладагент. Антифриз подбирается в соответствии с техническими параметрами ДВС. Это может быть жидкость стандарта G11, G12 или G13. Уточните в сервисной книжке, обычно в ней указываются рекомендации производителя.
  8. Заведите еще раз мотор и погазуйте. Увеличив обороты агрегата, надавите на шланги системы охлаждения, это позволит удалить завоздушивание. Обратите внимание, крышку расширительного бачка при удалении воздушных пробок надо закрутить, но при надавливании на патрубки ее следует время от времени открывать.

Фотогалерея

Фото по очистке охладительной системы машины.

Последствия смешивания масла и антифриза

Если масло идет в Тосол или другой хладагент, а проблема вовремя не решается, это чревато такими последствиями:

  1. Износ подшипниковых устройств. Из-за смешивания разных по химическому составу жидкостей на металлических элементах мотора возникает коррозия, а так как все трущиеся компоненты, в том числе подшипники, подвержены высокой нагрузке, это приводит к быстрому износу деталей.
  2. Заклинивание мотора. Такая проблема более актуальна для дизельных агрегатов. В результате перемешивания веществ на внутренних стенках ДВС образуется ржавчина, которая приводит к возникновению повреждений. После эксплуатации авто, когда мотор остывает, часть хладагента может поступать в камеру сгорания. При последующем запуске ДВС плотность ОЖ будет пониженной, что приведет к заклиниванию агрегата и необходимости выполнения дорогостоящего ремонта.
  3. Засорение фильтрующего масляного устройства. В итоге смешивания разных по составу присадок появляется сажа, оседающая на элементах двигателя. Фильтр забивается частицами отложений и продуктами износа, в результате чего возникает необходимость его замены. Но поменять только саму деталь недостаточно, надо выявить и устранить повреждения, через которые хладагент поступает в ДВС. После этого делается очистка смазочной системы путем промывки двигателя. Если вы просто поменяете фильтрующее устройство и зальете новую смазку, то отложения быстро забьют фильтр, и все равно придется полностью решать проблему.

Видео «Наглядная диагностика проблемы»

Как выглядит смешанная с хладагентом моторная жидкость и каким образом выполняется диагностика неисправности, узнаете из ролика, снятого каналом Мир Матизов.

Почему масло попадает в антифриз: основные причины

Как известно, любой современный двигатель внутреннего сгорания требует хорошей смазки тех его деталей, которые испытывают трение, а также качественного охлаждения, обеспечивающего своевременный отвод излишнего тепла. Для этого моторы оснащены системами подачи масла и антифриза, причем устроены они таким образом, чтобы жидкости, циркулирующие по ним, не смешивались.

Тем не менее, достаточно часто случается так, что при проверке уровня охлаждающей жидкости автомобилисты обнаруживают серьезное изменение ее консистенции и цвета. Это говорит о том, что в нее все-таки попала смазка, и проблема требует скорейшего решения. Для того чтобы ее устранить, для начала необходимо точно установить, почему масло попадает в антифриз.

Причины попадания антифриза в мало

Системы смазки и охлаждения двигателей внутреннего сгорания не только никак не связаны между собой, но еще и герметичны. Поэтому если обнаруживается, что в охлаждающей жидкости все же имеется масло, то вполне логично предположить, что оно попало туда из-за разгерметизации. На практике так оно в подавляющем большинстве случаев и бывает, а непосредственными причинами попадания смазочной жидкости в жидкость охлаждающую являются:

  • Неполадки головки блока цилиндров;
  • Изношенность помпы;
  • Трещины прокладки теплообменника;
  • Трещины расширительного бачка;
  • Проблемы масляного радиатора;
  • Выход из строя патрубков системы охлаждения или системы смазки.
Читайте также  Как снять двигатель на ваз 2110

Поскольку в головке блока цилиндров имеются каналы, по которым следует охлаждающая жидкость, то по микротрещинам, появляющимся в ней в результате ударов или же по другим причинам, масло без проблем может проникнуть в антифриз. Изношенность помпы проявляется, в том числе, и в ее разгерметизации, что тоже может привести к попаданию внутрь ее смазочной жидкости. Трещины прокладки теплообменника, масляного радиатора и расширительного бачка также служат местами «экспансии» масла вовне, равно как и выход из строя патрубков охлаждающей и смазочной систем.

Как определить антифриз в масле

Масло в антифризе

Как уже было сказано выше, большинство автомобилистов обнаруживает, что в антифриз попало масло, тогда, когда проверяют уровень охлаждающей жидкости. Однако есть и другие симптомы того, что такое непозволительное смешение произошло. Одним из них является то, что при сливе антифриза последние несколько его миллилитров оказываются слишком темными, они имеют более густую консистенцию и их не так уж и просто слить из бачка. Дело в том, что поскольку масло и тосол имеют различные показатели вязкости и плотности, то они не смешиваются друг с другом. Смазочная жидкость легче, она всплывает наверх и поэтому вытекает последней.

Еще одним признаком того, что в антифризе находится смазка, является то, что он становится горючим. Проверить это очень просто: нужно промокнуть в антифриз обычную бумажную салфетку и попробовать ее поджечь. Если это удалось, то в антифриз попало масло, поскольку сам по себе он не горит. Само собой разумеется, что, проводя такой эксперимент, нужно отойти от машины на значительное расстояние.

Довольно часто то, что в антифриз попало масло, можно определить и по состоянию масляного фильтра. Он быстрее, чем обычно, выходит из строя, снижается его пропускная способность, и автомобиль начинает испытывать «масляный голод». Дело в том, что при попадании антифриза в масло образуются достаточно плотные мелкие шарики, которые «забивают» фильтр.

Возможные последствия попадания масла в антифриз

Если установлено, что в антифриз попадает масло, то нужно как можно быстрее устранить эту неполадку, поскольку она может привести к весьма серьезным последствиям. Поскольку герметичность систем смазки и охлаждения силового агрегата нарушена, то и антифриз загрязняется маслом, и масло — антифризом.

Обе жидкости содержат в своем составе множество различных присадок, большинство из которых являются химически активными веществами. Какие именно между ними произойдут реакции, предсказать невозможно, зато совершенно однозначно то, что они приведут к существенному снижению качества и масла, и охлаждающей жидкости. В результате серьезно ухудшается работа и системы смазки, и системы охлаждения. Больше всего от этого, как показывает практика, страдают подшипники, кроме того, значительно возрастает риск заклинивания двигателя.

Следует заметить, что попадание масла в антифриз и антифриза в масло наиболее опасно для дизельных силовых агрегатов. Дело в том, что это ведет к коррозии стенок цилиндров, и в итоге при выключенном и остывающем двигателе рано или поздно в камеры сгорания проникает антифриз. Дальше при запуске мотора происходит так называемый гидравлический удар, силовой агрегат заклинивает и он требует сложного, дорогого и достаточно длительного ремонта.

Что делать, если в антифризе обнаружилось масло?

В том случае, если оказалось, что в антифриз попало масло, лучше всего обращаться на станцию технического обслуживания. Ее специалисты произведут диагностику, точно определят причину и устранят ее. Однако в чем бы именно она не состояла, мастера обязательно сольют обе жидкости, поскольку ни одна из них уже не сможет в полной мере выполнять свои функции.

После этого и система охлаждения двигателя, и система его смазки должны быть обязательно промыты. Это необходимо для удаления тех загрязнений, которые в них наверняка имеются. Кроме того, производится замена масляного фильтра. В процессе устранения этой проблемы практически всегда заменяется на новую прокладка головки блока цилиндров, тщательно промывается помпа, термостат и патрубки. Если оказывается, что в смешении охлаждающей и смазочной жидкости «виноват» теплообменник, то промывается и он. Помимо этого заменяются прокладки масляного насоса.

Таким образом, попадание масла в антифриз требует проведения целого комплекса ремонтных и профилактических мероприятий. Осуществить их нужно обязательно, чтобы избежать возникновения по-настоящему серьезных проблем с двигателем.

Читайте также: Двигатель ест масло — почему и что делать?.

Масло попало в антифриз — как действовать, причины и признаки, можно ли ездить

Иногда, во время инспектирования уровня антифриза в системе, водитель наблюдает изменение цвета хладогена. Если вы увидели пузырьки, бурый оттенок, а на пробке бачка следы масла, то поздравляю, у вас неприятные проблемы. В масло попал антифриз. Проблема имеет и другие признаки, но важно знать не только это, но и в чем причина неполадки.

Когда я столкнулся с подобным нарушением, первое, что меня интересовало – можно ли ездить на автомобиле. В общем, если неприятность все-таки возникла, информация, представленная в моем обзоре, будет очень полезной.

Главные признаки, указывающие, что в антифриз попало масло

Самым главным признаком появления масла в антифризе, является изменение цвета жидкости. Кроме того, в хладогене появляются пузырьки. Если на горловине расширительного бачка явно наблюдаются следы масла, то можно с уверенностью сказать – в тосольную жидкость просочилось масло. Если указанные признаки не убедили, то имеются и другие симптомы:

  • уровень охлаждающей жидкости в бачке снизился;
  • из выхлопной трубы стал появляться белый дым;
  • цвет масла на щупе существенно изменился.

Два из указанных показателей проверяются при помощи специального щупа. Если утечки визуально не наблюдается, значит, причины могут быть совсем в другом. Иногда на присутствие в антифризе масла, указывает состояние свечей. Элементы будут влажными и приобретут сладковатый запах.

Причины возникновения такой ситуации

Сразу скажу, что масло попадает в антифриз не случайно. Между собой системы совершенно не связаны, герметичны. При исправности каждой, смешивание жидкостей исключено.

Если подобная проблема возникла, то значит, тому есть причина. Из возможных причин неисправности, можно выделить:

  • появление трещин или коррозии на головке блока цилиндра;
  • нарушение в работе масляного радиатора;
  • износ помпы;
  • микротрещины в расширительном бачке;
  • износ прокладок в теплообменнике;
  • из строя вышли патрубки системы или системы охлаждения.

К сожалению, не всегда место протечки масляной жидкости или антифриза можно найти самостоятельно. Причины тоже могут быть далеко не такими, как указано. Самый лучший вариант – это обращение с проблемой в сервисный центр.

Какие последствия может иметь нарушение?

Попадание масла в хладоген очень неприятно. Последствия у такого нарушения могут быть очень серьезными. В дальнейшем потребуется серьезный ремонт и придется потратить немало времени на восстановление работоспособности автомобиля. В качестве последствий нарушения можно отметить:

  • быстрый и полный износ подшипников;
  • заклинивание мотора. Такая поломка нередко наблюдается в дизелях;
  • загрязнение масляного фильтра.

При смешивании масла с антифризом, возникает реакция между веществами. Появляется коррозия в моторе, а подшипники начинают тереться о другие детали. Серьезная нагрузка на все элементы системы приводит к быстрой поломке транспортного средства. На деталях может оседать сажа, в дальнейшем попадающая в фильтр, что тоже приводит к поломке. Ездить на таком автомобиле нельзя, а лучше, как можно быстрее заняться ремонтом.

Как устранить проблему?

Есть несколько способов, позволяющих справиться с проблемой. Некоторые манипуляции очень сложные и для их решения стоит обратиться в СТО, а некоторые легко выполнить самостоятельно. Решение проблемы можно заключаться в таких действиях:

  1. Прогоревшую прокладку можно легко заменить. Сделать это вполне по силам в домашних условиях. Правда, здесь придется снимать головку блока и иметь под рукой динамометрический ключ.
  2. Выполнить шлифовку головки блока. Это доступно только при незначительных деформациях. Если ГБЦ серьезно «повело», то ее придется менять.
  3. Выполнение или замены блока цилиндра.

Две крайних операции своими руками не выполнить. Для этого потребуется серьезное оборудование. Привлечь к работе лучше мастера. Важно помнить, что «самолечение» может привести к настоящей проблеме и к другим повреждениям.

Как предупредить возникновение неисправности?

Избежать поломки можно, если учитывать советы и рекомендации по использованию антифриза. Самым первым правилом является то, что категорически нельзя доливать антифриз в бак, если он с уже использованным составом не совместим. Обязательно нужно выполнить все рекомендации производителя, в отношении используемых материалов.

Мастера советуют регулярно производить работы по обслуживанию автомобиля. Нужно внимательно следить, как себя ведет машина, какие появляются симптомы. Когда возникли признаки, указывающие на нарушение, необходимо не продолжать ездить на машине, а приступать к ремонту.

Поскольку ремонт может потребоваться достаточно серьезный, лучше сразу обращаться к знающим людям. Специалисты быстро отыщут протечку и смогут определить причины. Ремонт мастера тоже смогут произвести более качественно. В СТО есть нужное оборудование, и помещение для ремонтных работ подходит.

Читайте также  Как открыть капот бмв х5 е53

Заключение

Заканчивая представленный материал, можно сделать несколько выводов:

  1. Попадание масла в антифриз – это серьезная неприятность для водителя. Ремонтные работы важно производить не откладывая, поскольку это может навредить транспортному средству.
  2. Есть признаки, позволяющие определить возникновение неполадки. По этим симптомам легко можно определить причину и приступить к ремонту системы.
  3. Исправить ситуацию самостоятельно не всегда возможно. Для этого необходимо специальное помещение и оборудование. Лучше не откладывать, а сразу же обратиться к опытному мастеру в СТО.

Причины, последствия наличия масла в антифризе и устранение неисправности

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении и смазке деталей и узлов, подвергающихся интенсивному трению. Подобный процесс всегда сопровождается выделение тепловой энергии, которую нужно отводить – в противном случае мотору грозит перегрев. В современных автомобилях применяется жидкостная система охлаждения – в качестве хладагента используется антифриз, циркулирующий по герметичной замкнутой магистрали, включающей полости в силовом агрегате. Именно он ответственен за отвод тепла в радиатор, где тосол охлаждается под влиянием постоянно набегающего прохладного потока воздуха.

За смазку трущихся деталей отвечает моторное масло, для которого предусмотрены свои каналы подачи в двигатель, не пересекающиеся с системой охлаждения.

Но это при отсутствии различных дефектов и неисправностей, которые могут привести к потере герметичности одной из систем, и в некоторых случаях это оборачивается разбавлением одной технической жидкости другой.

Неприятности такого рода представляют большую опасность для двигателя – если вовремя не обнаружить и не начать работать над их устранением, дело может закончиться дорогостоящим капремонтом мотора.

Именно поэтому каждый водитель должен уметь диагностировать данную проблему. Устранение же причин попадания масла в ОЖ может потребовать наличия немалого опыта самостоятельного ремонта силового агрегата. И если автовладелец опытен и умел – справиться с задачей вполне можно и своими силами, сэкономив таким образом немалые средства.

Но перед тем, как научиться определять, что охлаждающая жидкость загрязнилась смазочной, мы опишем, почему так происходит – это поможет нам в будущем избегать возникновения подобных проблем.

Причины попадания ММ в антифриз

Как и в случае со многими другими неисправностями, относящимися к работе двигателя или его систем, причин неполадок может быть несколько. В данном случае причин наличия масла в антифризе – около десятка:

  • повреждение прокладки между БЦ и ГБЦ;
  • сквозная коррозия гильз;
  • появление на поверхности головки БЦ микротрещин;
  • механические дефекты масляного радиатора;
  • неисправности радиаторов (охлаждения/отопления);
  • нарушение целостности прокладки теплообменника;
  • тепловые/механические деформации ГБЦ;
  • наличие трещин в расширительном бачке/пробке;
  • износ водяного насоса;
  • изношенность патрубков системы смазки.

Несколько больше вероятность попадания масла в антифриз у автомобилей с турбированных дизельным двигателем из-за наличия интеркулера (этим термином обозначается дополнительный радиатор, предназначенный для охлаждения турбины). Здесь добавляется ещё несколько причин:

  • дефекты маслопровода;
  • физический износ/засорения воздуховода;
  • трещины/дырки на самом радиаторе;
  • полностью забитый маслофильтр;
  • нарушена вентиляция картера.

Рассмотрим более подробно некоторые из указанных причин.

Так, к повреждению прокладки ГБЦ приводит неправильный её монтаж – например, использование усилия сверх нормативного, или неравномерная затяжка. В этом случае обычно масло попадает в систему охлаждения, а не наоборот, поскольку давление в системе смазки больше.

Трещины на ГБЦ – явление относительно редкое, как правило – результат некачественного ремонта (имеется в виду сварка). Иногда встречается заводской брак – внутренняя часть головки имеет достаточно сложную пространственную структуру с множеством стенок, толщина которых разная. Некачественное литье оставляет в стенках головки пустоты, которые со временем покрываются микротрещинами, в результате чего обе технические жидкости начинают смешиваться. Чаще всего подобные дефекты возникают в каналах, находящихся за клапанами, а также в перемычках, расположенных между технологичными отверстиями для форсунок и/или сёдел.

Ещё одной причиной появления микротрещин в ГБЦ является банальный перегрев двигателя как результата ухудшения теплообмена, при неправильно выставленном зажигании или проблем в функционировании топливной системы. Дефекты из-за температурного воздействия появляются в отверстиях для стаканов форсунок, распылителей и других самых тонких местах головки.

Использование некачественного антифриза, а также привычка заливать на лето в систему охлаждения воду – причина кавитации гильз, в результате чего их стенки разрушаются с образованием микроотверстий, через которые и происходит обмен техническими жидкостями.

Эти же действия могут стать причиной повреждения стенок радиаторов (воздушного и отопителя).

Независимо от причин попадания в моторное масло тосола обе системы следует промыть (разумеется, после устранения причины смешивания ОЖ и ММ).

Многие водители в силу недостаточного опыта или наличия знаний, полученных сомнительным путём, убеждены, что попадание тосола в масло – явление не то чтобы рутинное, но не приносящее особого вреда силовому агрегату.

Мы обязательно расскажем, можно ли ездить, если масло попало в антифриз или наоборот, чтобы поставить точку в этом вопросе.

Последствия смешивания антифриза и моторного масла

Хотя масло и относится к жидкостям, вода в нём отсутствует – только минеральные компоненты и добавки. Именно этот факт и обеспечивает отсутствие коррозионных процессов в смазываемых местах. Но достаточно ничтожного количества воды, чтобы запустить процесс окисления поверхности смазываемого металла. Если вовремя обнаружить эту неисправность и устранить её в оперативном режиме, серьёзных последствий удастся избежать, за исключением небольшой выработки. Но если вода воздействует на втулки коленвала/распредвала и другие узлы двигателя длительное время, их быстрый износ неизбежен.

В авто с дизельными моторами попадание ОЖ в масло чревато коррозией стенок цилиндра, появлением дефектов, затрудняющих движение поршней. При самом негативном сценарии это грозит заклиниванием двигателя и его сложным и дорогостоящим ремонтом.

Не забываем и о том, что в результате воздействия на смазочную жидкость этиленгликоля, составляющего основу современных антифризов, вязкость ММ снижается, ухудшая тягу мотора и увеличивая скорость его износа, а вязкость антифриза, наоборот, возрастает, затрудняя циркуляцию хладагента по магистралям системы охлаждения.

Не стоит объяснять, чем чреваты подобные варианты. Что хуже всего, зачастую ухудшение характеристик силового агрегата происходит настолько медленно, что длительное время может оставаться незамеченным, а когда автовладелец всё-таки замечает неладное, исправить ситуацию без проведения восстановительных работ уже нельзя.

Нельзя не отметить ещё одно неприятное следствие смешивания технических жидкостей. Если масло уходит в антифриз (а мы уже отмечали, что из-за большего давления в системе смазки вероятность именно такого направления смешивания всегда высока), появляются более подходящие условия для усиленного сажеобразования. В этом случае микроскопические частички несгоревших остатков антифриза (а это многочисленные присадки и добавки) оседают на внутренних поверхностях двигателя, приводя к его закоксовыванию. Сильно страдает и маслофильтр, забиваясь и снижая давление масла в системе.

Простая замена фильтра малоэффективна, поскольку ресурс нового фильтровального элемента окажется гораздо меньшим, чем в норме. Так что без оперативного устранения причин смешивания масла и антифриза не обойтись. Но и этого будет мало – придётся заниматься промывкой обоих систем, а это процедура затратная. И по деньгам, и по времени, и по затраченным усилиям.

Так что если вы заметили симптомы, указывающие на присутствие в тосоле смазывающей жидкости, не стоит оставлять решение проблемы на потом – может оказаться поздно.

Способы диагностики смешения техжидкостей

Если вы достаточно регулярно проверяете уровень масла, используя щуп, то наверняка бросаете взгляд и на расширительный бачок, дабы убедиться в отсутствии течи антифриза. Подобная аккуратность – огромный плюс, поскольку вы не оставите незамеченным любые аномальные состояния. Например, понижение уровня масла и повышения ОЖ, что свидетельствует о наличии разгерметизации и разбавления масла тосолом. Обратное явление (увеличение уровня ММ при одновременном исчезновении жидкости из расширительного бачка) будет сигнализировать о проникновении масла в тосол. Об этом же вам расскажет появление маслянистых пятен в районе заливной горловины на радиаторе и на пробке расширительного бачка.

Существуют и другие симптомы, указывающие на то, что масло гонит в тосол:

  • изменение цвета выхлопа из практически прозрачного на густой белый. Летом это точный признак наличия в выхлопе водяной пары. Зимой она может появиться в трубе по естественным причинам;
  • если при осмотре силового агрегата в месте состыковки БЦ и головки имеются хорошо различимые подтёки;
  • если на масляном щупе появились следы белой эмульсии;
  • в бачке антифриза присутствует масло, если охлаждающая жидкость становится тёмной.

Нельзя не упомянуть ещё об одном, достаточно экзотичном, но часто цитируемом способе обнаружения смешивания двух технических жидкостей: если намочить бумагу в тосоле, в котором присутствует ММ, она загорится. Чистый антифриз из-за достаточно высокой концентрации воды – жидкость негорючая.

При выполнении операции замены масла обычно меняют и фильтр. Так вот, если в смазывающей жидкости присутствует антифриз, поверхность фильтрующего элемента будет усеяна маленькими плотными шариками, размер которых не позволяет им просачиваться через этот барьер. Это – результат выпадения в осадок присадок в обеих жидкостях, которые полностью растворимы в родной среде, но при смешивании теряющих свои молекулярные свойства. Впрочем, подобные образования формируются во всей магистрали, особенно интенсивно – в месте течи. Так что они вполне могут проникать в систему смазки, оказывая выраженное абразивное воздействие на подшипники и ЦПГ.

Читайте также  Где находится шрус в автомобиле

Если такая утечка образовалась в масляной магистрали БЦ/ГБЦ, локализовать её будет затруднительно, поскольку для этого придётся демонтировать силовой агрегат. Но и этого мало: чтобы определить неисправность, блок цилиндров следует подвергнуть опрессовке на специальном стенде с погружением детали в воду закачкой воздуха под давлением. Появившиеся пузырьки воздуха и укажут на место, где ОЖ попадает в масло (или наоборот).

Наши умельцы умеют «лечить» такую неисправность, причём разными способами:

  1. Электросваркой. Потребуется сначала засверлить обнаруженные трещины – это воспрепятствует их дальнейшему распространению (подобный приём известен в отношении лобового стекала), затем зашлифовать обработанное место. Далее разогреваем участок блока до температуры порядка 600 градусов и используем в качестве материала для заделывания трещин вместе с флюсом медно-чугунный присадочный прут диаметром 4-5 мм. В результате на месте трещины образуется шов, который не должен выступать над поверхностью более чем на 2 миллиметра.
  2. Электродуговой сваркой. Здесь предварительный разогрев участка БЦ не требуется, а в качестве присадки используется электронная проволока. Важно при проведении сварочных работ не допускать нагрева материала свыше 60°С.
  3. Можно использовать для заделки трещин ацетиленовую горелку, при этом головка подвергается термическому нагреву до 200 градусов, а сама сварка производится постоянным током. Толщину электрода выбираем в зависимости от размеров трещины.
  4. Приварка к трещине заплаты потребует поиска тонкого металла, размер которого сопоставим с длиной и толщиной заделываемой трещины. Технология нанесения заплатки несложна: наматываем жестянку на медный электрод и начинаем приваривать её к трещине. Финальная обработка – шлифовка и покрытие слоем эпоксидки.
  5. Использование эпоксидного клея предполагает просверливание концов трещин и установкой в отверстия медных заглушек. По периметру трещины с обеих сторон нужно пройтись твёрдым инструментом для образования насечек. Затем поверхность тщательно обезжириваем, прогреваем до 80°С и наносим эпоксидку в несколько слоёв. Высыхание клея длится не менее суток при комнатной температуре.

При повреждении масляной магистрали народные умельцы вставляют внутрь металлическую трубку. Полезность такого ремонта весьма сомнительна, поскольку мы добиваемся восстановления герметичности за счёт уменьшения пропускной способности системы смазки.

Моторное масло в антифризе: почему возникает неисправность

Устройство двигателя внутреннего сгорания предполагает постоянную подачу смазки к различным элементам и узлам, а также эффективное охлаждение. Для решения задачи в блоке цилиндров и ГБЦ выполнены специальные каналы, по которым циркулирует рабочая жидкость системы охлаждения (рубашка охлаждения), а также масляные каналы системы смазки.

Важно понимать, что подобная проблема является серьезной, а сам двигатель нуждается в проведении незамедлительного ремонта. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым появляется масло в системе охлаждения двигателя, а также поговорим о доступных способах диагностики для устранения такой поломки силового агрегата.

Масло в системе охлаждения двигателя: причины

Итак, попадание смазки в систему охлаждения двигателя чаще всего определяется во время проверки уровня ОЖ в расширительном бачке. Как правило, цвет тосола или антифриза в этом случае меняется, на поверхности можно заметить маслянистые пятна. Также на крышке бачка и его горловине заметны остатки смеси масла и антифриза. Сам уровень жидкости может быть понижен.

Еще дополнительными признаками можно считать появление густого белого дыма из выхлопной системы при работе двигателя. Если снять масляный фильтр, тогда внутри него можно также заметить липкие отложения. На разгерметизацию указывает и поменявшийся цвет самого масла на масляном щупе, эмульсия и пена на крышке маслозаливной горловины.

Такие признаки явно говорят о том, что моторное масло пошло в систему охлаждения. Сразу отметим, данная проблема требует особого внимания, так как масло и антифриз являются жидкостями для разных систем. Это значит, что в норме каналы, по которым происходит их циркуляции, не сообщаются друг с другом. Другими словами, произошло серьезное нарушение герметичности.

С учетом данной информации можно выделить ряд основных возможных причин, по которым в антифриз попадает масло:

  • проблемы с масляным радиатором;
  • неполадки теплообменника;
  • пробой прокладки ГБЦ;
  • повреждения и дефекты гильз в БЦ;
  • трещины, затрагивающие каналы в блоке или головке;
  • неисправности помпы и т.д.

С учетом того, что в процессе остывания мотора жидкость в системе охлаждения находится под давлением (причем это давление выше, чем в системе смазки), ОЖ может постепенно попадать в смазочную систему через неплотности.

Еще нужно понимать, что в охладительных жидкостях, которые разработаны для современных моторов, содержится целый пакет активных химических присадок. Эти присадки препятствуют образованию накипи, очищают систему охлаждения, а также противостоят коррозии.

По этой причине в двигатель рекомендуется заливать только рекомендованные ОЖ, разбавлять концентрат дистиллированной водой в необходимых пропорциях, избегать смешивания разных охлаждающих жидкостей, а также производить своевременную замену и профилактическую чистку радиатора и системы охлаждения.

Такой подход позволяет не только поддерживать систему в чистоте и сохранять ее максимальную производительность, но и значительно снижает риски образования глубокой (сквозной) коррозии металлических элементов.

Если масло попадает в антифриз: последствия для мотора

Вполне очевидно, что масло в расширительном бачке является тревожным сигналом, причем намного больше рисков в этом случае не для самой системы охлаждения, а для двигателя. Другими словами, если смазочный материал проникает в систему охлаждения, значит и антифриз попадает в систему смазки.

Не сложно догадаться, что при смешивании двух типов жидкостей, которые содержат пакеты активных присадок, возникает непредсказуемая и неконтролируемая химическая реакция. Результатом становится ухудшение свойств смазки и ОЖ, происходит повышенное загрязнение как масляных каналов, так и каналов системы охлаждения.

Как правило, причиной интенсивного попадания ОЖ в масло часто является пробитая прокладка ГБЦ, сильная коррозия стенок цилиндра и трещины, что и приводит к активному попаданию в камеру сгорания антифриза. Кстати, если много жидкости соберется в надпоршневом пространстве на заглушенном ДВС, тогда при попытке запуска мотора происходит гидроудар двигателя.

Советы и рекомендации

Как видно, существует целый список возможных неполадок, которые приводят к попаданию масла в систему охлаждения и наоборот. При этом важно понимать, что после устранения проблемы необходимо в обязательном порядке сменить как смазку в масляной системе, так и ОЖ в системе охлаждения.

Более того, перед тем, как заливать свежие жидкости, обе системы нужно тщательно промыть. Например, если ОЖ попадала в масло из-за водяного насоса, даже после простой замены помпы в поддоне окажется небольшое количество жидкости. Это значит, что имеющееся масло в той или иной мере потеряет свои свойства.

Чтобы этого не произошло, можно пойти двумя путями:

  • снять поддон для удаления остатков;
  • промыть масляную систему промывочным маслом;

Хотя первый вариант сложнее, такой способ более эффективен. При этом второй способ не требует разборки ДВС и является простым, в результате чего и становится выбором подавляющего большинства водителей.

Что в итоге

Как видно, масло в антифризе значительно ухудшает свойства охлаждающей жидкости, а тосол или антифриз в масле приводит к сильным повреждениям трущихся поверхностей деталей двигателя.

Если же уровень охлаждающей жидкости в бачке понизился, однако признаков попадания в масляную систему не видно, в этом случае проблема может заключаться в повреждении шлангов и патрубков системы охлаждения, а также протечек в местах соединений.

Чтобы определить место утечки, в антифриз добавляется особый краситель, который светится, указывая на проблемный участок. Использование такого решения позволяет быстро и точно обнаружить трещину или другой дефект.

Еще отметим, что в случае появления микротрещин БЦ или ГБЦ наружных течей может не быть, при этом мотор нужно разбирать, после чего герметичность определяется путем проверки снятых элементов в специальной ванне. При помощи такого способа выявляется поврежденное место, затем трещину в блоке или головке ремонтируют.

Напоследок отметим, что регулярная проверка уровня и состояния моторного масла, а также охлаждающей жидкости в бачке позволит избежать описанных выше проблем или своевременно определить неисправность для проведения оперативного ремонта и сохранения внутренних элементов двигателя в рабочем состоянии.

Почему антифриз или тосол поадают в цилиндры двигателя и что делать в такой ситуации. Как самому определить наличие тосола в цилиндрах, способы ремонта.

На какие неисправности указывает эмульсия на масляном щупе и крышке маслозаливной горловины. Способы самостоятельного определения причин данной проблемы.

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Почему попадание антифриза в моторное масло является серьезной неисправностью. Какие последствия для ДВС могут возникнуть после езды на смеси ОЖ и масла.

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Вспенивание моторного масла в двигателе: в каких случаях и чем опасно такое являение для двигателя. Основные причины неисправности, диагностика.