Сайлентблок как правильно пишется

Сайлентблок

Сайлентблок, который также может называться как «сайлент» или резинометаллический шарнир, представляет собой крепежный элемент. Данная деталь, выполняется из пары металлических втулок, между которыми расположена резиновая или полиуретановая вставка, по этому сайлентблоки могут быть резиновые, либо полиуретановые. Сайлентблоки предназначаются для снижения жесткости соединения деталей подвески между собой. Один шарнир запрессовывается в одну деталь подвески, другой – во вторую, чем обеспечивается их соединение, а упругая вставка гасит возникающие в ходе движения колебания, не передавая их на остальные части подвески.

Следует отметить, что на сайлентблок приходится наиболее мощная нагрузка среди всех частей подвески, ведь помимо колебаний именно эта деталь должна гасить все деформирующие движения.

Расположение и продолжительность эксплуатации

Не зная, где находятся сайлентблоки в автомобиле, можно легко пропустить момент их выхода из строя, что может быть чревато самыми различными последствиями. В большинстве моделей машин сайлентблоки располагаются:

  1. в местах крепления амортизаторов;
  2. в местах крепления реактивных тяг;
  3. в местах крепления поперечного стабилизатора;
  4. на опорах балок, к которым крепится коробка передач и мотор;
  5. на штангах задней подвески.

В целом современные резинометаллические шарниры способны активно эксплуатироваться до 200 тысяч километров пробега, хотя учитывая отвратительное качество дорог часто это значение приходится делить на четыре. Не важно, какие сайлентблоки установлены на автомобиль – их ревизию необходимо проводить примерно через каждые 50 000 километров пробега.

Пришедший в негодность сайлентлок хорошо определяется визуально: на нем видны трещины и порывы.

Обнаружение неисправностей сайлентблоков

Проверять сайлентблоки на работоспособность можно самостоятельно. Помимо визуального определения поломки существуют еще и общие симптомы, свидетельствующие о высокой вероятности поломки одного или нескольких сайлентблоков. При выходе из строя сайлентблоков подвески наблюдаются следующие проблемы:

  • ухудшается качество устойчивости автомобиля на дороге, его начинает «водить» из стороны в сторону;
  • усиливается шум и вибрация при движении;
  • начинает появляться характерный повышенный износ шин, когда более активно стираются бока колес.

Если проявляются эти или другие симптомы, следует выполнить диагностику сайлентблоков. Для этого подвески вывешиваются домкратом, а колеса снимаются. Это уже позволит оценить текущее состояние шарниров визуально, а также даст возможность проверить люфт рычагов.

Полный износ сайлентблоков помимо ускоренного истирания колес и снижения комфорта езды чреват более глобальными проблемами. Например, металлические части шарниров со временем разбивают посадочные места, из-за чего при ремонте ходовой придется позаботиться уже о замене не только сайлентблоков, но и целого ряда других деталей, так как подобные проблемы восстановлением чаще всего не устраняются.

Чтобы поменять сайлентблок вам понадобится специальное приспособление или набор проставок соответсвующего диаметра.

Специфика ремонта

Учитывая то, что сайлентблоки считаются расходными автомобильными запчастями и в большинстве случаев отличаются невысокой стоимостью, в случае их износа или поломки рекомендуется не ремонт, а полная замена. При этом некоторые модели сайлентблоков являются разборными, поэтому остаются ремонтопригодными.

Самой сложной операцией при замене сайлентблоков является их запрессовка в посадочные крепления, которая выполняется с помощью специальных инструментов. Если они есть, работу можно сделать и самостоятельно. В противном случае для выполнения качественного ремонта следует обращаться к специалистам.

Часто задаваемые вопросы

Как крепится сайлентблок?

Крепление сайлентблоков обусловлено их предназначением гасить вибрации между сочлененными элементами подвески. Поэтому сайлентблоки запрессовываются в одну деталь подвески, а к другой крепятся посредством болтовых соединений. Для этого в конструкции сайлентблока есть внутренняя обойма с отверстием для крепления.

Также сайлентблоки могут иметь конструкцию, когда они запресовываются одновременно в две детали. Еще один вариант — это сайлентблок с двумя крепежными проушинами, когда сайлентблок крепится болтами к двум деталям, а гашение осуществляет центральная резиновая часть.

На что влияет сайлентблок?

Сайлентблок влияет на ресурс деталей подвески, увеличивая его многократно. Если бы металлические детали подвески крепились друг к другу жесткими соединениями, то места соединений пришлось бы смазывать и обслуживать. И все равно они бы быстро выходили из строя из-за вибраций и колебаний, которые бы передавались напрямую от детали к детали. Благодаря резиновой части сайлентблоков уровень вибраций и колебаний серьезно снижается, увеличивая срок службы деталей подвески.

Исправные сайлентблоки влияют на корректную работу всей подвески. Если резиновая часть сайлентблока порвется, то резко ухудшится курсовая устойчивость автомобиля, он начнет рыскать по дороге. Также ухудшится развал-схождение колес, что приведет к повышенному износу шин. В случае одновременного выхода из строя нескольких сайлентблоков сильно возрастает риск аварийной ситуации.

Где находится сайлентблок?

Сайлентблоки могут находиться практически во всех элементах шасси автомобиля. Они присутствуют:

В передней подвеске они используются для крепления амортизаторов, стабилизаторов, реактивных тяг и рычагов.

В задней подвеске их применяют в местах крепления амортизаторов, стабилизаторов и в элементах крепления задней балки.

В подкапотном пространстве их используют для крепления моторов и коробок передач.

Что такое сайлентблоки и зачем они нужны в подвеске

Подвеска автомобиля устроена таким образом, чтобы максимально гасить удары и вибрации от дорожной поверхности. Амортизатор и упругий элемент берут на себя большую часть воздействий, а рычаги и крепления обеспечивают подвижность колеса во время движения. Не меньшую роль в конструкции подвески играет такая деталь, как сайлентблок. О ее назначении и устройстве пойдет речь далее в статье.

  1. Что такое сайлентблок
  2. Устройство шарнира
  3. Где устанавливаются
  4. Виды сайлентблоков
  5. Основные неисправности
  6. Как проверить сайлентблоки
  7. Технология замены

Что такое сайлентблок

Сайлентблок представляет собой резинометаллический шарнир с двумя втулками: внешней и внутренней. Между этими втулками находится резиновое наполнение из природного каучука или полиуретана в зависимости от типа шарнира.

Сайлентблоки

Стоит сказать, что многие водители в обиходе называют этот элемент «саленблок» или иначе. Правильное название идет от английского «silent block», что значит «тихий блок». Из названия понятно, что эта деталь служит для снижения жесткости соединения в конструкции подвески. Резиновая втулка играет роль демпфера, который гасит колебания и создает упругое соединение в местах крепления рычагов и элементов подвески.

Устройство шарнира

Не каждый резинометаллический шарнир (РМШ) можно назвать сайлентблоком. Различают разборные и неразборные РМШ. Именно неразборные стоит называть сайлентблоками. Конструкция проста: между двух металлических втулок находится резиновая прослойка, но все дело в способе фиксации упругого элемента. Если зафиксировать резину сильным обжатием между втулок, то соединение будет слишком жестким. Это отразится на плавности хода.

Если просто склеить резину с металлом, то соединение может получиться слишком мягким, тогда есть риск скручивания и перекоса. Чтобы этого не случилось, в сайлентблоках применяют оба метода крепления резиновой втулки. Резину “сажают” на клей и проводят вулканизацию, а также в нужной степени сжимают. Получается крепкий и надежный элемент с ресурсом работы до 100 тыс. километров пробега. Деталь испытывает большие нагрузки и со временем подлежит замене.

Сайлентблок в рычаге

Резиновая часть может полностью заполнять металлические втулки, а может иметь специальные выемки или прорези. Удаляется лишняя резина, чтобы задать нужное направление рычага в одной плоскости или облегчить движение рычага в нужном направлении с сохранением жесткой фиксации в другом. Также запрессовка делается строго по меткам на втулке и рычаге.

Где устанавливаются

Сайлентблоки устанавливаются в проушины рычагов подвески методом запрессовки. Внешняя втулка устанавливается на место с натягом.

Крепятся сайлентблоки к подрамнику или кузову автомобиля. Они используются в рычагах как передней, так и задней подвески. Также нередко шарниры устанавливаются в местах соединения стабилизатора поперечной устойчивости с рычагом. Место и количество этих элементов зависит от конструктивного исполнения подвески конкретного автомобиля.

Основные места установки сайлентблоков

В целом, сайлентблоки могут устанавливаться:

  • в точках крепления реактивных тяг;
  • в местах крепления амортизаторов;
  • на рычагах передней и задней подвески;
  • на опорных балках коробки передач и мотора;
  • в точках крепления стабилизатора поперечной устойчивости.

Виды сайлентблоков

Различают всего три вида:

  • с резиновым (каучуковым) наполнением;
  • с полиуретановым наполнением;
  • «плавающие» сайлентблоки.

Элементы с резиновым наполнением подвергаются негативному воздействию разных факторов в процессе эксплуатации. Это могут быть химические реагенты, продукты нефтепереработки, высокие или низкие температуры. В холодное время резине свойственно терять упругость, а в жару она становится более мягкой. Все это сказывается на износе самих сайлентблоков и в целом на управляемости. Однако, это не мешает им на протяжении довольно долгого срока выполнять свою задачу.

Более совершенными считаются сайлентблоки с полиуретановым наполнением. Их эксплуатационные свойства несколько лучше. Они менее подвержены химическому воздействию, не теряют свойств и при разных температурах. В результате срок эксплуатации полиуретановых шарниров куда более продолжительный – до 200 тыс. км. пробега, но и они со временем подлежат замене.

Читайте также  Где находятся предохранители на фольксваген поло седан

Плавающий сайлентблок в разборе

Отдельно стоит сказать о так называемых «плавающих» сайлентблоках. По сути, это не совсем сайлентблоки, а вид шарового шарнира. Центральная втулка шарнира сферической формы вращается в пластмассовом вкладыше. Внутри находится смазка, которая закрывается защитными чехлами или сальниками. Такая конструкция позволяет внутренней втулке плавно поворачиваться под большими углами. Часто «плавающие» шарниры устанавливаются в поворотных кулаках задней подвески или в реактивных тягах. Минусом таких шарниров является быстрый износ, особенно внутренней втулки, которая стирается до овала и появляется характерный стук.

Основные неисправности

Качественные сайлентблоки имеют длительный рабочий ресурс. Они не требуют особого ухода, так как в них отсутствует смазка. Только упругий элемент работает на скручивание или сжатие. На продолжительность работы того или иного шарнира, как уже говорилось, могут повлиять условия эксплуатации, резкая смена температур, агрессивный стиль вождения и другое.

На неисправность сайлентблоков могут указывать следующие симптомы:

  • ухудшилась управляемость автомобиля;
  • ощущается шум и вибрация в подвеске при движении;
  • наблюдается неравномерный износ шин.

Определить неисправность можно и при визуальном осмотре. В процессе эксплуатации резиновое наполнение приходит в негодность. Появляются трещины и разрывы, теряется упругость. Внутренняя втулка может просто отойти от резины, появляется существенный люфт.

Как проверить сайлентблоки

Стоит сказать, что любые стуки в подвеске это уже повод проверить ходовую часть. Лучше всего это делать, загнав автомобиль на яму или подняв на подъемнике, чтобы был открытый доступ к каждой детали.

В первую очередь стоит визуально оценить состояние резиновых элементов. Затем можно проверить сайлентблоки на свободное смещение рычага. Это можно сделать с помощью монтажной лопатки, аккуратно отжав рычаг от кузова или опоры. Рычаг при этом должен плавно смещаться и вернуться в исходное положение. Если выявлен люфт в детали, то она подлежит замене.

Технология замены

Сам процесс не такой сложный, но потребуются навыки и нужные инструменты.

Процесс замены можно описать в несколько этапов:

  1. Сначала нужно демонтировать рычаг.
  2. С помощью специального съемника снять сайлентблок. Если такого инструмента нет, то можно аккуратно выбить деталь кувалдой, предварительно зажав в тиски.
  3. Затем нужно запрессовать новый сайлентблок с помощью специального пневмоинструмента, гидравлического пресса, или забив его молотком.
  4. Остается только поставить рычаг на место. Важно затягивать крепления под нагрузкой, то есть, когда автомобиль стоит на колесах.
  5. После работы стоит провести диагностику ходовой части и сделать развал-схождение.

Лучше доверить такую работу мастерам в автосервисе, где есть все необходимые инструменты.

Отработавшие сайлентблоки не подлежат ремонту. На некоторых моделях внешней втулкой детали является сама проушина рычага. В таком случае нужно будет менять весь рычаг.

Резинометаллические шарниры – это простые по конструкции детали, но они играют большую роль в ходовой части автомобиля. При появлении признаков неисправности или трещин, стоит провести осмотр и замену шарниров.

Что такое сайлентблок и зачем его надо менять

Движение автомобиля по неровному покрытию сопровождается шумом и вибрацией, которая ощутима водителю и пассажирам. Инженеры-конструкторы проектируют современные автомобили таким образом, чтобы посторонние звуки не мешали во время движения транспортного средства. Сайлентблоки – специальные узлы, сглаживающие удары и снижающие уровень шума при езде на автомобиле по плохим дорогам.

Описание сайлентблока

Сайлентблок является резинометаллическим шаром, эластичный участок которого соединяется с обоймами вулканизации. Такой способ крепления позволяет увеличить ресурс узла.

Сайлентблок не издает скрипа и шума, вплоть до разрыва резинки. За счет этих качеств узел и получил свое название. Сайлентблоки удобны тем, что не требуют за собой особого ухода. При выходе детали из строя, ее заменяют.

[tds_info]В процессе использования автомобиля деталь не требует смазки и устойчива к попаданию жидкости и пыли. Это достигается за счет отсутствия в конструкции запчасти трения, все движения осуществляются за счет изгиба гибкого участка шарнира.[/tds_info]

Конструкция детали представляет собой металлические втулки, соединенные резиновой лентой. Через отверстие внутренней обоймы деталь прочно закрепляется.

Расположение сайлентблоков

Сайлентблоки крепят в передней подвеске. С их помощью соединяют рычаги со ступицей колеса и с кузовом автомобиля. Их закрепляют в местах соединения стабилизатора поперечной устойчивости с рычагом. В нижней части амортизационной стойки сайлентблоки крепят к ступице.

В задней подвеске сайлентблоки крепят на рычагах, амортизаторах и в местах крепления торсионной балки к кузову автомобиля.

Возможное расположение детали зависит от технических параметров ходовой части транспортного средства.

Назначение сайлентблоков

Резинометаллический шарнир сконструирован для снижения колебания в подвеске. В отдельных случаях сайлентблоки устанавливают на двигатель или другие подвижные узлы подвески. Снижение колебаний частей подвески способствует комфортной езде.

Во время использования шарниры подвержены колоссальным нагрузкам. Результатом этого становится постепенный износ детали. Поэтому за состоянием сайлентблока нужно следить, чтобы своевременно осуществлять его замену. Эксперты советуют заменять деталь каждые 50 километров, пройденных автомобилем.

Сайлентблоки – маленькая, но очень важная деталь, которая оказывает большое влияние на работу подвески. При изнашиваемости детали ухудшается управление автомобилем, особенно остро это ощущается при передвижении на высокой скорости. Скрип, крен машины и люфт в руле – явные признаки поломки сайлентблока.

  • Устойчивость транспортного средства на дороге за счет снижения деформации элементов подвески;
  • Снижение уровня шума внутри салона;
  • Смягчение ударов и вибраций при езде по неровной местности.
[tds_note]Сайлентблок выполняет еще одну важную задачу: за счет его гибкости снижаются требования к точности посадки детали. С экономической точки зрения это значительно удешевляет изготовление запчасти.[/tds_note]

Принцип работы сайлентблока

Принцип работы сайлентблока

Сайлентблок представляет собой две стальные или алюминиевые втулки, скрепленные посередине гибкой вставкой. Соединяя части подвески автомобиля, сайлентблоки сводят к минимуму вибрации, передающиеся от узлов подвески друг к другу.

В процессе работы уплотнитель между втулками испытывает большие нагрузки. Поэтому инженерами предъявляются жесткие требования к материалу изготовления прокладки. Как правило, используют сырье на основе натурального каучука. Эластичные участки могут быть изготовлены из резины или полиуретана.

На резинометаллический шарнир приходится большая нагрузка со всех деталей подвески, поскольку кроме колебаний и вибраций сайлентблок сглаживает все резкие и неровные движения в нижней части кузова автомобиля.

При установке полиуретановых сайлентблоков езда на автомобиле становится более комфортной, а работа всех деталей подвески становится эффективной и долговечной. Полиуретановые детали служат в 5-6 раз дольше альтернативных. Единственным их недостатком является высокая цена.

Чтобы понимать, когда следует заменить шарнир в автомобиле, необходимо знать долговечность детали согласно регламенту завода-производителя. Резинометаллические шарниры могут прослужить до 100 000 км пробега транспортного средства. Однако при эксплуатации автомобиля в плохих условиях, к которым относят дорожное покрытие России, эксперты советуют проводить диагностику деталей после 50 000 километров.

Точно убедиться в необходимости смены сайлентблока можно, записавшись на станцию технического обслуживания автомобилей для проведения диагностики и наружного осмотра запчасти. Проводя наружный осмотр, специалисты очищают детали и изучают на предмет сколов и разрывов.

Последствия несвоевременной замены детали

Новый и старый сайлентблок в рычаге

Многие водители задаются вопросом, на что может повлиять поздняя замена сайлентблоков. При значительном износе запчасти водитель замечает крен. Чем хуже дорожное покрытие, тем больше транспортное средство бросает на дороге. В дальнейшем из-за этого наблюдается неравномерный износ шин.

Эксперты советуют делать выбор в пользу резинометаллических шарниров из полиуретана. Они не боятся температурных скачков и работают эффективнее резиновых. При езде по бездорожью и неровной местности, полиуретановые детали покажут себя с лучшей стороны. При спокойном перемещении по городу отдают предпочтение резиновым запчастям, которые обойдутся водителю гораздо дешевле полиуретановых.

Чтобы сайлентблоки служили долго, специалисты говорят о необходимости придерживаться определенных правил. Нельзя допускать попадания на запчасть топлива и масла, которые быстро разрушают синтетический материал. Автовладельцам советуют чаще промывать детали подвески, особенно при частой езде в условиях бездорожья.

Что такое сайлентблок и зачем его надо менять

Бывают ситуации, когда водитель, приезжая в сервис, слышит от мастера, что нужно заменить сайлентблоки. Не все водители, в особенности начинающие, знают, для чего нужны сайлентблоки в машине. Их замена — важная составляющая для нормальной работы ходовой системы. Рассмотрим, что представляют собой эти детали, их назначение, а также в чем заключается необходимость их замены.

Сайлентблок — это?

Сайлентблок — это резинометаллический шар, который выглядит как две втулки, соединенные между собой вставкой из резины. Во внутренней обойме есть отверстие, через которое детали плотно фиксируются. Подобная система крепления увеличивает ресурс узла.

Читайте также  Антифриз концентрат как разводить таблица

Свое название деталь получила благодаря тому, что она не издает скрипа. Кроме того, сайлентблок не требует для себя особого ухода. Если элемент ломается, его быстро меняют на новый.

Во время эксплуатации машины сайлентблок не нужно смазывать. Деталь обладает высокой устойчивостью к попаданию пыли и влаги. В конструкции отсутствуют запчасти, которые бы «терлись» друг об друга. Движение происходит за счет изгиба гибкого шара.

Виды сайлентблоков бывают разными. Они подразделяются не только по типам материала, но и по конструкционным особенностям. Изделия имеют одну втулку, две втулки, либо не имеют металлических элементов. Критерии, которые свидетельствуют о качестве деталей: износоустойчивость, надежность, долговечность.

Дольше всего водителям служат полиуретановые блоки. С ними передвижение на машине становится плавным.

К преимуществам полиуретановых изделий относят:

Высокое качество материала и повышенная жесткость;

Устойчивость к колебаниям температур;

Устойчивость к химическим веществам;

Отличное поглощение ударов.

По сравнению с другими аналогичными сайлентблоками, они работают в 5 раз дольше. Именно поэтому за них просят высокую цену. Что касается резиновых сайлентблоков, то они намного дешевле полиуретановых, но при этом менее надежны и недолговечны.

Назначение

Сайлентблок сконструирован таким образом, чтобы уменьшить колебания подвески. Иногда эти резинометаллические шарниры ставят на «движок», либо иные подвижные составляющие. Чем слабее колебания, тем комфортнее езда на машине.

В процессе эксплуатации детали испытывают сильнейшие нагрузки. Со временем это приводит к изнашиванию шарниров. Именно по этой причине нужно регулярно проверять состояние элементов для того, чтобы заменить их вовремя. Рекомендуется проводить замену каждые 50 тыс.км пробега.

Сайлентблоки имеют небольшой размер, но при этом выполняют большую функцию. Они напрямую влияют на работу подвески. «Изношенный» шарнир негативно сказывается на управлении авто. Когда водитель движется на повышенных скоростях, он остро чувствует поломку. Как правило, она проявляется в виде скрипа, люфта в руле и периодическом крене.

Обеспечение устойчивости транспорта благодаря снижению деформирования деталей подвески.

Уменьшение шума в салоне авто.

Поглощение вибрации или ударов во время передвижения по бездорожью.

Резинометаллические шарниры имеют еще одно назначение: их гибкость позволяет снизить требования к точности посадки деталей.

Принцип работы

Разобравшись, зачем нужны сайлентблоки, водители должны понять, какой у них принцип работы. Как уже было сказано, деталь обладает втулками, скрепленными гибкой вставкой. Втулки, в свою очередь, «скрепляют» части подвески, тем самым ликвидируют колебания, возникающие от узлов подвески.

К качеству прокладок, которые соединяют втулки, предъявляются высокие требования. Обычно их изготавливают из полиуретана, натурального каучука, резины. Со всех сторон на детали оказываются сильные нагрузки, так как помимо поглощения колебаний, они сглаживают резкие движения авто.

Чтобы водитель смог точно знать, когда ему стоит проводить замену шарниров, он должен быть осведомлен насчет долговечности детали по регламенту изготовителя. Изделия способны выдержать до 100 тыс.км пробега, но в «облегченных» условиях. Если авто эксплуатируется более жестко, то диагностику следует проходить каждые 50 тыс.км.

Узнать наверняка, нужна ли замена сайлентблоков можно, обратившись в СТО. Мастер проведет осмотр деталей, а также проведет их диагностику на предмет сколов.

Плюсы и минусы деталей

Мы разобрались, для чего нужны сайлентблоки. Осталось выяснить, почему резинометаллические шарниры считаются лучшими на сегодняшний день.

Самым большим преимуществом данной детали является отсутствие обслуживания. Иными словами, если шарнир выйдет «из строя», его заменят на новый. Также они не требуют смазки, поскольку она отрицательно сказывается на их работе.

Из-за отсутствия трения — отсутствуют шумы. Металл не соприкасается с металлом, а колебания быстро «растворяются» в резиновой подушке. Кроме этого, сайлентблоки обладают хорошей несущей способностью.

Еще одной важной особенностью детали является долгий срок службы при соблюдении условий эксплуатации. Если изделия не перегревать и не допускать перегруза, то они прослужат несколько лет.

Что касается недостатков, то они присутствуют, но их не так много. К примеру, их жесткость напрямую связана с несущей способностью. Также они не переносят агрессивного воздействия, так как находятся в зависимости от рабочей температуры. А срок службы шарниров зависит от рабочего хода и его амплитуды.

В процессе замены сайлентблоков часто допускают ошибки. Шарнир в средней точке рабочего хода обязан обладать минимальной деформацией. Если быть точнее, мастер должен затягивать соединения подвески в момент, когда авто находится на земле, а не на подъемнике.

Неисправности

Сами по себе сайлентблоки довольно надежные детали, чей средневзвешенный ресурс составляет более 100 тыс.км пробега. Однако в России дорожные условия хуже, чем в других странах, поэтому диагностику шарниров проводят чаще. Определить, что изделия неисправны, помогут следующие признаки:

Управляемость автомобиля стала хуже, т.е. поворачивание руля стало замедленным.

Появился глухой стук при езде по небольшим выбоинам.

Неравномерный износ покрышек.

Нарушились параметры развал-схождения без особых причин.

Началась потеря курсовой устойчивости.

Сайлентблоки имеют сильные повреждения, если при осмотре из ямы обнаружилось, что резиновые уплотнители имеют глубокие трещины.

Бывают ситуации, когда эти признаки свидетельствуют о совершенно другой поломке. Глухие звуки иногда издают шаровые опоры, а треснутые детали подлежат ремонту. В любом случае требуется детальная диагностика.

Заключение

Если перед водителем стоит проблема выбора сайлентблока, то ему стоит опираться на цену изделия. Дешевая продукция не будет служить долго. Качественные изделия поставляют японские и европейские фирмы. Если есть желание улучшить управляемость авто и настроить подвеску под собственный «стиль», то стоит установить полиуретановые сайлентблоки.

Что касается замены шарниров, то в условиях российских дорог, их стоит менять каждые 50 000-100 000 км пробега. Для диагностики неисправностей желательно посетить СТО и доверить работу мастеру. Замена производится парно с двух сторон, но это не обязательная рекомендация.

Сайлентблоки: как их выбирать, и почему нельзя ремонтировать

О том, что такое сайлентблок, многие автолюбители только догадываются, ошибочно называя так любую штуку, состоящую из резины и металла. Особенно, если у нее есть наружная и внутренняя металлические обоймы. Сегодня мы наконец-то внесём ясность в этот вопрос и расскажем, что такое сайлентблок на самом деле, и почему отремонтировать его попросту невозможно.

Что такое РМШ и что такое сайлентблок

Н ачнём с развенчивания мифа о том, что любой резинометаллический шарнир – это сайлентблок. Скорее, наоборот: любой сайлентблок – это РМШ. Разберёмся в терминологии.

Резинометаллический шарнир – это соединение, в котором взаимное перемещение деталей обеспечивается за свет эластичности резины, без проскальзывания. Сайлентблок – это резинометаллический шарнир, в котором эластичная часть соединяется с внутренней и внешней обоймами вулканизацией при изготовлении или с помощью клея. Это позволяет получить лучшую несущую способность и лучшие эластокинематические характеристики, а заодно кардинально повысить ресурс узла.

В обычном резинометаллическом шарнире неподвижность резиновой части обеспечивается преднатягом или за счет радиального сжатия вставки при монтаже. Со временем это условие может нарушиться, что быстро выведет шарнир из строя. При превышении же нагрузки или изменении внешней среды КШМ склонен к небольшим проскальзываниям, при которых издает характерные звуки «пищащей» резины.

А вот сайлентблок гораздо более «молчалив», за что и получил свое название. Он не издает никаких поскрипываний и писков при превышении нагрузки до самого обрыва «резинки». Материалами для эластичной вставки обычно служат синтетические каучуки, например, изопреновые или бутадиен-стирольные, каучуки на основе натурального, а для агрессивных условий – фторкаучуки или бутадиен-нитрильные. В качестве сменных вставок часто применяют полиуретановые смеси как имеющие меньшую адгезию к металлу.

Преимущества и недостатки

Чем так хороши резинометаллические шарниры вообще и сайлентблоки в частности? Почему они смогли вытеснить все остальные типы соединений из подвесок легковых автомобилей, кроме шаровых шарниров?

Хороши они, например, тем, что не требуют обслуживания. В случае поломки их просто заменяют, но в процессе эксплуатации эти детали требуют только контроля. Смазка им не нужна, она только повредит, зато они не боятся воды и малочувствительны к пыли, пока находятся в исправном состоянии. Эта способность достигается отсутствием в конструкции деталей трения скольжения, все перемещения деталей осуществляются исключительно за счет изгиба эластичной части шарнира.

Резинометаллические шарниры на легковом автомобиле Nissan Avenir: 1 — задний резинометаллический шарнир; 2 — передний резинометаллический шарнир; 3 — поперечный рычаг передней подвески; 4 — крепление шаровой опоры; 5 — коробка передач; 6 — вал привода левого переднего колеса (с ШРУСами)

Читайте также  Как очистить лобовое стекло

Разумеется, в отсутствие трения нет и звуков: металл в исправном сайлентблоке не соприкасается с металлом, нет ударов, а все вибрации гасятся в резиновой подушке. Также у сайлентблоков отличная несущая способность по всем направлениям, можно задать жесткость относительного перемещения по всем осям, и он предельно дешев. И он не меняет установочные размеры в процессе износа, что важно для элементов с точным взаимным расположением.

А служит он достаточно долго, если соблюдать простые правила эксплуатации: не перегревать, не перегружать, не помещать в агрессивные среды. Срок службы может составить десятки лет при незначительном изменении характеристик. За такое время любая смазка успеет высохнуть и закоксоваться в негерметичных шарнирах, а в герметичных испортит оболочку и просто утечет.

Конечно, и на Солнце есть пятна, и недостатков у сайлентблоков тоже хватает. Например, у них жесткость связана с несущей способностью. Ну, или они боятся агрессивных сред, сильно зависят от рабочей температуры, имеют ограниченные углы взаимного перемещения деталей, и их срок службы зависит от амплитуды рабочего хода.

Часто при замене сайлентблока нарушают простое правило, которое гласит, что резинометаллический шарнир в средней точке рабочего хода должен иметь минимальную деформацию эластичной части. Другими словами, затягивать соединения подвески с сайлентблоками нужно под нагрузкой – машина должна стоять колёсами на земле, а не висеть на подъёмнике.

Плавающие и не очень

Очень часто сайлентблоки путают с другим широко распространенным типом подвижного соединения в подвеске автомобиля. Даже опытные мастера склонны вносить путаницу, называя часть шаровых шарниров «плавающими сайлентблоками».

На самом деле этот элемент никакого отношения к сайлентблокам не имеет. Внутри него стоит обычный шаровый шарнир, имеющий внешнюю и внутреннюю обоймы для запрессовки в узлы подвески. В нем нет упругого элемента, а резина тут только снаружи: она защищает рабочий элемент шарнира от грязи, а смазку внутри него – от высыхания и утечки. Применяют «плавающие» сайлентблоки там, где настоящие сайлентблоки применять нельзя. Например, в высокоподвижных соединениях или там, где требуется повышенная точность перемещения одного элемента относительно другого.

И немного о ремонте

Сайлентблоки нужно менять в сборе. Это совершенно логично проистекает из того факта, что элемент этот неразборный. Но в современных конструкциях сайлентблоки могут быть частью сложных и дорогих узлов подвески, где эластичная вставка – лишь малая часть цены элемента. Но при ее износе он подлежит замене.

Жизненную несправедливость пытается исправить множество компаний, выпускающих ремонтные втулки для таких деталей. Обычно никаких дополнительных данных по установке нет, разве что прилагается переходник для запрессовки.

Собранный таким образом резинометаллический шарнир сайлентблоком уже не является. У него значительно снижена несущая способность, и при нагрузке намного меньше номинальной он может перейти в режим работы простой резиновой втулки. В результате этого его посадочное место в рычаге изменит геометрию и будет непригодно к дальнейшей эксплуатации. К сожалению, ситуация эта очень распространенная. Проблемы можно было бы избежать, за счет использования значительно большего преднатяга или клея для лучшей фиксации, благо современная химическая промышленность предоставляет хороший выбор надежных способов соединения резины или полиуретана с металлическими обоймами. И если ваше соединение работает на растяжение или кручение, то постарайтесь не использовать сомнительные способы восстановления.

Еще более серьезную ошибку совершают те, кто использует консистентные смазки для упрощения запрессовки эластичной втулки или просто смазывает скрипящие узлы. Смазка только вредит любому РМШ: соединение резины и металла должно быть максимально надежным. Для ремонта старайтесь использовать сменные элементы с уже завулканизированными металлическими обоймами: обеспечить качественное соединение вне заводских условий может оказаться сложно.

Что делать, чтобы увеличить срок службы сайлентблоков?

Для начала помните золотое правило установки, о чём уже говорили выше. И это очень важно: сайлентблок не является упругим элементом подвески, его эластичная вставка не должна быть нагружена при среднем состоянии загрузки машины.

Не оставляйте машину надолго с перегруженными элементами подвески или с вывешенными колесами – это больше вредит ей. Постарайтесь в холодную погоду не допускать излишней амплитуды раскачки подвески.

При замене устанавливайте сайлентблоки в нужном положении. Часто жесткость блока различается по радиусу, и на нем есть специальные установочные метки или визуально заметные элементы, на которые нужно ориентироваться. Конечно же, нельзя допускать попадания на сайлентблоки масла и топлива, которые быстро разрушают большую часть синтетических каучуков.

Ну и, наконец, общий совет: старайтесь промывать элементы подвески, особенно если у вас внедорожник и вы любите загородные вылазки. Попавшая в микротрещины резины пыль ускоряет износ эластичного элемента, а вода еще и разрывает его при замораживании. И нелишним будет периодическое использование специальных смазок для очистки восстановления поверхностного слоя резинометаллических узлов.

PS: Немного истории вопроса

Резинометаллических шарниров в автомобилях огромное множество. Тут же почти все элементы крутятся, вращаются, вибрируют и перемещаются по сложным траекториям. Причем требования к каждому соединению разные: нужны разная степень свободы по направлениям, разные частотные характеристики, да и ресурс тоже требуется разный и в разных условиях.

Удивительно, но идея сочетать резину и металл в единой конструкции, позволяющей одновременно удерживать детали и гасить перемещения, родилась в голове именно автомобильного конструктора. Это на самом деле редкость, ибо большая часть важных технических идей пришла в автомобилестроение из других областей.

Имя непосредственного изобретателя история утеряла, но доподлинно известно, что идея родилась в коллективе талантливого менеджера и конструктора Вальтера Крайслера, основателя одноименной компании. В конструкции машины New Finer Plymouth, которая вышла в феврале 1932 года, впервые в мире применили резинометаллические шарниры в подвеске двигателя, что позволило получить отличные показатели виброизоляции. Отличные на то время, разумеется.

На фото: New Finer Plymouth 1932

Идея была оценена всеми автопроизводителями, и очень скоро резинометаллические шарниры прочно прописались в подвеске моторов и коробок передач всех автомобильных марок. Но применения подобной конструкции в подвесках машин пришлось ждать еще добрых двадцать лет. Кстати, первый резинометаллический шарнир по совместительству был и первым сайлентблоком. Он был неразборным, и в нем резиновая прослойка не имела возможности перемещения относительно внешней и внутренней обойм.

Развитие этой перспективной автомобильной технологии происходило, как и во многих других случаях, за счет военных и железнодорожного транспорта. Военных резинометаллические шарниры заинтересовали в качестве элемента гусениц для танков и другой техники.

Теоретически, качественная резина способна выдержать сотни тысяч циклов изгибания на ограниченный угол. И при этом не боится коррозии, грязи и песка. Если создать гусеницу из резинометаллических элементов, то она будет надежнее, чем из стальных деталей, соединенных шарнирами. На практике все оказалось намного сложнее, но с начала сороковых годов резинометаллические гусеницы в армии США нашли свое применение и продолжали совершенствоваться. Были наработаны технологии соединения резины и металла, натяжение и вулканизация, исследованы сорта резины, условия её работы, предельные возможности и многое другое из того, что необходимо для внедрения технологии в промышленности.

Как нельзя кстати резинометаллические шарниры пришлись и на железнодорожном транспорте. Дело в том, что привод с электродвигателя на колесную пару локомотивов при креплении мотора к тележке должен быть гибким для снижения воздействия поезда на путь. Так называемое опорно-рамное подвешивание имело много вариантов исполнения, в том числе и с привычными водителям карданными валами, но в пятидесятые годы на волне прорыва в создании эластичных синтетических материалов обрел популярность привод с муфтой Alstom. В СССР такой привод применялся, например, на тепловозе ТЭП60.

На фото: тепловозе ТЭП60

Во многих странах велись исследования в области применения резинометаллических шарниров, сравнивались возможности вулканизированных элементов и собранных с преднатягом. Появление шарниров в конструкции автомобилей стало лишь вопросом времени.

Так, Mercedes в кузове W186 1951 года выпуска все еще имел в подвеске резиновые демпферы на оси, резьбовые втулки, многочисленные шайбы и оси с отверстиями для смазки. А уже на модели в кузове W120 1953 года, первом «понтоне», и W105/W219 1956 года в подвеске появились первые резинометаллические шарниры. Впрочем, втулок там все еще хватало — подвески, использующие только сайлентблоки, шаровые шарниры и просто подвижные резинометаллические соединения появятся только в середине семидесятых. До этого момента подвеску приходилось периодически смазывать, промывать и шприцевать на всех машинах. Причем подобные технологии сохранились в США аж до начала двухтысячных годов на классических «фуллсайзах» и пикапах.