Как поменять патрубок системы охлаждения

Замена патрубка системы охлаждения

Замена патрубка системы охлаждения только на первый взгляд кажется тяжелой. В статье расскажем о причинах поломки, их устранении и этапах замены патрубков. Так же наведем стоимость и видео-обзор замены. Замена патрубка системы охлаждения только на первый взгляд кажется тяжелой. В статье расскажем о причинах поломки, их устранении и этапах замены патрубков. Так же наведем стоимость и видео-обзор замены.

Рано или поздно не зависимо новый автомобиль или бывший в употреблении система охлаждения потребует ремонта. Чаще всего это начинается с патрубков системы. Выход из строя таких соединителей может привести к необратимым поломкам. Несвоевременный осмотр приведет к долгому процессу ремонта.

Патрубок системы охлаждения

Что из себя представляет патрубок, в системе охлаждения их зачастую несколько, они соединяют отдельные части в один рукав и являются основой при охлаждении.

Патрубки можно поделить на два типа:

  • подводящие.
  • По названиям становится понятно, что отводящий патрубок предназначен для отвода охлаждающей жидкости, а подводящий для её подачи. Для охлаждения двигателя чаще всего используют антифриз или тосол, так как при очень низких температурах они имеют свойство не замерзать.

    Стоит напомнить, что не следует путать или менять местами два патрубка разного вида, так как их рабочие температурные режимы разные.

    Чаще всего выходит из строя подводящий патрубок, так как нагрузка на него максимальная, что и приводит к высыханию резины, как результат может протекать или вовсе лопнуть.

    Признаки поломки патрубка системы охлаждения

    Первым и частым признаком поломки системы охлаждения под капотом или под автомобилем можно обнаружить мокрые и слегка жирные пятна охлаждающей жидкости. Это первые признаки, что где то лопнул патрубок. Так же в салоне на панели приборов, есть специальный индикатор, который покажет низкий уровень жидкости в расширительном бачке.

    Если же датчик вышел из строя, то температура двигателя будет быстро расти, вследствие чего может закипеть двигатель. Бывает и такой вариант, что в салоне может чувствоваться запах антифриза, это показатель, что патрубок может лопнуть не под капотом, а под передней панелью или в районе перегородки салона и двигателя.

    Многие бывалые автолюбители советуют, время от времени просто так проверить уровень антифриза в расширительном бачку. Осмотреть патрубки на наличие жирных, маслянистых пятен и не откладывать с ремонтом, если такое выявили.

    Как же найти утечку охлаждающей жидкости в системе. В первую очередь стоит осмотреть расширительный бачек на наличие течи. Далее переходим к радиатору, так как он чаще всего подвергается повреждениям. Особое внимание при осмотре следует уделять местам соединений труб (патрубков) и сотам, которые легко повредить.

    Далее осматриваем сами патрубки и шланги по всей их длине, так как именно по ним циркулирует охлаждающая жидкость. Не стоит забывать о хомутах в местах соединения, из-за вибрации двигателя, хомуты могут ослабнуть, а значит патрубок может сойти с места крепления и дать течь.Последняя и самая неприятная поломка системы охлаждения, это попадание жидкости в масляную рубашку. В результате проверив щупом уровень масла или открыв крышку горловины для залива масла, можно увидеть как оно вспенилось. В условиях высокой конкуренции нужно быть самой привлекательной и умелой. Неравнодушная к сексуальным играм, открытая к экспериментам, готовая трахаться с клиентами как мужского пола, так и женского, всегда будет иметь спрос. Такая девушка не просто располагает к секс знакомству , она вызывает непреодолимое желание и жажду интимного контакта. От одного только взгляда на фотографию в штанах появляется напряжение, а голова наполняется мыслями о сексе. Ждать больше нет мочи, терпеть нету сил, пора действовать здесь и сейчас! . Это первый признак, что в масло попала охлаждающая жидкость.

    Система охлаждения двигателя

    Сказать, что система состоит только из каких-то элементов и не более нельзя, в современных автомобилях напичкано уйма датчиков и контроль ведется бортовым компьютером. Но все же есть основные составляющие, без которых система попросту не будет существовать.

    К таким составляющим можно отнести:

    пароотводящие шланги термостата;

    пароотводящие шланги радиатора;

    подводящие шланги радиатора;

  • электровентиятор радиатора.
  • Такие части можно найти как в самых современных автомобилях, так и в самых старых отечественных. Поэтому начиная поиски повреждения, стоит в первую очередь осматривать эти элементы.

    К чему приводят повреждения

    Самой частой причиной является перегрев двигателя, выход из строя будет за очень короткий промежуток времени. В результате перегрева происходит деформация блока цилиндров, могут появиться трещины и деформироваться поршня.

    Но намного хуже, когда поршень полностью деформируется и делает пробоину в блоке цилиндров. Такая поломка обычно приводит к полной замене поврежденного двигателя на новый агрегат.

    Процесс замены патрубка

    Первое, что стоит сделать перед началом замены патрубка, это полностью слить охлаждающую жидкость из системы. Если жидкость чистая, слитая в чистую емкость, то её можно использовать повторно. Теперь стоит снять хомуты на пропавшем патрубке. Бывает такое, что они ржавеют, поэтому заранее следует подготовить все необходимые инструменты и WD40 для облегчения процесса снятия.

    Заранее уже должен быть подготовлен аналогичный, новый патрубок. Старый патрубок стоит снимать не спеша и без сильных усилий, так как горловины радиатора недостаточно прочны и легко ломаются. Если не поддается съему, рекомендуются прокручивать со стороны в сторону, но никак не гнуть.

    На крайний случай можно разрезать в длину, таким образом можно снять старый патрубок. Снять зачастую не проблема, а вот одеть новый, куда интересней. Если новый патрубок не поддается процедуре, то его внутренность стоит смазать раствором мыльной воды. А вот для того, чтоб его размягчить, нужно опустить нужную часть в горячую воду.

    Последним этапом считается одевание хомутов на патрубок, и только потом одеваем его на горловины радиатора и водяную рубашку. Внимательно следите, чтоб патрубок был правильно расположен, не перекручен. Теперь же затягиваем хомуты на горловинах, и начинаем заливать охлаждающую жидкость.

    После залива еще раз убедитесь, что в местах замены и ремонта не течет. Стоит помнить, что при слитии в радиаторе печки может находиться часть охлаждающей жидкости. Теперь заводим двигатель и проверяем исправность системы. После заливки новой нужно включить печку, далее доливаем жидкость в расширительный бачек.

    Если же вы умудрились поломать одну из горловин, то немедленно стоит запаять с помощью аргоновой сварки.

    Стоимость ремонта и деталей

    Многое в цене будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. Чем он дороже, тем и детали для ремонта будут дороже. Средняя стоимость патрубка для автомобиля ВАЗ обойдется от $5 до $10. Но чем качественней производитель, тем дороже и детали.

    Что касается процедуры ремонта, то за работу придется отдать от 600 рублей. Но в некоторых сервисных центрах или станциях старт может начинаться от 1000 рублей.

    Видео о замене патрубка на ВАЗ 2107:

    Замена патрубка системы охлаждения своими руками

    Для поддержания нормального функционирования всех систем автомобиля, необходимо тщательным образом контролировать состояние и работоспособность их отдельных узлов и деталей. К одним из таких относится и система охлаждения автомобиля. Не секрет, что в процессе работы осуществляется вывод охлаждающей жидкости из системы. К одним из наиболее «капризных» и требующим внимания элементам, относится патрубок. Важно вовремя понять когда менять патрубки системы охлаждения.

    Читайте также  Почему ведет машину в сторону

    Что такое патрубок системы охлаждения?

    По определению термин «патрубок» — это отрезок трубы или шланга, который на одном конце имеет элемент соединения (резьбовой, фланцевый и др), а вторым концом присоединен к трубопроводной системе или какому-то резервуару. Назначение патрубков — подведение в систему или отвод из нее жидких или газообразных веществ в определенном диапазоне температур. В системе охлаждения автомобиля патрубком соединены радиатор и термостат.

    В качестве охлаждающей жидкости используется тосол или антифриз.

    Патрубки подразделяются на два вида:

    • Подводящие. Их задача: подведение горячей жидкости в радиатор;
    • Отводящие. Выводят охлаждённую жидкость.

    Так как температурный режим работы этих двух патрубков разный, то и нагрузка на стенки разная. В случае с подводящим патрубком, где используется горячая жидкость, уровень нагрузки наиболее высокий, поэтому износ(высыхание) резины наступает гораздо раньше. Следовательно и замена подводящего патрубка требуется гораздо чаще.

    Основные признаки того, что нужно менять патрубки системы охлаждения

    • Самым явным и понятным признаком является показание температурного датчика. Если происходит утечка, то стрелка зашкаливает.
    • Может произойти «вскипание» двигателя.
    • В салоне автомобиля пахнет антифризом. Вдыхание паров антифриза пагубно влияют на здоровье человека. Поэтому при первом появлении запаха, необходимо срочно его устранить. Сделать это не просто, простым проветривание не обойтись, желательно воспользоваться услугами химчистки.
    • Визуальное обнаружение непосредственного протекания патрубка в виде наворачивающихся капель или струйки.

    Когда нужна замена патрубков

    К чему приводит отсутствие герметичности в системе охлаждения

    Протекание охлаждающей жидкости приводит к следующим последствиям:

    • Перегрев мотора. Может привести к выведению его из строя;
    • На блоках цилиндра появляются трещины и другие дефекты;
    • Плавятся поршни;
    • Происходит перегорание и прокручивание клапанов на коленчатом вале;
    • В худшем случае возможно разрушение и отрыв поршня, который может пробить стенку блока цилиндров.

    Как диагностировать не герметичность системы охлаждения

    Первым делом необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости в баке. Если уровень жидкости уменьшается, то переходим к последующим действиям.

    При осмотре радиатора тщательным образом проверяем соединительные шланги. Осмотр проводим по всей длине. Важно вовремя обнаружить утечку, так как маленькое отверстие можно запаять, при большом дефекте замена всего шланга неизбежна.

    Далее проводим осмотр крепёжных хомутов. Хомуты должны быть сухими и затянутыми, но не слишком, потому как передавливание шланга приводит к образованию трещин и последующих разрывов.

    Если возникает подозрение на наличие протекания охлаждающей жидкости в моторном отсеке, но нет возможности определить место течи и вид жидкости, следует предпринять следующие действия:

    • Завести двигатель в холодном состоянии и открыть капот;
    • Находясь в холодном состоянии все крепления ослаблены до момента нагрева до рабочей температуры, поэтому не составит труда определить место протекания с помощью визуального осмотра;
    • После обнаружения дефекта на патрубке или шланге, срочно заменить элемент;
    • Если же утечка обнаружена, но нет возможности определить вид жидкости, то расстелите под машиной лист белой бумаги и оставьте на 20 мин при включённом двигателе. За это время на него накапает нужное количество, после чего определяем принадлежность ее к определённому типу по цвету, запаху или вязкости.

    Как заменить патрубок системы охлаждения

    Процесс замены силиконового патрубка системы охлаждения состоит из следующих этапов:

    1. Первым делом сливаем охлаждающую жидкость из системы. В последствии она может быть использована повторно, при условии, что слита она будет в идеально чистую емкость;
    2. После смачиваем хомуты, имеющие коррозийные образования маловязкой жидкостью;
    3. После полного остывания системы, приступаем к снятию патрубка, начиная с горловины. Ослабляем хомут и не спеша сдвигаем в свободную сторону, сначала один конец, потом второй;
    4. Далее приступаем к установке нового патрубка. Натягиваем патрубок на горловину, при этом смотрим, чтобы край патрубка был ровный, без перекосов и перегибов. После затягиваем хомуты при помощи отвёртки;
    5. Заполняем систему охлаждающей жидкостью;
    6. После заводим автомобиль и проверяем на наличие утечки вновь собранное соединение.

    В дальнейшем следует регулярно контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке и состояние патрубков. А вот какие ставить лучше патрубки силиконовые или резиновые читайте в другой нашей статье.

    Патрубок радиатора: причины неисправностей и способ замены

    Система охлаждения двигателя зачастую имеет несколько патрубков, которые соединяют различные элементы системы в единое целое. Есть два вида патрубков:

    • Отводные;
    • Подводные.

    Из названий становится ясно, что подводящий патрубок служит для подачи охлаждающей жидкости, а отводящий, наоборот, для её отвода. В системе охлаждения мотора применяют тосол или антифриз, так как эти жидкости не замерзают при отрицательных температурах. Важно знать, что менять местами подводящий патрубок с отводящим не следует, из-за того, что у них разные температурные режимы работы. Подводящий патрубок требует замены чаще, чем остальные, так как на него приходится самая большая нагрузка, что приводит к высыханию резины. Вследствие чего он может подтекать или вообще треснуть.

    Как определить, что патрубок радиатора вышел из строя?

    Во первых, при поломке системы охлаждения под машиной можно наблюдать мокрые и жирные пятна, которые оставляет вытекающая жидкость. Причиной может быть лопнувший патрубок радиатора. Во вторых, в расширительном бочке будет недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Так же, можно почувствовать запах тосола в салоне машины, это говорит о том, что мог лопнуть патрубок, идущий к радиатору печки.

    Совет: хотя бы изредка проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке. Осматривайте шланги системы охлаждения, и если выявили неполадки, не оттягивайте с ремонтом.

    Где искать утечку охлаждающей жидкости?

    Первым делом следует проверить расширительный бачек, если проблем не обнаружено приступаем к осмотру радиатора, так как он часто повреждается. Необходимо внимательно осмотреть те места, в которых соединяются трубы с радиатором. После чего проверяем на наличие течи всех шланг и патрубков системы охлаждения. Так же стоит проверить хомуты, от вибрации они могли ослабнуть, в результате чего жидкость подтекает в местах соединения. Самая неприятная и проблемная течь, когда охлаждающая жидкость попадает в картер двигателя. Вытащив щуп для проверки уровня масла, можно увидеть, что оно вспенилось. Это признак того, что в систему смазки двигателя попал антифриз.

    Система охлаждения ДВС

    В современных автомобилях система охлаждения включает в себя немало датчиков и контролируется электронным блоком управления. Однако есть главные элементы, без которых не обходится ни одна система охлаждения:

    • Радиатор;
    • Помпа;
    • Термостат;
    • Подводящие патрубки радиатора;
    • Отводящие патрубки радиатора;
    • Вентилятор радиатора;
    • Расширительный бачок.

    Эти элементы присутствуют в любом автомобиле, будь он старый или современный.

    Последствия неисправной работы системы охлаждения

    Самой частой проблемой при выходе из строя системы охлаждения является перегрев двигателя, критические повреждения которого происходят уже при незначительно долгой работе. Вследствие перегрева деформируется блок цилиндров, головка блока цилиндров или поршня. Бывает и такое, что в результате деформации поршня он пробивает блок цилиндров, что влечёт за собой абсолютную замену силового агрегата.

    Как поменять патрубок радиатора?

    Первым делом необходимо слить из системы антифриз. Если слитая жидкость не слишком загрязнена, её можно будет залить обратно. После чего откручиваем и снимаем хомуты с вышедшего из строя патрубка. Если они поржавели, для облегчения снятия можно воспользоваться WD 40. Все работы по замене вздутого патрубка следует проделывать на холодном моторе, чтобы избежать ожогов. Новый патрубок должен быть уже приготовлен. Съёмку старого патрубка нужно проводить не спеша и без применения силы, так как можно повредить горловину радиатора. Если старый патрубок сильно прикипел, следует попробовать его прокрутить в разные стороны, но ни в коем случае не сгибать. В конце концов, можно его просто разрезать ножом. Перед тем, как устанавливать новый патрубок, его внутреннюю часть лучше смазать водой с мылом. А чтобы сделать его мягче. Следует подержать его несколько минут в горячей воде. Смазывать патрубок маслом не рекомендуется, из-за того, что оно может его разъесть через некоторое время.

    Читайте также  Датчик коленвала рено меган 2 где находится

    Теперь одеваем хомуты на шланг, а затем одеваем патрубок на радиатор и водяную рубашку двигателя. Смотрите за тем, чтобы патрубок радиатора стал в правильном положении и не был перекручен. После чего зажимаем хомуты и заливаем тосол в систему охлаждения. Когда жидкость полностью залита, следует проверить места ремонта на течь. Теперь можно завести мотор и проверить функционирование системы.

    Замена патрубков системы охлаждения автомобиля своими руками

    Чтобы все автомобильные системы функционировали должным образом, необходимо тщательно контролировать состояние и рабочие характеристики различных компонентов и деталей. Одна из них — система охлаждения автомобиля. Не секрет, что в процессе работы из системы удаляется охлаждающая жидкость. Коллекторная труба является одной из самых «капризных» и требует внимания. Важно своевременно выяснить, когда необходимо заменить патрубки системы охлаждения.

    Теория: Что такое патрубок системы охлаждения?

    По определению, термин «патрубок» означает участок трубы или шланга, который с одного конца имеет соединительный элемент (резьёмный, фланцевый и т.д.), а с другого конца присоединен к трубопроводной системе или резервуару определенного типа. Назначение — подача или удаление из системы жидкостей или газов в заданном температурном диапазоне. В системе охлаждения автомобиля радиатор и термостат соединяются этим элементом.

    В качестве охлаждающей жидкости используется толуол или антифриз.

    Делятся на два типа:

    • Снабжающие жидкостью. Их работа состоит в том, что они пропускают горячую жидкость в радиатор;
    • Выводящие жидкость. Сбрасывает охлажденную жидкость на улицу.

    Так как температурный режим этих двух ветвей разный, нагрузка различна. В случае впускной трубы, где используется горячая жидкость, уровень нагрузки самый высокий, поэтому резина изнашивается (высыхает) намного быстрее. В результате, впускная труба требует гораздо более частой замены.

    Когда пришло время менять трубки патрубков?

    Срок службы трубок составляет 5-6 лет, после чего появляются первые дефекты. Детали также могут выходить из строя быстрее, поэтому обязательно регулярно проверяйте их работоспособность.

    Какие проблемы могут возникнуть, если патрубки сильно изношены?

    1. Если трубка патрубка двигателя потеряет герметичность, масло может быть утеряно. Это приведет к заклиниванию поршня двигателя из-за чрезмерного трения о стенки цилиндра. В результате, ремонт вашего автомобиля будет стоить больших денег.
    2. Изношенное отверстие патрубка воздушного фильтра подает нагретый воздух. Двигатель не способен в полную мощность функционировать, что также вызывает серьезные проблемы.
    3. Поврежденние фильтра вызывает попадание посторонних частиц и примесей, что отрицательно влияет на состояние автомобиля.

    Как можно определить проблемы с патрубками?

    • Влажные и жирные пятна, оставленные протекающей жидкостью.
    • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости.
    • Запах антифриза в салоне является следствием утечки.

    Рекомендация:

    • Проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке не реже одного раза в 3 месяца.
    • Проверьте шланги системы охлаждения на наличие перегибов, трещин.

    Где искать утечку охлаждающей жидкости?

    • Проверьте, где шланги соединяются с радиатором.
    • Проверьте соединения системы охлаждения на герметичность.
    • Проверьте зажимы — если они ослаблены, затяните.
    • Если масло вспенивается, это означает, что антифриз попал в систему смазки двигателя. Обратитесь на станцию техобслуживания для замены!

    Основными признаками необходимости замены компонентов системы охлаждения являются следующие

    • Самым четким и очевидным признаком является показания температурного датчика. Если есть утечка, стрелка гаснет.
    • Двигатель может «закипеть».
    • Запах антифриза заметен в салоне автомобиля. Вдыхание паров антифриза вредно для здоровья. Поэтому при первом появлении запаха его необходимо срочно устранить. Это непросто сделать, обычной вентиляции недостаточно, желательно воспользоваться услугами химчистки.
    • Визуальное обнаружение прямой утечки патрубка — жидкость явно капает.

    Что происходит, когда система охлаждения не герметична?

    Утечка охлаждающей жидкости вызывает следующие последствия:

    • Перегрев двигателя. Это может привести к повреждению двигателя;
    • На блоках цилиндров появляются трещины и другие дефекты;
    • Поршни плавятся;
    • Клапаны на коленчатом валу перегорают и отвинчиваются;
    • В худшем случае поршень может обрушиться и отсоединиться, что может пробить стенку блока цилиндров.

    Как диагностировать утечки в системе охлаждения

    1. Сначала проверьте уровень охлаждающей жидкости в резервуаре. Если уровень охлаждающей жидкости снижается, переходите к следующим этапам.
    2. При осмотре оадиатора внимательно проверьте соединительные шланги. Проверка должна проводиться по всей длине. Важно вовремя обнаружить утечку, так как маленькое отверстие может быть заделано, но в случае серьезных повреждений замена всего шланга неизбежна.
    3. Затем осмотрите крепежные зажимы. Зажимы должны быть сухими и герметичными, но не слишком тугими, так как шланг находится под давлением, что приводит к трещинам и последующему разрыву.

    Если Вы подозреваете утечку охлаждающей жидкости в моторном отсеке, но не можете определить место и тип охлаждающей жидкости, выполните следующие действия.

    • Запустите двигатель, когда станет холодно, и откройте капот;
    • В холодное время все крепежные элементы ослаблены, пока не нагреются до рабочей температуры, поэтому обнаружение утечек при визуальном осмотре не должно быть затруднено;
    • При обнаружении повреждений втулки или шланга необходимо срочно заменить деталь;
    • Если утечка обнаружена, но нет возможности определить тип жидкости, киньте под машину листок белой бумаги и пусть там лежит 20 минут при работающем двигателе. За это время на него накапает необходимое количество жидкости, затем определите какая это автомобильная жидкость, на основании цвета, запаха или вязкости.

    Как заменить шланг системы охлаждения

    Процесс замены силиконового патрубка системы охлаждения состоит из следующих этапов:

    • Первое, что нужно сделать, это слить охлаждающую жидкость из системы. Ее можно использовать повторно. Но сливайте только в чистый контейнер;
    • Затем смочите зажимы (хомуты), в которых присутствуют корродирующие образования, жидкостью низкой вязкости;
    • Как только система полностью остынет, приступим к извлечению трубки, начиная с горловины. Ослабьте зажим и медленно сдвиньте его в свободную сторону, сначала один конец, затем другой;
    • Затем приступайте к установке нового патрубка. Потяните патрубок через горловину, убедившись, что край патрубка прямой, без изгибов и перегибов. Затем затяните зажимы отверткой;
    • Заполните систему охлаждающей жидкостью;
    • Затем запустите автомобиль и проверьте герметичность собранного соединения.
    • Затем регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в баке и состояние соединений.

    Полезные видео

    Советы по установке патрубков системы охлаждения

    Советы и нюансы в процессе установки патрубков.

    Лайфхак по замене патрубков системы охлаждения

    Замена патрубков системы охлаждения ВАЗ-2109 (2108-21099) самому. Нюансы, трудности, решения

    Замена патрубков системы охлаждения двигателя на автомобиле системы девятка — ВАЗ-2109 (2108-21099).

    • как самому открутить старые винтовые хомуты,
    • как стареют и «дубеют» патрубки и почему их надо менять,
    • как влияют на резину патрубков неправильные хомуты,
    • как уменьшить деформацию патрубков от хомутов,
    • как проверить герметичность клапана термостата,
    • как и для чего устанавливать патрубки на герметик.

    Всю работу делаем самостоятельно и своими силами, что запросто выполнимо при желании и наличии времени.

    Почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий

      140 6 121k
      459 10 528k

    Горячий верх и холодный низ радиатора автомобиля – нормальное состояние лишь для непрогретого мотора после запуска. Если двигатель проработал несколько минут, за которые температура охлаждающей жидкости уже достигла 80–90 градусов (в зависимости от модели), и при этом верхний патрубок радиатора горячий, а нижний холодный – это признак неполадок в системе охлаждения. Однако из этого правила есть исключения.

    Читайте также  Почему пробивает прокладку под головкой

    Основные причины, того что нижний патрубок радиатора холодный после прогрева – неисправность термостата или помпы, засорившийся радиатор. О том, как определить конкретную причину неполадок и что делать в таком случае, расскажет эта статья.

    Из-за чего нижний патрубок радиатора может быть холодным, а верхний горячим?

    Схема циркуляции охлаждающей жидкости: Нажать для увеличения.

    Должен ли нижний патрубок радиатора быть холодным – зависит от пути движения антифриза.

    После запуска мотора он сначала циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, а после достижения температуры около 85 °C, при которой происходит частичное открытие термостата, уходит на большой.

    В большинстве моделей в радиатор охлаждающая жидкость поступает через верхний патрубок, после чего прокачивается вниз и по нижнему патрубку возвращается в рубашку охлаждения ДВС.

    При исправной системе охлаждения низ радиатора автомобиля холодный, а верх горячий только в тот момент, когда термостат уже приоткрылся, но антифриз ещё не дошел до нижнего патрубка. При низкой температуре воздуха и включенном отопителе салона зимой для прогрева охлаждающей жидкости требуется больше времени. Открытие термостата в этом случае происходит через 10 минут и более после начала движения. При низкой температуре воздуха часто бывает, что радиатор автомобиля сверху горячий, а снизу теплый, так как антифриз быстро остывает, проходя по нему.

    Разбираться, почему не греется нижний патрубок радиатора, и решать проблему, нужно в следующих ситуациях:

    • верхний патрубок горячий, а нижний остается холодным даже после скоростной езды в теплую погоду;
    • радиатор прогревается только сверху, оставаясь холодным снизу;
    • показания температуры ОЖ на приборной панели уходят в «красную зону» (более 100–110 градусов);
    • кипит антифриз в расширительном бачке.

    Основные причины, по которым греется верхний патрубок радиатора, а нижний холодный:

    Почему в системе охлаждения появляется воздушная пробка: видео

    • Термостат заклинил в закрытом или полузакрытом положении.
    • Помпа охлаждения изношена и не может создать нужный напор.
    • Каналы радиатора забиты отложениями.
    • Образовалась воздушная пробка в системе охлаждения.

    Неисправности системы охлаждения не всегда отражаются в показаниях датчиков. ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) может не контактировать с перегретой жидкостью и показывать нормальную температуру. По той же причине может не включаться своевременно вентилятор радиатора.

    Компьютерная диагностика помогает выявить лишь проблемы с термостатом, имеющим электронное управление. На проблему с механическим клапаном косвенно указывают не соответствующие реальным показания ДТОЖ, расположенного на блоке, в ГБЦ или в районе термостата.

    Как определить причину, почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий

    Нижний патрубок радиатора немного холоднее верхнего, так как поступающий сверху антифриз остывает, проходя по радиатору. Но, как правило, речь идет об относительно небольшой разнице температур. Когда отводящий патрубок/шланг от радиатора не прогревается вовсе, это свидетельствует о нарушении циркуляции ОЖ и теплообмена в ДВС.

    Все распространенные причины, почему холодный нижний патрубок радиатора нормально не греется, собраны в таблице.

    Автомобили, на которых чаще всего возникает проблема с теплообменом

    На некоторых авто ситуация, когда верхний патрубок радиатора горячий, а нижний холодный, распространена чаще других. Такие модели и их «детские болезни» собраны в таблице ниже.

    Марка/модель Причина проблемы Как можно исправить
    ВАЗ 2106, 2101 и другая «Классика» Низкое качество оригинальных комплектующих, в частности самих термостатов, которые клинят. Вместо оригинального клапана термостата ВАЗ использовать детали других фирм: Metal Incar, Finwhale, Vernet.
    Холодный низ радиатора в ВАЗ «Классика» с большим пробегом – следствие коррозии деталей и засорения каналов радиатора. Промыть радиатор с использованием специальной жидкости или, если не помогает, заменить его.
    ВАЗ 2108-21099, 2113-2115, Калина Неисправный клапан крышки расширительного бачка не позволяет поддерживать рабочее давление в системе охлаждения, из-за чего нарушается циркуляция ОЖ, плохо греет печка. Заменить крышку расширительного бачка.
    ВАЗ 2110 – 2112, Lada Priora На ВАЗ 2110-2112 нижний патрубок холодный, а из печки дует холодным по причине предрасположенности к образованию пробок и нарушению циркуляции ОЖ. Контролировать состояние охлаждающего контура, выгонять пробки, в особенности при замене антифриза. В качестве радикального решения можно заменить термостат на «шестидырочный» (арт. 21082-1306010) или от Lada Granta (21900-1306010), адаптировав контур под него.
    Верхний патрубок греется, а нижний холодный, из-за выработки и нехватки производительности помпы. Установить улучшенную помпу, вроде Luzar Turbo.
    Skoda Octavia На Шкода Октавия нижний патрубок радиатора холодный, а мотор начинает перегреваться из-за неисправной прокладки масляного теплообменника. Заменить прокладку масляного теплообменника.
    Daewoo lanos, Sens, ZAZ Chance Холодный нижний патрубок и радиатор, следствие раннего открытия или заклинивания термостата. Заменить термостат на более качественный с открытием на 87 градусах.
    Ford Focus На Форд Фокус нижняя часть радиатора холодная, а верхняя горячая, обычно из-за заклинивания термостата. Заменить неисправный термостат.
    Mazda 3 На Мазда 3 нижний патрубок холодный, как правило, из-за неисправности термостата.
    Volkswagen Passat При больших пробегах из строя выходят помпа и термостат. Заменить помпу или термостат.
    Suzuki Grand Vitara Завоздушивание системы охлаждения из-за нарушения давления. Выгнать воздушные пробки. Заменить крышку расширительного бачка, которая часто забивается или наоборот не держит давление.

    Нижний патрубок радиатора холодный: что делать?

    Если нижний патрубок радиатора не хочет прогреваться, нужно провести диагностику, которая поможет выяснить причину неисправности:

    Как искать причину неисправности, если нарушена циркуляция охлаждающей жидкости: видео

    1. Когда на улице очень холодно – для начала дайте мотору поработать и прогреться, не включая печку. Возможно, все нормально, просто ДВС не успевает быстро набрать рабочую температуру.
    2. Сделайте компьютерную диагностику по OBD-II, проверьте значение температуры ДТОЖ. Если она растёт медленно, но нижний патрубок постепенно теплеет – возник клин термостата в открытом положении. Если после прогрева температура продолжает расти, но нижний патрубок остается холодным – возможны клин термостата, засорение радиатора, поломка помпы и воздушные пробки в системе.
    3. Для исключения проблем с помпой – произвести ее проверку.
    4. Если помпа в порядке – убедиться в отсутствии воздушной пробки, при наличии попытаться ее выгнать.
    5. На прогретом до рабочей температуры двигателе пощупайте радиатор – он должен быть равномерно прогрет по всей площади. Наличие холодных участков указывает на необходимость промывки.

    Полноценно проверить клапан термостата без электропривода можно только сняв его. Для диагностики нужно:

    Как проверить термостат в домашних условиях: видео

    1. Частично слить антифриз в подготовленную емкость.
    2. Извлечь клапан термостата (если возможно).
    3. Поместить клапан или термостат в сборе в кастрюлю с водой.
    4. Нагревать воду, контролируя её температуру с помощью термометра или мультиметра с термопарой.

    В исправном термостате клапан должен начать открываться при достижении температуры 80–90 градусов (в зависимости от модели и указано на корпусе детали), при закипании жидкости – открыться полностью, а при остывании – полностью закрыться. Если этого не происходит, положение тарелки не меняется или ход недостаточный – термостат заклинило и его нужно менять. После замены детали на новую необходимо долить или полностью заменить антифриз.