Как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних

Восстановление аккумулятора автомобиля — как это сделать

Если старый автомобильный аккумулятор перестал нормально держать заряд, не хватает мощности для запуска двигателя, не стоит преждевременно его выбрасывать. В большинстве случае его можно оживить своими руками в домашних условиях, таким образом, избежать незапланированных финансовых трат.

Восстановление аккумулятора автомобиля необходимо, если он перестал нормально держать заряд.

  1. Какие АКБ можно восстановить
  2. Подготовка аккумулятора
  3. Способы восстановления
  4. При глубоком разряде
  5. При падении емкости
  6. При замыкании банки
  7. При сульфатации пластин

Какие АКБ можно восстановить

Аккумулятор – технически сложное устройство, способное в результате химических процессов внутри банок накапливать, отдавать энергию. Для обеспечения реакции внутри установлено два набора пластин – аноды и катоды. Они окружены щелочным раствором электролита. Чтобы понять, можно ли восстановить аккумулятор автомобиля, необходимо знать о причинах неполадок:

  • Разрушение пластин. Отсутствие своевременного сервиса, использование некачественного электролита, глубокий переразряд, механические повреждения приводят к разрушению структуры положительных и отрицательных пластин, что выражается в изменении цвета щелочной жидкости;
  • Короткое замыкание. Разрушение сепараторов, образование наростов на пластине – основные причины данного негативного явления;
  • Сульфатация – окисление пластин в результате Помутнение электролита.

длительного хранения в разряженном состоянии, использования авто аккумулятора с пониженным уровнем электролита;

  • Интенсивный саморазряд. Распространённая причина, связанная с проблемами в электропроводке машины, поломкой генератора;
  • Грязный электролит. Проблема, которая часто встречается у обслуживаемых аккумуляторов;
  • Переплюсовка. Основная причина – неправильная эксплуатация.
  • Если технологическая жидкость тёмно-коричневого или чёрного цвета, есть механические повреждения, на корпусе появились вздутия – восстановление аккумулятора невозможно, его лучше утилизировать, придерживаясь техники безопасности. Также не стоит пытаться реанимировать АКБ после короткого замыкания.

    Не все свинцово-кислотные аккумуляторные батареи подлежат ремонту. Например, нецелесообразно реанимировать гелевые, AGM-аккумуляторы. Встречаются «специалисты», заправляющие такие необслуживаемые АКБ дистиллированной водой. Но после такой регенерации, если батарея и заработает, то её потребительские свойства будут далеки от первоначальных.

    Подготовка аккумулятора

    В зависимости от способа перед восстановлением необходимо зарядить/разрядить аккумулятор. Во время зарядки должны быть выкручены все крышки с банок – это исключит перегрев батареи взрыв из-за перекипания электролита.

    Способы восстановления

    При глубоком разряде

    После глубокой разрядки шансы восстановить аккумулятор минимальны, особенно если это батарея литиевого типа. В данном типе АКБ пластины начинают разрушаться, проще купить новый источник питания.

    Разрушение пластин АКБ.

    При попытке реанимировать аккумулятор, потребуется в течение нескольких минут дать на батарею повышенное напряжение, затем уменьшить его до значения 1/10 от ёмкости аккумулятора. Чтобы убедиться в успешности процедуры, следует провести замеры параметров напряжения в банках – оно должно начать расти.

    При падении емкости

    Состарившийся аккумулятор, у которого существенно упала ёмкость, можно восстановить методом неоднократной зарядки. Особенность – использование зарядного устройства, способного передавать ток небольшого номинала.

    Отличие от других способов – зарядный прибор должен работать с перерывами. Это позволит выровнять разность потенциалов на положительных и отрицательных пластинах. Воздействие малого тока считается безопасным, не разругает свинцовые пластины. Эффект достигается за счёт перенаправления более плотного электролита от пластин к свободному пространству.

    В процессе зарядки владелец аккумулятора должен следить, чтобы напряжение в каждой баке достигло значения 2,4, то есть номинального. Главное – делать перерывы между воздействием, чтобы успевала перераспределиться плотность электролита. Процедура будет эффективной, если выполнить 8-10 циклов.

    При замыкании банки

    Если замкнуло несколько банок, восстанавливать АКБ нет смысла – проще купить новый. Аналогично и с необслуживаемыми батареями, где потребуется потратить много сил и времени на ремонт.

    В первую очередь необходимо найти поврежденную банку. Сделать это можно, визуально оценив качество электролита. Далее, необходимо:

    Как слить электролит из поврежденной банки?

    1. Отключить клеммы.
    2. Переставить источник питание в место, удобное для работы.
    3. Выкрутить пробки.
    4. При помощи груши слить электролит из банки, где случилось замыкание.
    5. Разрезать ножом пластик вокруг сегмента, вышедшего из строя.
    6. Отсоединить перемычки от соседних банок.
    7. Извлечь пластины, выполнить их тщательную промывку.
    8. Далее, осмотреть пластины, выявить причину замыкания, устранить её.
    9. Промыть секцию дистиллированной водой, таким образом избавиться от осадка на дне и стенках банки.
    10. Вернуть резервуар на штатное место.
    11. Промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков.
    12. Устанавливаем реанимированный пакет на штатное место.
    13. Производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями.
    14. Припаять пластины, объединив банку с соседними.
    15. Залить свежий электролит до необходимого уровня.
    16. При помощи эпоксидной смолы загерметизировать место разреза.
    17. Поставить аккумулятор на зарядку.

    Если батарея не сильно старая, вероятность успешного ремонта – 80–90%.

    При сульфатации пластин

    Устранить сульфатацию пластин, если она достигла критической, можно при помощи химической промывки банок. Для восстановления севшего аккумулятора потребуется 2 реагента: раствор аммиака и «Трилон-Б». Оба компонента есть в свободной продаже. Алгоритм выглядит так:

    Раствор для промывки АКБ.

    1. Перед химической промывкой потребуется полностью зарядить аккумуляторную батарею.
    2. Слить весь электролит из банок в предварительно подготовленную ёмкость.
    3. Сделать раствор, добавив в дистиллированную воду 2% «Трилон-Б» и 5% аммиака
    4. Аккуратно наполнить банки жидкостью.
    5. Дождаться, пока внутри аккумулятора закончится химическая реакция (жидкость перестанет кипеть).
    6. Слить жидкость.
    7. При необходимости выполнить процедуру химической промывки аккумулятора повторно.

    После финальной промывки в банки заливается новый электролит, после чего батарея полностью заряжается. Химическая промывка позволяет избавиться от слоя повреждённого свинца. Если процедура выполнена правильно, ёмкость батареи существенно повысится.

    Альтернативный вариант избавиться от результатов сульфатации – замена электролита на дистиллированную воду с последующей подачей напряжения в 14 вольт. На первом этапе технологическая жидкость доводится до кипения, после чего уровень напряжения снижается. Далее, требуется медленное растворение сульфата в воде. Для этого дистиллят меняется на новый, напряжение ставится на минимум. Восстановление АКБ таким способом может занимать 2-3 недели.

    Результатом реставрации станет рабочий аккумулятор, который проработает ещё некоторое время. В Зависимости от состояния пластин, качества батареи, её можно будет использовать сроком до 3 лет.

    Можно ли восстановить АКБ при глубоком разряде и как это сделать

    Автомобилисты довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда батарея сильно разряжается, и её заряда уже не хватает для запуска двигателя.

    Обычно в таких ситуациях выход один. Это снять АКБ, поставить её на зарядку, после чего вернуться к привычному режиму эксплуатации.

    Но случается и так, что при разрядке батарею восстановить уже не получается. АКБ никак не реагирует на подключение к зарядному устройству, а при запуске от ПЗУ или бустера генератор не обеспечивает зарядку.

    Тут нужно знать о том, что же такое глубокий разряд, чем он опасен, и как реанимировать аккумулятор.

    Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда

    Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.

    Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:

    • не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
    • крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
    • всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
    • рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
    • избегать замыкания банок и пр.

    То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.

    Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.

    В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.

    Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.

    Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.

    Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.

    Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.

    Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.

    При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.

    То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.

    Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.

    При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.

    Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.

    Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.

    Возможна ли реанимация

    Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.

    Для этого применяют разного рода методы и приборы.

    Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.

    Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.

    Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.

    Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.

    Потому совет предельно простой.

    Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.

    А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.

    Какие АКБ не боятся глубокого разряда

    В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые действительно не боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, какие именно эти «бесстрашные» АКБ, то тут внимание акцентируют на технологиях GEL и AGM.

    Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.

    Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.

    Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.

    Методы восстановления

    Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.

    Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.

    Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.

    Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:

    • механическая очистка;
    • химическое восстановление;
    • КТЦ;
    • с помощью дистиллированной воды;
    • переполюсовка;
    • с использованием десульфатора.

    Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.

    Механическая очистка

    У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.

    Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.

    Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.

    Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.

    Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.

    Химический метод

    Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.

    Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:

    • батарея полностью разряжается нагрузкой;
    • сливается весь электролит;
    • внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
    • в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
    • происходит активный процесс кипения и образования газов;
    • залитый раствор сливается;
    • повторно выполняется промывка дистиллятом;
    • если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
    • батарея промывается;
    • вливается свежий электролит;
    • АКБ ставится на зарядку.

    Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.

    После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.

    Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.

    Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.

    Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.

    КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.

    Дистиллированная вода

    Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.

    Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.

    Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.

    В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.

    По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.

    Переполюсовка

    Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.

    Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

    При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.

    Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.

    Десульфаторы

    Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.

    Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.

    Достаточно следовать инструкциям производителя.

    Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.

    Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.

    Просто добавь воды: как оживить мёртвый аккумулятор

    В свои права вступила зима, а значит, пора рассказать что-нибудь интересненькое и полезное про аккумуляторы – главные источники проблем автомобилиста в холодный сезон. Давайте проверим уровень электролита аккумуляторной батареи и при необходимости доведем его до нормы. Спойлер: если вы уверены, что ваш аккумулятор «необслуживаемый», то скорее всего, это не так. Оживить его всё равно можно.

    Обслуживаемый или нет?

    Э лектролит свинцовых батарей состоит из двух компонентов – серной кислоты и воды. В понижении уровня электролита виновата именно вода, которая со временем испаряется. В итоге часть пластин оказывается не погруженной в электролит, и аккумулятор теряет емкость. Если летом этот эффект можно не заметить безболезненно, зимой он наверняка подложит вам морозную утреннюю свинью…

    У автовладельцев принято делить аккумуляторы на «обслуживаемые» и «необслуживаемые» по типу пробок на банках. Если пробки в наличии, и их можно открутить монеткой – значит, «обслуживаемый»: в нем нужно контролировать уровень электролита и доливать воду при необходимости. Если пробок нет – наоборот.

    На деле «необслуживаемость» заключается в первую очередь в том, что аккумулятор изготовлен с добавками кальция в свинец электродов вместо старой доброй сурьмы, которая применялась десятки лет, – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования.

    «Кальциевые» батареи обладают очень низкой интенсивностью электролиза воды, которая почти не испаряется из электролита в нормальных условиях эксплуатации. И поэтому в них часто отсутствуют пробки для контроля уровня электролита. Впрочем, надо понимать, что с появлением «кальциевых» батарей проблема выкипания электролита полностью не исчезла. Склонные к падению уровня электролита «сурьмяные» батареи до сих пор выпускаются и продаются, да и «кальциевая» запросто может потребовать контроля и доливки, если машина интенсивно ездит летом в городском цикле или, скажем, неисправен регулятор напряжения в генераторе.

    Кальций может применяться только на отрицательных электродах батареи или на всех электродах. Аккумуляторы, у которых кальцием легированы все электроды, называют «кальций-кальциевыми» (Ca/Ca). Правда, плата за необслуживаемость уровня электролита – повышенная чувствительность к глубокому разряду. «Кальциевая» батарея, единожды посаженная «в ноль», как правило, не жилец…

    Про воду

    Часто даже в по-настоящему необслуживаемых батареях пробки всё-таки имеются, но они не отдельные, а закрепленные на общей пластмассовой пластине, которая сверху прикрыта фирменной наклейкой. На таких пробках нет явных признаков того, что их можно открыть. Но сделать это можно, и зачастую нужно. Поскольку уровень электролита может понизиться почти в любом типе аккумулятора.

    Выровнять пониженный уровень электролита в аккумуляторе – несложно и недорого. Достаточно приобрести в автомагазине бутылку дистиллированной воды и долить ее посредством шприца или груши в каждую банку батареи, число которых у машины с 12-вольтовой бортсетью равно шести. Заглянув с фонариком в банки, можно увидеть пластмассовый язычок-«клювик», который является меткой уровня. Если его нет – вода доливается до полного покрытия пластин. После этого аккумулятор крайне желательно не грузить стартером, а подзарядить.

    Процедура эта проста и доступна любому автовладельцу. Единственное «узкое место» в этой истории — покупка дистиллированной воды. Обычно фасованная в бутылки по 1,5 литра «дистиллировка» выпускается конторами типа «Рога и копыта», и найти в продаже воду производства известного бренда автомобильной химии не так-то просто. А ввиду невысокой розничной и еще более низкой закупочной цены дистиллированной воды у производителей имеется нешуточный соблазн максимально сократить издержки и начать разливать под видом дистиллировки для АКБ воду из под крана… Тем более, что обманутый покупатель вряд ли станет предъявлять претензии: аккумулятор от обычной воды, безусловно, умрет, но произойдет это не мгновенно.

    Вот типичный отзыв о некачественной дистиллированной воде от одного из форумчан «Уазбуки»:

    «У меня как-то в багажнике завалялась нераспечатанная бутылка такой воды. Провалялась, наверное, месяца четыре. И как-то вознамерился я ее долить в систему охлаждения. Вскрыл бутылку, а оттуда такой тухлятиной несет — хоть убегай. Из какого болота набрали её. »

    TDS-метр

    Проверить качество приобретенной дистиллированной воды можно разными методами. Самый правильный способ проверки из доступных в бытовых условиях – применение специализированного прибора, который называется TDS-метр. В китайских интернет-магазинах их полно, стоят они не слишком дорого, а точность вполне достаточна для наших нужд. Выглядит TDS-метр как карандаш с дисплеем и измеряет уровень общей минерализации (солесодержания) воды в единицах «ppm» — количестве частиц растворенных солей на миллион частиц водного раствора.

    Измеряем воду из-под крана — 215 ppm. Измеряем дистиллированную воду из автомагазина – бутылка одного производителя показывает 8 ppm, второго – 7 ppm, а третьего, та, на которой написано «двойная очистка», — 0 ppm!

    Последнему производителю, безусловно, респект! Продукт действительно высококачественный. Но и в случае, если ppm дистиллировки не равен нулю, волноваться не стоит. Небольшое число — в пределах допустимого. В конце концов, почти в любом советском учебнике по автомобильным эксплуатационным материалам в крайнем случае допускалось применение для электролита талой снеговой воды (не из городских сугробов, разумеется), ppm которой обычно составляет 10-20.

    Как в домашних условиях восстановить аккумулятор

    Автомобилям свойственно ломаться. Это прискорбное явление ощутили на себе все, ну или почти все автомобилисты. Рано или поздно в любимой «ласточке» появляются неприятные стуки, визги и поскрипывания. Но, пожалуй, самый неприятный вариант – это когда утром ты садишься в свой автомобиль, вставляешь ключ в зажигание, поворачиваешь его и… И тишина!

    Машина совершенно не подаёт признаков жизни. Сердце в панике замирает, казалось бы, всё кончено… Но не спешите отчаиваться! Скорее всего, причиной «смерти» автомобиля послужил неработающий аккумулятор. Иногда бывает достаточно просто его зарядить, но случаются ситуации, когда от времени или неправильной эксплуатации старый аккумулятор приходит в негодность. Хотя и это ещё не приговор к походу в автомагазин. В большинстве случаев вы можете самостоятельно реанимировать «электрическое сердце» вашего автомобиля. Причём не только реанимировать, но и существенно продлить ему жизнь.

    Но прежде чем рассказывать о том, как восстановить аккумулятор, или, говоря другими словами, отвечать на вопрос «Что делать?», давайте разберёмся с не менее извечным вопросом «Кто виноват?». А проще говоря, рассмотрим наиболее частые причины выхода аккумулятора из строя.

    1. Основные причины выхода аккумулятора из строя
    2. Способы восстановления АКБ
    3. Восстановление аккумулятора малым током
    4. Метод обратной зарядки
    5. Восстановление в дистиллированной воде
    6. Замена электролита
    7. Обслуживание аккумулятора

    Основные причины выхода аккумулятора из строя

    Скорее всего, каждый автомобилист знаком с устройством АКБ. Но, тем не менее, мы кратко освежим эти знания.

    Аккумулятор – это устройство, которое, с одной стороны, превращает энергию, полученную в результате химической реакции, в электрический ток, а с другой стороны, способно собирать (аккумулировать) электрический ток, произведённый генератором автомобиля. Для обеспечения этих процессов в аккумуляторе установлены два набора свинцовых пластин, имеющих положительный и отрицательный заряды, и щелочной раствор, который служит так называемым электролитом. Вот собственно и все компоненты такого сложного на первый взгляд прибора. Так какие же неполадки могут с ним случиться?

    1. Разрушение пластин. Причинами этого могут стать такие факторы, как использование электролита, не подходящего по климатическим условиям, «перезаряд» батареи, долгое разряженное состояние, механические повреждения вследствие плохого крепления АКБ.
    2. Короткое замыкание. Причины в этом случае – разрушение сепараторов или образование между пластинами наростов.
    3. Сульфатация. Пожалуй, самая неприятная из возможных проблем. Возникает при длительном хранении разряженной АКБ или нехватке электролита во время эксплуатации.
    4. Загрязнения электролита. Распространённая «болезнь» обсуживаемых аккумуляторов. Достаточно просто возникает и так же легко устраняется своими руками.
    5. Интенсивный саморазряд. Одна из наиболее распространённых неисправностей. Вести к ней может множество причин – от плохо натянутого ремня генератора до низкого уровня кислоты в АКБ.
    6. Переполюсовка батарей. Причиной этой неполадки может стать неправильное и длительное включение АКБ. Устраняется несколькими циклами разрядки-зарядки.

    Итак, разобравшись с основными «болезнями», пришло время поговорить о том, как их вылечить. Проще говоря, переходим к практическим рекомендациям, которые помогут вам обновить пришедший в негодность аккумулятор.

    Способы восстановления АКБ

    Восстановление аккумулятора малым током

    Начнём с одного из наиболее распространённых способов восстановления аккумулятора. Он отлично справляется с небольшой сульфатацией и повышенным разрядом батареи. Для него вам понадобится только зарядно-восстановительное устройство и немного дистиллированной воды.

    Суть метода: аккумулятор длительно, но с небольшими перерывами заряжают током малой силы. На практике это выглядит следующим образом:

    1. Аккумулятор ставят на зарядку в обычном режиме, предварительно долив в него дистиллированной воды немного выше обычного уровня. Учтите, если вы собираетесь оживить АКБ после сульфатации, предварительно необходимо восстановить клеммы на аккумуляторе. Проще говоря, их нужно почистить. Продолжают зарядку до тех пор, пока не начнётся заметный процесс газообразования. Потом батарее дают «отдохнуть» в течение 20–30 минут.
    2. После перерыва снова включают зарядное устройство, но в этот раз ток уменьшают практически в 10 раз. Он должен равняться приблизительно одной сотой от заявленной мощности аккумулятора. То есть для АКБ ёмкостью 120 А/ч понадобится сила тока 1,2 А/ч. И вновь заряд длится до начала газообразования, после чего делается двадцатиминутный перерыв.
    3. Далее процесс повторяют несколько раз. Обычно для того, чтобы провести реанимацию аккумулятора, достаточно 8–10 циклов зарядки.

    Во время зарядки необходимо следить, чтобы уровень электролита всегда был выше пластин аккумулятора. При снижении уровня необходимо добавить дистиллированную воду.

    Метод обратной зарядки

    Этот метод восстановления тоже достаточно прост и вполне может быть выполнен своими руками. Правда есть одно НО. Необходим сильный источник тока. Например, сварочный аппарат. Напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока – 80 ампер.

    Сама же технология чрезвычайно проста: к отрицательной клемме АКБ подключаем положительную клемму источника питания и, наоборот, к положительной клемме – отрицательную. После этого включаем зарядное устройство.

    Во время проведения обратной зарядки аккумулятор может закипеть. Не волнуйтесь, это нормальное явление при данной процедуре.

    Зарядка АКБ от сильного источника должна длиться ровно полчаса. После чего сливается электролит, а сама батарея тщательно промывается горячей водой и ставится на обычную зарядку (естественно, после того как вы зальёте новую кислоту). И через 24 часа ваш аккумулятор готов к работе.

    Восстановление в дистиллированной воде

    Этот метод по праву можно назвать экспресс-восстановлением аккумуляторной батареи даже после глубокого разряда. Дело в том, что вся процедура занимает не более часа. Правда, для её проведения потребуется раствор под названием Трилон Б. Это жидкость, состоящая из 5 % аммиака и 2 % трилона. Приобрести её можно практически в любом автомагазине.

    Оживить старый аккумулятор в домашних условиях в дистиллированной воде можно следующим образом:

    • сливаем электролит;
    • промываем АКБ дистиллированной водой;
    • заливаем раствор Трилон Б;
    • в течение часа в АКБ происходит процесс десульфатации;

    Во время десульфатации с использованием Трилон Б из аккумулятора могут выделяться видимые газы. Не пугайтесь. Это нормальный для такой процедуры процесс, и газы совершенно безвредны для человека. Также из открытых крышек могут появляться мелкие брызги.

    • несколько раз промываем аккумулятор дистиллированной водой;
    • заливаем новый электролит;
    • заряжаем аккумулятор обычным способом.

    Как видите, таким образом достаточно просто восстановить АКБ даже после сильной разрядки.

    Замена электролита

    Это самый очевидный и лёгкий способ реанимировать старый аккумулятор. Правда, он не подойдёт при серьёзных поломках, например, если нужно восстановить банку в аккумуляторе.

    При всей кажущейся простоте способ смены электролита имеет свои тонкости. Недостаточно просто вылить старую жидкость и залить новую. В промежутке между этими действиями аккумулятор следует промыть (опять же отдаём предпочтение дистиллированной воде) и минут на 20 залить горячим раствором воды с пищевой содой. После этого заряжаем АКБ с помощью обычного зарядно-восстановительного устройства и ВУАЛЯ! – ваш старый аккумулятор опять готов к бою.

    Обслуживание аккумулятора

    Как видите, на вопрос «как реанимировать аккумулятор» есть несколько ответов. Но в заключение статьи нам хочется дать не очередной совет, как оживить старый аккумулятор своими руками, а рекомендации по обслуживанию вашей АКБ. Соблюдая эти простые правила, вы существенно продлите срок жизни батарее, и, скорее всего, вам не придётся прибегать к советам из нашей статьи.

    Итак, что включает в себя обслуживание аккумулятора:

    1. Периодически очищайте АКБ от грязи, остатков электролита и масла.
    2. Тщательно крепите аккумулятор.
    3. Проверяйте чистоту газоотводных отверстий, а при необходимости прочищайте их.
    4. Очищайте клеммы и наконечники проводов.
    5. Следите за уровнем электролита в АКБ и периодически проверяйте его плотность.

    В обслуживании аккумулятора нет ничего сложного. Но зато эти простые правила надолго сохранят «электрическое сердце» вашего автомобиля здоровым, и надеемся, реанимация аккумулятора вам никогда не потребуется!

    Аккумуляторы и батареи

    Информационный сайт о накопителях энергии

    Восстановление аккумулятора

    Назначение АКБ — запустить стартер двигателя и поддерживать питание потребителей в электрической бортовой сети, совместно с генератором. Если аккумулятор автомобиля не выполняет функции, требуется восстановление работоспособности или замена. Зная принцип работы АКБ, конструкцию, можно попытаться вернуть работоспособность батарее своими руками.

    Виды неисправностей АКБ

    Не всегда первым признаком неисправности АКБ служит потеря напряжения. Можно обнаружить, корпус прибора дал трещину, или клеммы покрыты солевым налетом. Восстановление целостности корпуса и очистка клемм аккумулятора своими руками относятся к устранению внешних поломок.

    Внутренние неисправности АКБ автомобиля требуют восстановления:

    • емкости глубоко разряженного аккумулятора;
    • очистки осадка сульфата свинца на катодах;
    • замыкание между разнозаряженными пластинами, приводящее к выкипанию электролита и разогреву банок;
    • осыпание активной массы с пластин, приводящее к замыканию.

    Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками невозможно, если произошла деформация корпуса и пластин из-за глубокого перемораживания. При разрушении свинцовых пластин, вздутии корпуса, батарея утилизируется.

    Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

    Если по недосмотру или из-за неисправного генератора в ноль разрядился почти новый аккумулятор автомобиля, владельцы пытаются выполнить восстановление своими руками. Это возможно, но больше проблем при ремонте необслуживаемого аккумулятора.

    Независимо, какую бы операцию не проводили, нужно помнить о защите. Электролит – концентрированный раствор серной кислоты, хорошо реагирует с кожей, обугливая кожу. При очистке клемм нужно использовать резиновые перчатки, все замеры уровня и плотности электролита в открытых банках вести в защитных очках.

    Есть подозрения на микротрещины в корпусе? Смочите поверхность и положите лакмусовую бумажку. Если она покраснеет – ищите утечку. Но пыль при очистке клемм тоже растворима и дает кислую реакцию. Учитывайте это.

    Любые обмывания корпуса, слив электролита можно проводить в эмалированную или пластиковую посуду. Помните, при разведении водой температура раствора повышается. Нейтрализовать пролитый электролит можно питьевой содой.

    Предлагаем посмотреть способы восстановления аккумулятора автомобиля своими руками на видео.

    Восстановление автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

    Аккумулятор не вырабатывает электрическую энергию, а сохраняет ее, преобразованной в химическую. Напряжение это разность потенциала между двумя клеммами элемента. Она должна быть равной 2,1 В при полном заряде. Во время зарядки положительные частицы собираются на аноде, поглощая электрическую энергию. Разряжаясь, ионы с анода переходят на катод, отдают энергию в виде импульса в сеть потребителя.

    Проводником служит электролит – раствор серной кислоты стандартной плотности. В период разряда на поверхности пластин появляются мелкие кристаллы PbSO4. Но глубокий разряд приводит к образованию крупных нерастворимых кристаллов. Это значит, электролит обедняется, становится слабее и не способен создавать нужную емкость энергии. Образование на пластинах нерастворимого осадка затрудняет прохождение тока, возрастает сопротивление. Аккумулятор сел. Восстановление заряда АКБ зависит от разрушения осадка сульфата цинка.

    Другой причиной потери емкости может быть короткое замыкание в одном или нескольких элементах. Отрицательные и положительные пластины разделены сепараторами. Но удар, постоянная тряска, плохое крепление корпуса в гнезде могут вызвать смещение пластин, их соприкосновение. Признаком станет разогрев корпуса, потеря общего напряжения на 2,1 В ( неработающая банка). Восстановление емкости АКБ при КЗ требует замены банки или воздействия импульсным током в 100 А.

    Восстановление емкости автомобильного аккумулятора

    Даже если не было глубокого разряда, но АКБ работает в полуразряженном состоянии, сульфатация пластин произойдет неизбежно. Чем толще осадок, тем ниже концентрация электролита, емкость аккумулятора.

    Схемы возвращения емкости АКБ заключаются в восстановлении плотности электролита и способности аккумулятора принимать заряд.

    1. Демонтаж пластин и их механическая очистка используется, если другой способ – только утилизация. В крышке корпуса вырезают отверстия, извлекают пластины. Дистиллированной водой промывают полости и пластины. Герметичность Конструкции восстанавливается, заливается электролит, производится зарядка. Но так как пластины хрупкие, восстановление АКБ таким способом – работа ювелирная.
    2. Химическое растворение кристаллов может спасти полностью севший АКБ. Активным веществом является раствор Трилона Б. Следует разрядить батарею, слить электролит, промыть внутренности дистиллированной водой. В чистые банки залить 2% раствора трилона Б и 5% аммиака в рассчете на весь объем. В течение часа будет наблюдаться кипение и газообразование. Возможно, раствор придется залить неоднократно, если реакция растворения осадка продолжается. После слить раствор, промыть дистиллированной водой и залить свежий электролит. Произвести зарядку.

    Зарядное устройство для восстановления автомобильных аккумуляторов

    • Растворение кристаллов на ранней стадии методом контрольно-тренировочного цикла. Потребуется ЗУ, амперметр и вольтметр, потребитель энергии. Принцип восстановления плотности аккумулятора автомобиля заключается в применение несколько циклов зарядки с полной разрядкой батареи. Операция выполняется своими руками но требует много времени.

    Зарядка ведется током 0,1 от первоначальной емкости аккумулятора. измеряется плотность электролита в каждой банке, доводится до нормы, для перемешивания зарядка ведется еще полчаса. После подключается лампа накаливания на 70 В, как потребитель тока. При напряжении 10,2 В батарея считается разряженной. Время разряда определяет оставшуюся емкость батареи. Новая АКБ разряжается 10 часов.

    Цикл повторяется несколько раз, сульфатные кристаллы растворяются, сопротивление падает, время разряда батареи увеличивается. Процесс очистки пластин от осадка должен быть непрерывным. Это лучший способ восстановления старого или необслуживаемого аккумулятора автомобиля.

    • Можно растворить сульфатный камень без химии, используя только дистиллированную воду. Залитую водой АКБ ставят на зарядку, под напряжение 14 В. Слабое кипение в банках поддерживается регулированием напряжения. В процессе плотность жидкости меняется – идет растворение осадка. Вода меняется несколько раз, процесс может занять месяц. После очистки пластин растворением, полости промывают и заливают электролитом нужной плотности.
    • Когда никакие методы не помогают восстановлению аккумулятора автомобиля, воспользуйтесь переплюсовкой. Метод поможет, если аккумулятор качественный, электролит прозрачный, только виден налет на пластинах. Сульфаты осаждаются на анодах. Если на пластину подать минус, осадок будет разрушаться. Полностью разряженную батарею подключаем на обратный ток силой в 6 А, уменьшаем до 2А, добавляем сопротивление, чтобы уменьшить разогрев корпуса АКБ. Восстановление сопровождается закипанием банок. После следует переполюсовать аппарат. Емкость возвратится или аккумулятор окончательно разрушится.
    • Существует специальное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов с функцией импульсного режима и десульфатации. Схема восстановления емкости:

    зарядка на малом токе 10 минут;

    разрядка под нагрузкой 1 минута.

    Устройство по стоимости соизмеримо с ценой хорошего аккумулятора. Чаще используется для восстановления и зарядки автомобильных аккумуляторов обычное зарядное устройство.

    Если в АКБ замкнула банка

    Первым признаком выхода из строя банки станет падение напряжения до 10,5 В. Вторым – кипение аккумулятора и сульфатация пластин. Обнаружить неисправный элемент можно по плотности электролита.

    Можно освободить банку от электролита, промыть и извлечь из нее пластины. После осмотра и устранения повреждений контур восстанавливается, запаивается. Иногда банка заменяется подобной, из нерабочего АКБ. Элемент ставится на место, проводится восстановление соединения с клеммой аккумулятора автомобиля.

    Замкнутая банка аккумулятора – причина его утилизации. Иногда используется рискованный способ воздействия на проблемный участок импульсом с силой тока в 100 А в течение 1-2 секунд. Место соединения пластин должно расплавиться – точечный контакт и большое сопротивление. Однако рисковать стоит, если АКБ готовится на списание.

    Видео

    Предлагаем посмотреть урок, как можно восстановить очень старый АКБ.

    Как восстановить аккумулятор: десульфатация АКБ

    Как известно, в авто аккумулятор состоит из решетчатых пластин, выполненных из диоксида свинца или просто свинцовых пластин. Между пластинами залит водно-кислотный раствор (серная кислота и дистиллированная вода), который называется электролитом.

    Когда таких отложений скапливается слишком много, АКБ перестает нормально работать. Однако прежде чем менять батарею, можно попробовать применить способы, позволяющие очистить пластины аккумулятора от отложений. Давайте разбираться.

    Сульфатация пластин АКБ и десульфатация

    Если просто, свинец и кислота вступают в реакцию друг с другом, что позволяет создать электрический заряд. Однако в процессе происходит распад на определенные элементы, не создающие электричество. К таковым можно отнести воду и соль.

    Далее, после того как АКБ разряжается, аккумулятор получает заряд от генератора или ЗУ (подача тока на электролит). В процессе заряда имеет место обратная реакция, когда вода реагирует с солью, что приводит к образованию кислоты и металла или оксида оксид металла. В свою очередь, эти элементы снова имеют возможность создавать электричество.

    В свою очередь, десульфатация — это удаление солей серной кислоты (сульфат свинца или сульфат кальция) со свинцовых пластин аккумулятора. При этом сделать это можно разными способами.

    • Первое, десульфатация автомобильного аккумулятора, которая является наиболее правильной, представляет собой чередование непродолжительных и слабых зарядов с незначительными и короткими разрядами.

    Чтобы реализовать такие циклы коротких разряд/зарядов, нужны специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с «функцией» десульфатации. Другими словами, десульфатация аккумулятора зарядным устройством является наиболее щадящим и эффективным способом.

    При этом выполнять такую процедуру нужно с определенной периодичностью в процессе эксплуатации АКБ. Также важно следить за общим состоянием батареи, контролировать плотность и уровень электролита и т.д.

    Доступные способы восстановления аккумулятора автомобиля

    Итак, кроме десульфатации пластин аккумулятора при помощи ЗУ, есть и другие решения. Сразу отметим, такие способы нельзя считать лучшим вариантом, однако в некоторых ситуациях ими вполне можно воспользоваться.

    Например, если механическая очистка пластин от сульфата свинца потребует разбора АКБ, извлечения пластин и их очистки, то химическая чистка исключает необходимость разбирать батарею. Для такой чистки достаточно открыть крышки на банках, залить раствор – очиститель и выждать, пока он смоет соль на пластинах.

    Что касается рядовых автолюбителей, на практике комплексно обслуживать аккумулятор будут далеко не все. В данном случае намного проще приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации или отдельное устройство для десульфатации пластин АКБ. С учетом того, что второй вариант подойдет далеко не всем, ниже рассмотрим способ десульфатации обычным ЗУ.

    Как провести десульфатацию аккумулятора зарядным устройством

    Сначала следует проверить плотность электролита в банках АКБ (норма около 1,07 г/см³), а также уровень электролита (при необходимости откорректировать путем добавки дистиллированной воды).

    Далее основная задача — заряжать батарею малыми токами около 8 часов. На ЗУ выставляется 14 В и не больше 14.3, тогда как силу тока ставят на 0.8-1 А. Если ЗУ не позволяет выставить такие параметры, нужно искать другой зарядник для аккумулятора автомобиля.

    По окончании следует проверить плотность электролита (ничего не должно измениться после первой проверки), но показатель напряжения должен быть около 10 В. Если это так, нужно отключить АКБ от зарядки не менее чем на 24 часа.

    В случае, когда показатели соответствуют указанным выше, необходимо провести разрядку батареи лампочкой. Для этого к АКБ подключают лампочку 9В и разряжают батарею. Главное, в процессе разрядки не допустить снижения напряжения ниже 9В.

    После того, как АКБ разрядится, снова замеряется плотность. Она не должна падать ниже 1.11-1.13 г/см³. Если все в норме, процесс зарядки и разрядки нужно повторить. Кстати, плотность будет расти до 1.15-1.17 г/см³.

    Затем процедуру заряда и разряда снова повторяют, доводя плотность электролита до 1.27 г/см³. Когда показатель увеличится до необходимой нормы, десульфатацию АКБ можно считать завершенной. Как видно, процесс восстановления аккумулятора не быстрый, однако это позволит на 80-90% реанимировать АКБ.

    • Еще одним вариантом является создание устройства для десульфатации своими руками. Основная задача — заряд должен быть не более 10% от емкости батареи, а напряжение в пределах 13.1 – 13.4 В. Так вот, подобное устройство представляет собой схему нагрузки, где заряды чередуются с разрядами.

    В схеме можно выделить реле и лампочки на 12 В. Лампочки нагружают АКБ и разряжают батарею до определенного показателя, тогда как реле отключает нагрузку при достижении нужного разряда и включает снова после того, как заряд батареи поднимается до необходимого уровня.

    Еще добавим, что десульфатацию необслуживаемого аккумулятора выполнит сложнее, так как нет заливных отверстий, что не позволяет контролировать уровень и плотность электролита. Единственный выход – просветить корпус АКБ, определить уровень и сделать отверстие немного выше, после чего закачать дистиллированную воду шприцем. После этого отверстие нужно запаять.

    Однако на деле необслуживаемый аккумулятор лучше восстанавливать при помощи обычной зарядки и разрядки. То же самое можно сказать и о кальциевых АКБ, так как вместе с сульфатом свинца формируется слой сульфата кальция, забивающий пластины.

    Что в итоге

    Отметим, что десульфатация пластин от солей серной кислоты позволяет продлить срок службы аккумуляторной батареи. При этом важно понимать, что о полном восстановлении речь не идет и решение является временным.

    Получается, если по тем или иным причинам нет возможности купить новую батарею, тогда замена электролита, десульфатация, выравнивание уровня и плотности раствора, а также правильная зарядка АКБ часто позволяют на время восстановить аккумулятор машины и вернуть батарее нормальную работоспособность.

    Когда нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Как заряжать необслуживаемую АКБ зарядным устройством: сила тока, время зарядки. Советы.

    По каким причинам электролит в АКБ становится мутным, серым или черным. В каких случаях и какими способами можно восстановить работоспособность батареи.

    Правильная зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством. Проверка перед зарядкой, каким током заряжать аккумулятор. Как зарядить АКБ без ЗУ.

    Замена электролита в автомобильном аккмуляторе: почему и когда нужна процедура. Как правильно слить из АКБ и поменять электролит самому. Зарядка батареи.

    Как измеряется плотность электролита в АКБ, от чего зависит данный показатель. Доступные способы повышения плотности в «банках» аккумулятора своими руками.

    Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Как проверить плотность электролита в аккумуляторе, повышение плотности аккумулятора.