Как проверить воздушный компрессор

Техническое обслуживание поршневого компрессора

К обслуживанию компрессора допускаются лица, ознакомленные с его устройством и правилами эксплуатации, прошедшие инструктаж по технике безопасности и оказанию первой помощи.

Во время работы оператор обязательно должен использовать защитные очки для защиты глаз от чужеродных частиц, поднятых струёй воздуха.

Компрессор необходимо расположить на горизонтальной поверхности пола, в устойчивом положении.

Не допускать воздействия на компрессор атмосферных осадков.

В помещении, где расположен компрессор, обеспечить хорошую вентиляцию (проветривание), следя за тем, чтобы температура окружающего воздуха поддерживалась между плюс 5 и плюс 40 С.

Всасываемый компрессором воздух не должен содержать пыли, паров любого вида, взрывоопасных и легковоспламеняющихся газов, распыленных растворителей или красителей, токсичных дымов любого типа. При температуре окружающего воздуха выше 30 С забор воздуха на всасывание компрессором рекомендуется осуществлять не из помещения или принимать специальные меры для уменьшения температуры окружающего компрессор воздуха.

В случае критических помещений (присутствие частиц пыли различного рода) необходимо чаще заменять воздушные фильтры. Значительное снижение пропускной способности фильтров может привести к выходу из строя всасывающего, нагнетательного или обратного клапана.

Использование компрессора строго ограничено сжатием воздуха, поэтому он не может быть использован для каких-либо иных газов.

Использование сжатого воздуха для различных предусмотренных целей (наддув, пневматический инструмент, окраска, мытьё со средствами на водной основе и т.д.) обусловлено знанием и соблюдением норм, предусмотренных в каждом из таких случаев.

При подсоединении компрессора к линии распределения, либо исполнительному устройству необходимо использовать пневмоарматуру и гибкие трубопроводы соответствующих размеров и характеристик (давление и температура).

Сжатый воздух представляет собой энергетический поток и поэтому является потенциально опасным. Трубопроводы, содержащие сжатый воздух, должны быть в исправном состоянии и соответствующим образом соединены. Перед тем, как установить под давление гибкие трубопроводы, необходимо убедиться, что их окончания прочно закреплены.

Не использовать гибкие трубопроводы для перемещения инструментов.

Перед началом работы необходимо проверить:

-правильность подключения к питающей сети и заземлению;
-целостность и надёжность крепления защитного ограждения клиноременной передачи;
-надёжность крепления опор и амортизаторов компрессора;
-целостность и исправность предохранительного клапана, органов управления и контроля.

Для технических проверок руководствоваться «Руководством по эксплуатации», «Правилами устройства электроустановок» и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

По завершении ремонтных работ установить на свои места защитное ограждение и детали, соблюдая при включении те же меры предосторожности, что и при первом запуске.

Меры безопасности при эксплуатации ресивера:

-правильно использовать ресивер в пределах давления и температуры, указанных на табличке технических данных завода-изготовителя;
-постоянно контролировать исправность и эффективность устройств защиты и контроля (прессостат, предохранительный клапан, манометры);
-не размещать ресивер в помещениях с недостаточной вентиляцией, а также в зонах,
-подверженных воздействию тепла и вблизи легковоспламеняющихся веществ;
-не подвергать ресивер вибрациям, которые могут вызвать разрывы сварных швов из-за усталостной прочности металла;
-ежедневно производить слив конденсата, образующегося в ресивере.

При эксплуатации ресивера необходимо соблюдать требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

Эквивалентный уровень звука в контрольных точках, на расстоянии 1,0 м от компрессора работающего в режиме ПВ 60%, не должен превышать 80 дБА.

При превышении уровней шума выше допустимых необходимо использовать индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.051-87.

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с транспортной маркировкой на таре.

Утилизация использованных масел и конденсатов должна осуществляться с соблюдением соответствующих нормативов в силу того, что эти продукты загрязняют окружающую среду.

При эксплуатации компрессора должны соблюдаться «Общие правила пожарной безопасности для промышленных предприятий «.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-эксплуатировать компрессор с неисправной или отключенной защитой;
-вносить какие-либо изменения в электрическую или пневматическую цепи компрессора или их регулировку. В частности изменять значение максимального давления сжатого воздуха и настройку клапана предохранительного;
-включать компрессор при снятом ограждении клиноременной передачи;
-при работе компрессора прикасаться к сильно нагревающимся деталям (головка и блок цилиндров, охладитель, детали нагнетательного воздухопровода, рёбра охлаждения электродвигателя);
-осуществлять механическую обработку или сварку ресивера. В случае дефектов или коррозии необходимо полностью заменить его, так как он подпадает под особые нормы безопасности;
-прикасаться к компрессору мокрыми руками или работать в сырой обуви;
-направлять струю сжатого воздуха на себя или находящихся рядом людей;
-допускать в рабочую зону детей и животных;
-производить окрасочные работы в непроветриваемом помещении или вблизи открытого пламени;
-хранить керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости в месте установки компрессора;
-оставлять без присмотра компрессор, включенный в сеть;
-производить ремонтные работы компрессора включенного в сеть и без снятия давления в ресивере;
-транспортировать компрессор под давлением.

Для обеспечения долговечной и надежной работы компрессора выполняйте следующие операции по его техническому обслуживанию:

после первых 48-ми часов работы проверьте и при необходимости подтяните болты головок цилиндров поршневого блока для компенсации температурной усадки, момент затяжки — 25 Нм;
ежесменно проверяйте плотность соединения воздухопроводов, уровень масла в картере, очищайте компрессор от пыли и загрязнения. В качестве обтирочного материала следует применять только хлопчатобумажную или льняную ветошь. Применение концов и шерстяных тряпок не допускается;
после первых 100 часов работы и далее через каждые 500 часов работы производите замену компрессорного масла. Не рекомендуется смешивать разные по типам масла. При изменении цвета масла (побеление — присутствие воды, потемнение — сильный перегрев) рекомендуется немедленно заменить масло;
-в зависимости от условий эксплуатации, но не реже одного раза в месяц, очищайте всасывающий воздушный фильтр, продувая сжатым воздухом патрон и фильтрующий элемент. Рекомендуется заменять патрон воздушного фильтра или фильтрующий элемент, по крайней мере, один раз в год, если компрессор работает в чистом помещении и чаще, если помещение запыленное. Снижение пропускной способности воздушного фильтра снижает срок службы компрессора, увеличивает расход электроэнергии и может привести к выходу его из строя;
ежедневно сливайте конденсат из ресивера, используя кран слива конденсата;
после первых 48-ми часов эксплуатации и далее ежемесячно при необходимости регулируйте натяжение ремня и очищайте их от загрязнения, так как при недостаточном натяжении происходит проскальзывание ремня, перегрев и снижение КПД блока поршневого. Когда ремень перетянут, то происходит чрезмерная нагрузка на подшипники с повышенным их износом, перегревом электродвигателя и блока поршневого. При правильном натяжении прогиб ремня на его середине под воздействием усилия 25…30 Н (2,5…3,0 кгс) должен быть в пределах (5-6) мм. Натяжение регулируйте смещением электродвигателя, предварительно отпустив болты крепления его к платформе. Шкив электродвигателя и шкив блока поршневого должны находиться в одной плоскости;
-периодически проверяйте надёжность крепления блока поршневого и двигателя к платформе, а платформы к ресиверу;
-периодически проверяйте целостность и надежность крепления органов управления, приборов контроля, кабелей, воздухопроводов;
-периодически очищайте все наружные поверхности компрессора и электродвигателя для улучшения охлаждения.

Характеристика смазочного материала

Для смазки блока поршневого рекомендуется использовать, не смешивая, следующие марки компрессорных масел для поршневых воздушных компрессоров (или аналогичные по требованиям и качеству):

SHELL Corena P 100
CASTROL Aircol PD 100
ESSO Kompressoroel 30 (VCL 100)

Подготовка компрессора к работе, первое включение и порядок работы

Важно, чтобы первый запуск компрессора произвел обученный персонал, осуществляющий различные виды контроля в соответствии с инструкциями.

Аккуратно вскройте упаковку, проверьте комплектность, убедитесь в отсутствии повреждений.

Установите на ресивер колеса или амортизаторы, установите компрессор на ровной горизонтальной площадке, обеспечив свободный доступ к выключателю и крану подачи воздуха потребителю. Для обеспечения хорошей вентиляции и эффективного охлаждения необходимо чтобы ограждения ременной передачи находились на расстоянии, как минимум, 1 метра от стены. Пол помещения в месте установки компрессора должен быть из несгораемого материала и маслоустойчивым.

Проверьте соответствие указаний табличек на блоке поршневом, ресивере, электродвигателе и данных настоящего руководства по эксплуатации.

Проверьте по маслоуказателю уровень масла в картере блока поршневого — он должен находиться в пределах красной метки смотрового стекла. При необходимости долейте до среднего уровня компрессорное масло, рекомендованное настоящей инструкцией. Не допускайте утечек масла из соединений и попадания масла на наружные поверхности компрессора.

Проверьте соответствие напряжения питающей сети.

При электрическом подсоединении особое значение имеет последовательность фаз, так как это определяет направление вращения вала блока поршневого, которое должно соответствовать стрелке на защитном ограждении клиноременной передачи (корпусе электродвигателя) и на шкиве блока поршневого. Направление потока воздуха от шкива-вентилятора на поршневую группу.

Необходимо подчеркнуть, что даже небольшое время вращения двигателя в обратном направлении может привести к отказу компрессора.

Надёжно соедините компрессор с потребителями сжатого воздуха, используя соответствующую пневмоарматуру и трубопроводы.

При первом запуске, а также после длительного периода бездействия, рекомендуется на воздушный фильтр капнуть несколько капель компрессорного масла.

Пуск и останов компрессора должны производиться только выключателем на прессостате. После пуска компрессора, по мере расхода воздуха потребителем, реле давления прессостата автоматически выключает и включает его, поддерживая давление сжатого воздуха в ресивере. При первом пуске, а также при каждом повторном включении проверяйте соответствие направления вращения, указанное на защитном ограждении клиноременной передачи (корпусе электродвигателя) и шкиве блока поршневого.

Прессостат отрегулирован на предприятии-изготовителе, и не должен подвергаться регулировкам со стороны пользователя.

Установка давления сжатого воздуха на выходе осуществляется регулятором давления (при его наличии) следующим образом:

-при открытом кране необходимо потянуть вверх за рукоятку регулятора давления и вращать ее по часовой стрелке для увеличения давления или против часовой стрелки, чтобы уменьшить давление;
-после проверки заданного значения давления по манометру, следует нажать на рукоятку, тем самым зафиксировав выбранное значение;

Количество вырабатываемого воздуха зависит от давления в ресивере и от его расхода — при избыточном расходе манометр показывает низкие значения.

Компрессор оборудован устройством тепловой защиты от перегрузок. При продолжительной работе и чрезмерном потреблении сжатого воздуха возможно автоматическое отключение компрессора вследствие перегрева.

После того, как двигатель остынет до допустимой температуры, поворотом выключателя, расположенного на корпусе прессостата, включается устройство тепловой защиты.

Во избежание выхода из строя двигателя, вмешательство в систему тепловой защиты недопустимо.

Компрессоры СБ4/С-50.J2047, СБ4/С-100.J2047 оборудованы устройством тепловой защиты от перегрузок. При продолжительной работе и чрезмерном потреблении сжатого воздуха возможно автоматическое отключение компрессора вследствие перегрева.

Читайте также  Как разбавить лак для авто

На компрессорах СБ4/С-24.J1047А, СБ4/С-50.J1047А, СБ4/С-24.J1048, СБ4/С-50.J1048 конструкцией не предусмотрено устройство тепловой защиты от перегрузок, поэтому их подключение к сети необходимо осуществлять через автоматический выключатель (характеристики С или D) со следующими параметрами:

-10А — для моделей мощностью 1,5 кВт;
-16А — для моделей мощностью 1,9 кВт.

Для правильного использования и нормальной работы компрессора необходимо учесть, что номинальный режим работы — повторно-кратковременный с повторяемостью включения (ПВ) до 60%.

По окончании работы полностью выпускайте воздух из ресивера.

Как проверить компрессор

Современный рынок предлагает широкий ассортимент компрессорного оборудования. Надежные агрегаты от ведущих мировых производителей с различными характеристиками, функционалом и принципом работы – каждый имеет возможность выбрать установку, соответствующую требованиям и текущим задачам. В каталоге компании StarKraft вы можете выбрать и купить компрессор на максимально выгодных условиях.

Как и любое оборудование, компрессорная станция нуждается в периодическом обслуживании, проверке технического состояния каждого узла и агрегата. В этой статье опытные инженеры нашей компании поделятся своими рекомендациями относительно того, как проверить работу компрессора. Воспользовавшись нашими советами, вы сможете делать это самостоятельно, без помощи специалиста. Но в сложных и нештатных ситуациях все-таки лучше довериться профессионалам компании StarKraft.

Визуальная проверка

Прежде, чем проверить работоспособность компрессора, нужно провести визуальный осмотр оборудования. Во время такого осмотра проверяется состояние силовых кабелей – отсутствие механических повреждений, перегибов, признаков плавления изоляционного слоя. Также проверяется отсутствие видимых дефектов вилки и контактного разъема. Если были обнаружены неисправности, они должны быть устранены до включения станции.

После этого необходимо убедиться в целостности пневматической магистрали – важнейшей части компрессорной станции. Наличие на шланге механических повреждений негативно отражается на производительности установки, поскольку давление будет падать, и потребитель не получит уровня, необходимого для обеспечения нормальной работы. Кроме визуального осмотра целостность пневматической магистрали можно проверить путем погружения шланга в воду. Это позволит быстро обнаружить не только сам факт повреждения магистрали, но и точное место утечки воздуха.

При визуальной проверке обязательно проверяйте наличие конденсата. Наличие его может стать причиной появления коррозии и выхода из строя дорогостоящих элементов и узлов компрессорной станции. Если предстоит проверить работоспособность компрессора с ременным приводом, то также необходимо убедиться в целостности и достаточной силе натяжения ремня. Состояние этого элемента непосредственно влияет на мощность и работоспособность установки.

Итак, при визуальном осмотре нужно проконтролировать:

  • Целостность силового кабеля, вилки и контактного разъема;
  • Отсутствие повреждений на пневматической магистрали;
  • Отсутствие конденсата;
  • Состояние ременного привода (для поршневого ременного компрессора).

Проверка внутренних дефектов

Теперь остановимся на том, как проверить компрессор на отсутствие механических повреждений. Убедиться в их отсутствии можно, обратив внимание на ряд показателей:

  • Соответствие норме уровня смазочного масла. Проверяется по специальной шкале в смотровом окне, которое находится на корпусе станции;
  • Состояние масла – его цвет и наличие в нем осадка. Такая проверка должна проводиться с периодичностью каждые 3 тысячи моточасов;
  • Давление масла – проверяется по показаниям манометра.

Состояние и уровень давления смазывающих материалов является косвенным признаком состояния компрессорной станции. При появлении неисправности или механических повреждений уровень масла снизится. Важно своевременно контролировать этот параметр и вовремя заменять или доливать масло. Делать это нужно только после полной остановки оборудования и отключения его от сети.

Обратите внимание – для нормальной работы станции нежелателен, как недостаточный, так и избыточный уровень масла. Если уровень поднялся выше нормы, необходимо избавиться от излишков. Точно так же нельзя производить запуск установки с низким уровнем масла – его необходимо долить до нормы.

Подготовка к запуску

Теперь остановимся на том, как проверить работу компрессора после его включения. В первую очередь нужно убедиться в том, что смазывающие материалы подаются во все нужные точки. При этом нужно провернуть вал компрессора на несколько оборотов. Проверяется работоспособность системы охлаждения. Перед запуском установки необходимо проверить все крепежи, надежность соединений. Убедиться в том, что при выходе на рабочую мощность оборудование не будет представлять опасности для окружающих.

Вначале компрессор запускается в холостом режиме, при котором еще раз проверяется давление масла, уже при запущенном двигателе. Также необходимо убедиться в отсутствии посторонних шумов. После того, как оператор убедился в исправности системы, компрессор включается в штатном режиме с рабочей нагрузкой.

Теперь вы знаете, как проверить компрессор собственными силами. Отметим, что мы остановились на общих рекомендациях, которые не выходят за рамки штатной работы. При возникновении нештатных ситуаций лучше обратиться за помощью к профессионалам из компании StarKraft.

Подготовлено: Александр Пушнов

Регулярная диагностика позволяет избежать поломок и расходов на ремонт. Кабель нужно осматривать каждый день. Помимо инструкций производителя существуют и другие правила контроля оборудования, изложенные в данной статье.

Ремонт компрессора своими руками: неисправности и способы их устранения

Компрессоры для покраски автомобиля, накачки шин или пневмоинструмента нуждаются в регулярном осмотре, обслуживании, а иногда и ремонте. Особенно это касается поршневых компрессоров, в которых частой замены требуют поршни, кольца и другие детали. Об основных неполадках и способах их устранения мы и поговорим.

Причинами неисправностей компрессора могут послужить форсированная эксплуатация, пренебрежение сроками обслуживания, пороки конструкции, естественный износ работающего оборудования. Чтобы сломанный агрегат не тормозил работу, попробуем разобраться в причинах отказа и исправить ситуацию, выполнив ремонт своими руками.

При отключении питания ресивер не поддерживает давление

Снижение давления в ресивере при прекращении нагнетания говорит о том, что где-то в системе происходит утечка. Обнаружить её поможет мыльный раствор, нанесённый на вероятные места нарушения герметичности:

  • магистраль сжатого воздуха;
  • клапан поршневой головки;
  • кран сброса давления ресивера.

Обнаруженную утечку через магистраль можно изолировать лентой и герметиком. Кран нужно закрутить до упора и, если мыльный раствор продолжает пузыриться, то вентиль неисправен и нуждается в замене. Устанавливается при помощи герметизирующей ФУМ-ленты.

Не запускается двигатель

Первое, что нужно проверить, это напряжение в сети, целостность подключающего кабеля, а также качество прилегания контактов. После этого проверьте плавкие предохранители и, при необходимости, замените их на аналогичные. Перегорание предохранителя может происходить и в случае, когда он установлен с неоправданно низким порогом срабатывания. В этом случае их нужно заменить на соответствующие вашему оборудованию. Если при установке новых предохранителей они перегорают снова — ищите причину в коротком замыкании.

Ещё одна причина может крыться в неверных настройках реле давления на ресивере. Для проверки этого предположения нужно стравить воздух из резервуара и попробовать снова запустить двигатель. Если он начал работать — измените настройки на реле давления.

Иногда включение двигателя блокируется датчиком перегрева при интенсивной непрерывной работе компрессора. В этом случае нужно дать остыть оборудованию, после чего оно снова будет работать в стандартном режиме.

Не происходит нагнетание

В ситуации, когда двигатель гудит, а нагнетание не происходит, проблема может быть в сети. Если напряжение опускается ниже 220 В, двигателю может не хватить мощности для корректной работы компрессора. В этом случае можно установить в сети стабилизатор или, если фаза перегружена, временно отключить от питания подключенные к ней электрические устройства.

Если же напряжение не слишком отличается от нормы, возможно, давление в ресивере излишне велико и сопротивляется нагнетанию. В этом случае мастера рекомендуют на время выключить компрессор и секунд через 15–20 снова запустить. Если работа не восстановлена — нужно проверить и, возможно, заменить реле давления.

Реле давления

Ещё одной причиной может быть забившийся перепускной клапан, который должен сбрасывать повышенное давление. В этом случае нужно снять и прочистить его. При разрушении клапана его необходимо заменить.

В некоторых случаях причина может быть в некорректности работы или неисправности реле напряжения. Самостоятельно починить его сложно, и если нет возможности обратиться за ремонтом в сервисный центр, можно его заменить.

Неоправданный перегрев агрегата

Срабатывание автоматики термической защиты объяснимо в случаях, когда в помещении повышенная температура, наблюдается пониженное сетевое напряжение (проверяем мультиметром) или установка работает без перерыва продолжительное время.

Если с температурой в помещении, напряжением и режимом эксплуатации всё в порядке, значит, засорился фильтр, установленный на входе атмосферного воздуха. Фильтр необходимо очистить, промыть, высушить и установить на место. Такие манипуляции нужно выполнять регулярно, при постоянной работе — ежедневно. Это снижает нагрузку на двигатель компрессора, уменьшает общий износ системы.

Воздух на выходе содержит частицы воды

При окрасочных работах такая ситуация ведёт к браку окрашиваемой поверхности. Причинами её возникновения могут быть:

  • давно не сливалась вода из ресивера;
  • загрязнение воздушного фильтра на входе;
  • повышенная влажность в помещении мастерской.

Проблема решается в зависимости от причины возникновения. Из ресивера регулярно нужно удалять накапливающуюся воду, воспользовавшись клапаном для слива. Фильтр на подаче чистят или заменяют. С повышенной влажностью в помещении можно бороться оборудованием вентиляции или установкой дополнительных влагоотделителей.

Фильтр-влагоотделитель

Ремонт кривошипного механизма автомобильного компрессора

При выходе из строя кривошипного механизма его нужно разобрать и восстановить разболтанное отверстие для кривошипа. Для этого нарезается новая резьба с учётом того, что вал двигателя вращается против часовой стрелки.

Перегрев компрессорной головки, протечки масла

Возможными причинами неполадки являются:

  • дефекты поршневых колец;
  • загрязнение масла;
  • перетяжка шатунных болтов;
  • недостаточный зазор на стыках поршневых колец;
  • ослаблены шпильки крепления.

При протечках масла может потребоваться замена изношенного сальника. Также может наступить срок очистки или замены масляного фильтра, замены стопорного кольца. Для этого компрессор придётся разобрать.

Снимаем переднюю крышку компрессора

Нужно отвернуть крепёжные болты на передней крышке компрессора и при помощи обратного молотка удалить направляющие штифты. После этого следует ввернуть направляющие шпильки и на них отодвинуть переднюю крышку компрессора.

Чтобы снять переднюю крышку, нужно рожковым гаечным ключом открутить трубку подачи масла.

Извлечение масляного насоса

С передней крышки нужно открутить и извлечь шестерню масляного насоса, получив доступ к подшипнику и вынув его вручную.

После этого необходимо аккуратно снять стопорное кольцо и выбить сальник.

Чтобы снять стопорные втулки, нужно место монтажа прогреть над электроплиткой. Благодаря разному температурному расширению втулки снимутся легче.

Читайте также  Как выставить зажигание на ваз 2110 инжектор

После этого необходимо снять масляный насос и извлечь и заменить масляный фильтр.

Для контроля качества масла нужно снять заднюю крышку компрессора и проверить — чистое ли масло подаётся на шестерни через отверстие маслоподачи. Масло не должно содержать посторонних включений.

Сборка масляного насоса, установка сальника

Приступаем к сборке масляного насоса. На первом этапе собираем втулку.

После этого нужно установить в гнездо подшипник и втулку. Устанавливаем насос.

Для установки сальника понадобятся оправки. Мастера рекомендуют применять анаэробный клей-фиксатор. Проверьте сальник на целостность, отсутствие заусенцев или других повреждений. Очистите место монтажа чистой не ворсистой тканью. Установите защитное кольцо с сальником и оправку для запрессовки сальника. Сдвиньте сальник в посадочное гнездо. Уберите защитное кольцо и оправку. Установите новое стопорное кольцо.

Замена масляного фильтра и сборка компрессора

Для установки передней крышки нужно выставить направляющие шпильки и надвинуть крышку. Прикрутить трубку для подачи масла и посадить болты крышки на клей-герметик.

Далее следует вставить масляный фильтр и установить заднюю крышку на место. Сборка завершена.

В заключении обзора ремонтов предлагаем вам посмотреть видео о ремонте компрессора.



Немного об обслуживании

Чтобы оборудование работало так, как полагается, нужно периодически выполнять обслуживание. Так, масло рекомендуют менять через каждые 500 ч работы, но не реже 1 раза в год при условии применения качественной и рекомендуемой марки. В самодельных компрессорах можно не запаивать трубку заливки масла, это облегчит в дальнейшем его замену. Проверяйте уровень масла, возможны его утечки и выгорание. По мере загрязнения нужно демонтировать и очищать защитную решётку. Периодически проверяйте заземление во избежание несчастного случая и выхода оборудования из строя.

Также периодически нужно осматривать клапаны — очищать растворителем и полировать при необходимости.

Регулярно сливайте воду из ресивера, производите чистку предохранительного клапана и входного воздушного фильтра. Это защитит ваш компрессор от преждевременного износа. Ежедневно выполняя эти манипуляции, вы сами сможете установить оптимальную регулярность этих действий для ваших условий и объёма работ. Если компрессор продолжительное время простоял без дела, перед пуском рекомендуется выполнить очистку и смазку деталей. Выполнение этих профилактических мероприятий предотвратит или отсрочит поломку и ремонт установки, продлит срок его службы.

Особенности технического обслуживания поршневых компрессоров

После покупки любого компрессор, встает необходимость проведения правильного и своевременного технического обслуживания. В обратном случае можно получить минимум некорректную работу компрессора, максимум – его быструю поломку. Как правило, производители компрессорной техники в руководствах по эксплуатации рекомендуют проведение тех или иных работ по техническому обслуживанию. Рассмотрим особенности обслуживания поршневых компрессоров на примере рекомендаций от белорусского производителя «Remeza». Поршневые компрессоры данного производителя можно отнести к классическим масляным компрессорам, поэтому основные правила технического обслуживания (ТО) можно распространить и на все остальное аналогичное оборудование от других производителей. Итак, рассмотрим по пунктам основные профилактические работы и этапы ТО.

Ежедневно.

1. Провести наружный осмотр компрессора.

Следует провести наружный осмотр компрессора, визуально оценить по внешним признакам рабочее состояние компрессора: перед началом работы проверить питающий кабель, предохранительный клапан, манометр, прессостат на отсутствие повреждений, которые могут повлиять на исправность действия. Осмотреть ресивер на отсутствие вмятин, трещин, проверить надежность крепления заземления.

2. Установить уровень масла и при необходимости скорректировать его.

— Контроль уровня масла.

Ежедневно, перед началом работы контролируйте уровень масла. Это можно сделать с помощью смотрового окна, которое располагается на поршневом блоке. Уровень масла в картере блока поршневого должен находиться в пределах красной метки смотрового стекла. При необходимости долейте компрессорное масло до необходимого уровня. При изменении цвета масла (побеление – присутствие воды, потемнение – сильный перегрев) рекомендуется немедленно заменить его. Следует не допускать утечек масла из соединений и попадания масла на наружные поверхности компрессора.

— Корректировка уровня масла

При обнаружении низкого уровня масла, необходимо его скорректировать, то ест долить. При этом не следует смешивать масла разного сорта и качества. Как правило, производитель указывает тип (марку) масла, которым заправлен компрессор. Далее нужно проделать рабочие операции по заливке масла:

— Отвинтить пробку заливного отверстия (смотреть схему компрессора).

— Долить масло до необходимого уровня.

3. Проверить плотность соединений воздухопроводов

Следует проверить плотность соединений воздухопроводов на предмет возможной утечки воздуха. Проверку плотности соединений воздухопроводов следует проводить на выключенной установке при давлении в ресивере не более (0,5 — 0,7) МПа.Не должны прослушиваться шумы пропуска воздуха в соединениях. При необходимости надо подтянуть соединения.

4. Слить конденсат из ресивера.

После каждой рабочей смены, а также по окончанию работы, необходимо сливать образовавшийся конденсат через кран слива конденсата, который расположен внизу ресивера. Если за этим не следить это приведен к дополнительному попаданию влаги в в пневмолинию, а в самом ресивере, со временем, возникнет коррозия металла и ржавчина, что ухудшит не только качество воздуха на выходе, но может быть опасно для последующей эксплуатации. Для слива конденсата необходимо выполнить следующие действия:

— Снизить давление в ресивере до (0,2 — 0,3) МПа.

— Подставить под конденсатоотводчик емкость для сбора конденсата.

— Ослабить винт конденсатоотводчика и слить конденсат.

— Закрыть кран слива конденсата.

— Утилизировать собранный конденсат согласно правилам охраны окружающей среды.

5. Очистить компрессор от пыли и загрязнений.

Необходимо следить за тем, чтобы компрессор был очищен от пыли и загрязнений для корректной и долговременной работы. Рекомендуется чистить все наружные поверхности, поршневого блока и электродвигателя от пыли и загрязнений, для улучшения охлаждения. В качестве обтирочного материала следует применять только хлопчатобумажную и льняную ветошь.

После первых 8-ми часов работы.

Необходимо проверить усилия затяжки болтов головок цилиндров поршневого блока. После первых 8-ми и 50-ти ч работы надо проверить и при необходимости подтянуть болты головок цилиндров поршневого блока, для компенсации температурной усадки. Момент затяжки согласно ниже приведенной таблице. Подтяжку производить нужно исключительно после остывания поршневого блока до температуры окружающей среды.

После первых 50-ти часов работы.

1. Проверить усилия затяжки болтов головок цилиндров поршневого блока.

2. Проверить натяжение ремней

После первых 50-ти часов работы и далее через каждые 300 ч работы проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремней, очистите их от загрязнений. При недостаточном натяжении происходит проскальзывание ремней, возникает вибрация с воздействием на подшипники знакопеременной нагрузки «продергивание», перегрев шкивов, перегрев и снижение КПД блока поршневого. Когда ремни перетянуты, то происходит чрезмерная нагрузка на подшипники с повышенным их износом, перегревом электродвигателя и блока поршневого.

Для проверки натяжения ремней необходимо выполнить следующие действия:

— Снять защитное ограждение.

— Приложить силу F с усилием 20 Н, перпендикулярно к середине ремня.

— Измерить отклонение Х. Прогиб ремня Х должен составлять 5…6 мм.

— При необходимости отрегулировать натяжения ремней.

Натяжение нужно регулировать смещением электродвигателя, предварительно отпустив болты крепления его к платформе. Шкив электродвигателя и шкив поршневого блока должны находиться в одной плоскости

— Закрепить электродвигатель и установить защитное ограждение.

После первых 100-та часов (через каждые 100 ч.) работы.

1. Заменить масло.

После первых 100 часов работы необходимо провести замену масла. Далее через каждые 300 часов работы нужно также менять масло. Для заправки компрессора рекомендуется использовать компрессорные масла вязкостью 100 мм 2 /с при 40°С. Как правило, компрессорное масло идёт с обозначением 100 VDL или 100 ISO. Не следует использовать для поршневых компрессоров масло, предназначенное для пневмоинструмента или масло для винтовых компрессоров.

Для замены масла необходимо выполнить следующие действия:

— Подождать пока масло остынет до температуры 50°С — 80°С.

— Отвинтить пробку заливного отверстия, расположенного в верхней части картера.

— Ослабить сливную пробку, расположенную в нижней части картера.

— Подставить подходящую емкость для сбора отработанного масла, полностью отвинтите сливную пробку и слейте масло.

— Закрутить сливную пробку.

— Залить масло, рекомендованное производителем.

— Утилизировать отработанное масло согласно правилам охраны окружающей среды.

2. Проверить всасывающий воздушный фильтр (фильтрующий элемент)

В зависимости от условий эксплуатации, но не реже чем через 100 часов работы или раз в месяц нужно проверить всасывающий воздушный фильтр (фильтрующий элемент), при необходимости очистить или заменить его. Снижение пропускной способности воздушного фильтра (фильтрующего элемента), по причине его загрязненности, снижает ресурс компрессора, увеличивает расход электроэнергии и может привести к выходу из строя всасывающего, нагнетательного или обратного клапанов.

После первых 300-т часов (через каждые 300 ч.) работы.

1. Заменить масло.

2. Проверить натяжение ремней.

3. Проверить прочность крепления поршневого блока, электродвигателя, платформы.

Через каждые 300 часов работы или раз в три месяца проверяйте прочность крепления поршневого блока, электродвигателя, платформы. При необходимости подтяните болтовые соединения. Проверьте, чтобы шкив электродвигателя и шкив поршневого блока находились в одной плоскости.

После 600-т часов (через каждые 600 ч.) работы.

1. Заменить всасывающий воздушный фильтр (фильтрующий элемент)

Через каждые 600 часов работы или чаще по результатам внешнего осмотра (появление загрязнения с внутренней стороны фильтрующего элемента или изменение его цвета) необходимо заменить всасывающий воздушный фильтр (фильтрующий элемент).

После 1200-и часов (через каждые 1200 ч.) работы.

1. Произвести обслуживание обратного клапана.

Через каждые 1200 часов работы или раз в год необходимо проводить обслуживание обратного клапана. Обслуживание заключается в чистке седла и клапана от загрязнений, для этого нужно выполнить следующие действия:

— Открутить шестигранную головку.

— Очистить седло и клапан от загрязнений.

— Сборку выполнить в обратной последовательности.

По завершении технического обслуживания нужно установить на свои места защитное ограждение и детали, соблюдая при включении те же меры предосторожности, что и при первом пуске. Данные мероприятия если их поводить на постоянной основе и в четкой последовательности будут способствовать долговременной работе компрессорного оборудования. В качестве памятки данные этапы можно свести к таблице, которая и будет служить хорошим напоминанием.

Как прозвонить компрессор

В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?

Читайте также  Как восстановить руль от потертостей

Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье.

Прозвонка компрессоров кондиционеров

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 ° С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

Измерение сопротивления изоляции мегомметром.

Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.

На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.

Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.

Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.

Прозвонка компрессора холодильника

В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.

Схема с электромагнитным реле:

В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.

В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.

Схема с позистором:

На схеме позистор обозначен значком температуры t 0 , а термореле цифрой 6.

Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.

Проверка пуско-защитных реле холодильника

Выглядят пуско-защитные реле так:

Реле с позистором

Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.

То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).

Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.

У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.

Плановое обслуживание компрессоров: виды работ и периодичность выполнения

Сохрани свой компрессор в рабочем состоянии, прочитай инструкции по плановому ТО:

Любое энергетическое оборудование нуждается в периодическом техническом обслуживании. В процессе его проведения диагностике подвергается не только компрессор, но и другие составляющие пневмосети: фильтры, система трубопроводов, шланги, клапаны, осушитель, ресивер. Что такое плановое техническое обслуживание компрессора, и какие работы необходимо выполнять каждый месяц – эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

1 Что такое плановое обслуживание компрессорного оборудования?

Во время запуска двигатель компрессора преодолевает состояние покоя движущихся компонентов и разницу давления в пневмосети. Как и самих разновидностей компрессоров существует несколько способов облегченного пуска двигателей. Все они предназначены для снижения пусковых токов, величина которых влияет как на сечение питающих энергокабелей и пускателей, так и на срок эксплуатации самого агрегата.

Техническое (сервисное) обслуживание компрессора (ТО) – комплекс организационно-технических мероприятий и работ, направленных на поддержание работоспособности оборудования и продления срока его эксплуатации.

Виды технического обслуживания компрессорной техники:

  • Плановое обслуживание (регламентированное) – план и график работ составляются и утверждаются после ввода компрессора в эксплуатацию.
  • Внеплановое – выполняется по событию.
  • По состоянию — производится оценка состояния техники и выдается экспертное заключение, на основании которого производятся необходимые работы.

Мероприятия и работы планового техобслуживания составляются с учетом:

  1. Рекомендаций производителя, которые указаны в сопровождающей технической документации.
  2. Условий эксплуатации компрессорного оборудования.
  3. Конструкционных особенностей агрегатов.

Плановое ТО производится в обязательном порядке после того, как агрегатом было наработано определенное количество часов, или через определенный интервал с начала ввода в эксплуатацию.

Способы выполнения плановых техосмотров:

  • Визуально: осмотр состояния узлов, трубопроводов и т.д.
  • С помощью технических средств.

График выполнения плановых осмотров составляется вместе с Планом профилактического обслуживания компрессорной техники, и утверждается ответственным сотрудником.

2 Как составить План технического обслуживания компрессора?

Поскольку комплекс мероприятий по обслуживанию энергетического оборудования включает большое количество различных работ, которые необходимо производить в разное время, их целесообразно разделить по периодичности выполнения. Интервалы проведения плановых работ могут варьироваться от ежедневного исполнения, до — годового. Рассмотрим подробнее.

3 3. Рекомендуемый перечень и периодичность проведения работ по техническому обслуживанию винтового компрессора.

1. Ежедневные работы ТО.

Ответственный: специалисты предприятия, где эксплуатируется компрессорная техника.

Периодичность: каждые 8-12 часов.

Вид работ:

  • Проверка уровня масла.
  • Проверка утечек масла.
  • Проверка герметичности резьбовых соединений шлангов, трубопроводов.
  • Проверка конденсатоотводчика на предмет засорения, неисправности.
  • Слив конденсата (по необходимости).
  • Проверка на наличие вибраций, посторонних шумов (в отключенном состоянии).
  • Проверка состояния и показаний датчиков, манометров, термостата.
  • Визуальный осмотр компрессора на наличие повреждений
  • Проверка работоспособности режимов работы (запуск/нагнетание/холостой ход/ожидание/остановка).
  • Проверка сепарации масла.

2. Ежедневные работы.

Ответственный: специалисты предприятия, где эксплуатируется компрессорная техника.

Периодичность: каждые 48-72 часа.

Вид работ:

  • Проверка предохранительных клапанов
  • Проверка заполняемости ресивера.
  • Проверка герметичности соединений, креплений.
  • Проверка конденсатоотводчика.
  • Проверка состояния фильтров, замена по необходимости.
  • Состояние натяжения приводного ремня.
  • Проверка чистоты и состояния компрессора, осушителя, ресивера и других компонентов, в том числе – режимов работы.
  • Очистка радиатора.
  • Проверка вентиляционной системы помещения, в которой расположена пневмосеть с работающим компрессором.
  • Проверка состояния электроаппаратуры, электропроводки, клемм.

3. Ежемесячные работы.

Ответственный: специалисты предприятия, где эксплуатируется компрессорная техника.

Периодичность: каждые 500 часов.

Вид работ:

  • Проверка натяжения приводного ремня.
  • Наружный осмотр оборудования.
  • Проверка режимов работы.
  • Замена воздушных фильтров по необходимости.
  • Проверка состояния радиатора. Продувка воздухом по необходимости.

4. Ежеквартальные работы.

Ответственный: специалисты предприятия, где эксплуатируется компрессорная техника. Возможно привлечение специалиста из сторонней организации.

Периодичность: каждые 2000 часов.

  • Наружный осмотр всех компонентов пневмосети.
  • Проверка систем управления.
  • Замена масла.
  • Замена фильтров.
  • Проверка резьбовых соединений, затяжка болтов и т.д.

5. Ежегодные работы.

Периодичность: каждые 8000-20000 часов работы.

Ответственный: сотрудник компании, сотрудник сервисной службы.

Виды работ:

  • Замена ремня.
  • Замена фильтров.
  • Проверка работоспособности агрегатов.
  • Проверка чистоты масла, замена масла.
  • Проверка подшипников, замена подшипников по необходимости.
  • Замена ремкомплекта термостата.
  • Замена уплотнений.
  • Проверка состояния ресивера.
  • Изучение диаграммы рабочего давления компрессора на выходе.

Рекомендуемый перечень и периодичность проведения работ по техническому обслуживанию винтового компрессора:

4 Вопросы для самоконтроля при техническом обслуживании компрессоров

Предлагаем список вопросов, которые рекомендуется освещать во время технического обслуживания компрессорной техники:

  1. Происходит слив конденсата через конденсатоотводчик?
  2. Во время работы компрессора слышен шум/свист/посторонние звуки?
  3. Во время работы компрессора присутствуют вибрации?
  4. Можно самостоятельно проверить состояние воздушных и масляных фильтров?
  5. Есть ли утечки сжатого воздуха?
  6. Манометр, датчики, системы управления – в рабочем состоянии?
  7. Соответствует ли рабочее давление требуемым параметрам?
  8. Предохранительные клапаны в рабочем состоянии?

Данный список может быть дополнен и другими вопросами. Решения о дальнейшем проведении сервисных и ремонтных работ принимаются на основании ответов на данные вопросы.

5 Какие работы по техническому обслуживанию должны выполнять профессионалы?

Сотрудники предприятия, ответственные за работу энергетического оборудования, обычно выполняют ежедневные и ежемесячные работы по техническому обслуживанию агрегатов. В список таких работ входит:

  1. Визуальный осмотр оборудование и проверка режимов работы.
  2. Очистка оборудования от пыли.
  3. Проверка на наличие масла, протечек, вибраций, шумов.
  4. Слив конденсата.
  5. Проверка работоспособности манометров и других приборов.
  6. Проверка целостности и герметичности шлангов, трубопровода.

Сложные работы, такие как замена фильтров, уплотнений, приводного ремня, сальника, подшипников винтового блока, проверка радиатора, электроаппаратуры и т.д., должны выполняться квалифицированными специалистами. Если компания не располагает такими кадрами, необходимо обратиться к поставщику компрессорного оборудования или сервисным компаниям, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт компрессорной техники.