Как проверить кондиционер в машине

Как самостоятельно проверить автокондиционер на исправность?

Практически каждый современный автомобиль сегодня оборудуется системой кондиционирования, позволяющей более комфортно управлять машиной в жару. Как и любой другой узел, кондер имеет свойство ломаться. Сегодня мы предлагаем вам узнать, как осуществляется диагностика автомобильного кондиционера в домашних условиях и что для этого следует учитывать в автомобиле.

Когда следует проверять?

Принцип работы системы кондиционирования

Как известно, система кондиционирования представляет собой устройство, предназначенное для охлаждения воздушного потока в салоне. Когда кондер включается, фреон начинает сжимать расходный материал — газ фреон, впоследствии циркулирующий по системе. Затем фреон греется и поступает в испаритель, где он охлаждается и преобразовывается в жидкость. Как показывает практика, зачастую необходимость проверить автокондиционер в случае его неправильного обслуживания. Зачастую основной причиной, которая затрудняет работу кондиционера, является плохая герметичность системы, в результате приводящая к быстрой утечке газа.

В любой современной системе кондиционирования слабым местом считается испаритель, поскольку он больше всего подвержен воздействию пыли и грязи. При длительном воздействии внешних факторов на систему на устройстве могут появляться микротрещины и прочие повреждения, что в любом случае приводит к плохой работе системы. Если компрессор работает неправильно, это приведет к тому, что эффективность охлаждения салона в целом будет минимальной, при этом сам кондер будет функционировать более шумно. На самом элементе могут быть видны следы масла.

Еще одной причиной, по которой требуется диагностика кондиционера автомобиля, является неприятный запах. Диагностирование этой проблемы сводится к проверке уровня расходного материала в системе, обычно неприятный запах свидетельствует о необходимости очистки системы.

Компрессор климатической системы

На что необходимо обращать внимание?

Диагностика автокондиционера представляет собой процесс оценки его работы. Как сказано выше, выявление причин неисправности в своем авто в первую очередь сводится к проверке уровня фреона. Проверить уровень можно в районе осушителя, но нужно учитывать, что далеко не все установки оборудованы им. Заглянув в специальное отверстие, можно увидеть фреон. Если он с пузырьками, а цвет жидкости белый, то необходимо произвести заправку устройства. Только в том случае, если фреон прозрачный и в нем нет пузырьков, его состояние можно считать нормальным.

Когда производится диагностика автомобильного кондиционера, в первую очередь следует обращать внимание на такие поломки:

  • различные трещины и механические повреждения;
  • при проверке кондиционера в автомобиле следует обратить внимание на загрязнение узла, которое может быть обусловлено износом различных компонентов;
  • сервисное обслуживание и техническое восстановление работоспособности должно производиться при нарушении работы электроцепей системы;
  • при неправильной эксплуатации устройства на его деталях и элементах могут появиться следы ржавчины — коррозия в целом губительно влияет на работу системы кондиционирования;
  • несоблюдение правил при регулировке;
  • износ деталей системы, в частности, подшипниковых устройств, реле, щеток узла или контактов.

Промывка испарительного устройства

На практике диагностика и ремонт автокондиционеров производится в случае поломки:

  1. Компрессора, о его выходе из строя сообщит шум при работе кондера, а также масло на его корпусе. Обычно такая проблема обусловлена разгерметизацией и утечкой жидкости.
  2. Выход из строя испарителя обусловлен воздействием на этот узел коррозии в результате загрязнения магистрали для слива конденсата.
  3. Поломка ресивера, который используется для удаления из агрегата конденсата и очистки фреона от грязи и продуктов износа. При такой неисправности замерзают магистрали, а сам кондер может произвольно отключаться.
  4. Выход из строя терморегулирующего вентиля. В данном случае охлаждение воздуха будет происходить не постоянно, а периодически, патрубки испарителя будут замерзать, при этом кондер может автоматически отключаться и включаться. Основными причинами в этом случае являются повреждения расширительного клапана, неверная регулировка либо наличие конденсата или воздуха в системе.
  5. Поломка вентилирующего устройства, который необходим для дополнительного охлаждения фреона. Вентилятором оборудованы далеко не все системы кондиционирования современных авто. Обычно выход из строя вентилятора обусловлен износом подшипникового устройства или сбоев работе электроцепи.
  6. Выход из строя контроллера давления. Предназначение этого элемента заключается в выключении кондера, если параметры давления фреона критические.

Чтобы автомобильный кондиционер работал нормально и в будущем не возникло проблем в его эксплуатации, работа системы всегда должна поддерживаться в чистоте. Время от времени водитель должен осуществляться очистку компонентов устройства, при этом следуя правилам настройки и использования кондера. К примеру, поломка компрессора может быть обусловлена именно неправильно эксплуатацией, в частности, включением кондера на полную мощность при запуске мотора. Делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку охлаждение системы должно производиться постепенно.

В качестве профилактики устройство нужно время от времени включать даже в зимний период (автор видео — Тим Сервис).

Проверка кондиционера зимой: как не ошибиться?

Как проверить работоспособность кондиционера автомобиля своими руками в зимнее время года?

Для этого есть несколько способов:

  1. Один из методов — на ощупь. В этом случае салон необходимо максимально отопить, а затем регулятор температуры следует установить на холод, после чего кондер выключается. Если ваша машина оборудована системой климат-контроля, то в этом случае нужно будет установить наиболее низкую температуру. Сделав это, из дефлекторов должен начать выходить холодный воздух. Учтите, что отопить салон транспортного средства нужно в любом случае, поскольку если температура испарительного устройства агрегата будет около нуля градусов, то кондер не включится.
  2. Еще один метод — на глаз. Запустите мотор автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры, после чего включите кондер. Если спустя несколько секунд вы услышите щелчок из-под капота, а оборот ДВС увеличатся, это будет свидетельствовать о том, что в работу включилась муфта привода компрессора. При включении муфты и дальнейшем ее отключении с повторением цикла можно с уверенностью сказать, что в системе недостаточно фреона.

В том случае, если температура воздуха на улице составляет менее 10 градусов мороза, то диагностику придется на время отложить. Все потому, что давление расходного материала в системе сильно снижается, а если у вас нет опыта в диагностике кондиционеров, то при проверке можно допустить ошибку. Если вы все же решите произвести проверку, то перед активацией кондера салон транспортного средства нужно прогреть, в частности, теплой должна быть центральная консоль. Контроллер испарительного устройства, который обычно располагается под консолью и позволяющий предотвратить его обмерзание, будет «думать», что его необходимо остудить (автор видео — Михаил Автоинструктор).

Следует также включить на печке функцию рециркуляции воздушного потока. Большинство транспортных средств, оснащенных системой климат-контроля, в данном случае перестают учитывать температурные параметры воздуха и принудительно включают компрессор. После запуска последнего потрогайте рукой стальную часть «обратки» — речь идет о части магистрали, которая идет из салона в компрессор. Только возьмитесь за нее рукой, а не пальцами.

Спустя несколько секунд вы должны почувствовать, что магистраль становится более холодной. Сам компрессорный узел может отключаться и включаться с определенной периодичностью, в этом нет ничего страшного. Наиболее оптимальным вариантом будет, если магистраль будет настолько холодной, что за нее невозможно будет взяться.

Затем необходимо аккуратно взять железную часть напорной магистрали, проходящей от компрессора к радиатору. Эта часть должны быть или достаточной теплой, если температура на улице зимой не особо низкая. Если же на улице мороз, то эта часть патрубка должна быть очень горячей. После этого нужно потрогать наиболее тонкий патрубок, идущий от радиаторного устройства в салон машины. Она не должна быть настолько горячей, что за нее нельзя будет взяться, поскольку это будет свидетельствовать о забитом радиаторном узле, неработоспособности вентилятора или о том, что в системе переизбыток фреона.

Заключение

Помните, вовремя сделанное правильное ТО избавит ваше авто от дорогиx ремонтов. Если вы столкнулись с необходимостью отремонтировать агрегат, то в любом случае эту процедуру лучше доверить профессионалам. Чтобы не допустить ремонта, время от времени должна производиться прочистка системы. Эту задачу вполне можно выполнить в домашних условиях, подробная инструкция касательно этого процесса представлена здесь.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как отремонтировать компрессор кондиционера?»

Подробная инструкция по ремонту компрессора приведена ниже (автор видео — канал Автоматика — автокондиционеры от А до Я).

Как проверить автомобильный кондиционер своими руками

С проверкой автомобильного кондиционера приходится сталкиваться каждому автовладельцу. Проще всего процедуру выполнить в автосервисе, где специалисты оценят и устранят возникшие проблемы. Но при желании работу можно провести своими руками. Для этого нужно знать, что делать и в какой последовательности.

Когда нужно проверять работу кондиционера в машине

Автомобилем, оснащённым кондиционером, управлять гораздо комфортнее, ведь в салоне можно установить желаемую температуру в жаркую погоду. Но поскольку система кондиционирования состоит из нескольких механизмов, которые со временем изнашиваются и выходят из строя, важно знать и уметь проверять их работоспособность. На том, как это сделать, стоит остановиться детальнее.

Проверка работоспособности кондиционера из салона и под капотом

Диагностику автокондиционера можно выполнить следующим образом:

    Запускают двигатель и активируют систему охлаждения. Если машина оснащена климат-контролем, устанавливают минимальную температуру.

Видео: диагностика кондиционера своими руками

Визуальная проверка трубок кондиционера

При визуальном осмотре трубок и шлангов преследуется цель выявить утечку. Нарушение герметичности может быть вызвано коррозией алюминиевых трубок, механическим повреждением шлангов, трубок, а также радиатора. Наиболее часто алюминиевые трубки повреждаются коррозией в местах крепления к кузову. Бывают случаи, когда разгерметизация происходит по причине перетирания трубок и шлангов, что зависит от конструктивных особенностей компоновки подкапотного оборудования. В этом случае алюминиевые элементы восстанавливают путём заваривания аргонной сваркой, а резиновые шланги меняют на новые.

Визуально определить утечку далеко не всегда возможно, но в условиях сервиса процедура упрощается.

Проверка утечек

Утечки в большинстве случаев проявляются в виде снижения эффективности охлаждения. В этом случае проверке подвергают:

  • трубки на всей протяжённости;
  • датчики давления фреона;
  • соединительные узлы ресивера-осушителя;
  • трубки конденсора, испарителя;
  • уплотнители и сервисные клапаны компрессора.
Читайте также  Как проверить исправность бензонасоса

Видео: поиск утечки фреона в автокондиционере

Проверка компрессора автокондиционера

Компрессор представляет собой насос с электромагнитной муфтой и шкивом. С его помощью обеспечивается циркуляция фреона в системе при включении кондиционера. Чаще всего с ним возникают следующие неполадки:

  • перегорает предохранитель;
  • пропадает контакт на электромагнитной муфте;
  • возникает разгерметизация системы.

Если после включения кондиционера появляется шум, нехарактерный для нормальной работы системы, то наиболее вероятной причиной является поломка подшипника шкива. Происходить это может по ряду факторов: низкое качество дорог, неправильная работа электроники и отсутствие работоспособности отдельных узлов. При выявлении такой поломки её нужно устранять в минимально короткие сроки, поскольку она приводит к повреждению электромагнитной муфты. Для проверки последней запускают мотор и нажимают кнопку кондиционера. Обороты двигателя при этом немного снизятся, а также будет слышен характерный щелчок, свидетельствующий о включении муфты. Если этого не произошло, нужно разбираться, чем вызвана неисправность.

Видео: проверяем компрессор кондиционера, не снимая его с автомобиля

Проверка радиатора кондиционера

Конденсатор или радиатор системы кондиционирования располагается перед основным радиатором системы охлаждения силового агрегата. Эксплуатация автомобиля неразрывно связана с загрязнением радиатора насекомыми, пылью, пухом и т. п. В результате теплообмен ухудшается, что приводит к снижению эффективности работы кондиционера. Проявляется это в виде слабого потока холодного воздуха в салоне. Диагностика радиатора сводится к внешнему осмотру устройства. Для этого оценивают его состояние через нижнюю радиаторную решётку. В случае сильного загрязнения очищают его сжатым воздухом либо кисточкой.

При подаче струи сжатого воздуха давление не должно превышать 3 bar.

Если радиатор имеет серьёзные повреждения, которые могут быть получены в результате попадания камня, следует посетить автосервис для оценки проблемы и дальнейшего ремонта.

Проверка испарителя

Испаритель системы кондиционирования располагается, как правило, в салоне под панелью. Добраться до этого устройства в случае необходимости довольно проблематично. При сильном загрязнении узла при включении кондиционера в салоне будет присутствовать неприятный запах. Очистить кондиционер можно самостоятельно либо в сервисе.

Проверка на повреждения, загрязнения, следы масла

Во время диагностики рассматриваемой системы в первую очередь внимание обращают на следующие неисправности:

  • повреждения механического характера, трещины;
  • загрязнения устройства, которые могут быть вызваны износом различных деталей;
  • из-за неправильной эксплуатации кондиционера на его составных частях могут появиться следы коррозии;
  • износ деталей системы (подшипники, реле, щётки и т. д.).

Исходя из обнаруженных дефектов, предпринимают те или шаги по устранению неисправности.

Проверка автокондиционера на работоспособность зимой

Кондиционер автомобиля оснащён специальным датчиком, который не даёт запуститься устройству, если температура за бортом ниже нуля. Обусловлено это увеличением вязкости масла, которое при низких температурах практически утрачивает свои свойства. Поэтому, если возникает необходимость выполнить диагностику кондиционера в зимний период, следует найти тёплую стоянку и, оставив там на некоторое время автомобиль, отогреть агрегаты рассматриваемой системы. Через некоторое время можно проверить кондиционер из салона и под капотом, описанным выше способом.

Как проверить, заправлен ли кондиционер

Важной составляющей в работе автокондиционера является его заправка фреоном. Недостаток этого вещества приводит к неправильному функционированию системы и недостаточному охлаждению. Поэтому важно знать, как определить уровень хладагента, чтобы при необходимости дозаправить его. Проверка выполняется следующим образом:

  1. Открываем капот и протираем специальный глазок, после чего включаем кондиционер на максимум.
  2. Вначале наблюдаем появление жидкости с пузырьками воздуха, затем они уменьшаются и практически исчезают. Это говорит о нормальном уровне фреона.

Видео: проверка заправки кондиционера

Зная, как проводится диагностика системы кондиционирования, можно самостоятельно разобраться с возникшими нюансами и определить, чем вызвана та или иная неисправность. Для проведения проверки своими руками не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Достаточно ознакомиться с пошаговыми действиями и следовать им в ходе работы.

Проверка работы кондиционера в автомобиле

С целью повышения комфорта для водителя и пассажиров большинство легковых машин оснащается не только системами отопления, но и охлаждения салона, причем в базовой комплектации. Такое удобство имеет и обратную сторону – возрастает цена авто и повышается расход горючего, особенно в городских пробках. Вдобавок конструкция автомобиля усложняется новыми деталями и агрегатами, требующими периодического контроля и обслуживания. Чтобы принимать правильные решения в случае возникновения неполадок этих узлов, владельцу желательно знать, как проверить компрессор кондиционера и автомобильную систему охлаждения салона в целом.

Устройство системы кондиционирования

Для проведения самостоятельной диагностики хозяин авто должен понимать общий принцип работы кондиционера, из каких деталей он состоит и где они располагаются. Система включает в себя такие элементы:

  1. Внешний теплообменник (техническое название – конденсор), устанавливаемый перед радиатором охлаждения двигателя либо рядом с ним.
  2. Внутренний теплообменник (испаритель). Спрятан под передней панелью автомобиля.
  3. Компрессор с электромагнитной муфтой стоит около двигателя и соединяется с ним ременным приводом.
  4. Магистрали в виде трубок, соединяющие оба теплообменника. По ним движется специальное вещество – хладагент (фреон).
  5. Вентиль терморегулирующий (ТРВ). Чаще всего находится под торпедо.
  6. Ресивер – осушитель в виде вертикального бачка. Устанавливается в подкапотном пространстве неподалеку от конденсора.

В некоторых моделях авто наружный теплообменник оборудован собственным электрическим вентилятором.

Работа любого кондиционера, в том числе и автомобильного, зиждется на свойстве фреона закипать и испаряться при невысокой температуре. В момент испарения, происходящего во внутреннем теплообменнике, это вещество отнимает много тепла из салонного воздуха и таким образом охлаждает его. После газ перемещается в компрессор, который поднимает его давление и температуру. Дальнейший процесс идет так:

  1. Горячий газообразный хладагент нагнетается в наружный теплообменник, обдуваемый потоком воздуха, и там конденсируется, отдавая забранное из салона тепло.
  2. Превратившись в жидкость, хладагент проходит через ресивер, отделяющий влагу, и попадает в ТРВ.
  3. После вентиля давление жидкого фреона снижается и он снова направляется к внутреннему радиатору, чтобы испариться.

Работа системы кондиционирования управляется электроникой, отключающей ее в случае превышения максимального давления фреона или при низкой температуре окружающего воздуха (-5 °С и меньше).

Почему важно следить за состоянием кондиционера?

Главная причина – дорогостоящий ремонт системы охлаждения. Стоимость заправки фреоном стартует от 1000 руб, а замена поломанного компрессора может обойтись и в 1000 у. е. Малоопытные водители нередко «попадают на деньги» в следующих ситуациях:

  • продолжают эксплуатировать барахлящий кондиционер, отчего выходит из строя компрессор или ТРВ;
  • покупают подержанную машину с неисправной системой кондиционирования, не подозревая, во что это выльется.

Ушлые продавцы авто на вторичном рынке зачастую отключают неисправный охладитель с целью обмана покупателя – снимают приводной ремень, выпускают фреон из контура и так далее. Чтобы избежать лишних затрат после приобретения, надо знать, как проверить работу кондиционера в автомобиле. При подозрении на неисправность вы сможете потребовать снижения цены на величину ремонта.

Когда кондиционер начинает плохо охлаждать воздух, а то и вовсе отказывать, желательно сразу проверить его работоспособность. При утечке либо перегреве фреона одинаково страдает наиболее дорогостоящий агрегат – компрессор.

Диагностика системы охлаждения салона

Лучший способ досконально разобраться с кондиционером – обратиться в специализированную мастерскую, где герметичность системы испытают вакуумным стендом и проконтролируют работу нагнетателя, ТРВ и ресивера. Если подобной возможности нет, вам придется действовать самостоятельно. Ниже представлен алгоритм, как проверить компрессор кондиционера и остальные элементы климатической установки:

  1. Запустите двигатель и нажмите кнопку «А/С» включения охладителя. Если в машине установлен климат-контроль, отрегулируйте его на минимальную температуру воздуха.
  2. Проверьте подачу холодного воздуха через салонные решетки на холостом ходу и в процессе движения.
  3. Нет или мало холода при работе двигателя на месте? Скорее всего, внешний радиатор забит грязью и листьями, его нужно срочно прочистить. Иначе фреон в трубках перегреется, давление поднимется и может случиться прорыв либо излишек газа будет сброшен клапаном в атмосферу.
  4. Заглушите мотор и откройте крышку капота. Найдите все узлы и трубки охлаждающего контура – ресивер, конденсор и компрессор. Отличить последний от насоса гидроусилителя руля можно по трубкам, идущим к радиатору.
  5. Срабатывание электромагнитной муфты компрессора вы можете проверить без фреона в системе и даже без приводного ремня. Для этого отключите от нее штатный разъем и куском провода соедините контакт с плюсовой клеммой аккумулятора. Муфта должна сработать и «подтянуть» шкив, чтобы ремень мог вращать ось нагнетателя.
  6. Снова заведите двигатель, включите систему в режим охлаждения и возьмитесь ладонью за толстую трубку, идущую из салона к компрессору. В течение 3-5 сек. после включения она должна стать ледяной. Если это не так, то в контуре нехватка хладагента из-за утечки через соединения или пробитый радиатор.
  7. Аккуратно потрогайте трубку, соединяющую нагнетатель с конденсором. При температуре на улице до 20 °С она должна быть теплой, а во время жары – сильно горячей.
  8. Прикоснитесь к тонкой магистрали, проложенной от внешнего радиатора внутрь салона. Она не должна быть очень горячей в любую погоду.
  9. Напоследок внимательно осмотрите стыки и видимую часть конденсора на предмет масляных потеков, свидетельствующих о разгерметизации системы.

Подобное тестирование нельзя назвать объективным, ведь обычный автолюбитель может и ошибиться. Поэтому при малейшем подозрении стоит посетить автосервис при первой возможности.

Определенные сложности с диагностикой системы кондиционирования возникают в зимнее время, когда электроника не желает включать охлаждение из-за низкой температуры воздуха. Чтобы его запустить, следует прогреть двигатель до рабочей температуры и максимально натопить салон. Тогда сработают соответствующие датчики и кондиционер включится, если он исправен.

Если при покупке авто вам говорят, что система кондиционирования работает, но просто порвался ремень или надо заправить фреон, не доверяйте такому продавцу. Досконально проверить охладитель без привода вы не сможете, поэтому сразу договаривайтесь о снижении цены автомобиля на 300-500 у. е.

Как сделать диагностику автомобильного кондиционера

Описание работы, как сделать диагностику кондиционера автомобиля: устройство и принцип работы кондиционера, причины неисправностей, порядок работы. Видео про диагностику кондиционера в машине.

Сегодня сложно себе представить автомобиль без такого оборудования как кондиционер. И если установить автоматическую заправочную станцию к автокондиционеру может практически каждый водитель, то указать причину, почему агрегат перестал подавать холод в салон, не сможет никакая автоматика. Как сделать диагностику автомобильного кондиционера самостоятельно, процесс обслуживания в мастерской – обо всем в материале.

Устройство и принцип работы


Перед тем, как проводить самостоятельную диагностику, необходимо понимать принцип работы и знать минимальное устройство охлаждающей системы.

Хладагент, циркулируя по системе патрубков, не тратится и не расходуется. Кроме фреона, в системе циркулирует машинное масло, которое обеспечивает смазку и предотвращает внутреннюю коррозию всей системы.

В большинстве автокондиционеров используют фреон марки R-134, для полноценной работы системы потребуется до 1 кг газа плюс 300 гр масла. Для каждой модели количество охладителя и смазочного материала различно. Например, для ALFA ROMEO с мотором 1.9 JTD, 1998-00 года выпуска требуется 0,7 кг фреона и 135 г масла, а для кондиционера модели Maybach 2004 года – 950 г фреона и 260 г масла.

Конструктивно любой автокондиционер состоит из следующих узлов:

  • резиновые шланги, патрубки, соединяющие втулки, фитинги, сальники;
  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель;
  • терморегулирующий вентиль (ТРВ);
  • осушитель.

Компрессор или насос относится к навесному оборудованию, чаще всего устанавливается к мотору. После включения оборудования компрессор всасывает в герметичный блок газообразный фреон, сжимая его в 10 раз, и происходит нагрев хладагента. Через армированный патрубок фреон поступает в радиатор или конденсатор.

Радиатор кондиционера чаще всего монтируется перед радиатором охлаждения ДВС, исключение составляет, например, модель Honda Civic, у которой конденсатор кондиционера установлен сбоку от радиатора ДВС.

В конденсаторе фреон переходит в жидкое состояние. Во время конденсации давление хладагента уменьшается в 2 раза, до 10-15 бар, состав поступает на блок осушителя или рессивера. В некоторых моделях кондиционера осушитель может быть встроен в блок радиатора. В рессивере хладагент очищается и передается на ТРВ (терморегулирующий вентиль), где происходит его распыление на испаритель и отдача низкой температуры. Одновременно с этим жидкий фреон переходит в газообразное состояние и поступает по отводному патрубку на компрессор.

Современные системы кондиционирования имеют в районе рессивера или на выходном патрубке смотровое окошко, где можно увидеть, в каком виде фреон проходит на ТРВ. Это ускоряет диагностику, поскольку рабочий хладагент должен быть прозрачной жидкостью, и если наблюдается белая пена, это говорит о недостаточном количестве фреона в системе.

ТРВ реагирует на температурную настройку кондиционера и регулирует количество подачи хладагента на распылитель. Контролируется система несколькими датчиками. Основной датчик – низкого давления, не позволит включить компрессор кондиционера, если давление хладагента на входном патрубке ниже 2 бар, поскольку это приведет к заклиниванию движимых частей компрессора.

Контроллер среднего давления включает в работу дополнительный вентилятор охлаждения, если давление на выходном патрубке с компрессора больше 17 бар. Аварийный датчик отключает работу кондиционера полностью, если давление в системе превышает 30 бар.

Критически высокое давление в радиаторе возникает при забитых фильтрах и непроходимости системы, что может привести к разрыву напорного шланга и остановке мотора, если ДВС маломощный.

Установленный в салоне датчик термопара отключает кондиционер, если температура воздуха в салоне опустилась ниже заданной. К защитному оборудованию кондиционера относится датчик нагрева и аварийный клапан, который срабатывает, если в системе избыток хладагента. Клапан стравливает излишки хладагента. Датчик нагрева корпуса компрессора отслеживает температуру блока и при ее увеличении отключает систему кондиционирования.

Причины неисправности кондиционера


Учитывая, что система кондиционирования имеет четыре блока и больше 30 соединяющих элементов, неисправность в любой части системы или некачественный хладагент приведет к нарушениям в работе охладителя. Какие причины чаще всего останавливают работу кондиционера:

  • электрокоррозия алюминиевых патрубков, соединительных фитингов и радиатора;
  • коррозия металлического соединения испарителя;
  • разгерметизация системы через прогнившие сальники и стыки;
  • поломка компрессора;
  • засорение в системе трубок, радиатора;
  • выход из строя терморегулирующего вентиля.

При попадании на алюминиевые патрубки и радиатор системы солевых реагентов, которыми посыпают улицы зимой, запускается механизм электрокоррозии, который может за 3 месяца разрушить даже новую систему.

Реагент вступает в роли электролита, в среде которого возникает электрический ток в районе соприкосновения патрубков кондиционера с кузовом или агрегатами авто. Алюминий выступает анодом, который быстро разрушается.

Кроме радиатора, от коррозии страдают соединения испарителя. Поломка характерна для моделей BMW E60, E65. Любая разгерметизация системы приводит к утечке хладагента – газ попадает в салон, что опасно для здоровья человека.

Механическая поломка в любой части компрессора приводит к тому, что герметичная, правильно заправленная система кондиционера не работает и не выдает холод в салон. Причины могут быть разные – от разрыва шкива до заклинивания или прогара электромагнитной муфты.

Как сделать диагностику кондиционера самостоятельно


Чтобы избежать дорогого ремонта, необходимо два раза в год проводить чистку радиатора, менять салонный фильтр и следить за количеством хладагента в системе. Начинают проверку работы системы, если наблюдается любой сбой в работе с простого прощупывания патрубков.

Магистраль высокого давления: компресcор-кондиционер-осушитель-трв даже после минутной работы кондиционера должна быть очень горячей. Отводной патрубок на ощупь должен быть ледяным или очень холодным. Нарушение такой термозависимости говорит о том, что система неисправна.

С чего же начинать самостоятельную диагностику?

Перво-наперво, нужно провести чистку всей системы от пыли и грязи. В первую очередь осматриваются магистрали, блоки на предмет механического повреждения. Отдельно проверяется целостность переходников, прокладок, сальников, есть ли следы протекания компрессорного масла.

Проверка предохранителей

Диагностика компрессора. Приводной шкив компрессора должен начинать работу после завода двигателя. Кондиционер начинает работать после того, как на приводную пластину поступит электросигнал после нажатия кнопки с салона. Необходимо завести мотор, оставить работать на холостых оборотах. Включить кондиционер. Обороты мотора должны несколько снизиться – это скажет об исправности муфты кондиционера.

Прислушаться к шумам, которые издает рабочий компрессор. Никаких посторонних звуков быть не должно.

После 2-минутной работы проверить температуру патрубков. Если их температура одинакова, проверяется давление в системе, и если температура соответствует рабочей (один патрубок холодный, второй очень горячий), но холод в салон не поступает, проверяется салонный фильтр и система распределения воздуха в салоне.

К гаражной диагностике можно отнести только тщательный осмотр системы, проверку герметичности стыков и очистку. Если обнаружена неисправность с ТРВ, сгорела муфта компрессора, детали меняют, предварительно сливают хладагент и очищают систему.

Диагностика кондиционера на СТО


При диагностике автокондиционера в мастерской главное, что необходимо – опытный специалист. Как проходит проверка работоспособности охладительной системы?

Проверяется наличие и объем фреона с помощью манометра, присоединенного к заливочному входу.

Проводятся чистка радиатора, замена салонного фильтра, замена силикатного фильтра кондиционера.

Проверка на герметичность. Для определения места утечки фреона используется электронный течеискатель. Прибор имеет тонкий щуп и способен уловить наличие хладагента на внешней стороне системе при утечке до 3 грамм в год, когда в патрубке есть нанотрещина. Проверку течеискателем проводят только в закрытом помещении без сквозняка при температуре от плюс 15.

Второй метод определения разгерметизированного участка, который часто используют на СТО – заправка системы с добавлением в масло красителя. Кондиционер заправляют, включают на 2 минуты, затем мастер в ультрафиолетовом свете осматривает систему. Место утечки будет светиться ярко-зеленым пятном.

Если течи не обнаружено, система заправляется фреоном и маслом, включается и с помощью манометра проверяется работа компрессора, охлаждение радиатора, ТРВ, нет ли засора в системе.

Проверка электрики. По статистике, 30% неисправностей в системе кондиционирования связано со сгоревшей электрикой. Проверяется рабочее состояние: предохранителей, электромагнитной муфты, проводов, блоков.

Заключение

Провести самостоятельную диагностику кондиционера достаточно просто. Сложность наступит, если придется чинить протекающий радиатор, если коррозия разъела цепь алюминиевых патрубков и места стыков шлангов. Большинство водителей решаются на пайку алюминиевых частей аргоновой сваркой. Метод оправдывает себя, если есть опыт сварочных работ, если же нет, лучше обратиться в мастерскую.

Если неисправность кондиционера связана с выходом из строя электромагнитной муфты, отсутствием сигнала на прижимную пластину, неисправностью ТРВ, узлы снимают с системы, предварительно слив хладагент, и проводят ремонт или замену.

Видео про диагностику кондиционера в машине:

Описание работы, как сделать диагностику кондиционера автомобиля: устройство и принцип работы кондиционера, причины неисправностей, порядок работы. Видео про диагностику кондиционера в машине.

Как проверить кондиционер в машине: своими руками

Со слов автора. Лето — жара, а значит пришло время кондиционера в машине. НО многим кажется, что он плохо работает (не эффективно охлаждает или даже дует теплым воздухом). Как проверить климатическую систему своими руками, не прибегая ни к каким сложным устройствам, не посещая СТО, просто около дома?

У меня есть несколько пунктов, по которым вы точно определите работоспособность. Для тех, кто не любит читать, видео версия в конце …

Кондиционер в машине проверить не сложно, это замкнутая система, которая не требует ежегодной заправки и обслуживания (возможно у меня про это будет отдельная статья), и она работает по определенным правилам. На 95% современных автомобилей принцип работы отличаться не будет.

Проверка кондиционера в салоне

Самая эффективная проверка происходит в салоне автомобиля. Для этого вам понадобится градусник или пирометр как у меня.

Заведите двигатель машины, включите кондиционер или климат-контроль, поставьте значение выдуваемого воздуха на минимум (то есть должно дуть холодным), дайте автомобилю поработать примерно 1 – 2 минуты, компрессор кондиционера должен выйти на полную мощность.

Направьте холодный воздух на себя (он должен выходить в центральные дефлекторы, а не вверх или вниз, в ноги)

Замерьте температуру воздуха, отличными значениями считаются от + 3 до + 7 градусов Цельсия, если температура ниже, это хорошо – значит, система «морозит» на 100%. Если показания выше, скажем + 10 + 15 градусов (у некоторых вообще может дуть теплым воздухом), значит — кондиционер работает плохо и его нужно проверять. Возможно, есть необходимость в дозаправке фреона или хладагента

После такой проверки можно уже понять, работает система или нет. Если идет теплый воздух, тогда нужно смотреть дальше под капот

Два контура

Далее нам нужно лезть в подкапотное пространство. У любого кондиционера, есть так называемый холодный и горячий контура:

Один идет на испаритель – холодный (буква L), температура трубки будет низкой (от + 7 до + 12 градусов Цельсия), при слишком высоких температурах за бортом, трубка может покрыться конденсатом или даже замерзнуть. Нужно отметить, что это контур низкого давления, газ в таком состоянии имеет давление в 2 – 3 БАРА

Вторая трубка – это горячий контур (буква H), она идет к конденсатору, температура у нее будет высокой от + 30 до + 40 градусов Цельсия, давление высокое (потому как хладагент расширяется) – от 10 до 12 БАР

На исправном кондиционере достаточно потрогать трубки, если одна горячая, а другая холодная – значит, система работает. А вот если они обе теплые имеют одинаковую температуру, значит, кондиционер не работает и его нужно проверять

Если не можете дотянуться до них рукой, бывает что они спрятаны на дне моторного отсека, тогда можно замерить температуру пирометром. Или даже посмотреть на них, обычно холодная трубка будет в конденсате.

Механика кондиционера

В 95% случаев кондиционер в машине работает одинакового. После его включения начинает вращаться вентилятор радиатора, а также можно услышать щелчки от компрессора и ощутить небольшие потряхивания мотора (пошла нагрузка).

Для чего начинает вращаться вентилятор? ДА просто для того, чтобы обдувать конденсатор кондиционера (многие называют его радиатором), набегающими потоками воздуха процесс конденсации происходит в несколько раз эффективнее.

Если вентилятор не вращается, это первый звонок, что ваша система – НЕ РАБОТАЕТ! Потому как на магистралях стоит много датчиков давления и если есть какие-то отклонения пуск компрессора и вентилятора не произойдет.

Отдельно хочется отметить — что вентилятор может включаться, а через какое-то время выключаться, это абсолютно нормально. Значит система нагнала определенную температуру и ушла в простой, после того как температура начинает расти, включения опять произойдет автоматически

Щелчки муфты. Компрессор всегда находится в зацеплении с двигателем (через ременную передачу), но если он не работает, его вал не вращается. После того как происходит включение, электромагнитная муфта смыкает вал компрессора и ремень, поэтому вы можете услышать определенный «щелчок». Нагрузка на двигатель вырастит (прыгнут обороты на короткий промежуток), потому, как двигатель начинает крутить компрессор.

Опять же если нагрузки нет, щелчков не слышно – скорее всего есть ограничение по давлению, система не работает

Трубки в масле

В системе кондиционирования (холодный и горячий контур), помимо хладагента, есть небольшое количество масла (примерно от 50 до 200 грамм). Нужно оно для того чтобы смазывать компрессор кондиционера и оно также «циркулирует» по системе.

Если кондиционер не работает, осмотрите все трубки, если есть где-то масляные подтеки – скорее всего, здесь сочится масло и именно в этом месте уходит фреон (хладагент). Нужно устранять – ремонтировать.

Сейчас видео версия, смотрим

Как сделать, чтобы кондиционер холодил, как новый. Полная инструкция

Моем конденсатор и радиатор (главные «грязеприемники»)

Конденсатор системы кондиционирования стоит перед радиатором системы охлаждения, а потому первым принимает на себя удары камней, потоки грязной воды, тополиный пух и листья. Жидкая глина, которая может попасть на конденсатор после езды по грунтовке, быстро каменеет под воздействием тепла и превращается в слой теплоизоляции. Воздух перестает свободно проходить к радиатору системы охлаждения… Прощай, прохлада в салоне! Здравствуй, перегрев двигателя!

К хроническому перегреву мотора приводит и грязь, скопившаяся в пространстве между конденсатором и радиатором двигателя. Там порой образуется «пылевая» прослойка, по плотности и структуре напоминающая войлок.

Где лучше мыть?

Вариант 1. На обычной мойке (неэффективно)

Сильная струя воды способна загнуть тонкие алюминиевые пластины конденсатора. А по-другому достать струей до радиатора сквозь конденсатор не получится.

Вариант 2. У официального дилера (цены кусаются)

Официалы обычно снимают теплообменники с автомобиля перед мойкой. Операция потребует замены охлаждающей жидкости, заправки системы кондиционирования и обойдется более чем в 20 000 рублей.

Вариант 3. В специализированном сервисе по обслуживанию кондиционеров (лучше всего)

Теплообменники промывают с помощью специальных насадок, вводимых между ними. Грязь с конденсатора вымывается в сторону бампера, а из радиатора — в моторный отсек. (Хотя, конечно, все зависит от конфигурации передней части автомобиля.)

Может, помыть конденсатор кондиционера самостоятельно?

Да, если готовы снимать передний бампер и радиатор системы охлаждения. Конденсатор можно промыть и не отсоединяя от него трубки.

Чистим воздухозаборник — избавляемся от вони в салоне

У большинства автомобилей забор воздуха в систему отопления, вентиляции и кондиционирования осуществляется из пространства между капотом и ветровым стеклом. Там находится ниша — короб воздухопритока (часто в ней же размещается привод стеклоочистителей).

Воздух в это пространство попадает через большие щели или прорези. Через них же в короб летят листья и семена — за год накапливается прилично. Листва гниет — неприятный запах проникает в салон при работе вентилятора климатической установки. А еще листья попадают в крыльчатку вентилятора, шумят и засоряют воздуховоды.

Как очистить короб воздухопритока?

На большинстве автомобилей нужно снять поводки дворников и демонтировать пластмассовую накладку, состоящую из двух частей и закрепленную несколькими пистонами. Это можно сделать самостоятельно или в сервисе.

Короб воздухопритока стоит очищать раз в год. А отверстие в щите моторного отсека, сквозь которое осуществляется забор воздуха, лучше заклеить сеткой с ячейками (как у сетки против комаров). Заводскую сетку устанавливают лишь у некоторых автомобилей премиум сегмента и, например, выпускаемых фирмой Toyota.

Меняем салонный фильтр — защищаем легкие

У большинства автомобилей это устройство расположено после вентилятора климатической системы (реже — близко к вентилятору или в блоке отопителя, прямо перед испарителем кондиционера).

Но независимо от расположения на фильтре оседает все, что прошло через короб воздухопритока и крыльчатку вентилятора: и пыль, и семена и кусочки листьев растений. «Смесь» постепенно начинает разлагаться и источать неприятный запах. Поэтому фильтр следует менять каждые 15 000 км пробега или 1 раз в год (при небольших пробегах).

Как заменить салонный фильтр?

Фильтр, расположенный в районе перчаточного ящика, легко сменить самостоятельно.

К фильтру, стоящему в центральном блоке, доступ часто затруднен. Можно обратиться в сервис или посмотреть форумы по вашему автомобилю. Опытные владельцы обычно знают, как провести замену «малой кровью», например, без демонтажа педали газа.

Очищаем воздуховоды и испаритель (нужен мощный пылесос)

Слой пыли обычно лежит на всех поверхностях, расположенных до воздушного фильтра стенки воздуховодов. На крыльчатке вентилятора тоже.

Как чистить воздуховоды?

  1. Забираемся тонкой трубкой, закрепленной на шланге пылесоса, сквозь отверстие в коробе воздухопритока и открывшееся после снятия салонного фильтра. Пылесосим.
  2. Далее следует промыть полости специальными очистителями системы кондиционирования или самодельным раствором, содержащим воду, спирт и хлоргексидин. Распылителем или трубочкой очистителя подаем жидкость в отверстия, расположенные в коробе воздухопритока и открывшееся при снятии салонного фильтра.

Важно: постарайтесь дотянуться до поверхности испарителя кондиционера. На нем оседает вся пыль, прошедшая сквозь неплотности воздушного фильтра.

Как проверить кондиционер в автомобиле?

В периодическое обслуживание кондиционера входит и контроль за его эффективностью.

Включенный «на полную» кондиционер должен охлаждать воздух до температуры 5–10 °С. Проверить это можно даже бытовым термометром. Если температура выше, то, скорей всего, в системе мало хладагента.

Заправить кондиционер самостоятельно можно, если:

  • Кондиционер еще работает, но холодит очень слабо
  • Машина не попадала в аварии с повреждением системы кондиционирования и систему ни разу не разбирали
  • На всех стыках системы вы никогда не видели следов кондиционерного масла
  • Машине достаточно много лет или пробег ее велик.

В других случаях лучше обратиться в специализированный сервис — для диагностики системы, ремонта или дозаправки.

Как заметить утечки из системы кондиционирования?

При каждом помещении машины на подъемник или смотровую канаву обращайте внимание на наличие масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, протекающий даже в небольших количествах через любую негерметичность, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.

Когда мыть кондиционер — до сезона или после?

Проводить обслуживание кондиционера надо осенью, после активного «рабочего» сезона. Но нелишне проверить работоспособность системы и весной.

  • Пять мифов об автокондиционерах развенчали тут.
  • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка! Нет места для хранения — возьмите автобокс в прокат!