Как проверить термодатчик мультиметром

Как правильно проверить термопару мультиметром

Термопары (ТП) функционируют во многих тепловых процессах в качестве первичных датчиков температуры автоматической системы безопасности и регулирования. На объектах бытовой теплоэнергетики они устанавливаются для защиты горелок от отрыва пламени на газовых котлах, колонках и плитах, для приготовления пищи.

Они работают в высокотемпературной зоне газового факела, в связи с чем могут выходить из строя. При этом автоматика безопасности мгновенно отключает газоиспользующее оборудование. Для того, чтобы обеспечить безаварийную и продолжительную работу газовых плит, колонок и котлов, необходимо исключить ложное срабатывание защиты, а так же требуется знать, как проверить термопару мультиметром. В домашних условиях это возможно выполнить без проблем.

Что такое термопара

Термопара — это устройство, состоящее из спаянных разнородных проводников или полупроводников, образующих единую электроцепь. ТП работает на базе термоэлектрического эффекта, известного как «эффект Зеебека».

Эффект, когда два спаянных разнородных металла при определенной температуре генерируют напряжение, пропорциональное полученной тепловой энергии. Чем выше температурный напор в точке спая, тем больше термопара вырабатывает Э.Д.С.

Конструкция

Эффективность работы и высокая точность срабатывания данного первичного датчика температур базируется на простом принципе.

Его работа обеспечена такими основными элементами конструкции:

  1. Спай термопары из 2-х разнородных проводников. Иногда вместо проводников могут быть установлены полупроводники.
  2. Изолированные проводники, составляющие цепь от места спайки до точки вывода сигнала к внешним токоприемникам.
  3. Экранирующее защитное покрытие — металлическая трубка, закрывающая провода цепи от воздействия открытого огня в газовом факеле.

Важно! В состав спая могут быть включены как цветные, так и благородные металлы. В зависимости от этого термопары группируются по нескольким модификациям, характеристика которых представлена ниже.

Принцип работы

Термопара устанавливается в измеряемую зону с высокой температурой. Сплав металлов нагревается до рабочей температуры. Между холодными и горячими соединениями в цепи образуется напряжение. К холодным выводам термопары подключается токоприемник или измерительный прибор, тем самым замыкая цепь. Возникшее напряжение в катушке газового клапана-отсекателя электромагнитного типа создает индукцию, в связи чем он открывается и пропускает газ к горелке.

Для того, чтобы запустить котел или газовую колонку, вначале в ручном режиме потребуется нажать на шток. Начнется пропуск газа к горелке и пьезозапальник подожгет факел. В течении 30 сек будет происходить разогрев термопары. При выработке термопарой рабочего напряжения, электромагнитный клапан будет удерживаться этим напряжением в открытом положении. После того, как газ перестанет попадать в топку или произойдет аварийный отрыв факела от горелки, спай термопары остывает и прекращается подача напряжения на газовый клапан, который закрывается, тем самым отсекая подачу топлива в котел или газовую колонку.

Справка. По этому принципу функционирует система безопасности не только в бытовых газовых установках, но и на мощных энергетических станциях от ТЭЦ до АЭС, а также на металлургических, химических и других видах производств, которые используют газ в технологических процессах.

Для чего нужно проверять термопары

Любой энергетический агрегат будет отключен аварийно, если не сработает датчик температур. Замена термопары дорогостоящий процесс, тем более что она нужна не во всех случаях. Чтобы исключить ложное срабатыватывание автоматики безопасности по факелу пламени, лучше провести проверку ТП. Восстановление его работоспособности начинают с визуального осмотра термопары.

Как правило, она выходит из строя по причине перегорания термального индикатора, что случается довольно часто в котлах. В этом случае на поверхности датчика можно обнаружить черную вмятину либо даже сквозную дыру. В таком случае такой измеритель отбраковывается сразу и потребуется установить новый.

Важно! В некоторых случаях термопара не имеет внешних отклонений. В этом случае ее работоспособность можно проверить только с помощью мультиметра.

Какой прибор выбрать для измерения

Для выполнения тестирования термопары подойдет самый простой мультиметр, который обычно имеется в арсенале у домашнего мастера. В том случае, если потребуется купить новый, то лучше взять модель способную решать многие задачи, в том числе и замер температур.

Также нужно обратить внимание на то, чтобы мультиметр, кроме стандартных замеров напряжения, сопротивления и проводимости электроцепей, обладал такими функциями:

  • «HOLD» — функция фиксации результатов измерения на дисплее;
  • «REL» — функция выполняющая измерение относительно базового значения;
  • ●))) — функция тестирования электроцепей с подачей звукового сигнала.

Важно! Мультиметр обязан быть безопасным для пользования. Данные по его электробезопасности указывается в инструкции завода-изготовителя и наносятся на корпус прибора. Для тестирования термопары достаточно приборов класса CAT II / IIІ, соответствующим электробезопасности для внутридомовых распредсетей и локальных сетей питания.

Также можно проверить термопару авометром — это прибор комбинированного принципа действия. В основном измеряет постоянные характеристики тока, сопротивления и напряжения. В сущности, название «авометр» собрано из названий 3-х приборов, которые традиционно используют для замера отмеченных параметров: амперметра, вольтметра, омметра.

Пошаговая инструкция проверки термопары

Проверка термопары тестером не является сложной. Тем не менее, она связана с определенными рисками из-за наличия высокой температуры, газа и опасного напряжения. Поэтому пользователь должен придерживаться при работе следующих правил:

  1. Рабочая зона должна быть хорошо освещена.
  2. Запрещается пользоваться мультиметром вблизи легкогорючих и взрывоопасных веществ, а также в помещении с повышенной влажностью.
  3. Мультиметр должен находиться на ровной плоскости. В процессе тестирования, щупы необходимо держать за изолированные части.
  4. Запрещено перегружать мультиметр в процессе работы.

Внимание! При тестировании термопары ее корпус может сильно нагреваться до середины длины корпуса, поэтому работу проводят в защитных перчатках.

Принцип проверки термопары мультиметром одинаков, но могут быть некоторые отличия в зависимости от конструкции газоиспользующего оборудования, например, для котла или газовой плиты.

Отопительный газовый котел

Если газовый котел остановлен аварийно, а диагностика котла сообщает владельцу, что отсутствует пламя на горелке, то первым делом потребуется проверить работоспособность термопары мультиметром:

  1. В целях безопасности отключают котел от электрической и газовой сети.
  2. Термопара имеет незакрепленный конец, который размещен в факеле горелки, а второй закреплен к электромагнитному клапану с помощью гайки.
  3. Для снятия ТП с котла откручивают гайку.
  4. Свободный конец ТП нагревают над источником открытого огня. Подойдут горящая свеча или газовая конфорка. При этом важно выдерживать минимальный уровень размещения ТП — 1 см от пламени.
  5. После того, как ТП нагрелась, начинают тестирование мультиметром.
  6. Мультиметр установить в режим замера минимального постоянного электрического напряжения.
  7. В трубке имеется токопроводящий контакт, к нему необходимо присоединить «+» щуп мультиметра.
  8. Щуп «минус» соединить с корпусом элемента.
  9. Нагреть наконечник на открытом пламени.
  10. Если показания будут в пределах 20–25 мВ, то термопара исправна, а сбои в работе котла по данному параметру защиты могут быть вызваны плохими контактами между проводами ТП и газовым клапаном-отсекателем.
  11. Даже в том случае, если напряжение ТП не достигает 20 мВ, чтобы исключить ошибку потребуется несколько раз прозвонить термопару, дополнительно нагревая ее. Если все замеры покажут результаты ниже 20 мВ, то термопара подлежит замене, поскольку современные датчики этого класса ремонту не подлежат.

Для того чтобы правильно выбрать новую ТП для замены, нужно ориентироваться по марке котла, так как термопара может производиться по классификации ЕС, а не по отечественным стандартам, и это создает определенную путаницу.

Газовая плита

Все современные газовые плиты имеют систему газ-контроль, которая работает с термопарой. В том случае, когда плита не запускается из-за срабатывания защиты по данному показателю, скорее всего, засорилась либо вышла из строя термопара.

Важно! Перед началом тестирования нужно закрыть подачу газа на конфорки и духовку, отключить плиту от электросети и убрать все приспособления, посуду.

Пошаговая инструкция проверки работоспособности термопары мультиметром в газовых плитах:

  1. Снимают дверцу с духовки.
  2. Находят ТП. Обычно она расположена вблизи рассекателя пламени.
  3. Если при внешнем осмотре на поверхности корпуса термопары была обнаружена грязь и копоть, то осторожно мелкой наждачной бумагой ее убирают.
  4. Выносят образовавшийся мусор из духовки. Повторно проверяют работоспособность датчика.
  5. Если газовая плита по-прежнему отключается системой защиты, то приступают к проверке ТП мультиметром.
  6. Для этого нужно найти электролинию соединения датчика с электрической защитой плиты. Как правило, она расположена под лицевой панелью либо под верхней крышкой в месте расположения газового клапана-отсекателя и переключателя температур.
  7. Проверяют целостность контактной группы, которые также могут давать сбой в работе ТП.
  8. Устанавливают настройку предела измерения прибора в районе десятков мВ.
  9. Подключают щупы к выводам термопары и нагревают измерительный участок.
  10. Если мультимер покажет напряжения на выводах ТП до 20 мВ, устройство не исправно. Для точности определения замеры выполняют несколько раз.

Советы по проверке термопары

В том случае, если пользователь не хочет прежде времени снимать ТП с котла, то можно ее протестировать на действующем оборудовании. Для этого отключают трубку ТП от системы автоматики и подсоединяют мультиметр. Удерживая клавишу клапана-отсекателя, разжигают запальное устройство и через 30–40 сек. снимают показания напряжения первичного датчика.

Преимуществом этого метода является простота измерений, а недостатком — отсутствие визуального обследования датчика и невозможность очистки его поверхности от сажи, что также может быть причиной аварийного срабатывания котла.

В целом считается, что термопары менее точные и чувствительные датчики температуры, чем, например, термисторы. Но благодаря своей низкой стоимости и высокой надежности эти термопары десятилетиями успешно использовались в нагревательных процессах.

Невзирая на то, что конструкция термопары довольно простая, она считается исключительно важным элементом современной защиты газового оборудования. Выполняя роль первичного измерителя температуры в системе «газ-контроль», термопара создает надежную защиту газового оборудования от возможных аварийных ситуаций. Работоспособность термопары — залог безопасности в доме и контролировать ее можно с помощью простых замеров, выполняемых мультиметром.

Видео по теме

Проверка температурных датчиков

Современные кондиционеры имеют развитую систему самодиагностики, которая получает информацию от различных датчиков и на основании этого изменяет параметры системы или выдаёт коды ошибок.

Одним из типов таких датчиков являются термодатчики, обычно полупроводниковые термисторы.

Самые простые кондиционеры кондиционеры имеют, как минимум, два термодатчика во внутреннем блоке, а более интеллектуальные гораздо больше.

Рассмотрим подробнее где их устанавливают и как их проверить.

Как найти температурный датчик в кондиционере

Внутренний блок:

  • Датчик температуры комнатного воздуха
Читайте также  Как полностью слить тосол

Это тот самый датчик, который задаёт режим работы компрессора.

  • Датчик температуры испарителя (установлен в средней точке испарителя)

Он служит для отключения компрессора при температуре испарителя ниже нуля, или индикации ошибки, во избежание обледенения испарителя.

  • Температурный датчик на выходе из испарителя
  • Датчик температуры электродвигателя вентилятора

Отключает двигатель при перегреве, предупреждая возгорание.

Перегрев обычно случается в случае межвиткового замыкания.

  • Термопредохранитель в клеммной колодке
  • При превышении температуры срабатывания (чаще всего около 90 0 С) он сгорает, размыкая цепь питания кондиционера.

Внешний блок:

  • Датчик температуры наружного воздуха

Этот датчик служит для ограничения работы кондиционера при температуре на улице ниже его рабочего диапазона

Кондиционер просто не включится, если температура на улице ниже его предела.

  • Датчик температуры конденсатора (может быть установлено несколько, в разных точках)

Функция этого датчика — поддержание давления конденсации в заданном пределе при изменении температуры на улице.

  • Датчик температуры нагнетания компрессора

По температуре нагнетания можно косвенно определить давление, и если оно выше нормы, то кондиционер выдаёт ошибку.

  • Датчик температуры газовой магистрали

Датчик газовой магистрали дублирует датчик низкого давления, и выдаёт ошибку при его чрезмерном снижении.

  • Температурный датчик на двигателе вентилятора
  • Термопредохранитель на соединительной колодке

Также существуют системы с определением уровня конденсата с помощью термодатчиков, вместо механического поплавка.

Как проверить датчик температуры кондиционера

Главный параметр, по которому можно судить о исправности термисторов, это его сопротивление.

Причём его сопротивление зависит от температуры

Для определения сопротивления необходим прибор — омметр или мультиметр, в котором есть функция измерения сопротивления.

Также необходим термометр, можно обычный комнатный.

Методика проверки термодатчиков:

  • Вынимаем датчик из разъёма на плате
  • Устанавливаем прибор на функцию измерения сопротивления (лучше автоматический выбор предела измерения)

  • Считываем показания с прибора

  • Измеряем комнатную температуру
  • Сверяем показания с данными из документации на эту модель.

Пример проверки датчика температуры

Для примера возьмём кондиционер Toshiba RAV-SM562KRT-E.

Скачиваем сервис мануал для этой модели.

В разделе Troubleshooting находим таблицы зависимости сопротивления датчиков от температуры.

Возьмём для датчика температуры комнатного воздуха:

Из графика видно, что при температуре 25 0 С его сопротивление равно 10 кОм (самое распространённое значение).

Для проверки можно нагреть датчик, взяв его в руку, при этом, как видно из графика, его сопротивление должно уменьшиться.

Как узнать сопротивление датчика температуры кондиционера

Главный источник информации — документация для кондиционеров, сервис мануалы (service manual) и технические данные (technikal data) .

Если же не удаётся найти информацию для данной модели, можно посмотреть документацию для других моделей этого же производителя, очень часто датчики устанавливают с одинаковыми параметрами.

Также можно измерить параметры на аналогичном кондиционере, если есть такая возможность.

Если выяснилось что датчик всё-таки неисправен и требуется временно восстановить работоспособность кондиционера пока не приобретён датчик, это можно сделать поставив на место штатного датчика резистор.

Проще всего это сделать отрезав старый неисправный датчик, а освободившиеся выводы зачистить и припаять или прикрутить к ним резистор.

Для нашего примера нужен номинал 10 кОм, можно использовать любой постоянный или подстроечный.

При этом нужно учесть, что кондиционер будет всё время работать в режиме максимальной мощности не выключая компрессор.

Так что применять этот способ можно лишь на время при крайней необходимости.

67. Как проверить ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ(ДТОЖ)?

Все чаще возникают вопросы по охлаждению двигателя.
У одних вентилятор включается и не выключается, у других он не включается, только в аварийном режиме.
Самый частый ответ — «смени ТЕРМОСТАТ!», многие плюсуют, многие соглашаются.

Но многие и понятия не имеют, как меняется термостат, что придется сливать ОЖ!
Корпус термостата и термоэлемент называют одним словом ТЕРМОСТАТ!
В моем понятии:
ТЕРМОСТАТ — это весь узел, корпус с отверстиями под патрубки, клапан и датчик.

Термоэлемент — представляет собой термочувствительный клапан, который установлен внутри корпуса термостата. Вот его то, в большинстве случаев, и заклинивает.

Так вот. Чтоб тупо не менять Термостат, и термоэлемент его, с начала нужно проверить датчик! Который установлен в корпусе.

Самым простым, быстрым и надежным способом проверки является считывание параметров с помощью диагностического сканера. Я пользуюсь автосканером марки Scan Tool Pro Black Edition. Друг подарил на ДР.

К преимуществам данного автосканера можно отнести то, что он считывает не только двигатель, но и остальные системы автомобиля. Вся информация выводится на экран смартфона. Подключение происходит через блютуз (для андройд) / wifi (для ios). Так что всем советую рассмотреть подобного рода устройства к приобретению, стоимость сканера отобьётся за 1 – 2 поездки на сервис для диагностики.

Если нет сканера.
Берем мультиметр, в моем случае цифровой, и замеряем сопротивление. Сверяем по таблицы с температурой в данный момент, и делаем выводы.

Возьмем мой случай.

Температура — 73 градуса по компу, сопротивление — 402 Ом.
По таблицы ми видим что термостат должен быть закрыт! Соответственно патрубок под фильтром «Этот трогать на нагрев» — холоднотеплый.
Нагреться патрубок(а вы, обжечь руку) должны в 85+ — пару градусов.
Об этом написано тут 25. Mini FAQ по системе охлаждения. С картинками!
«В районе температуры 85+- пару градусов, начинает потихоньку открываться, а при 102 если не ошибаюсь полностью открывается и тосол церкулирует через радиатор по полной»

Итог;
Не стоит тупо разбирать половину машины из-за одного датчика. Сначала ищем причину.

Напоминаю.
ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ — ДТОЖ

Датчик температуры в СУД служит для определения температурного состояния двигателя. По его сигналу ЭБУ при запуске выставляет необходимое количество шагов РХХ, регулирует топливоподачу. Внутри датчика находится термистором с «отрицательным температурным коэффициентом» — при нагреве его сопротивление уменьшается. Высокая температура охлаждающей жидкости вызывает низкое сопротивление (70 Ом + 2% при 130 °С), а низкая температура дает высокое сопротивление (100700 Ом ± 2% при -40 °С). Контроллер подает на датчик температуры охлаждающей жидкости напряжение 5 В через резистор с постоянным сопротивлением, находящимся внутри контроллера. Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике, имеющем переменное сопротивление. Падение напряжения большое на холодном двигателе, и низкое — на прогретом. Соответственно, на холодном двигателе напряжение на датчике выше, на горячем — ниже.

Называется 23.3828

Характеристи датчика
При повышении температуры сопротивление датчика уменьшается, см. таблицу:
Температура (°C) Сопротивление датчика (ом)
100 177
90 241
80 332
70 467
60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802
30 2238
25 2796
20 3520
15 4450
10 5670
5 7280
0 9420
-4 12300
-10 16180
-15 21450
-20 28680
-30 52700
-40 100700

Установлен
Датчик температуры охлаждающей жидкости (на фото 2) установлен между головкой блока и термостатом. Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два контакта ( в отличии от одноконтактного датчика температуры для панели приборов, который стоит рядом, не путайте ).

Температура ОЖ влияет практически на все характеристики управления двигателем. Для нормальной работы двигателя при различных температурах в расчете угла опережения зажигания участвует значение температуры двигателя, значит неисправность датчика влияет на работу системы.
Датчик практически не ломается, но бывает, врёт. Довольно часто перетираются провода у основании разъёма. Основные неисправности — нарушение электрического контакта внутри датчика и нарушение изоляции.

Отказ датчика ведет к трудности запуска горячего мотора, повышенный расход топлива. При отключении ДТОЖ контролеер воспринимает это как обрыв его цепи и принудительно включает вентилятор. Если есть БК, то он при этом покажет температуру ОЖ минус 40 градусов.

По поиску забил «термостат Приора» и вижу картинку своей машинки

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

  1. Инструменты и предметы, которые вам понадобятся
  2. Найдите датчик температуры охлаждающей жидкости
  3. Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
  4. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
  5. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости мультиметром
  6. Проверка ваших показаний
  7. Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
  8. Как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Большинство датчиков температуры охлаждающей жидкости напоминают большую гайку с электрическим разъемом сверху.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT) проста и может помочь вам быстрее починить автомобиль. Вы можете сделать это дома, используя цифровой мультиметр и термометр для приготовления пищи. Плохой ECT влияет на производительность двигателя:

  • Это может вызвать постоянную обедненную воздушно-топливную смесь, в результате чего двигатель заглохнет или начнет работать вхолостую.
  • Или это может привести к постоянной богатой воздушно-топливной смеси, вызывая увеличение выбросов и расхода топлива.
  • На современных автомобилях плохой датчик ECT нарушит синхронизацию зажигания.
  • На некоторых моделях автомобилей неисправный датчик ECT (температуры) может также испортить трансмиссию, вентилятор охлаждения и указатель температуры.

Но прежде чем винить ECT охлаждающей жидкости за проблемы с двигателем, воспользуйтесь этим руководством, чтобы проверить его и убедиться, что вам действительно нужно его заменить. Тест занимает всего несколько минут.

Инструменты и предметы, которые вам понадобятся

  • Цифровой мультиметр
  • Кухонный термометр
  • Гаечный ключ (трещотка и набор торцевых головок, если вам нужно удалить компоненты)
  • Бумага и карандаш

Найдите датчик температуры охлаждающей жидкости

Откройте капот вашего автомобиля,чтобы найти датчик охлаждающей жидкости.

  1. В зависимости от модели вашего автомобиля, вы можете найти его, установленный на головке цилиндров или впускном коллекторе. Тем не менее, одно из наиболее распространенных мест — на корпусе термостата или рядом с ним. Вы можете найти корпус термостата, следуя за верхним шлангом радиатора, который соединяется с корпусом термостата на стороне двигателя.
  2. Ищите большую гайку с электрическим разъемом сверху и два электрических провода, идущие от разъема — на большинстве современных транспортных средств — или один провод — на старых моделях автомобилей.
  3. Некоторые ECT скрыты под впускным коллектором, особенно на больших грузовиках.

Если вам все еще не удается найти ECT, обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля. Вы можете купить руководство по ремонту для конкретной марки и модели автомобиля в большинстве магазинов автозапчастей или через Интернет.

Используйте цифровой мультиметр для проверки вашего датчика температуры охлаждающей жидкости.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Тест измерителя температуры охлаждающей жидкости

Читайте также  Где номер кузова на оке

Теперь, когда вы установили ECT на своем автомобиле, вы готовы его проверить.

  1. Отсоедините электрический разъем датчика.
  2. Получите значения нагрева поверхности двигателя, используя инфракрасный термометр или подходящий термометр для приготовления пищи. Измерьте температуру двигателя в месте рядом с ECT.

Прежде чем перейти к следующему шагу, давайте на секунду отвлечемся сюда:

Хорошо, в этот момент вы можете задаться вопросом, зачем вам измерять нагрев двигателя, чтобы устранить неисправность измерителя. Основная причина заключается в том, что вы пытаетесь проверить здесь две распространенные потенциальные неисправности: датчик ECT и термостат.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Допустим, термостат на вашем автомобиле застрял в открытом положении. Это не позволит двигателю достичь рабочей температуры, поскольку охлаждающая жидкость течет непрерывно. Если вам нужно было протестировать только один датчик ECT, вы можете подумать, что он вышел из строя, потому что его значение сопротивления осталось на уровне 1500 или 2100 Ом, например, когда фактически он сообщает фактическую температуру охлаждающей жидкости, и он работает должным образом.

Используя термометр, вам не понадобится много времени, чтобы понять, что термостат не работает. Например, вы заметите, что нагрев двигателя не поднимается выше 85 или 90 градусов.

С другой стороны, если термостат работает нормально, температура двигателя достигнет примерно 200F (93C) и впоследствии снизится при открытии термостата. Таким образом, вы исключаете термостат как еще один возможный сбой.

Хорошо, теперь давайте перейдем к следующему шагу.

  1. Запишите показания температуры.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости мультиметром

  1. Теперь с помощью омметра или мультиметра измерьте значение сопротивления измерителя температуры охлаждающей жидкости, подключив один из выводов расходомера к одной из клемм на электрическом разъеме измерителя, а другой провод к другой клемме на электрическом разъеме ECT.

На автомобилях со старыми однопроводными измерителем подключите провода измерительного прибора к клемме разъема и корпусу датчика (заземлению), чтобы получить показания.

  1. Проверьте в руководстве по ремонту автомобиля правильное значение сопротивления для вашего ECT. Однако не во всех руководствах по обслуживанию есть эта информация.

Большинство измерителей этого типа имеют значение сопротивления 3000 Ом или более при температуре около 55 ° F (13 ° C). Вы можете попробовать поискать в Интернете таблицу значений сопротивления для вашего конкретного ECT, если вы знаете его марку.

Однако, если вы найдете значения сопротивления для вашего конкретного датчика ECT, все равно продолжайте эти тесты, поведение измерителя и показания температуры могут дать вам подсказку о его рабочем состоянии.

  1. Запишите сопротивление.

Теперь вы собираетесь сделать ещё один тест

  1. На этот раз запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
  2. Установите коробку передач на нейтраль и включите стояночные тормоза.
  3. Подождите примерно одну-две минуты и измерьте температуру двигателя и сопротивление измерителя, как вы делали раньше.
  4. Запишите эту новую пару значений.
  5. Не выключая двигатель, подождите примерно одну-две минуты и повторите эту процедуру еще раз.
  6. Сделайте еще одну пару чтений через одну-две минуты снова, всегда отмечая значения.
  7. Затем выключите двигатель.

Проверка ваших показаний

Теперь сравните свои показатели с показателями сопротивления и температуры для конкретного датчика, указанными в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля.

Если у вас нет эталонных значений сопротивления для вашего ECT, убедитесь, что показания сопротивления вашего измерителя пропорционально уменьшились при увеличении температуры двигателя. Это будет указывать на то, что ваш датчик охлаждающей жидкости реагирует на температуру двигателя.

Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Кроме того, убедитесь, что двигатель достиг рабочей температуры около 200F (93C) перед тем, как упасть. Если температура двигателя не сильно изменилась во время ваших показаний, термостат застрял, и вам нужно заменить его.

Когда вы должны заменить датчик?

  • Независимо от того, получили ли вы необычные показания или нет, убедитесь, что проводка и электрический разъем не имеют коррозии. Если один или несколько проводов имеют признаки повреждения, отремонтируйте их. Удалите коррозию с электрического разъема датчика, используя очиститель электрических контактов, и при необходимости повторите тест.
  • Если сопротивление ECT не изменилось при повышении температуры двигателя, замените устройство.
  • Если ваш измеритель регистрирует только бесконечное сопротивление, он имеет разорванный внутренний контакт, и вам необходимо заменить его.
  • Если датчик регистрирует только нулевое сопротивление, внутренние контакты замкнуты. Заменить его.

Корпус термостата является одним из наиболее распространенных мест для датчика температуры охлаждающей жидкости.

Как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Тест датчика температуры охлаждающей жидкости довольно прост. Это займет всего несколько минут, и вам даже не придется снимать измеритель с двигателя для процедуры устранения неполадок. Выполнение шагов, описанных в этом руководстве, поможет вам быстро определить, нужно ли заменить датчик, а также одновременно проверит работу термостата с помощью термометра. Кроме того, обязательно осмотрите электрический терминал датчика на наличие повреждений и коррозии, а также проверьте провода цепи на предмет возможных повреждений.

Как проверить теплый пол мультиметром: на обрыв, как замерить сопротивление, как прозвонить терморегулятор или реле

Из нашей статьи вы узнаете, как и в каких случаях нужно проверять тёплый пол и почему это нужно обязательно делать в момент покупки.

Кроме того, мы расскажем о том, как измерить напряжение мультиметром, как прозвонить греющий кабель тёплого пола или плёнку, и как проверить работу датчика температуры и терморегулятора. А также, объясним, как протестировать отопительную систему без мультиметра.

Проверка в момент покупки

Тёплый пол следует проверять ещё в момент покупки. К греющему прибору прилагается документация, в которой прописаны технические характеристики и уровень сопротивления.

По желанию покупателя продавец должен продемонстрировать все функции оборудования. Используя мультиметр или тестер можно померить сопротивление в изоляции, для этого устанавливается на приборе режим больших сопротивлений. Полученные данные должны совпадать с информацией в технической документации.

Рекомендовано обязательно делать проверку тёплых полов при покупке, иначе есть риск приобрести не работающее оборудование.

Проверяем напряжение в сети мультиметром

Если смонтированные тёплые полы не греют, то первым делом, нужно проверить — что в сети присутствует напряжение. Для этого, на терморегуляторе есть индикатор. Если он горит, то возможно сбита настройка температуры, или указан минимум.

Отсутствие свечения индикатора говорит, что нет напряжения, и надо произвести проверку автомата на щитке. Бывает случаи, что автомат отключается защитным устройством — это означает, что есть короткое замыкание.

Чтобы определить место повреждения, нужно отключить питание, и кабель пола от термостата. Затем требуется прозвонить мультиметром отрезок, который расположен между щитком и регулятором.

Если мультиметр выдаёт нулевое сопротивление, то проводка повреждена на данном участке. Если же оборудование показывает значение выше, то надо искать повреждение в другом месте.

Сначала, нужно выяснить присутствует или нет электрический ток на входе в термостат. Если при проверке выявлено короткое замыкание, значит, в приборе присутствуют неисправности. В противном случае, неполадки надо искать в питающем кабеле.

Мультимертом можно замерить как сопротивление, так и напряжение в тёплом полу.

Как проверить теплый пол мультиметром на обрыв с помощью прозвона

Для прозвонки мультиметром электрического тёплого пола на порыв, будь то кабель, маты или плёнка, обязательно следует включить звуковой сигнал. Это делается при помощи значка, который находится вблизи шкалы омметра.

При соприкосновении щуп друг с другом слышен звук — он свидетельствует о замкнутости цепи. Если при этом прикоснуться щупами к жилам тёплого пола, то появляется зумер. В случае его отсутствия приходим к выводу, что произошёл надрыв жил.

Измерять степень сопротивления нагревателя тёплого пола, возможно, мультиметром. Полученные данные делятся на 220 Вт (уровень напряжения в сети), так можно узнать величину тока протекающего по кабелю.

Это значение надо умножить на напряжение (220), и получается потребляемая мощность. Она должна совпадать с прописанной производителем, причем допустимы несовпадения в 5 %.

Расхождения в большую сторону, говорят о наличии неисправностей в нагревателе.

При установке плёночных тёплых полов, измерять сопротивление мультиметором можно как у всей системы, так и у каждой полосы отдельно. Если полученные данные не соответствуют паспортным, то можно утверждать, что проблема в плёнке. Поэтому надо проверить целостность проводов и качество их соединений.

Большая потребляемая мощность

Если, при измерении потребляемая мощность значительно превышает указанную изготовителем, это значит, что произошло короткое замыкание. Обычно это случается при нарушении изоляционного слоя проводов.

При этом один участок будет греть сильно, а другой вообще не нагреваться. Функционирование в таком режиме приводит к большому потреблению электроэнергии, кроме того система быстро выйдет из строя.

Решить данную проблему возможно, если демонтировать отделочный материал в месте, где нарушена изоляция, и произвести ремонт дефектного участка провода.

Ремонт заключается в изоляции оголённых жил провода изоляционной лентой. Если же кабель находится под бетонной стяжкой, то сделать это довольно сложно.

Низкая потребляемая мощность

Если мощность у греющего пола существенно ниже паспортной, и при этом показатель сопротивления равен бесконечности, следовательно произошел обрыв цепи. Продолжительная работа в данном режиме приведёт к перегоранию кабеля.

Для устранения неполадки, требуется найти место обрыва. Но сначала, необходимо отключить систему от сети и регулятора. Для определения участка обрыва используется высоковольтный генератор или тепловизор. Проводя ими над поверхностью напольного покрытия, вы услышите звук, в том месте, где произошёл порыв.

Там и следует демонтировать отделку, чтобы получить доступ к участку порыва провода. Разорванные жилы защищаются, соединяются гильзой и зажимаются щипцами.

Надетая заранее на участок муфта нагревается строительным феном, что приводит к её сжатию, тем самым она герметизирует провод. После чего, можно укладывать отделочный материал в помещении.

Отсутствие сопротивление в системе

Сопротивление нулевое — это говорит о произошедшем коротком замыкании. Если отсутствует отделка, или её легко снять, то найти место повреждения можно простым осмотром. В месте, где произошло замыкание цепи, будет нарушен изоляционный слой (расплавлен, подгорел, жилы оголены).

Ремонтные работы заключаются в восстановлении изоляционного слоя.

Как произвести проверку термодатчика мультиметром?

Термодатчик — резисторное оборудование, поэтому оно имеет собственное сопротивление, которое также легко проверить мультиметром. Так как, датчик расположен между элементами нагрева, то на сопротивление его резистора влияет температура тёплого пола. Чем выше температура, тем сопротивление ниже. К примеру, пол нагрет до 5 градусов — прибор покажет 22 кОм, при 40 — 6 кОм.

Читайте также  Как подтянуть шкворня на уаз патриот

Прежде, чем прозванивать термодатчик, снимается лицевая панель с регулятора, и откручивается установочный блок. После этого, используя мультиметр, и установив на нём режим омметра, измеряется сопротивление датчика.

Оно сравнивается с заводскими показателями. Расхождение больше чем на 5 кОм, или значение равное 0, свидетельствует о поломке устройства, и он нуждается в замене. Сделать это несложно, если была соблюдена инструкция по монтажу датчика, и он размещён в гофре. Из неё просто достать устройство, и заменить.

Есть современные модели терморегуляторов, на их сенсорном экране отражается информация о поломке датчика.

Как проверить терморегулятор и реле

Терморегулятор является прибором, при помощи которого осуществляется настройка системы отопления и контроль над ее работой. В термостате чаще ломается реле или конденсатор.

Их ремонт обходится дорого, поэтому целесообразнее просто заменить весь прибор. Хотя есть одна причина, почему не греет пол — плохие контакты проводов с клеммами регулятора. Данную поломку легко устранить самостоятельно. Надо просто подтянуть винтовые соединения.

Приступая к тестированию термостата, нужно сначала проверить правильность подключения прибора по схеме. Если все нормально, то необходимо произвести отсоединение от регулятора нагревательных элементов, и проверить наличие напряжения на контактах.

Для этого, устанавливается минимальная температура и подаётся напряжение 220 Вт. Используя мультиметр, можно измерить напряжение в контактах, оно должно совпадать с тем, что на входе — 220.

После чего, необходимо убедиться в исправности реле. Поэтапная проверка состоит из следующих действий:

  1. На термостате выставляется минимальное температурное значение.
  2. Подаётся и замеряется напряжение, оно должно равняться 220 Вт.
  3. Переводится тумблер в режим Вкл.
  4. Выставляется на приборе максимальная температура, при этом должен прозвучать щелчок, то есть переключается реле — если прибор исправен. В этот момент давление на контактах, которое идёт к нагревателю должно быть 220 Вт.
  5. Устанавливается ещё раз самая низкая температура, и опять реле должно отключить подачу напряжения.

Как провести проверку без мультиметра

При отсутствии мультиметра, существует метод проверки работы тёплого пола обычной лампочкой.

Этапы проверки термостата:

  1. Подключить термостат к электросети согласно схеме. К клемме L фаза, а к N — ноль. К нему подсоединить термодатчик и лампочку, она выступает индикатором.

  1. Отключить регулятор от питания тумблером.

  1. Установить на максимум рычаг, отвечающий за температурный уровень.
  2. Если терморегулятор в рабочем состоянии, то лампочка засветится.

Проверить датчик тёплого пола без мультиметра можно также подобным способом. Следует провести все вышеперечисленные действия, но на терморегуляторе установить не максимальную, а среднюю температуру.

При этом, датчик берётся в руку. После чего, температуру надо опять поставить на максимальную. В этот момент лампочка загорится. А когда температурный датчик нагреется от тепла руки, она погаснет. Остыв, датчик просигнализирует об этом термостату, и лампочка снова загорится.

Есть еще один метод, как проверить терморегулятор электрического тёплого пола без мультиметра:

  • отключить в щитке подачу питания;
  • соединить провода тёплого пола с электрощитком напрямую, без термостата;
  • включить подачу тока и подождать полчаса, затем посмотреть греется ли пол, если да — причина в регуляторе.

Проверять тёплый кабельный или инфракрасный пол нужно несколько раз. Первый, ещё в момент покупки обогревательного устройства, затем после укладки нагревателя (прежде, чем заливать стяжку и обустраивать отделочное покрытие), и при запуске системы отопления.

Кроме того, проверка требуется, если пол перестал нагреваться в процессе работы. Лучше для такого тестирования подключать мультиметр, но при его отсутствии, возможно, произвести проверку подручными средствами.

Проверка ДТОЖ или как избежать сбоев в работе двигателя

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — работа, направленная на определение работоспособности узла и его способности реагировать на изменение температурного режима.

Для выполнения работы можно пойти двумя путями: сразу демонтировать устройство или сначала провести проверку без снятия.

При выборе первого варианта потребуется обычный гаечный ключ нужного размера (как правило, на «19»), но на некоторых иномарках – головка на 20, 21 или 22.

Устройство и принцип работы

Температурный датчик ДТОЖ — резистор (термистор), реагирующий на температуру антифриза в охлаждающей системе мотора. Информация о сопротивлении этого элемента передается в ЭБУ, который принимает решение об изменении настроек в работе двигателя.

Полученные сведения используются ЭБУ для определения шагов регулятора ХХ (холостого хода) для оптимальной подстройки нужного объема топливной смеси.

Так, при достижении 130 градусов Цельсия параметр сопротивления — 70 Ом, а при минус 40 градусов — 100,7 кОм.

Термистор управляется, благодаря подаче на него напряжения +5 В от контроллера.

Потенциал проходит через классический резистор с неизменным сопротивлением (R).

Уровень нагрева антифриза вычисляется по факту падения напряжения на ДТОЖ с изменяемым R (Ом). При этом на холодном моторе падение будет большим, а на нагретом — низким.

Где находится

Для проверки ДТОЖ необходимо знать место его расположения. Отметим, что место установки датчика может отличаться в зависимости от марки / модели машины.

Чаще всего термистор монтируется между головкой блока цилиндров и термостатом или на патрубке выпуска ОЖ.

Но на некоторых автомобилях он установлен на патрубке радиатора.

Внешне устройство имеет вид небольшого элемента с резьбой, с помощью которой ДТОЖ вкручивается в специальное отверстие. При этом сам регулирующий элемент находится в антифризе и контролирует его температуру.

Такой тип установки позволяет контролировать температурный режим на разных участках и тем самым быстрей принимать меры.

При этом в блоке управления должны быть предусмотрены соответствующие программы. Дополнительные сведения можно найти в инструкции к автомобилю.

Функционально датчик очень надежен и ломается в редких случаях. Чаще всего он показывает неправдивую информацию. Иногда возможны и другие повреждения, к примеру, перетирание проводов или нарушение качества контакта.

Что касается особенностей расположения ДТОЖ на разных моделях, на этом вопросе остановимся ниже.

Признаки неисправности

Для принятия мер по контролю датчика температуры ОЖ требуется вовремя определить проблемы в этом узле.

Но стоит учесть, что рассмотренные ниже признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях силового агрегата.

Вот почему для получения точного результата может потребоваться дополнительная диагностика.

  1. Информирует водителя в реальном времени об температуре охлаждающей жидкости.
  2. При достижении мотором порогового значения температуры ЭБУ, получив информацию от датчика ОЖ, включает вентилятор принудительного охлаждения, как правило, это около 100 0 С.
  3. Участвует в процессе увеличения оборотов холостого хода за счет обогащения топливо-воздушной смеси на холодном двигателе.
  4. При движении автомобиля ЭБУ формирует общую информацию об работе всех систем на основании полученных данных от датчиков и основываясь на эти данные формирует правильную топливо-воздушную смесь. Датчик температуры ОЖ тоже учувствует в этом процессе.
  1. Зажигание лампочки «Check Engine» на приборной панели. Для получения более точной информации лучше сканировать ЭБУ и посмотреть ошибки, к примеру, через автосканер ELM327 подключенный к смартфону. Коды ошибок смотрите дальше.
  2. Двигатель заводится и сразу глохнет.
  3. Сбои в работе вентилятора в радиаторе. Неисправность может проявлять себя отказом включения в случае нагрева или работе даже после остывания мотора. При выключении ДТОЖ электронный узел управления машины воспринимает проблему как обрыв и включает вентилятор.
  4. Появление из выхлопной трубы темного или серо-черного дыма.
  5. Увеличение «прожорливости» машины. Это объясняется тем, что на ЭБУ подаются неправильные сведения. Соответственно, «мозги» машины не могут определить объем необходимой смести для поддержания оптимального температурного режима.
  6. Протечка антифриза из-под корпуса ДТОЖ. Такую проблему можно определить при визуальном осмотре.
  7. Глохнет разогретый мотор. Проблема может возникнуть при достижении максимальной температуры. При этом тип залитой ОЖ не имеет значения.
  8. Не работает указатель нагрева силового узла на приборной панели.
  9. Сбои в работе двигателя. Проблема может проявиться остановкой при низких оборотах, трудностях с пуском зимой, колебаниями при работе на ХХ и т. д.
  10. Закипание ОЖ, но при этом на панели приборов отображается температурный режим в пределах нормы.
  11. Увеличение времени нагрева двигателя и т. д.

Рассмотренные выше проблемы могут иметь место по одной или в комплексе, но в большинстве случаев они свидетельствуют о неисправности силового узла. При этом датчик температуры антифриза не всегда является основной причиной неисправности.

Как проверить, не снимая с машины

При наличии подозрений на неисправность ДТОЖ не обязательно снимать его с машины. Все манипуляции можно сделать без демонтажа с помощью тестера или диагностического прибора. Рассмотрим каждый из способов подробнее.

1. Предварительная проверка

Для проверки измерителя температуры заведите автомобиль и дайте прогреться мотору на холостых до 90 – 95 0 С.

Отсоедините от датчика разъем и обратите внимание, как будет вести себя стрелка на панели приборов:

  • если стрелка осталась на месте, то необходимо проверить сам измеритель или электрическую цепь, идущую к устройству (про это дальше);
  • если же стрелка ушла вниз, то проверьте предохранитель. Если он целый, а при замыкании контакта на массу стрелка прыгает, то неисправен датчик.

2. Мультиметром

Наиболее простой метод, позволяющий проверить датчик температуры ОЖ — воспользоваться тестером.

Сначала проверяем напряжение для этого мультиметр выставьте в режим «Замер постоянного напряжения до 20В».

  1. Отсоедините разъем от измерителя.
  2. Включите зажигание.
  3. Подключите плюсовой провод прибора к «+» разъема, а второй контакт тестера замкнуть на двигатель. Прибор должен показать в пределах от 4.8 до 5.2 В.

При работе на горячем моторе будьте осторожны и не прикасайтесь к металлической поверхности, чтобы не обжечься самому и не испортить измерительный прибор.

  1. Отбросьте контакты от датчика.
  2. Установите ражим измерения сопротивления на мультиметре.
  3. Измерьте параметр между выводами.
  4. Сравните их с табличными данными, которые можно найти в руководстве по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля.

На некоторых моделях авто добраться к разъемам датчика очень сложно и его придется снимать.

Точные характеристики сопротивления могут отличаться в зависимости от модели.

Для примера приведем несколько параметров сопротивления для автомобиля ВАЗ 2110.