Как проверить датчик уровня масла

Датчик уровня масла автомобиля

В устройстве автомобильного двигателя применяются трущиеся детали (валы, шестерни, подшипники и прочее). Чтобы обеспечить плёнку для мягкого трения и минимизировать износ, используется смазка. За её достаточным количеством следит системный датчик уровня масла (ДУМ). Благодаря этому, владельцам ВАЗ 2114 не надо, чуть ли не перед каждой поездкой, вытаскивать щуп. Ведь в случае дефицита масла в картере на панели приборов загорится предупреждающий сигнал. Или не загорится? Далее расскажем, как работает датчик уровня, где он находится, какие признаки говорят о его неисправности, и какой ДУМ рекомендуют покупать специалисты автомастерских.

Функции ДУМ

В процессе выпуска, ЛАДЫ довольно редко, но подвергались модернизации. С 2004 г. на модельную линейку ВАЗ 2114–2115 начали устанавливать датчик уровня масла, запитанный в систему электронного блока управления двигателем (ЭБУ). До этого, электрическая линия шла напрямую к приборной панели, как у последних ВАЗ 2109. Благодаря инновации, владелец может контролировать состояние системы смазки, не выходя из салона, полностью доверившись «мозгам» автомобиля.

В случае дефицита масла, датчик уровня подаст сигнал на блок управления, а тот, в свою очередь, проинформирует водителя, включив ему на панели приборов жёлтый значок, оформленный пиктограммой маслёнки. Согласно правилам эксплуатации ТС, автовладелец должен проверить уровень на щупе и долить в двигатель недостающее количество машинного масла. После этого индикатор погаснет.

Если игнорировать сигнал ДУМ и не следить за уровнем, то масляное голодание гарантированно вызовет негативные последствия для мотора, вплоть до показа «кулака дружбы». А это дорогостоящий ремонт, включая замену блока, шатунов и поршней. Если мотор «застучит», то здесь придётся менять вкладыши и растачивать коленвал. В общем «капиталить» двигатель.

Устройство и принцип работы

Методика действия датчика уровня масла на ВАЗ 2114 основана на эффекте геркона (геркон — акроним герметичный контакт). Иными словами, перед нами электромеханическое коммутационное устройство с замыкающимися и размыкающимися контактами. Так как Дум работает в жидкой среде, то его конструкция оборудована поплавком. При полном уровне масла поплавок находится в верхнем положение и контакты разомкнуты. Как только в картере образуется дефицит смазки, поплавок опускается вниз, тем самым замыкая контакты. При закольцованной цепи ЭБУ включает на панели приборов информационный значок маслёнки.

Причины и признаки неисправности

Датчик уровня масла постоянно находится в агрессивной среде. Основная часть тела размещается в картере, который регулярно нагревается до рабочей температуры +95 °C, а ночью, например, в мороз, остывает до −40 °C. Такие перепады негативно сказываются на всех материалах конструкции ДУМ (пластик, медь, сталь), в следствии чего их структура постепенно разрушается. Это естественные причины выхода из строя. Кроме того, датчик может перестать корректно работать из-за таких дефектов, как:

  • обрыв провода;
  • отсоединение колодки;
  • короткого замыкания в цепи;
  • глюк в системе блока управления.

В перечисленных случаях на приборной панели будет мигать или постоянно гореть лампочка, даже при полном уровне масла, о чём можно судить по контрольному щупу. А иногда наоборот, из-за обрыва цепи индикатор маслёнки совсем не показывает, при этом владелец эксплуатирует машину с «пустым» поддоном, полагаясь на ДУМ. Помимо электрических соединений на датчике со временем ветшает уплотнительное кольцо или худится завальцовка трубки на штекере. Поэтому в месте соединения начинает пробиваться масло, стекая по блоку цилиндров на защиту двигателя или на землю.

Где установлен

Датчик уровня масла размещён на задней части двигателя. Он расположился под масляным фильтром. К нему подходит 1 провод.

Какой выбрать

После того, как вы осмотрели автомобиль и выявили причину неисправности, необходимо купить новый ДУМ. Независимые эксперты автоиндустрии и специалисты сервисных мастерских рекомендуют покупать оригинальные детали, или качественные фирменные аналогии. Заводской номер датчика уровня масла на ВАЗ 2114 выглядит так: 21083-3839210. Иногда есть дополнительные цифры: 01, 02, 04. Это индексы смежных предприятий АвтоВАЗа.

Таблица 1. Цена датчика уровня масла и его аналогов

Производитель Номер Стоимость, руб.
АвтоВАЗ 21083-3839210 425
Bautler BTL-0010OLS 295
Kraft KT 104873 250
MANOVER MR210833839 240
Startvolt VS-OLS 0108 200

Источники: autopiter.ru, exist.ru

К сожалению брендовых ДУМ, таких как Bosch, Magneti Marelli, EPS (FACET) и других, видимо нет. Поэтому лучше заказать продукт АвтоВАЗа.

Как проверить

Среди широкого ассортимента запчастей часто встречаются откровенный муляжи. Это факт. Поэтому эксперты не упускают момент повторять заезженную мантру: перед тем, как установить датчик уровня масла, его необходимо проверить. Вполне логично. Поэтому нам понадобится мультиметр (тестер). Затем:

  1. Переводим прибор в омметр.
  2. Подсоединяет контакты к корпусу и выводу датчика.
  3. Двигаем поплавок из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее, и обратно.

В верхней точке, сопротивление должно быть бесконечно большим, а в нижней — стремиться к нулю. Если так, то значит ДУМ рабочий и можно смело приступать к его установке на машину.

Замена

Перед ремонтом следует провести ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, понадобится яма, эстакада или подъёмник. В иных случаях можно домкратом вывесить правую сторону автомобиля и зафиксировать её подставкой. Во-вторых, потребуется инструмент: ключ 10 мм (головка), аэрозольный очиститель битумных или масляных пятен, ветошь и прокладочный герметик. Пошаговое руководство выглядит так:

  1. Устанавливаем машину на яме или эстакаде.
  2. Блокируем колёса ручником.
  3. Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
  4. Залезаем под машину и находим датчик.
  5. Под масляным фильтром и в области датчика всё обычно в масле и грязи.
  6. Наносим аэрозольный очиститель и ждём 10–15 минут.
  7. Очищаем ремонтную зону.
  8. Отсоединяем штекер провода от ДУМ.
  9. Откручиваем болт крепления (ключ 10 мм).
  10. Аккуратно вынимаем датчик.
  11. Очищаем посадочную поверхность.
  12. Наносим на привалочную плоскость датчика герметик.
  13. Ставим ДУМ на двигатель и притягиваем болтом.
  14. Подключаем штекер провода.

Некоторые советуют снимать защиту двигателя. Но для замены с ямы или эстакады она почти не мешает. И ещё, силиконовые и анаэробные герметики сохнут со скоростью 0.3 мм в сутки (±2 часа). Поэтому для надёжности соединения рекомендуется не ездить на машине до следующего дня. Это обстоятельство следует предусмотреть накануне ремонта и корректировать планы с учётом отсутствия «колёс».

Дополнительно

Бывали случаи, когда после ремонта лампочка низкого уровня продолжала гореть. В чём же дело? Ведь датчик проверяли, а масла полный уровень… В этом случае, причиной сбоя является электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В контроллере копятся ошибки, которые влекут некорректную работу системы. Чтобы исправить сбой, необходимо подключить диагностический сканер и проверить «мозги». При выявлении ошибок следует их удалить.

Заключение

С 2004 года на автомобили ВАЗ 2114 начали устанавливать датчик уровня масла, запитанный в систему ЭБУ. Он помогает водителям контролировать количество моторной смазки. Однако ДУМ часто выходит из строя. В следствие этого бесконечно горит жёлтая лампочка маслёнки, или наоборот, обманчиво не сигналит. Помимо этого, через соединение датчика с двигателем часто происходит утечка масла. Принимая во внимание перечисленное, рекомендуется почаще проверять ДУМ и щуп масла, а для замены выбирать оригинальный датчик.

Видео по теме

Как проверить датчик уровня масла

Датчик уровня масла в двигателе: принцип работы, замена, схемы — Asutpp

На всех типах промышленных предприятий и всех типах автомобилей (Audi, bmw, Renault Megane, Opel Zafira, bmw, Mercedes w202, Mitsubishi, Toyota, Citroen, Honda Accord, vw passat b5, passat b5 and bora, yamaha и многие другие ), Датчики уровня масла служат для контроля работы двигателя, предлагаем вам рассмотреть их расположение и принцип работы.

Теоретические понятия про датчики уровня

Датчики уровня масла могут быть различной формы, от простого поплавкового указателя уровня масла в комплексе, до приборов, оснащенных лазерной указкой или с наличием сигнализации.

Механические датчики

Механический датчик — самый простой и широко используемый индикатор. Магнитные, механические, кабельные и другие поплавковые датчики уровня основаны на размыкании или замыкании механического переключателя либо путем прямого контакта с переключателем, либо с помощью магнитного механизма.

В случае поплавковых выключателей с магнитной активацией переключение происходит, когда постоянный магнит внутри поплавка поднимается или опускается до уровня активации. В случае механических датчиков поплавка переключение происходит в результате движения поплавка относительно миниатюрного (микровыключателя). Выбор материала для поплавка также зависит от температурных изменений плотности и вязкости; эти изменения напрямую влияют на плавучесть.

Не используйте поплавковые датчики в очень вязких (слишком жирных) маслах и в средах, которые имеют тенденцию к образованию пленки или шлака, сильно загрязненных масел. Для таких приложений используются перечисленные ниже технологии.

Регуляторы с таким конструктивным решением находят применение в самых разных сферах. Например, при измерении уровня масла и воды.

Вы можете использовать двойной поплавок, оснащенный с одной стороны специальным грузом, соответствующим удельному весу масла, а с другой стороны — весу воды.

Еще одно специальное применение поплавкового манометра — установка датчиков температуры, уровня масла или давления для создания многопараметрического датчика. Магнитные датчики очень популярны из-за их невысокой стоимости и простоты использования.

Пневматические датчики

С электрическим датчиком, пневматического типа, контроль уровня в опасных средах, где электричество недоступно или его использование ограничено, а также в устройствах, работающих с трудными и агрессивными материалами.

Когда столб воздуха прижимается к диафрагме для приведения в действие переключателя, жидкость контактирует с движущимися частями датчика, который, в свою очередь, преобразует это действие в конкретные данные. Эти датчики предназначены для использования с жидкостями с высокой вязкостью, такими как масло, консистентная смазка, вазелин и другие. Дополнительным преимуществом является относительно недорогой контроль точки уровня в системе смазки.

Ультразвуковые датчики

Ультразвуковые датчики уровня для бесконтактного измерения уровня высоковязких высококачественных жидкостей и порошков также имеют лампу, которая загорается во время работы. Датчики излучают высокочастотные акустические волны (от 20 до 200 килогерц), которые отражаются обратно в чувствительный элемент и передатчик устройства мониторинга.

Повышенная вибрация, пена, конденсация, химические пары и изменение концентрации измеряемого материала также влияют на результат измерения с помощью ультразвукового преобразователя.

Вибрация и пена предотвращают образование звуковой волны, которая отражается от датчика, слегка искажая данные. Конденсат и пары химических веществ искажают или поглощают звуковую волну.

Изменения концентрации вызывают изменения количества энергии ультразвуковой волны, которая отражается обратно к преобразователю.

Для обеспечения наилучшего отклика на отраженный звук требуется правильная установка преобразователя. Кроме того, в месте расположения датчика не должно быть препятствий, таких как сварные конструкции, опоры или лестницы, чтобы свести к минимуму ложные данные. Хотя большинство современных систем имеют довольно «интеллектуальную» обработку эхо-сигналов, они способныминимизировать или, в некоторых ситуациях, полностью исключить возможность повреждения данных.

Ультразвуковой или электронный датчик низкого уровня масла можно использовать для проверки определенной точки уровня или для непрерывного мониторинга.

Благодаря наличию микропроцессора и относительно низкому энергопотреблению существует также возможность последовательной связи с другими вычислительными устройствами, что делает этот метод пригодным для настройки, калибровки и фильтрации сигналов датчиков, беспроводного удаленного мониторинга или сетевой связи.

В целом, ультразвуковой датчик очень популярен благодаря мощному сочетанию низкой стоимости и высокой функциональности.

Проводящие датчики

Поскольку большинство масел обладают изоляционными свойствами, датчики уровня проводящего типа — не лучший выбор для автомобилей. Однако многие промышленные жидкости являются токопроводящими.

Проводящие датчики уровня идеально подходят для определения уровня в широком диапазоне проводящих жидкостей, таких как вода, и особенно хорошо подходят для высококоррозионных жидкостей, таких как каустическая сода, соляная кислота, азотная кислота, хлорид трехвалентного железа и другие подобные растворы.

Замена датчиков

Датчик уровня масла ваз 2115, 2112, 2109, 2114, 2109, 2110, 21099, а также в автомобилях Лада, Фольксваген, Мицубиси, Ауди (Ауди), Фольксваген, БМВ, Опель Омега и Вектра (Опель Омега и Вектра), Рено 406 (сценический), Hyundai Porter, skoda octavia, lexus, toyota (тойота, любая модель, mb pajero), volvo, Nissan, kia, mazda, peugeot 307 (пежо), laguna (лагуна), chevrolet lachetti, fiat, ford, honda, дизель бензин или газель спринтер монтируется и заменяется более-менее одинаково.

Основная задача такого аварийного датчика в автомобиле — указывать текущий уровень масла, на основании которого можно оценить правильность работы двигателя и его трансмиссии. Другими словами, чтобы автомобиль не «пережевал» много масла, вы должны постоянно внимательно проверять состояние этого бортового блока. Но в его работе есть место и для защиты двигателя от попадания туда масла.

Читайте также  Как проверить незамерзайку на температуру замерзания

Для начала определим, горит лампа на панели или нет. Затем нужно найти причину, по которой это произошло. Дело в том, что причины могут быть совершенно разными:

  • недостаточный уровень масла;
  • неисправность двигателя;
  • Ошибка подключения устройства (особенно если вы заменили его самостоятельно);

Кроме того, могут быть закорочены провода передачи, поврежден разъем и многое другое. Для начала проводится специальная диагностика, допустим, на СТО, где определяется причина. Рассмотрим вариант нарушения работы непосредственно в системе обнаружения масла.

Как заменить датчик? Алгоритм действий следующий:

  • Необходимо отключить прибор и отсоединить все провода, ведущие к датчику (его тоже можно обойти);
  • Демонтаж и замена датчика уровня масла в двигателе осуществляется при помощи ключа 21 (схема ниже);
  • Затем вынимаем заглушку, которая находится в коробке (не каждое устройство оснащено такой заглушкой, поэтому при отсутствии такой детали этот шаг просто пропускаем);
  • Снимается датчик со всеми уплотнениями и кольцами, проверяется электрическая цепь;

На вопрос, где устройство датчика уровня масла, в двигателе или АКПП — ответ прост: на левой стороне двигателя у иномарок и в картере отечественных авто (хотя есть модели, которые немного посложнее).

Датчик уровня масла

Для работы двигателя важно поддерживать систему смазки в хорошем состоянии. Повреждение любой части этого устройства, в том числе датчика уровня масла, может быстро вывести из строя силовой агрегат. Соответственно, желательно знать особенности работы этой системы. Особенно важно проверить индикатор давления.масло.

Функции

Все водители знают, что на приборной панели есть лампа, указывающая на нормальное давление в системе смазки, на более ранних моделях можно было увидеть прибор стрелкой. К этой контрольной лампе подключен индикатор уровня масла, который показывает несколько вещей, связанных с работой системы смазки.

Первое, о чем обычно вспоминают водители, — это уровень масла. Это связано с тем, что манометр реагирует на количество смазочного материала в двигателе, и его запуск может указывать на необходимость доливки. Другой, не менее важный момент — контроль давления масла. Во многих случаях низкое давление вызвано засорением каналов или повреждением насоса.

В любом случае, если не обращать внимание на горящий свет, вы непременно заморозите масло в блоке питания, что негативно скажется на его сроке службы.

Датчик

Прежде всего, необходимо понять, что такое датчик уровня масла. Электронные устройства установлены в большинстве автомобилей. Принцип их действия основан на сопротивлении. Если уровень масла в двигателе BMW или другой модели снизится, сопротивление уменьшится. В результате на контрольную лампу подается напряжение. Если автомобиль оборудован блоком управления двигателем, сигнал проходит через него. В этом случае также может загореться индикатор.

Иногда можно встретить ультразвуковые датчики. Они работают, испуская ультразвуковые волны, а измерения основаны на задержке между отправкой и возвратом сигнала. Такие устройства используются только на некоторых дорогих моделях двигателей.

Что делать если загорелась лампочка

Первое, что нужно сделать, это заглушить двигатель. Это обязательно, иначе двигатель можно будет отремонтировать. Дайте остыть. Обычно вы должны подождать 15-30 минут, пока смазка стечет в картер. Затем проверяем уровень масла. Если этого недостаточно, просто добавьте хотя бы до минимума.

Если смазки достаточно, скорее всего, поврежден датчик уровня масла или проблема в самой системе. В этом случае необходимо провести детальную диагностику, без которой дальнейшая эксплуатация автомобиля очень нежелательна.

Для начала нужно определить, где находится это устройство. Здесь необходимо посмотреть на особенности модели автомобиля. Практически везде он устанавливается сбоку, зная, где датчик уровня масла для него может забраться наверх. Но, например, в бмв снизу заменить проще. Поэтому рекомендуется ознакомиться с инструкцией по эксплуатации вашей модели, так вам будет проще найти данное устройство.

Как только вы найдете манометр масла, вам нужно его проверить. Действие довольно простое, для этого понадобится мультиметр. Обеспечьте свободный доступ к измерительному прибору. Работа выполняется в следующей последовательности:

  • Отключите устройство подачи проволоки;
  • Запустить двигатель;
  • Проверить напряжение, достигающее датчика;
  • Подключите кабель и измерьте напряжение на выходах устройства. Если напряжение отличается от 12 В, необходимо снять датчик для более тщательной проверки.

Если этот штуцер исправен, проверьте исправность остальной системы смазки.

Замена

В случае возникновения проблем необходимо заменить датчик уровня масла. Если это не сделать своевременно, может произойти довольно серьезная поломка приводного агрегата, так как вовремя получить данные о процессе смазки двигателя не удастся. Эта работа выполняется практически одинаково на всех моделях автомобилей, в том числе и на BMW. Размеры датчика теперь стандартизированы, поэтому приведенная ниже инструкция подойдет практически для любого автомобиля, за исключением некоторых нюансов.

Для замены вам понадобится ключ на «10», а в некоторых машинах пригодится эстакада. Перед началом работ убедитесь, что автомобиль стоит на месте, включите ручной тормоз и подставьте под колеса опоры. Также не забудьте отключитьбатарея. Работа выполняется следующим образом:

  • Определить местонахождение устройства и предоставить к нему доступ;
  • Отключите питание от датчика давления масла;
  • Открутите прибор гаечным ключом и установите на его место новый.

Подключаем провода и тестируем работу датчика. Если все в порядке, собираем детали, которые были сняты при подготовке к замене.

Выбор

Часто водители спорят, какой датчик давления масла лучше, оригинальный или контрактный. Однозначного ответа нет. Теперь контрактные запчасти хорошего качества и дешевле. Например, оригинал на БМВ обойдется вам в большие деньги, в то же время на Алиэкспресс можно заказать более дешевый аналог, который будет работать так же хорошо.

При выборе всегда давайте понять, подходит ли модель устройства вашему автомобилю. Внешне они идентичны, но их наполнение может немного отличаться, а в некоторых случаях блок управления двигателем может просто не распознать нестандартный датчик.

Датчик уровня масла ВАЗ 2114: принцип работы, проверка и замена

Работа двигателя любого транспортного средства, в том числе и автомобиля ВАЗ 2114, обеспечивается системой смазки. Система смазки ВАЗ-2114 осуществляет подачу масла к трущимся узлам и деталям двигателя, как под давлением, так и разбрызгиванием. Масляный насос через маслозаборник подает под давлением масло из картера в каналы системы смазки. Для обеспечения постоянного контроля за количеством масла в поддоне двигателя, используются:

  • Измерительный щуп для визуального контроля;
  • Электрический датчик уровня масла (ДУМ).

Датчик уровня масла

ДАТЧИК КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ МАСЛА

Электрический датчик уровня масла на ВАЗ-2114 позволяет во время эксплуатации автомобиля контролировать количество смазывающей жидкости в режиме реального времени. Сигнал от него поступает на соответствующий индикатор приборной панели, оповещая водителя про нехватку уровня масляной субстанции в поддоне мотора. Недостаточный уровень масла в картере автомобиля приводит к выходу двигателя из строя и, как следствие, к дорогостоящему и долговременному ремонту.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы в двигателе постоянно находилось достаточное количество соответствующего моторного масла. Для ВАЗ-2114 его объем ориентировочно составляет 4 литра. При его замене, объем вновь заливаемого моторного масла не должен быть меньше объема слитой жидкости. Достижение необходимого уровня определяется с помощью измерительного щупа.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ДУМ

Принцип работы датчика уровня масла заключается в использовании свойств геркона (геркон – герметичный магнитоуправляемый контакт) с замыкающе-размыкающимися контактами. Когда датчик погружен в моторное масло, его контакты разомкнуты и индикатор не горит. В случае, когда уровень его недостаточен (масла между контактами геркона нет), контакты замыкаются, включая тем самым электрическую цепь контрольной лампочки на приборной панели автомобиля.

Полезный совет. Доверяя показаниям электрического контрольного датчика, рекомендуется все же ежедневно проверять уровень моторного масла с помощью измерительного щупа.

В случае, если загорелся индикатор его недостаточности, необходимо удостовериться в достоверности показаний ДУМ. Для этого используется измерительный щуп.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ЩУПОМ

Проверка уровня масла с помощью щупа осуществляется следующим образом (автомобиль при этом должен стоять горизонтально):

  • вынимаем щуп из тубуса, расположенного под капотом, в передней части моторного отсека, вытираем его и находим нанесенные риски max и min;
  • устанавливаем щуп обратно в тубус;
  • через 2-3 минуты опять достаем щуп и смотрим, в каком месте на нем находится верхний край масляной метки. Если метка находится между рисками min/max, то количество смазывающего вещества в моторе соответствует норме, а работоспособность датчика вызывает сомнения и он подлежит проверке.

Масляный щуп

ПОЧЕМУ ЗАГОРАЕТСЯ ИНДИКАТОР ДУМ

Если в процессе поездки на приборной панели вдруг загорелся индикатор масляного уровня, то следует немедленно остановиться и выяснить причину этого явления. Конечно, впадать в панику из-за этого не следует, так как причины могут быть разными:

  1. Недостаточно жидкости в картере автомобиля – необходимо долить масло в маслозаливную горловину до необходимого уровня. Доливаемое масло должно быть того же типа, что и залитое ранее. В противном случае двигатель выйдет из строя.
  2. Неисправен датчик уровня.

Внимание: ДУМ ремонту не подлежит. В случае поломки необходимо его заменить новым.

Классифицируют причины поломки ДУМ следующим образом:

  • Окисление контактов;
  • Короткое замыкание или обрыв цепей электропитания датчика и/или индикатора уровня жидкости;
  • Сгорел геркон.

КАК ПРОВЕРИТЬ И ЗАМЕНИТЬ ДАТЧИК

Проверить датчик уровня масла на работоспособность достаточно просто. Это может сделать любой автолюбитель при наличии:

  • Смотровой ямы (эстакады);
  • Вольтметра;
  • Комплекта гаечных ключей.

Проверка работоспособности начинается с определения места, где на ВАЗ-2114 находится датчик уровня масла. В первую очередь требуется:

  1. Установить автомобиль на эстакаду;
  2. Снять защиту двигателя;
  3. Очистить от загрязнений зону вокруг масляного фильтра;
  4. Найти ДУМ. Он находится возле масляного фильтра.

Месторасположение датчика уровня масла

Затем можно начать проверку ДУМ, для чего:

  • Завести автомобиль;
  • Отсоединить провод, подключенный к датчику и вольтметром измерить напряжение на его контакте. Вольтметр должен показать напряжение 12 В;
  • В случае отсутствия напряжения на колодке, следует:
  1. Проверить наличие контакта в соединительной колодке ДУМ.
  2. Убедиться в отсутствии обрыва или короткого замыкания проводов в электрической цепи от колодки до индикатора на приборной панели.
  3. Устранив неисправности, снова измерить вольтметром напряжение на колодке соединительного провода. Вольтметр должен показать напряжение 12 В.

Если напряжение 12 В на колодке есть, но система все равно не работает, то ДУМ необходимо заменить.

Замена датчика уровня масла на ВАЗ-2114 осуществляется таким образом:

  1. Загнать автомобиль на эстакаду;
  2. Выключить зажигание;
  3. Отключить аккумулятор от бортовой цепи;
  4. Снять защиту мотора;
  5. Очистить соединительную колодку ДУМ от загрязнений;
  6. Отсоединить датчик от электрической цепи;
  7. С помощью торцевого гаечного ключа на”10″ аккуратно открутить и вынуть ДУМ;
  8. Осторожно покачивая, вынуть датчик из посадочного отверстия;
  9. Взять исправный ДУМ и установить его, выполняя перечисленные операции в обратном порядке. Приобрести новый датчик можно в любом магазине автозапчастей, на автобазаре или в интернет-магазинах. Там же можно приобрести и датчик уровня масла ВАЗ 2115. Ориентировочная стоимость ДУМ составляет 280 руб.
  10. Установить защиту мотора на место;
  11. Подключить аккумулятор к бортовой электросети;
  12. С помощью измерительного щупа проверить наличие смазочного вещества, при необходимости долить до необходимого уровня;
  13. Завести автомобиль и убедиться в работоспособности датчика.

Как проверить датчик масла: советы профессионалов

Содержание статьи
  1. Что собой представляет датчик масла
  2. Как проверить исправность датчика давления масла
  3. Показания датчика масла, которые нельзя игнорировать

Масляная система – жизненно важная составляющая автомобиля. Она обеспечивает своевременную подачу смазки ко всем участкам трения. Масло снижает износ деталей, охлаждает их поверхности, предостерегая от перегрева. Но за его уровнем нужно периодически следить, а качество контролировать – это известно каждому водителю. Однако не все помнят про еще один важный параметр – давление масла в системе, контролирует которое специальное устройство. Как проверить датчик масла и тем самым определить давление в масляной системе? Этому вопросу будет посвящена данная статья.

Что собой представляет датчик масла

Давление масла в системе обеспечивается работой двигателя и всех механизмов автомобиля. Именно они обеспечивают циркуляцию смазочных элементов и их доставку ко всем трущимся деталям, обеспечивая полноценную смазку. Уровень масла обычно определяется щупом, давление же можно проверить датчиками. От безошибочной работы этих устройств будет зависеть качество контроля давления в системе. Если они выходят из строя, водитель теряет возможность проверить состояние масла, а следовательно, и качество смазки всех важных механизмов.

Читайте также  Как заменить светодиод в лампе

Впоследствии это чревато проблемами с функционированием отдельных узлов в автомобиле, в том числе выходом их из строя. Именно поэтому своевременная замена неисправных сигнализаторов является одной из первоочередных задач.

Итак, смазочная система выполняет множество важных функций:
  1. защита двигателя и отдельных его элементов;
  2. предупреждение коррозии;
  3. охлаждение поверхностей двигателя;
  4. очищение зон трения от продуктов сгорания и работы механизмов (от нагара, сажи, мелкой металлической стружки и тому подобного);
  5. участие в газораспределении, регулируемом в гидронатяжителях и гидрокомпенсаторах.

Негативное влияние на двигатель оказывает как избыток давления масла, так и его недостаток, в обоих случаях вынуждая водителя проверять многие узлы автомобиля. Избыточное давление приводит к таким проблемам, как:

  • повышение расхода масла;
  • нарушение целостности уплотнителей;
  • проблемы с регулятором холостого хода;
  • выход из строя датчика воздуха в системе;
  • разрушение поршневых юбок;
  • сбои в работе двигателя с возникновением характерных стуков в приводах клапанов и гидрокомпенсаторах.

Пониженное давление свидетельствует о недостатке смазочного вещества в двигателе, что чревато выходом из строя коленвала и других важных узлов.

Как проверить датчик масла: рекомендации специалистов

Наиболее простой способ проверки заключается в применении встроенного датчика. Эти устройства могут быть:

  • аварийными;
  • дополнительными.

Большинство водителей пользуются аварийным сигнализатором, представленным обычно на приборной панели в виде загорающегося значка масленки. Он показывает только два состояния масляной системы: нормальное давление масла и отсутствие давления. Данное устройство сигнализирует только о критическом падении давления в смазочной системе, позволяя избегать лишь наиболее серьезных проблем. К примеру, оно извещает о поломке, которая случится в ближайшие часы или дни, если не проверить давление и не отрегулировать его до нормы.

Принцип работы устройства основывается на мембранном механизме. Когда включается зажигание, но двигатель не запущен, масляный насос также не работает, и контакты датчика находятся в замкнутом состоянии. Индикатор при этом светится. Как только двигатель запускается, давление масла возрастает, выгибая диафрагму и действуя на толкатель, который в свою очередь размыкает контакты в цепи. Индикатор гаснет, свидетельствуя о нормальном давлении. Стоит давлению упасть до критического, диафрагма принимает исходную позицию, замыкая цепь и заставляя индикатор загореться.

Для постоянного и точного контроля смазочной системы применяются дополнительные датчики, более сложные в устройстве. Они оснащены циферблатом, показывающим точные текущие данные в масляной системе. Это дает возможность непрерывно проверять масляную систему и тем самым продлить ресурс двигателя до максимума.

Такие индикаторы бывают двух типов:
  1. Механические манометры.

Применяются в основном владельцами старых автомобилей. Приборы состоят из корпуса, толкателя, мембраны, ползунка и нихромовой обмотки. Помимо этих элементов, имеются также дополнительные мелкие детали, вынуждающие прибор показывать неверные данные при выходе этих деталей из строя. В рабочем режиме положение стрелочного указателя определяет ползунок, находящийся на пластине с нихромовой обмоткой. При наличии давления мембрана выгибается, воздействуя на толкатель, который передает давление на механизм изменения сопротивления. Итоговую информацию о давлении можно проверить по циферблату со стрелочным указателем.

Электронные сигнализаторы.

Используются в современных автомобилях. Преобразуют механическое усилие в электрический сигнал, который затем обрабатывается бортовой компьютерной системой.

Данный тип сигнализатора менее подвержен поломкам, чем механический, поскольку его устройство намного проще. Он состоит из корпуса, мембраны, толкателя и контактов, включенных в сеть, в которую включен и встроенный аварийный датчик давления масла.

Принцип его работы тот же. При незапущенном двигателе мембрана находится в «расслабленном» состоянии, а цепь замкнута. При включении зажигания аварийный индикатор будет гореть. Запуск двигателя создает в масляной системе давление, которое натягивает мембрану и с помощью толкателя размыкает контакты цепи. При падении давления мембрана вновь выпрямляется, контакты смыкаются, индикатор загорается, сигнализируя водителю о неисправности в масляной системе. Кроме того, лампочка загорается и при неисправности в самом сигнализаторе, давая повод проверить его.

Изменение показателей в дополнительных датчиках происходит следующим образом. Давление смазочной жидкости деформирует диафрагму, толкая при этом ползунок вдоль резистора с нихромовой обмоткой. В цепи изменяется сопротивление, на что соответствующим образом реагирует стрелочный указатель. В зависимости от величины изменения сопротивления он будет показывать текущее давление масла.

Часть автопроизводителей комплектует автомобили сразу двумя типами устройств – на случай выхода из строя одного из них.

Как проверить исправность датчика давления масла

В штатном режиме аварийный датчик давления должен при включении зажигания загораться, а после запуска двигателя потухать.

  • Если индикатор не загорается после включения зажигания, нужно проверить датчик – скорее всего, он неисправен.
  • Индикатор продолжает гореть после пуска двигателя – с большой вероятностью масло в системе перегрелось. Для того чтобы проверить это, нужно нажать на педаль газа. Если лампочка потухла, значит, со смазкой все в порядке.
  • Когда значок продолжает гореть и при перегазовке, и во время движения, – это сигнал либо об опасном падении давления в масляной системе, либо о неисправности в электропроводке, либо о неисправности самого датчика. Требуется проверить каждый из этих узлов.

Признаки поломки датчика и его диагностика будут зависеть от типа устройства.

    Электронный датчик давления.

Перед тем как проверить датчик давления масла, нужно приготовить насос и мультиметр. Желательно иметь насосное устройство, укомплектованное манометром. Мультиметр нужно переключить в режим проверки цепи «на обрыв». Проверяемый прибор отсоединяется от автомобиля и подключается к насосу, также к нему следует подключить и мультиметр.

Проверить подаваемое насосом давление лучше всего с помощью манометра. Контроль необходим, так как при избыточном давлении есть риск вывести электронный сигнализатор из строя. Соединив все элементы диагностики друг с другом, убедитесь в том, что стрелочный указатель находится на нуле циферблата.

Следующий этап: с помощью насоса на прибор подается минимальное давление, при котором диафрагма подействует на толкатель и разомкнет цепь – это будет видно по отклонившейся стрелке в сторону возрастания. Затем подайте максимально допустимое для датчика давление, контролируя его манометром на насосе, и проверьте таким образом правильность показаний на приборе при максимальном давлении.

Механический датчик давления.

Диагностика механического устройства напоминает способ проверки электронной модели. Испытать механический детектор можно с помощью насоса с манометром и отрезка резинового шланга. Проверяемый прибор со стрелочным указателем отсоединяется от автомобиля и с помощью шланга соединяется с насосом. Важно при этом обеспечить герметичность соединения. Затем подается определенное давление, фиксируемое на манометре и на датчике. Помимо давления, нужно проверить и зафиксировать сопротивление.

Данную операцию требуется повторить при различных значениях подаваемого давления. Полученные результаты сравниваются с таблицей идеальных значений, прилагаемой обычно к инструкции по эксплуатации автомобиля. Если таблица отсутствует в документации, ее можно найти в Интернете для конкретной марки транспортного средства.

Показания датчика масла, которые нельзя игнорировать

Все показания устройств нужно обязательно отслеживать. Если проигнорировать и не проверить внезапное падение давления в смазочной системе, это может обернуться, в лучшем случае, дорогим ремонтом двигателя. А во время движения может привести к куда более печальным последствиям.

Включение индикатора происходит по многим причинам:
  • Падение уровня масла в системе.

Проверить это можно с помощью щупа. Проблема может быть следствием повышенного расхода смазочного материала на угар, а также свидетельствует о возможных утечках масла.
Разжижение смазочной жидкости.

Давление в этом случае снижается постепенно, обычно по вине попадания топлива в смазку.
Неисправность датчика.

Любое устройство по той или иной причине может выйти из строя, и приборы для контроля давления масла исключением не являются. Поэтому необходимо не только следить за индикаторами масляной системы, но и знать, как проверить датчик уровня масла.
Некачественные фильтры.

Для каждой модели автомобиля рекомендуются определенные марки качественных фильтров. Недорогие фильтры могут не дать гарантии герметичности и защиты от протечек смазки и не дадут возможности полноценно проверить смазочную систему. Стоит насторожиться, когда после выключения мотора масло сочится в поддон. Если не принять меры, рано или поздно нехватка масла в системе спровоцирует выход из строя одного или нескольких дорогих деталей автомобиля, что потребует не менее дорогостоящего ремонта.
Засорение фильтров и магистралей.

Фильтры забиваются из-за засорения масляной системы в результате использования некачественного масла.
Неисправность масляного насоса.

Как правило, выявляется сразу либо со временем вследствие некачественно проведенного ремонта двигателя.

В общем, светящийся индикатор давления масла говорит о разных причинах, многие из которых требуют как можно более быстрого вмешательства, для выявления же других достаточно лишь проверить детектор давления. К примеру, недостаток масла в системе или его низкое качество приведут в дальнейшем к скорому износу деталей и механизмов, в более серьезных случаях – к поломке наиболее ответственных из них (коленчатый вал, поршни, двигатель). Как следствие, может потребоваться полная замена вышедшей из строя детали или всего двигателя.

С другой стороны, причина может быть и незначительной, связанной с неисправностью самого детектора. Важно не только знать, как проверить датчик давления масла, но и уметь выполнять это на практике, чтобы вовремя предупредить возникновение более серьезных проблем.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Каждый автомобильный ДВС нуждается в качественном охлаждении и смазке. Для этого в автомобилях с 4-тактными моторами имеется система смазки, в которой заливается моторное масло. Их существует два типа: с сухим или мокрым картером. Подобная система используется, если агрегат клапанный или 4-тактный (об отличиях такой модификации от двухтактника читайте здесь).

Подробней о разновидностях систем смазки рассказывается в другом обзоре. Со временем моторного масла в системе становится меньше, из-за чего при уровне, ниже минимального, силовой агрегат начинает испытывать масляное голодание, а в некоторых случаях электроника глушит ДВС и не дает его запустить.

Чтобы проверить уровень смазки, периодически водитель использует щуп, на котором производитель указывает минимальное и максимальное значение. Масло должно находиться на уровне между этими отметками. Однако во многих современных транспортных средствах не предусмотрена подобная проверка – щупа в моторе вообще нет.

Вместо обычного щупа инжектор будет оснащен электронным уравнемером. В этом случае электронный блок управления управляет работой двигателя, и оповещает водителя о возникающих неполадках, в том числе о состоянии системы смазки агрегата.

В таких машинах приборная панель имеет отдельный индикатор, который сигнализирует о несоответствии уровня масла. Срабатывает этот указатель от показателей датчика масла. Рассмотрим подробней об устройстве, принципе работы и разновидностях тих датчиков.

Что такое датчик уровня масла автомобиля

Само слово датчик указывает на то, что это электрический сенсор, который позволяет определить, сколько масла в резервуаре двигателя (поддоне). В зависимости от конструкции прибор будет иметь индивидуальную электросхему.

Двигатель, оснащенный датчиком уровня масла, в нижней части картера будет иметь соответствующее отверстие, в котором будет установлен данный прибор. В большинстве случаев он будет находиться между фильтром и поддоном. Помимо двигателя коробка передач также может получить подобный датчик. Сенсором с похожим принципом действия может оснащаться электрический генератор или другое механическое средство, в котором используется 4-тактный ДВС.

Ремонт и полная замена масляного датчика своими руками и в автосалоне


Замена датчика своими руками вполне возможна и позволит сэкономить на работе специалиста автосервиса.

В общем случае масляный датчик расположен слева от двигателя у иностранных авто или прямо в картере, как у отечественных машин, хотя бывают и более сложные конструкции.

Для замены датчика своими руками следует поставить авто на смотровую яму и отключить зажигание и «массу» двигателя. Затем надо снять поддон и найти датчик, чтобы отсоединить от него все провода. При помощи торцового ключа «10» отворачивается крепление прибора. После этого его можно снять и заменить на новый, выполнив все те же действия в обратном порядке.

Устройство

Масляный датчик может иметь разное устройство в зависимости от принципа работы и дополнительных функций, которые он может выполнять. Большинство современных приборов имеют электронный тип. Их подключение тоже зависит от того, по какому принципу они будут работать.

Читайте также  Как установить время на брелке старлайн а93

Самый простой датчик подключается с бортовой электросети. Когда он срабатывает, замыкается контакт лампочки, которая будет показывать, что необходимо восполнить уровень в поддоне. Что касается электронных модификаций, то их принцип работы сводится к активации соответствующих алгоритмов, запрограммированных в микропроцессоре.

Когда устройство срабатывает, в электросхеме образуются соответствующие сигналы. Они поступают на блок управления. ЭБУ определяет, какой сигнал нужно вывести на приборку. В некоторых автомобилях вместе со светящимся индикатором активируется звуковой сигнал или графическое изображение.

На фото показан простой сенсор в разрезе:


А) минимальный уровень масла; В) максимальный уровень масла; 1) магнитный контакт; 2) поплавок с магнитом; 3) корпус; 4) разъем для подключения проводки.

В устройство самого простого датчика (поплавковый тип) входят следующие элементы:

  • Магнитный контакт (геркон). Этот элемент реагирует на перемещение магнитного поплавка. Когда магнит находится в поле действия контакта, электросхема замыкается, и сигнал на приборной панели загорается.
  • Поплавок. Данный элемент расположен поверх корпуса. Когда датчик находится в жидкости, под действием плотной среды поплавок вытесняется и постоянно находится сверху масла. В поплавке расположен постоянно действующий магнит. Смена уровня в резервуаре приводит к движению поплавка. Когда он падает до минимального значения, контакт геркона замыкается.
  • Корпус. Это длинная полая трубка, внутри которой расположен сам геркон и его электрическая составляющая (заизолированные металлические тонкие стержни с размыкающимся контактом). Снаружи корпуса двигается поплавок с магнитом, выполненный в форме кольца.
  • Разъем для подключения электроцепи. В самой простой схеме датчик запитывается от аккумулятора, и к нему последовательно подключается сигнальная лампочка.

Подобная конструкция может использоваться не только в резервуарах с маслом. Бензобак или система охлаждения может получить подобный датчик. В большинстве случаев установка прибора осуществляется при помощи резьбового соединения (вкручивается в сам резервуар: моторный блок, топливный бак, корпус коробки передач и др.).

Замена

Перед ремонтом следует провести ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, понадобится яма, эстакада или подъёмник. В иных случаях можно домкратом вывесить правую сторону автомобиля и зафиксировать её подставкой. Во-вторых, потребуется инструмент: ключ 10 мм (головка), аэрозольный очиститель битумных или масляных пятен, ветошь и прокладочный герметик. Пошаговое руководство выглядит так:

  1. Устанавливаем машину на яме или эстакаде.
  2. Блокируем колёса ручником.
  3. Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
  4. Залезаем под машину и находим датчик.
  5. Под масляным фильтром и в области датчика всё обычно в масле и грязи.
  6. Наносим аэрозольный очиститель и ждём 10–15 минут.
  7. Очищаем ремонтную зону.
  8. Отсоединяем штекер провода от ДУМ.

  • Наносим на привалочную плоскость датчика герметик.
  • Ставим ДУМ на двигатель и притягиваем болтом.
  • Подключаем штекер провода.
  • Некоторые советуют снимать защиту двигателя. Но для замены с ямы или эстакады она почти не мешает. И ещё, силиконовые и анаэробные герметики сохнут со скоростью 0.3 мм в сутки (±2 часа). Поэтому для надёжности соединения рекомендуется не ездить на машине до следующего дня. Это обстоятельство следует предусмотреть накануне ремонта и корректировать планы с учётом отсутствия «колёс».

    Как работает датчик уровня масла

    Самый простой принцип работы имеет поплавковый тип датчиков. Когда уровень смазки или другой контролируемой жидкости падает, цепь замыкается (в некоторых случаях наоборот размыкается) и загорается аварийный сигнал.

    Калибровку устройства не стоит проводить на холодный двигатель. В этот момент уровень масла в основном будет максимальным или в допустимых пределах. Когда мотор запускается, некоторое количество смазки обязательно уйдет.


    В данной модификации контакт геркона замыкается при максимальном уровне, а на минимальном он размыкается

    При активации зажигания электрическая цепь замыкается, и на реле поступает соответствующий сигнал. Благодаря тому, что поплавок постоянно находится сверху, происходит бесперебойный контроль уровня. Как только жидкость вырабатывается, или произошла ее утечка, поплавок постепенно опускается и магнит перестает воздействовать на контакты геркона (или наоборот, замыкает контакт). Цепь замыкается/размыкается. Реле реагирует на отсутствие или подачу питания, и замыкает цепь сигнальной лампочки.

    Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

    Большинство автолюбителей еще помнят те времена, когда перед каждым выездом им приходилось опускать металлический щуп в бачок для проверки уровня масла. Но эта задача утратила свою актуальность в связи с повсеместным внедрением электроники, так как эту функцию перенял датчик уровня масла, при чем на постоянной основе. Как устроен этот датчик и чем примечательна его работа, мы рассмотрим в данной статье.

    Устройство

    На сегодняшний день существует достаточно большое количество датчиков уровня масла, отличающихся конструктивными особенностями и принципом действия. Устройство автомобильного сенсора мы рассмотрим на примере простейшего варианта – поплавкового датчика.

    Рис. 1. Устройство датчика уровня масла

    Как видите на рисунке 1 выше, датчик уровня масла состоит из следующих составных компонентов:

    • Управляемый магнитом контакт 1, реагирующий на приложенное извне поле. В радиотехнике этот элемент также называется геркон.
    • Поплавок 2 – предназначенный для непосредственного взаимодействия с маслом. Внутри поплавка располагается постоянный магнит, вступающий во взаимодействие с герконом.
    • Направляющая трубка 3 – задает направление движения поплавку, выступает в роли основания, относительно которого и происходит движение. Внутри трубки обеспечивается герметичное пространство, где расположен как сам геркон, так и цепь его питания.
    • Выводы датчика 4 – предназначены для подключения к сигнальной цепи исполнительного или измерительного устройства.

    Вся конструкция устанавливается в емкость, где необходимо контролировать уровень масла, в большинстве случаев способ установки предусматривает резьбовое ввинчивание. Такой способ обеспечивает хорошую герметичность и простоту замены в случае выхода со строя.

    Принцип работы

    В быту и промышленности датчик уровня масла позволяет зафиксировать имеющийся объем жидкости в текущий момент времени. Для этого используются самые различные сенсоры, но наиболее простым и понятным для понимания будет датчик поплавочного типа, поэтому в качестве примера мы рассмотрим принцип действия на его примере.

    Рис. 2. Принцип действия датчика уровня масла

    Как видите на рисунке 2, датчик представляет собой герметичную трубку с запаяннымгерконом, на которой насажен поплавок. У рабочего элемента датчика движения присутствует два граничных положения – максимума и минимума жидкости относительно которых и происходит дальнейшая сигнализация и передача данных. Принцип работы заключается в следующем:

    • В топливную систему автомобиля заливается масло до установленной максимально допустимой отметки. При этом обеспечивается номинальный режим работы агрегата, охлаждение камеры сгорания во время технологических процессов.
    • Поплавок на этапе заполнения емкости до отметки Max также поднимается за счет архимедовой силы до своего максимального предела.
    • Масло удерживает поплавок на отметке постоянно, поэтому установленный в него магнит коммутирует контакты геркона и цепь замыкается, о чем приходит соответствующий сигнал на реле или измерительное устройство.
    • В случае утечки или выработки масла механизмом его уровень будет постепенно уменьшаться. Поплавок датчика начнет опускаться ниже, но магниты продолжат взаимодействовать с герконом.
    • Как только поплавок датчика уровня масла опуститься до отметки Min, его магнитного воздействия станет недостаточно для замыкания контактов геркона, и они перейдут в отключенное положение.
    • Цепь датчика разомкнется, и сигнал на контакты реле поступать не будет. В автомобиле сработает сигнализация о необходимости доливки масла.

    Сегодня на практике применяются и другие типы сенсоров для определения уровня масла. Способ определения положения жидкости в них будет отличаться от описанного выше, поэтому далее мы расскажем о разновидностях масляных сенсоров.

    Разновидности

    В соответствии с положениями п.1.1.2 ГОСТ 28725-90 датчики подразделяются на защищенные от проникновения воды и пыли. Также существует отдельная категория взрывозащищенных устройств.

    В зависимости от устойчивости приспособления к механическим воздействиям согласно п.1.3 ГОСТ 28725-90 датчики уровня масла можно разделить на вибропрочные и виброустойчивые.

    За основу датчика взяты некоторые явления, связанные с физическими, химическими или электрическими свойствами масла, как вещества с устоявшимся агрегатным состоянием в течении всего процесса работы. На сегодняшний день наиболее популярным видами датчиков уровня масла, в зависимости от принципа действия, являются:

    • Тепловые;
    • Ультразвуковые;
    • Электротермические;
    • Емкостные;
    • Поплавковые.

    Рис. 3. Тепловой датчик уровня масла

    Тепловые датчики (см. рисунок 3) являются наиболее распространенными в практике автомобилестроения. Конструктивно их принцип построения рассчитан на скорости остывания чувствительного элемента, как правило, металлической проволоки. Для измерения уровня проволоку, расположенную в масле нагревают до установленной температуры, заранее превышающей текущий нагрев масла. После этого проволока остывает, а в зависимости от времени выравнивания ее температуры до значения масляной среды, определяют степень заполнения резервуара.

    Рис. 4. Ультразвуковой датчик

    Ультразвуковые приборы (рисунок 4) основаны на принципе разности преодоления звуковыми волнами различных материалов или сред. Конструктивно этот вид содержит ультразвуковой излучатель, направляющий колебания в емкость с маслом. У масла и воздуха плотность сильно отличается, поэтому и скорость распространения волн в этих средах будет разной. Измеряя скорость движения ультразвука от источника до поверхности масла, датчик может определить наполнение объема.

    Рис. 5. Электротермический датчик

    Принцип работы электротермического датчика (рисунок 5) основан на зависимости сопротивления проводников, в зависимости от температуры материала. В качестве измерителя здесь используется металлическая проволока, обладающая высоким температурным коэффициентом, часть которой постоянно погружена в масло. Через проволоку пропускается электрический ток, нагревающий нить, в зависимости от глубины погружения в жидкость, отведение тепла на соответствующем участке будет лучше, сопротивление ниже, а величина тока больше. На выходе электрические параметры фиксируются и по их значению делается оценка уровня масла.

    Рис. 6. Емкостной датчик

    Емкостные датчики (рисунок 6) работают по принципу измерения емкости машинного масла, как диэлектрика. Конструктивно такие приспособления состоят из двух трубок 2 и 3, помещенных одна в одну, пространство между трубками заполняется диэлектриком 4. При перемещении уровня к максимальной отметке емкость между стенками трубок будет максимальной, а при постепенном снижении емкость измерительного блока 5 будет уменьшаться, что и зафиксирует электронный блок 7.

    Схемы подключения

    Разные модели датчика уровня масла могут отличаться и схемой подключения в конкретную цепь. Одним из примеров их использования является электропроводка транспортного средства, поэтому схема подключения будет иметь следующий вид:

    Рис. 7. Схема подключения теплового датчика уровня масла

    Как видите на рисунке 7 выше, оценка состояния производится сразу через датчик температуры и уровня масла. Далее сигнал передается в блоки оценки обоих параметров. В случае соответствия заложенному алгоритму функция передается в электронный блок и в виде ШИМ сигнала поступает на панель приборов. В современных авто информация о состоянии двигателя выводится на дисплей перед водителем.

    Рис. 8. Общая схема подключения авиационного датчика

    В отличии от автомобильного, авиационные модели датчика уровня масла завязаны по более сложной схеме, что обусловлено вопросом безопасности пассажиров во время полета. Как видите на рисунке 8, информация от измерительного устройства поступает в блок анализатора, где происходит сравнение информации с установленными параметрами работы мотора. В случае превышения критического порога, данные с анализатора передаются в блок корректировки, который через систему обратной связи проверяет информацию, получаемую с датчика. При подтверждении снижения на недопустимую величину в исполнительный блок поступает команда о добавлении жидкости в резервуар.

    Применение

    Сфера применения датчика уровня масла охватывает двигатели внутреннего сгорания с масляным охлаждением. Наиболее примечательны они в автотракторной технике, повсеместно наполняющей улицы. Помимо этого их можно встретить в мотоблоках, дизельных генераторах, маслонаполненных радиаторах охлаждения. В системах отопления он может совмещаться с другими измерительными приборами.

    Отдельную нишу занимает авиационная отрасль, где уровень масляных составляющих измеряется не только в системе охлаждения двигателя. Однако и требования, предъявляемые к сенсорам, нельзя сравнить с автомобилем, несмотря на то, что принцип действия у них идентичен.

    В силовых трансформаторах большой мощности с вынесенным маслоуказателем функция измерения положения уровня диэлектрика также возлагают на поплавочный сенсор, который передает информацию на выведенный стрелочный циферблат.

    Список литературы

    Для написании статьи использовалась следующая техническая литература:

    1. А. Мерников «Большая энциклопедия. Автомобили» 2016
    2. В. Ф. Яковлев «Диагностика электронных систем автомобиля» 2010
    3. Д.Скляр «Ремонт автомобилей для чайников» 2010
    4. Сивухин Д. В. «Общий курс физики» 1975