Как узнать когда менять ремень грм

Как понять, что пора менять ремень ГРМ. 7 важных правил

Моторы с ременным приводом появились в нашей стране впервые на автомобиле ВАЗ-2105. Машина комплектовалась «пятерочным» мотором, у которого распредвал и вал привода вспомогательных агрегатов вращала не цепь, а резиноармированный зубчатый ремень. Автолюбители приняли нововведение с опаской и оказались правы. Ремни далеко не всегда выхаживали заявленный ресурс, а обрыв приводил к обездвиживанию машины. Но обратите внимание — к обездвиживанию, а не к крупной поломке.

Что было хорошо у первых советских ременных моторов ВАЗ, так это схема привода ГРМ с «невстречающимися» клапанами. То есть при обрыве ремня любое рассогласование распределительного и коленчатого валов не приводило к тому, что поршни ударяли по открытым клапанам, круша все вокруг. Впоследствии вазовские моторы имели попеременно то «втыковую» конструкцию, то «безвтыковую».

«Иномарочные» моторы всегда проектировали из соображений оптимизации рабочего процесса, а не с точки зрения «встречается — не встречается». Поэтому почти все двигатели с искровым зажиганием и тем более дизели имели встречающуюся конструкцию привода ГРМ. Ну а об обрывах ремней не беспокоились благодаря своевременной замене в соответствии с регламентом и установке качественных ремней.

Когда проверять ремень ГРМ?

Все зависит от конкретного автомобиля и условий его эксплуатации. Вот несколько важных правил, которые следует учесть:

1. Если машина на гарантии, то за состояние ремня ГРМ можно особо не переживать. Но проблема в том, что некоторые производители дают очень короткую гарантию на сальниковые уплотнения. А потекший сальник, например, распредвала, окропит ремень ГРМ маслом, что выведет его из строя очень быстро. Так что можно «попасть» на сложный ремонт с гарантийным автомобилем.

2. Опыт эксплуатации в нашей редакции двух автомобилей с вазовскими моторами показал, что их ремни ГРМ не выхаживают заявленный ресурс. Два восьмиклапанных мотора вышли из строя именно в связи с обрывом ремня ГРМ. При этом ни одна из многих редакционных иномарок не отличилась обрывом ремня ГРМ. Например, на «реношном» двигателе Ларгуса ремень свободно отходил 120 000 км, и по результатам осмотра ресурс его не был полностью исчерпан. Так что, как это не печально, за ремнями на ВАЗовских моторах я бы приглядывал при каждом ТО, начиная со второго, а на иномарках это имеет смысл делать по достижении более чем половины расчетного пробега ремня. Вот только расчетный пробег очень разный. У некоторых автомобилей 60 000 км, а у других 150 000 км.

3. Имейте в виду, что первичный ремень ГРМ, то есть тот, что установили на конвейере, всегда (за исключением вазовских моторов) ходит дольше. Причина в том, что износ шкивов, по которым он работает, минимальный. Поэтому при установке второго и последующего ремней ГРМ контроль за состоянием шкивов должен быть соответствующим.

4. После замены ремня ГРМ желательно осмотреть его повторно через пару поездок, чтобы убедиться, что вам досталось не контрафактное изделие, оценить, как идет приработка и не ослабло ли натяжение. И особенно внимательно следить за звуками от ременного привода.

5. Если автомобиль ездит мало, то ремень ГРМ все равно стареет. Ремень, подходящий к концу своего жизненного цикла (обычно не больше шести лет), следует осматривать почаще. Последние пару лет хотя бы раз в год.

6. Стоит осмотреть ремень ГРМ после преодоления глубоких водных преград, а тем паче глубокой жидкой грязи. Из-за таких джиперских подвигов возможно попадание глины даже под защитные кожухи ремня ГРМ. Ведь они никогда не делаются полностью герметичными.

7. На частоту осмотра ремня влияет удобство проведения этой операции. Например, у вазовских моторов осмотр довольно удобен, только надо не лениться и, проворачивая коленвал, осмотреть ремень по всей длине. Если осмотр ремня у какого-то автомобиля затруднен, то советую поискать на профильных форумах рекомендации бывалых автолюбителей, которые зачастую находят варианты осмотра труднодоступного ремня, а то и делают специальное смотровое окошко, закрываемое заглушкой.

Признаки бракованного, контрафактного или сильно изношенного ремня ГРМ

  • поврежден и разлохмачен внутренний либо наружный край ремня
  • гладкая сторона сильно истерта и имеет следы прижогов
  • зубья подрезаны и сильно истерты
  • на наружной и внутренней стороне ремня заметны трещины

При обнаружении любого из этих признаков ремень ГРМ следуем заменить.

Срочная проверка

Перечислим условия, при которых состояние ремня ГРМ необходимо проверить немедленно.

  • Посторонний шум из района расположения ремня привода ГРМ. Первым делом нужно демонтировать ремень привода вспомогательных агрегатов. Тем самым мы отсечем возможные неисправности и посторонние звуки от этих агрегатов. Если звук при работе мотора остался, придется вскрывать кожухи ремня и проводить углубленную диагностику. Могут быть повреждены подшипники роликов или помпы.
  • Течь жидкости или масла в районе кожухов ремня ГРМ. Попадание моторного масла, охлаждающей жидкости, жидкости гидроусилителя или масла из системы кондиционирования на ремень ГРМ очень быстро выведет его из строя.

Советую периодически проверять состояние ремня привода ГРМ, и тем чаще, чем старше ваша машина. В начале эксплуатации все детали привода свежие, ремень заводской. Затем начинаем ставить запчасти, но не все шестерни при этом меняем, а потому скорость износа каждого следующего ремня будет увеличиваться.

Как узнать когда менять ремень грм

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Двигатель
  • Когда необходимо менять ремень ГРМ: сроки и особенности замены
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Когда необходимо менять ремень ГРМ: сроки и особенности замены

Привод ГРМ под капотом автомобиля (общий вид)

Неисправность газораспределительного механизма может привести к целому ряду проблем. Крайне важно следить за состоянием этого узла. Как определить срок замены, можно прочитать далее.

Когда пора менять ремень ГРМ?

Производитель рекомендует осуществлять замену в соответствии с регламентом. Однако стоит учесть, что расчет ресурса делается с запасом, поэтому в случае, если пробег будет больше нормативного, ничего страшного не случится.

По каким признакам можно определить необходимость замены?

Существуют явные признаки, говорящие о том, что пришла пора заменить ремень ГРМ. Перечислим основные:

  • Возраст ремня. Обычно его определяют по пробегу. В зависимости от марки машины, граница эксплуатации может находиться в пределах 75–120 тыс.км.
  • Двигатель запускается неуверенно или теряет мощность. Среди причин такого поведения может оказаться растянутый ремень ГРМ. В результате нарушается работа систем газораспределения и зажигания.

Необычный дым из выхлопной трубы — возможно проблема с ГРМ

Трещины на ремне — признак необходимости замены

Последствия обрыва ремня ГРМ

После обрыва ремня газораспределительной системы, вероятнее всего потребуется капитальный ремонт двигателя. В лучшем случае придется заменить только сам зубчатый ремень и шкивы. Но обрыву могут сопутствовать и другие поломки:

Повреждение головки блока цилиндров вследствии обрыва клапанов

  • Повреждение клапанов. Наиболее распространенная проблема. Клапана вместе с распредвалом «замирают» при обрыве, а коленвал продолжает толкать поршни, при ударе гнутся клапана.
  • Пробивки поршней.
  • Повреждение пастели распредвала.

Пробитый поршень — последствие обрыва ремня

Срок эксплуатации ремня

Регламентное ТО производят по пробегу автомобиля. В технической документации к модели указано, сколько километров должен пройти определенный двигатель до замены привода ГРМ. Например, периодичность замены привода на AUDI — 125 тысяч км. пробега, на BMW — 95 тысяч км. Ознакомиться с регламентами по замене привода ГРМ можно в таблице ниже.

Марка автомобиля Срок службы в км пробега
Audi 120 000
Renault 120 000
Ford 160 000
Hyundai 75 000
BMW 95 000
Honda 120 000
Toyota 95 000
Volkswagen 95 000
Nissan 95 000
Mazda 95 000
KIA 90 000
Daewoo 115 000

После 5 лет службы эластичность ремня теряется (некоторые современные ремни выдерживают до 7 лет), увеличивается риск обрыва. Поэтому, приближаясь к указанному сроку эксплуатации, стоит регулярно осматривать ремень ГРМ, вне зависимости от пробега.

Так выглядит обрыв ремня ГРМ

Возможно ли самостоятельно заменить ремень?

Производители рекомендуют осуществлять замену ремня ГРМ в официальном сервисном центре бренда, где соблюдаются правила ремонта, есть сертифицированное оборудование и квалифицированные мастера.

Однако с этой задачей можно справиться и самостоятельно, имея необходимые навыки и набор инструментов.

Что требуется для замены?

Перед заменой нужно приобрести комплект ГРМ. Лучше купить готовый, он включает в себя сам ремень и шкивы, которые тоже нужно заменить.

Также понадобится набор инструментов:

  • набор ключей (накидные, рожковые, головки);
  • шестигранник (для некоторых моделей);
  • домкрат;
  • ключ балонный;
  • монтажные лопатки.

Для некоторых моделей авто (BMW E36 с мотором M40, Audi А6) дополнительно будут нужны отвертки и другой мелкий инструмент.

Комплект под замену

Этапы замены

Важно! Перед началом работы нужно определить, где в автомобиле находятся метки ГРМ, эту информацию можно найти в руководстве по ремонту.

Подготовка к замене ремня ГРМ:

  1. Ставим автомобиль на ровное место, подложив под колеса упор.
  2. Обесточиваем. Обязательно убедитесь, что ваша машина позволяет сделать это, некоторые бортовые компьютеры теряют ряд настроек, в таком случае можно обойтись без отключения клеммы.
  3. Снимаем привод ГРМ. Как правило, он скрыт под кожухом.
  4. Демонтируем мешающие детали.
  5. При необходимости снимаем бачки с техническими жидкостями, абсорбер и другие элементы.

Переходим к замене:

  1. Скручиваем защитный кожух. Он крепится болтами-шестигранниками (иногда встречаются звездочки или другие варианты крепежей).
  2. На некоторых автомобилях имеется датчик положения коленчатого вала (ДПКВ), его не снимаем, только отключаем разъем.
  3. Демонтируем ролик натяжения ремня, он обычно крепится с помощью болта. В некоторых случаях используется и направляющий ролик, его тоже демонтируем.
  4. Снимаем ремень.
  5. Проверяем положение меток. Если распределительных валов два, метки должны совпадать на обоих шкивах. При необходимости распредвал поворачиваем ключом, воздействуя на болт.
  6. Снимаем шестерню с коленвала. Это необходимо для проверки совпадения меток. Открутить болт (гайку) довольно сложно, перед работой фиксируют положение шкива. Здесь лучше всего применить пневматический инструмент, он обеспечит надежное усилие.
  7. Если метки не совпадают, прокручиваем коленвал. Сделать это можно так: вкрутив обратно болт (гайку) или задомкратить ведущее колесо, включить вторую передачу и аккуратно прокрутить колесо.
  8. Ставим опорный ролик.
  9. Новый ремень ГРМ набрасываем на шкив коленвала. После чего зубчатый ремень помещаем на шкив распредвала (если их два, то на оба). Заводим на шестерню помпы и шкив генератора. Проверяем положение меток, если хоть одна сбилась, работу начинаем сначала.
  10. Устанавливаем натяжитель. Только не закручиваем его полностью.
  11. Смотрим на правильность размещения ремня (на совпадение зубцов шестерни и ремня).
  12. Натягиваем ремень. После чего фиксируем ролик и затягиваем крепежный болт. Проверяем натяжение ремня, взяв его двумя пальцами можно повернуть вокруг оси примерно на 70–90°.

Проверка натяжения ремня после замены

Важно! Протягиваем крепежи динамометрическим ключом с рекомендуемым усилием. Если этого не сделать, есть риск, что со временем болты ослабятся.

Заключение

Выше был приведен классический пример замены ремня ГРМ. Однако трудоемкость работы может отличаться в зависимости от марки, модификации автомобиля и двигателя. Поэтому прежде чем приступить к самостоятельной замене ремня, рекомендуем заблаговременно изучить “Инструкцию по ремонту”, запастись новым комплектом ГРМ и инструментами.

Как определить, что нужно заменить ремень ГРМ

Ремень привода газораспределительного механизма является важнейшим элементом, влияющим на работу двигателя. Он отвечает за впрыск топлива и выпуск отработанных газов, передавая крутящий момент с коленчатого валов до распределительных валов. Как и любая другая часть автомобиля, ремень привода имеет срок замены, а также может стать изношенным до его окончания. Поэтому важно знать, когда менять ремень ГРМ.

Основные признаки износа

Понять, что пора менять ремень ГРМ, помогают признаки износа. Они бывают разные и, как правило, базируются на субъективных ощущениях водителя. В то же время существуют такие показатели, как срок службы ремня, которые можно назвать объективными. В любом случае замена ремня ГРМ должна сопровождаться комплексной проверкой, а определить износ ремня удастся по признакам, приведенным ниже.

Посторонний шум

Понять, что нужно менять ремень ГРМ, можно по шуму, который издается из области газораспределительного механизма. Практически всегда шаркающие и циклические звуки являются признаком того, что важнейшие элементы двигателя вышли из строя. В то же время шуметь может не система привода ГРМ, а натяжной ролик или звездочки.

Визуальные

Как бы то ни было, посторонние шумы – это явные признаки замены ГРМ. Чтобы подтвердить или опровергнуть свои догадки, обратите внимание на внешнее состояние механизма. Если на ремне будут заметны надрывы и трещины, то станет еще более очевидно, что данный компонент нужно менять, установив новый ремень. В противном случае автолюбителя ждут серьезные последствия.

Срок годности

Косвенно определить состояние ремня ГРМ можно по пробегу автомобиля. Необходимая характеристика сроков замены обычно указывается в рекомендациях транспортного средства. Так, для Lada Vesta рекомендуется менять ремень ГРМ после 90 тысяч километров, а для Range Rover Evoque – 130 тысяч. При этом ремень Volkswagen Polo может оказаться наименее износостойким, поскольку в рекомендациях данной модели указывается всего 75 тысяч километров.

Как видите, показатели напрямую зависят от производителя и типа транспортного средства, поэтому определить, когда менять ГРМ по сроку службы можно только, имея на руках рекомендации изготовителя.

Когда проверять ремень ГРМ

Рассмотрев признаки того, что пора менять ремень ГРМ, можно составить инструкцию по определению сроков проверки. Это позволит заблаговременно определить износ и сделать своевременную замену. Вот, когда стоит задуматься о проверке:

  1. Сравните рекомендованные показатели с текущим пробегом автомобиля. Если он приближается к критической отметке, то стоит внимательно осмотреть ГРМ.
  2. При появлении посторонних шумов снимите ремни, а также защитные кожухи для проведения осмотра.
  3. Внимательно осмотрите механизм на предмет внешних повреждений.
  4. Подтекания жидкостей – еще один признак, который должен заставить вас выполнить проверку.
  5. Также выполняйте проверку при задымлении из выхлопной системы.

Своевременная проверка позволит сохранить силовой агрегат в первозданном виде, а также продлить срок службы автомобиля при условии замены изношенных элементов.

Чем опасен износ ремня

Небольшие повреждения, едва заметные при осмотре, в конечном итоге могут стать обрывом ремня ГРМ. В таком случае автолюбителя ждет еще более серьезная поломка других частей двигателя, а автомобиль может остановиться на ровном месте.

Дело в том, что после разрыва вал останавливается в одном положении, а поршни продолжают пить по клапанам, создавая тем самым деформацию компонентов. Определив по косвенным или прямым признакам, когда нужно менять ГРМ, вы сможете избежать подобную проблему и предотвратить потенциальный разрыв.

Признаки, что ремень ГРМ нужно менять, и как это проверить

С помощью привода газораспределительного механизма соединяются шкивы распределительного и коленчатого вала. Благодаря этому элементу, система зажигания и поршни цилиндра двигателя работают синхронно. Назначение ремня ГРМ в современных авто шире. Он крутит помпу системы охлаждения, муфту компрессора кондиционера, насос гидравлического усилителя руля.

Как понять, что ремень ГРМ уже нужно менять, и какой у него срок службы

В процессе эксплуатации автомобиля важно следить за состоянием приводного ремня. Если он оборвется на ходу, то из-за этого впускные и выпускные клапаны могут столкнуться между собой. При таких обстоятельствах понадобится капитальный ремонт двигателя.

В инструкции по эксплуатации современного автомобиля обычно указывается рекомендуемый интервал замены ремня ГРМ.

На практике многие владельцы авто игнорируют такие рекомендации, забывая о необходимости своевременной замены данного элемента. Зачастую они попросту не слышат работы привода. Такое безответственное отношение может привести к серьезным проблемам.

Сколько обычно ходит ремень ГРМ

Как правило, ремень привода газораспределительного механизма имеет ограниченный эксплуатационный ресурс. В зависимости от конкретной модели, срок его службы составляет 50000-100000 километров пробега. Менять его нужно вовремя вместе с натяжными роликами.

При некоторых обстоятельствах приходится производить замену шкивов и помпы системы охлаждения.

С другой стороны, ни в коем случае нельзя всецело полагаться на рекомендованные интервалы замены, поскольку такая необходимость может возникнуть намного раньше.

Специалисты рекомендуют проводить ревизию ремня ГРМ каждые 40000 километров пробега.

При выявлении явных свидетельств износа рекомендуется не экономить, а поскорее приобрести и установить новый привод. Это предотвратит серьезные неприятности, которые могут возникнуть в самый неблагоприятный момент во время движения автомобиля.

Признаки износа

Своевременная диагностика должна точно выявлять проблемы. При этом различимые визуально разрывы и трещины поверхности ремня являются далеко не единственной проблемой. Существует комплексная симптоматика, состоящая из нескольких выраженных сбоев:

  1. Проблемы с запуском авто, падение мощности двигателя. Такая ситуация чаще всего возникает из-за ослабления или существенной изношенности ремня. По этой причине нарушается нормальная функция системы зажигания, поскольку ремень перескакивает через один или несколько зубцов. В результате воздушно-топливная смесь не может вовремя поджигаться. Это сопровождается сильными вибрациями мотора, провалами тяги во время езды.
  2. Появление посторонних звуков при работе силового агрегата. Щелчки, тиканье из-под моторного кожуха возникают зачастую из-за потрескавшегося, распустившегося ремня. При увеличении оборотов звуки становятся более частыми.
  3. Протечки привода. При износе сальников коленчатого вала, потере герметичности стыков системы охлаждения агрессивные жидкости попадают на поверхность ремня ГРМ. Из-за таких воздействий привод портится, перестает выполнять свои функции, перескакивая через зубцы шкивов. Таким образом, маслянистые подтеки на поверхности ремня должны сразу же насторожить владельца авто. Здесь требуется разбирать и производить замену всего комплекта механизма.
  4. Черный выхлоп с хлопками. Неполное сгорание топлива при изношенном ремне приводит к оплавлению катализатора, когда бензин попадает через клапана внутрь выпускной системы.
  5. Безуспешное холостое вращение стартера. При таких обстоятельствах горючая смесь не воспламеняется внутри цилиндров из-за отсутствия компрессии. Скорее всего, это свидетельствует о механических повреждениях движущихся частей цилиндров. Это может быть последствиями лопнувшего во время движения ремня.

При таких обстоятельствах диагностировать проблему достаточно легко. Стартер здесь будет крутиться более энергично, поскольку нагрузка отсутствует. Это уже свидетельствует о крайне серьезной проблеме.

  • Возраст изделия. Даже при простое автомобиля резина привода утрачивает эластичность, прочность и другие полезные свойства. Этот элемент покрывается трещинами независимо от того, сколько километров прошла машина. В среднем, ремень ГРМ сохраняет все свои качества на протяжении 5 лет. Именно поэтому при покупке подержанного авто желательно поменять его.
  • Можно ли проверить на износ

    Ременный привод современных автомобилей закрывается от свободного доступа множеством защитных кожухов, поэтому заметить возможную проблему здесь не всегда просто. Чтобы провести диагностику, требуется частично разобрать силовой агрегат. Помимо самого ремня ГРМ, следует обращать внимание на ролики и шкивы.

    Проверку нужно осуществлять, придерживаясь такого алгоритма:

    1. Вначале требуется демонтировать пластиковый экран, защиту для того, чтобы добраться до элементов системы газораспределительного механизма.
    2. Тщательно проверить поверхность ремня с обеих сторон. Это поможет выявить возможные повреждения.
    3. В случае сильных потертостей, лохмотьев на краях, истертых зубьев, трещин на поверхности ремень нуждается в замене.

    Опасно ли, если ремень перетянут

    Степень натяжения рекомендуется проверять перед началом каждого сезона. Во время морозов делать это нужно обязательно, поскольку слишком сильное натяжение приводит к растяжению резины и преждевременному выходу из строя привода ГРМ.

    Еще важный момент: перед оставлением автомобиля на зимнее хранение рекомендуется ослабить его натяжение.

    Привод в норме должен поворачиваться руками на 90 градусов, показывая зубцы. В случае плохого натяжения можно подтянуть его с помощью натяжного ролика.

    Опасно ли, если ремень свистит и чем смазать

    Громкий свист от проезжающих машин – явление, которое нередко встречается на городских улицах. Такие звуки издает приводной ремень при работе холодного двигателя из-за трения резины о металл. Частота звука напрямую зависит от скорости вращения и пробуксовки шкивов. По мере дальнейшего увеличения скорости вращения человек перестает слышать свистящий писк, поскольку он перемещается в ультразвуковой диапазон.

    Свистящие звуки могут быть вызваны следующими причинами технического характера:

    • нарушение правильной геометрии вращающихся деталей, перекос шкивов;
    • изношенность ременного привода, недостаток его натяжения, пробуксовка;
    • ослабление крепления шкивов;
    • заклинивание помпы, гидравлического усилителя руля, генератора;
    • попадание посторонних веществ, материалов на поверхности трения;
    • критический износ генераторного подшипника.

    При первых подобных проявлениях нужно немедленно выяснить причину и как можно скорее устранить проблему. В некоторых ситуациях нужно сначала проверить износ подшипников, перекос шкивов.

    С другой стороны, наиболее частой причиной свиста является попадание на поверхности вращения масла, антифриза и других агрессивных жидкостей. При таких обстоятельствах рекомендуется смочить приводные поверхности 50% спиртом, каким-либо неактивным растворителем. После этого нужно дать двигателю поработать на холостых оборотах 1-2 минуты. Важно найти источник проблемы и устранить его.

    Что будет, если не менять и если порвется на ходу

    Ремень ГРМ необходимо менять после определенного пробега автомобиля. Владельцы автомобилей, которые игнорируют данные правила эксплуатации, подвергают риску дорогостоящий силовой агрегат. При его обрыве во время движения авто могут серьезно повредиться движущиеся элементы внутри цилиндра. Зачастую из-за этого приходится приобретать новый мотор.

    При замене изношенного ремня нужно также менять и помпу системы охлаждения, поскольку эти два элемента работают в тесной связке между собой. Откладывая плановую замену на потом, можно нарваться на серьезные неприятности.

    Ременный привод газораспределительного механизма обеспечивает синхронизацию распределительного и коленчатого валов. Благодаря этому, впускные и выпускные клапана открываются и закрываются попеременно. Их траектории не пересекаются.

    Если во время движения автомобиля ремень сместится или порвется, то клапана головки блока цилиндров могут открыться не вовремя. Это приведет к их столкновению с поршнями мотора. В результате этого данные детали могут получить сильные механические повреждения.

    При лучшем стечении обстоятельств, придется менять отдельные клапана или всю головку блока цилиндра. С другой стороны, существует высокая вероятность того, что из-за серьезных внутренних повреждений двигатель будет невозможно восстановить.

    Таким образом, процедура диагностики привода ГРМ не является слишком сложной. Она доступна каждому автомобилисту. Регулярный контроль его состояния позволяет предотвратить возникновение серьезных проблем.

    Ремень ГРМ – 7 важных признаков скорой замены

    Описание признаков скорой замены ремня ГРМ. Устройство и назначение ремня, проверка его состояния, сроки замены, меры профилактики обрыва. Видео про ремень ГРМ.

    Газораспределительный механизм (сокращенно ГРМ) представляет собой важнейший узел в транспортном средстве, который отвечает за подачу и выпуск рабочего тела в силовой установке. Механизм регулирует фазы распределения горючего по цилиндрам с последующим выводом отработанных газов. В случае выхода из строя этого узла эксплуатация автомобиля становится невозможной.

    Устройство и назначение ремня ГРМ

    Перед тем, как ознакомиться с признаками неисправностей ремня ГРМ, следует уточнить его устройство и принцип действия. Основное назначение этой системы заключается в своевременном наполнении цилиндров топливно-воздушной смесью и выведении продуктов сгорания топлива.

    Чтобы распредвал срабатывал вовремя, ему нужно получать вращательный потенциал от коленвала с помощью специальной приводной системы, которая включает шкивы и ремень распределения газа.

    За синхронную работу двух узлов отвечает ремень ГРМ. В прогрессивных силовых установках, которые устанавливаются на машины, механизм умеет управлять насосом охлаждающей системы.

    В большинстве случаев ремень находится спереди моторного отсека между цилиндрами двигателя и радиаторами. В отдельных модификациях ДВС узел можно найти сразу после открытия капота, но по умолчанию он спрятан под защитным кожухом. Снять такую вставку достаточно просто.

    По внешнему виду ремень ГРМ представляет собой замкнутый зубчатый обод. При этом универсальные комплектующие отсутствуют, т.к. они уникальны для всех модификаций силовых установок. Первые ремни выпускались из резины с текстильным кордом.

    Современные изделия производятся из высокопрочного стекловолокна или полимерных волокон. Такие материалы характеризуются повышенной устойчивостью к износу и температурным скачкам.

    Визуальная проверка состояния ремня ГРМ

    Для исключения серьезных проблем с ремнем ГРМ надо вовремя проводить диагностику детали. Специалисты рекомендуют делать это не реже 1 раза в месяц.

    При визуальном осмотре можно определить мелкие повреждения материала изготовления, но это не признак того, что ремень нуждается в замене. За счет наличия армированных деталей внутренняя часть с зубчиками остается целой, поэтому замена становится необязательной.

    Если же из строя выходит армирующий компонент, ремень перестает быть пригодным для дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного подтверждения этому состоянию рассматриваются сторонние шумы при работе или проблемы при запуске мотора.

    Еще симптомом повреждения системы газораспределения является черный выхлоп или вибрации при срабатывании двигателя. Столкнувшись с такими неприятностями, важно незамедлительно обратиться за помощью и проверить деталь в сертифицированном сервисном центре.

    В большинстве случаев для оценки натяжки ремня приходится снимать защитный кожух. Алгоритм действий по демонтажу отличается для разных моделей автомобилей и модификаций силовых установок. После снятия кожуха нужно провернуть коленчатый вал, чтобы прокрутить ременный привод и выполнить осмотр его состояния.

    Признаки скорой замены ремня ГРМ

    Диагностика ремня ГРМ с целью предотвращения его обрыва является более сложным действием в сравнении с серво-ремнем, который контролирует функциональность гидроусилителя, генератора и других деталей. Это связано со сложностями доступа к узлу, спрятанному под кожухами.

    Для оценки состояния ремня необходимо выполнить частичную разборку двигателя, используя специальные инструменты и профессиональные навыки. При этом судить о состоянии ремня можно не только на фоне визуального осмотра, но и с помощью некоторых признаков неисправностей.

    1. Превышение допустимого времени использования

    Точный эксплуатационный ресурс зависит от пробега транспортного средства и продолжительности его использования. К примеру, отдельные производители автомобилей утверждают, что ремень ГРМ на их машинах нужно менять не реже, чем через 60 тыс. км пробега. При этом необходимо учитывать и время эксплуатации привода, а также долговечность материала его изготовления.

    Максимальный срок службы резины составляет 4-5 лет. После этого ремень теряет эластичность, покрывается трещинами и подвергается обрыву. Многие автомобилисты игнорируют важность замены, особенно при выезде на небольшие расстояния.

    Ремни ГРМ производятся из недолговечных материалов, которые изнашиваются из-за естественного старения. Поэтому важно проводить тщательную проверку детали при покупке подержанного автомобиля, т.к. нет никаких гарантий, что предыдущий владелец придерживался регламентных требований и обслуживал транспортное средство с учетом рекомендаций производителя.

    2. Некорректный запуск мотора или уменьшение его производительности

    Растягивание или износ ремня ГРМ приводит к тому, что он начинает перескакивать на один или больше зубьев. В результате срабатывание зажигания нарушается, а топливно-воздушный состав не возгорается в нужный момент.

    При таких ошибках мотор плохо заводится, а его запуск сопровождается вибрациями и провалами в функционировании. Чтобы это устранить, достаточно ознакомиться с тонкостями проверки натяжения ремня. Если не сделать этого, эксплуатация двигателя в таком режиме повлечет за собой более опасные повреждения.

    3. Сильный дым после запуска двигателя

    Износ и растягивание ремня вызывает повреждение катализатора, поскольку горючее не выгорает до конца в камерах и направляется в систему выхлопов. На фоне таких явлений катализатор подвергается высокотемпературному воздействию, а соты спекаются.

    Чтобы продиагностировать систему, достаточно выполнить визуальный осмотр механизма. Если при запуске мотора слышны хлопки, а из выхлопной трубы виден черный дым, это указывает на чрезмерное содержание воздуха в топливной смеси из-за повреждения ремня ГРМ.

    4. Тикающие звуки после запуска мотора

    Если резиновая поверхность ременного привода лишилась эксплуатационных характеристик по причине естественного износа, она начнет трескаться или покрываться повреждениями. Это вызывает образование тикающих звуков. Интенсивность шумов определяется числом оборотов мотора.

    Идентичное звучание возникает и при подклинивании подшипников. Поэтому, столкнувшись с такими признаками, следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту и выполнить диагностику узла с целью устранения всех проблем. Проверка начинается только после демонтажа защитного кожуха.

    5. Подтеки из-под кожуха

    Важным свидетельством того, что ремень ГРМ нужно заменить, является подтекание технических составов возле крышки ГРМ. Охлаждающая жидкость из-под шкива насоса или масла из-под сальника коленчатого вала проникает к ремню, вызывая его растрескивание и износ. Для проверки механизма и замены комплекта ГРМ потребуется разобрать узел.

    6. Невозможность запуска двигателя, хотя стартер исправен

    Явление указывает на наличие серьезных проблем с транспортным средством. Если стартер вращается нормально, но мотор отказывается запускаться, это свидетельствует о потере компрессии из-за обрыва ременного привода газораспределительного механизма и повреждения клапанов на фоне взаимодействия с поршнями. После обрыва ремня нужно провести ремонт или поменять двигатель. В двух случаях автовладельца ждут существенные затраты.

    7. Затвердевание резины на обратной стороне ремня ГРМ

    Поверхность приобретает блестящий эффект, становится твердой и лишается эластичности. Это провоцирует потерю контакта между шкивом газораспределительного механизма. Проверка начинается с демонтажа защитного кожуха и изъятия детали.

    Сроки замены ремня ГРМ

    Заявленный производителем эксплуатационный срок ременного привода составляет 50-100 тыс. км (точные показатели определяются моделью и указываются в сервисной крышке машины). Но использовать эти цифры в качестве гарантии срока службы нецелесообразно. К примеру, бывают случаи, что у автомобиля незначительный пробег, но ремень эксплуатируется больше 5 лет. Это указывает, что деталь нуждается в замене по причине естественного износа резиновых поверхностей.

    Не менее важным фактором, сокращающим срок эксплуатации, является неправильный монтаж и негативные воздействия извне. Если на деталь попадают загрязнения или элементы от оборвавшихся раньше ремней с компрессора, генератора или системы кондиционирования, она быстрее выйдет из строя.

    Что лучше – цепь или ремень ГРМ

    В кругу автомобилистов ведутся постоянные дискуссии на тему: что лучше – ремень или цепь ГРМ. Приверженцы цепных механизмов утверждают, что ременной привод быстрее подвергается износу и может оборваться. Но такой вариант работает исправно, если вовремя обслуживать его и проводить замену. При этом важно покупать оригинальную и качественную деталь, а не дешевый аналог.

    Чтобы определиться с выбором, необходимо тщательно проанализировать достоинства и недостатки двух решений:

    1. Ремень ГРМ. Характеризуется доступной ценой, простотой изготовления конструкции и отсутствием шумов во время работы. Однако привод может внезапно разорваться, что повысит вероятность выхода из строя силовой установки.
    2. Цепь ГРМ. Отличается увеличенным сроком службы и неуязвимостью к температурным скачкам или агрессивной эксплуатации. Что касается недостатков цепных приводов, то они связаны с высокой стоимостью детали, необходимостью регулярной смазки и шумом во время работы. Кроме того, автовладельцу сложно определить износ цепи при визуальном осмотре.

    Сколько стоит ремень ГРМ

    Средняя цена нового ремня ГРМ – 6,5-10 тыс. руб. В отдельных случаях ремень может стоить 35 тыс. и более. Это обусловлено сложностью внутреннего устройства автомобиля или отсутствием подходящей модели в свободном доступе.

    В поиске качественного ремня лучше отказаться от дешевых предложений, которые выпускаются сомнительными компаниями без отзывов и хорошей репутации. Такая продукция стоит намного дешевле, но в большинстве случаев она некачественная и быстро изнашивается.

    Как избежать обрыва ремня ГРМ

    Чтобы избежать различных неисправностей ремня ГРМ, необходимо вовремя проводить диагностику транспортного средства и следить за состоянием важных узлов и механизмов.

    В первую очередь, важно придерживаться регламента замены ремня, который указан в рекомендациях производителя. По истечению 2 лет эксплуатации или пробега 60-70 тыс. км узел нужно поменять.

    Кроме того, следует учитывать требования к настройке и использованию ремня. Зубчатая поверхность обрывается при подклинивании натяжителя, помпы или роликов. Если коленвал подвергается нагрузкам от нескольких тысяч оборотов в минуту, то при подклинивании какой-либо детали происходит образование импульса. Он нарушает целостность резиновых поверхностей, провоцируя их повреждение.

    Также ремень ГРМ может выйти из строя при воздействии технической жидкости. Если деталь подвергается заливке маслом или антифризом, ее придется поменять как можно быстрее. Устранить проблему путем протирания поверхностей нельзя, т.к. материал впитывает жидкость, лишаясь своих эксплуатационных показателей.

    Заключение

    Ремень ГРМ – незаменимый элемент в устройстве каждого автомобиля. Его износ сопровождается серьезными неполадками, ставящими под угрозу комфорт и безопасность эксплуатации транспортного средства. Поэтому автовладельцу следует регулярно проверять состояние ремня и вовремя заменять его.

    Видео про ремень ГРМ:

    Описание признаков скорой замены ремня ГРМ. Устройство и назначение ремня, проверка его состояния, сроки замены, меры профилактики обрыва. Видео про ремень ГРМ.