Обучение как движущая сила развития

Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения.

«Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития».

«Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

«Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л. С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии.

Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.

Понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации. Определение обоих уровней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития — составляет вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Подводя итог анализа отечественных и зарубежных исследований по теме, отметим, что проблема движущих сил, источников и условий психического развития является базовой для психологии развития. На это указывал А. В. Запорожец. Он писал, что в зарубежной психологии эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде; наконец, третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В. Штерн). Все эти рассуждения производились обычно чисто умозрительно и при полном игнорировании требований материалистической диалектики, без всякого анализа природы и специфики самого изучаемого процесса развития и без выяснения того, как те или иные внешние условия входят в этот процесс, превращаются в его внутренние составляющие.

Отечественные психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др.), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие от этого, в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это — опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства.

В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Соответственно такому пониманию онтогенеза человеческой психики возникает необходимость различать ранее смешавшиеся понятия движущих причин и условий развития. Так, изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.

Признав важное значение для психического развития ребенка, его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л. С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.

ТОООНК Лекция «Обучение как движущая сила развития»

Лекция «Обучение как движущая сила развития» для специальности «Преподавание в начальных классах» групп 1ппН, 2опН

Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция «Обучение как движущая сила развития»»

Тема: Обучение как движущая сила развития. Понятие и структура учебной деятельности

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с жизненными трудностями и задачами, для решения которых требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения. Разрешение возникающих противоречий в процессе обучения влёт за собой развитие учащегося.

Обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: обучение или преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в педагогической деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (не пытается самостоятельно выполнить домашние задания, не усваивает и не пытается самостоятельно понять мысль учителя при объяснении нового материала, и т. д.), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Читайте также  Как проверить масло в коробке лада веста

Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, обучения, воспитания и развития личности в соответствии с требованием ФГОС.

Образовательный процесс — специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней.

Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Понятие «учебная деятельность» в узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Отмечаются следующие основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия вырабатываются на основе нескольких вариантов решения учебных задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом обучающемся (Д.Б. Эльконин). Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

Учение — также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

То есть учение — процесс познавательной деятельности учащегося, направленный на приобретение необходимых познавательных умений, знаний, навыков, саморазвитие личности.

Тема: Дидактика как наука об обучении.

Процесс обучения является предметом дидактики.

Дидактика — это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), направленная на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Впервые по данным ученым эти словом а начале 17 века ненецкий педагог В. Ратке обозначал искусство обучения и обозначил его главные задачи — чему и как учить.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику.

Методика обучения — раздел педагогики исследующий закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку и т.д.).

До сих пор это главными вопросами современной дидактики являются:

— процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся;

— процесс обучения, а также процесс развития и воспитания учащихся осуществляется под руководством педагога;

— процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер;

— процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся;

— процесс обучения является целостной системой в совокупности с процессом воспитания.

Главными категориями дидактики выступают — обучение, учение, преподавание, знания, навыки, умения, средства, формы, методы, результаты обучения.

Обучение – целенаправленный процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого происходит развитие личности обучающегося, формируется опыт деятельности и поведения, определенные знания, умения, навыки, мировоззрение обучающегося.

Сущность обучения — формирование у обучаемых универсальных способов учебных действий на основе усвоенных знаний, умений и навыков.

Знания — совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира.

Умения — достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания в практической деятельности.

Навыки -доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия.

Воспитание в специальном педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Воспитание — целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности человека.

Воспитание в широком смысле — передача от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов; это процесс необратимых количественных и качественных психических, физических и нравственных изменений проходящий под воздействием биологических неуправляемых факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие — развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Формирование личности — процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних и внутренних, управляемых социальных и педагогических факторов.

Уже из самих определений ведущих понятий педагогики видно, что они глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть доминирующую, главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

Преподавание — это деятельность учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

(Подобрать различные определения обучения, учения, образования).

Функции, движущие силы и противоречия обучения

Материал данной статьи рассматривает основные функции обучения, обусловленные необходимостью реализации комплексного содержания образования и направленностью педагогического процесса в сторону разностороннего творческого развития личности. Поговорим также о том, что служит побуждающей, движущей силой процесса обучения в педагогике.

Функции обучения

Выделяют следующие функции обучения:

  • образовательная;
  • воспитывающая;
  • развивающая.

Определение 1

Суть образовательной функции заключена в передаче учащимся системы научных знаний, навыков и базового опыта в их применении на практике. Комплекс научных знаний собирается из фактов, терминов, закономерностей, теорий и представляет собой обобщенную картину мира. Полученные знания становятся частью, достоянием, ресурсом каждой личности и встраиваются в структуру индивидуального опыта.

Результат образовательной функции – действенность знаний, т.е. понимание возможности применения полученной информации и умение оперировать ею, в том числе, для приобретения новых навыков. Конкретные навыки, в отличие от знаний, формируются в процессе упражнений, меняющих условия учебного процесса и постоянно усложняющих его. Для закрепления навыков необходимо многократное повторение упражнений в одних и тех же условиях.

Воспитывающая функция заключена в формах обучения, применении того или иного педагогического инструментария и реализуется в процессе общения педагога и учеников. Собственно, организация этого процесса – одна из задач, стоящих перед учителем. Воспитывающая функция выполняется путем привития учащимся определенных взглядов, убеждений, способов взаимодействия с миром, отношения к искусству, труду, природе, себе и другим людям.

Развивающая функция закономерно вытекает из социальной природы процесса обучения. В общем-то, грамотная его организация уже есть фактор развития, но более эффективная реализация данной функции возможна при взаимодействии обучающего и обучаемого, происходящем целенаправленно для всестороннего развития индивидуума. Развивающая функция призвана рассматривать личность как целостную психическую систему, нуждающуюся в полноценном интеллектуальном, социальном, нравственном развитии.

Движущие силы обучения

Процесс обучения, как уже было отмечено выше, имеет социальную природу, удовлетворяя потребности детей как личностей. И здесь необходимо говорить не только о функциях обучения, но и рассмотреть, что же служит движущей силой педагогического процесса.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, являющийся одним из основоположников педагогической школы в России, считал, что недопустимо подменять строгий обучающий процесс играми и развлечением. Его идея состояла в том, что естественную потребность ребенка в познании окружающего мира необходимо поддерживать научным, серьезным обучением. Ушинский говорил о том, то движущая сила обучения заключена как в спонтанных всплесках детской натуры, так и в единстве процесса обучения с развивающим трудом, что в совокупности способствует формированию целостной, социально зрелой личности.

Читайте также  Как сделать усилитель для сабвуфера своими руками

Безусловно, интерес ребенка к процессу обучения не отличается стабильностью, и здесь потребуется «золотая середина»: лишь строгая организация, жесткая дисциплина и требовательность не имеют эффективности, равно как и обучение, построенное только на естественном интересе ребенка. Если педагог строит свою работу лишь на индивидуальных побуждениях ученика, это может привести к формированию в личности ребенка эгоизма, неумения преодолевать себя. Кроме того, такой подход значимо сокращает диапазон возможной деятельности ребенка, тормозит его развитие, снижает волевые качества. С другой стороны, игнорирование внутренних интересов учащихся приводит к формированию отношения к обучению и труду, как к наказанию, повинности, обузе. Излишняя строгость и педантичность исключают из обучающего процесса эмоции, а значит энтузиазм и вдохновение, и в целом творческую составляющую, без которой невозможно глубокое освоение науки.

Таким образом, целостная развитая личность рождается в условиях гармоничного равновесия личного и общественного, увлеченности и организованности, свободы мысли и дисциплины. Такое единство задает сущность обучения, его формы и методы и весь процесс формирования личности.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы формировать у учащегося как личную, так и общественную ответственность, и волю. Возникающая при этом внутренняя борьба определяет интерес к познанию, это и есть движущая сила обучения. В этом случае ребенок владеет не сиюминутным поверхностным любопытством и не деятельностью, строго заданной только волей взрослого, а самостоятельным стремлением, умением осуществить выбор и получить желаемое. Учреждение образования можно тогда назвать успешным, когда дает возможность учащемуся найти свое место в жизни, утвердиться в коллективе, научиться распознавать и реализовывать личные стремления.

Интерес к учебе внешне выражается в видимой направленности внимания на определенную дисциплину.

Интерес в роли стимула познавательной деятельности рождается, когда имеется некий багаж опыта, знаний, навыка, осознанности, т.е. когда ребенок психически готов к обучению и уверен в успехе.

Высшая форма интереса – это увлеченность.

Интерес подразделяют на поверхностный и внутренний: процессы, находящиеся в постоянном сложном взаимодействии, что, в том числе, рождает движущую силу обучения. Поверхностный интерес удовлетворить довольно легко, получаемая при этом информация неустойчива и не откладывается в памяти. На смену поверхностному интересу приходят более глубокие, устойчивые стимулы, в конечном счете рождающие внутренний познавательный интерес. Поверхностный и внутренний интересы дополняют и противоречат друг другу, рождаясь из различных источников: первый – из естественного рефлекса; второй – из организованного труда. Соотношение обоих изменяется соответственно годам обучения.

И вновь подчеркнем: обучение – процесс, имеющий социальную природу. Его формирование происходит за счет информации, умений и навыков, необходимых личности для ориентации в социальной среде здесь и сей час, что есть непосредственно-полезная информация. Вместе с этим, здесь используются знания, умения и навыки, способствующие перспективному развитию личности и полезные только в будущем, что есть избыточная информация для ребенка. В психологическом и педагогическом отношениях переход ребенка от усвоения полезной к усвоению избыточной информации является очень важным. Это новая веха в формировании личности, когда взрослеющий ребенок становится способен задать себе вопрос: зачем затрачивать свои ресурсы на получение знаний, которые в данный момент не имеют приложения? Порой педагоги пытаются нивелировать противоречие, поддерживая угасающий исследовательский интерес посредством элементов развлекательности. Однако, возможно ли возродить стимулы, которые уже исчерпаны и естественно угасают? На этом этапе очень важно создать в сознании ребенка новые мотивы, порождающие стремление к усвоению избыточной информации. На помощь естественным стимулам приходят сознательно развиваемые в процессе обучения общественно и личностно значимые мотивы познавательной деятельности.

Движущими силами обучения и является именно преодоление противоречий процесса обучения.

Противоречия обучения возможно разбить на две группы. Первая включает в себя противоречия естественной жизни: общественные, классовые и прочие, раскрывающие перед учащимися научную картину мира и формирующие диалектическое мышление. Вторая группа состоит из внутренних противоречий индивидуума и способствует развитию чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. Процесс обучения предполагает преодоление как внешних, так и внутренних трудностей. Самопреодоление раз за разом рождает новые импульсы для развития, дает возможность самоутвердиться, приносит нравственно-эстетическое наслаждение.

Обучение как движущая сила развития

Теория обучения. Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия

1. Сущность процесса обучения, его цели

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.

Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.

Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.

Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида – следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.

Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.

Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.

Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.

Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» – «дидактика» – «методика» – «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование – процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.

Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.

Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.

Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.

Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.

Читайте также  Как выставить метки на 406 двигателе

Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.

Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.

Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.

Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.

Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.

Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.

Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.

Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.

Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.

Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.

Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.

Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.

Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии

Аня Баженова
Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии

Аннотация:

В данной научной статье рассмотрены основные подходы к проблеме обучения и развития в теориях выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Предложены основные направления разработки в области проблемы обучения и развития на современном этапе становления образования, а так же рассмотрены возможные движущие силы и противоречия, имеющие влияние на данную проблему.

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ, ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗРАБОТКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, EDUCATIONAL PSYCHOLOGY, INSTRUCTION AND DEVELOPMENT, SCIENTIFIC ATTITUDE FOR PROBLEM, BASE-LINE OF DEVELOPMENT, PULSION, CONTRADICTIONS.

На современном этапе постоянной модернизации и развития стандартов на базе общего образования проблема соотношения обучения и развития становится наиболее актуальной проблемой в области педагогической психологии развития ребенка. Поиск решений в данной области направлен на получение конструктивных ответов на следующие вопросы: на каком уровне и в какой мере социализация ребенка оказывает влияние на его общее развитие? Какие направления в обучении способствуют развитию школьника, а какие не влияют на общее становление личности? Ответ на эти вопросы позволит грамотно организовать практическое взаимодействие с ребенком, применяя элементы психологической диагностики и коррекции в процессе обучения.

В общем понимании педагогическая психология занимает немаловажную позицию между педагогическими и психологическими дисциплинами, выступая в форме их совокупного изучения прямой зависимости обучения от воспитания и непосредственного формирования психики индивида. Данная наука призвана всесторонне рассматривать систему учения: структуру, характерные особенности, элементы и процессы, а также аспекты возрастных особенностей и индивидуального подхода к обучению, направленные на развитие ребенка.

В свою очередь проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами всех времен. Первым данную проблему осветил в своих трудах Л. С. Выготский. Он утверждал, что ведущая роль обучения в развитии, считая, что обучение должно происходить раньше развития, выступать его первоисточником[3].

По мнению Ж. Пиаже, развитие происходит независимо от обучения, где само обучение опирается на уже сформированный уровень развития и напрямую зависит от него[6].

Мнение П. Я. Гальперина в противовес Л. С. Выготскому и Ж. Пиаже предполагает особенность зависимости обучения и развития в том, что не каждое обучение может оказывать прямое влияние на процесс развития[2, C.2].

Таким образом, мы видим, что еще исторически сложилась противоречивость мнений в области соотношения обучения и развития. Это обусловлено постоянной сменой методических подходов в области образования и воспитания, расширением форм трактовок, характеризующих сущность развития личности и непосредственного процесса обучения.

Ряд проблем в области обучения и психологического развития нами обобщен в сводный список, где отображены идеи Выготского и других авторов.

Принято выделять подходы к решению проблем взаимосвязи обучения и развития на базе теорий известных психологов и педагогов, частично рассмотренных нами выше.

Традиционный взгляд на проблему обучения и развития под одним углом «что из них первично» на современном этапе переходит в проблему данного соотношения в разрезе личности, что так же способствует изменениям системы образования с учетом разработки индивидуального подхода к обучающимся.

Поэтому нами предложены направления разработки проблемы обучения и развития с учетом растущих требований к социализации личности и ее готовности взаимодействовать с обществом.

В данном случае основные направления психического развития в учебном процессе будут основываться на:

1. развитии познавательной сферы (интеллектуальное развитие, сознательная составляющая).

Сфера познавательного уровня формируется под влиянием обучения по линии поэтапного усложнения деятельности в области мышления и системного развития интеллекта. Единовременно происходит развитее механизмов и содержательной нагрузки сознания.

2. Общее развитие личности (целенаправленность, эмоциональное сопровождение, этические ценности)

В данном аспекте предполагается отслеживание образования, становления и усложнения мотивационной и потребностной сферы, отмечая в ее структуре лидирующие, превосходящие линии (учебная, познавательная, коммуникативная).

3. Становление деятельности с психологической точки зрения (цели, мотивы, их соотношение, формы, средства).

Психологическая структура деятельности развивается в соответствие с логическим соотношением мотивов к целям, постепенного усложнения деятельности с точки зрения операционнальных задач.

В ходе развития предполагается формирование:

— расположенности к целеполаганию,

— умений управлять различными операциями и способами их осуществления,

— самоконтроля и саморегуляции.

Однако в качестве противоречивых движущих сил психического развития в процессе обучения или параллельного взаимодействия данных процессов можно выделить:

Таким образом, проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами во все времена. И на этапе современного становления образовательного процесса решение данных проблем остается актуальным. Множество противоречивых теорий направлены на рассмотрение положения: что лежит в первооснове обучение или развитие? На базе научных подходов к теориям нами были предложены основные линии разработки проблемы. Нами рекомендуется рассматривать обучение и развитие в методической совокупности общего становления личности. Предполагается разработка конкретных форм и методов обучения, которые будут обеспечивать высокое умственное развитие обучающихся в области ключевых сфер, таких как общее становление личности, психологическая структура деятельности, познавательная сфера развития. При этом не стоит забывать о движущих силах и возможных противоречиях такого развития, а именно изменчивости потребностей в зависимости от уровня развития, объективных и субъективных факторах влияния. В целом будем считать, что между обучением и развитием существует неразрывная взаимосвязь, какие бы споры вокруг данных понятий не возникали.

Список литературы:

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.

2. Богус М. Б. Взаимосвязь обучения и развития как методологический принцип их осуществления // Концепт. 2014. № 11. С. 1-6.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения /Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М. : Помощь, 1996.

4. Есина Е. Педагогическая психология [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. URL: https://psy.wikireading.ru/5752 (дата обращения: 29.01.2020).

5. Склярова Т. В. Взаимосвязь обучения и развития [Электронный ресурс] // Образовательный портал СЛОВО. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42843.php (дата обращения: 29.01.2020).

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. акад., 1994. 272 с.

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.