Как полностью слить тосол

Самостоятельная замена охлаждающей жидкости (тосола или антифриза)

Своевременная замена охлаждающей жидкости – это процедура, которой многие автовладельцы пренебрегают. И очень напрасно. Работоспособность двигателя напрямую зависит от системы охлаждения. В этой статье мы расскажем, как правильно менять антифриз своими руками, ведь для замены охлаждающей жидкости вовсе не обязательно ехать на автосервис.

Проще всего заменить охлаждающую жидкость будет при наличии гаража и смотровой ямы, хотя это и необязательные условия. Порядок замены антифриза на всех машинах примерно одинаковый:

Необходимо полностью слить старую охлаждающую жидкость.
Выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
Залить новую охлаждающую жидкость (тосол или антифриз).
В конце статьи, как всегда, смотрите видео-инструкцию по замене охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле ВАЗ 2110. А мы пока рассмотрим все этапы замены антифриза по очереди.

Для того чтобы полностью слить охлаждающую жидкость из системы без остатка, желательно чтобы передняя часть машины находилась ниже относительно задней. Например, задок можно немного поддомкратить.

Теперь приступим к сливу старого антифриза перед его заменой на новый. Большинство автомобильных двигателей имеют в своей нижней части краник либо специальную сливную пробку, через которую производится слив охлаждающей жидкости. Кроме блока цилиндров антифриз также нужно будет слить из радиатора и расширительного бачка.

Для этого необходимо:

Ослабить пробку расширительного бачка – это позволит охлаждающей жидкости стекать быстрей.
Вывернуть сливную пробку и слить антифриз из рубашки охлаждения двигателя в подходящую для этого ёмкость, подставленную под сливное отверстие.
Открутить сливной вентиль или нижнюю пробку радиатора и таким же образом слить старую охлаждающую жидкость из него.
Напор сливаемой жидкости можно регулировать, откручивая или закручивая пробку расширительного бачка. После слива охлаждающей жидкости не забудьте закрутить все сливные пробки обратно.

Мы уже достаточно подробно писали о промывке системы охлаждения двигателя.

Прежде всего, промывка преследует две цели:

Очистка системы от грязи и осадка, которые могут препятствовать передаче тепла и циркуляции охлаждающей жидкости.
Удаление остатков прежнего антифриза. Эта операция необходима, так как при смешивании разных охлаждающих жидкостей их компоненты могут вступить в нежелательную реакцию, и тем самым ослабить антикоррозийные свойства свежего антифриза.
Еще лет 20-30 назад для очистки системы охлаждения от загрязнений автолюбители пользовались различными народными методами. Например, в радиатор заливали уксусную эссенцию или лимонную кислоту. На сегодняшний день существует множество специальных составов, которые намного эффективней справляются с этой задачей.

Лучше всего для промывки системы при замене охлаждающей жидкости подходят специальные промывочные концентраты. Перед использованием они разбавляются водой в пропорции указанной на упаковке. Это, так называемая, «мягкая промывка».

Её преимущество перед составами, заливаемыми в старый антифриз, заключается в том, что она выполняет функцию предварительной грунтовки. То есть определённое количество присадок из раствора ещё на этапе промывки оседает на металле, и когда вы при замене зальёте свежую охлаждающую жидкость, она в уже подготовленной среде будет работать намного эффективнее и не будет окисляться.

На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.

Заливка новой охлаждающей жидкости

Теперь мы можем приступить к заливке новой охлаждающей жидкости. Запомните, заливка нового антифриза при замене возможна только в чистую охлаждающую систему.

Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде. Поэтому настоятельно рекомендуем сначала изучить, какие бывают виды и типы антифризов, и тогда вам станет понятно, что лучше заливать в систему охлаждения двигателя.

Если при замене вы используете концентрат антифриза, то он предварительно перед заливкой должен разбавляться дистиллированной водой в пропорции один к одному. При таком соотношении он способен выдержать мороз до -40 °C. Все пропорции и диаграммы обычно указаны непосредственно на упаковке с охлаждающей жидкостью.

Во избежание образования воздушных пробок в системе, автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении. Далее следуйте в таком порядке:

Отсоедините самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (обычно он находится в районе впускного коллектора). Пример смотрите на видео ниже.
Новую охлаждающую жидкость следует заливать через горловину расширительного бачка. Для удобства лучше использовать воронку.
Заливайте антифриз до тех пор, пока он не начнёт вытекать из отсоединённого в первом пункте патрубка.
Вставьте патрубок на место и зажмите его в месте соединения хомутом.
Не стоит заливать антифриз в бачок под завязку. Оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.
После заливки плотно закройте пробку бачка, заведите машину и прогрейте её до тех пор, пока не сработает вентилятор. Потом подождите когда остынет мотор, и проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз следует долить до нормы, но делать это можно только на холодный двигатель!

На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.

Как полностью слить охлаждающую жидкость из системы автомобиля?

Ни один современный автомобиль не сможет работать без технических жидкостей. Часть из них необходима для смазки деталей двигателя, другие используются системой охлаждения для предотвращения перегрева силового агрегата машины. Вполне естественно, что все они подлежат своевременной замене. Пренебрежение к проведению подобной работы в большинстве случаев приводит к серьёзной поломке двигателя. Далеко не каждый начинающий водитель знает, как слить охлаждающую жидкость из системы с минимальными усилиями. В этой статье расскажем, как правильно проводить эту процедуру самостоятельно.

Когда необходимо сливать охлаждающую жидкость?

Опытные автомобилисты точно определяют тот момент, когда возникает потребность в замене охлаждающей жидкости по поведению своей машины. Новичкам сложно улавливать сигналы от авто в силу недостаточного опыта. Поэтому, если вы не обладаете способностью распознавания подобных сигналов, придерживайтесь указанных производителем в инструкции по эксплуатации рекомендаций.

В целях профилактики охлаждающую жидкость меняют раз в три года, либо по достижению пробега в 45-70 тысяч километров. Подробную информацию можно узнать в инструкции к вашему транспортному средству

Любая жидкость в автомобильной системе со временем существенно загрязняется продуктами сгорания. К тому же, со временем она теряет свои рабочие характеристики. Заменять её нужно также в следующих случаях:

  • Во время установки нового термостата
  • Перед проведением ремонта радиатора и его полного демонтажа
  • В момент наступления срока сезонной замены

Например, если потек радиатор, то без полного слива, и последующего залива ОЖ не обойтись. Также важно понимать, что обычная вода для этих целей не годится. В современный автомобиль водители заливают антифриз или тосол. Это незамерзающие вещества с водянистой основой, полученные путем смешивания глицерина, этиленгликоля и комплекса антикоррозионных присадок. Ответственно подходите к выбору подходящего тосола или антифриза. От его качества зависит то, насколько стабильно и бесхлопотно будет работать двигатель.

Как слить охлаждающую жидкость с автомобиля?

Слить всю жидкость самотеком не получится в силу конструктивной особенности системы охлаждения. Она имеет отдельные участки, из которых удалить все вещество возможно только за счет давления. Итак, как полностью слить охлаждающую жидкость? Условно всю процедуру можно разделить на два объёмных этапа. С каждым в отдельности ознакомимся подробнее.

Слив антифриза с радиатора

Осуществить процедуру слива антифриза с радиатора безопасней всего на «холодную», дабы не ошпариться. Если автомобиль активно бороздил дороги на протяжении целого дня, и вы решили провести всю работу самостоятельно в этот же день, выждите примерно полчаса, пока двигатель полностью остынет. Подготовьте специальную тару, в которую будет стекать ОЖ. Она должна плотно закрываться, ведь тосол или антифриз – не что иное, как активный химикат, который своим цветом и запахом притягивает животных и детей. Укупоривающаяся канистра для этих целей подходит лучше всего.

Дальше работа сводится к следующим действиям:

  1. Если есть защита двигателя – демонтируйте её
  2. Затем откройте краник на отопителе: регулятор температуры установите в положение «максимум»
  3. Каждый водитель должен решить для себя сам, откручивать крышку расширительного бачка или нет. С открученной крышкой жидкость сливается быстрей и эффективней, но забрызгивает все вокруг
  4. Установите заранее подготовленный тазик под радиатор
  5. Найдите сливную пробку под капотом и начните её откручивать

После проделанной промежуточной работы нужно выждать 15-20 минут до тех пор, пока основная часть антифриза сольется из системы

Откручивайте сливную пробку медленно и осторожно. Если открутить её резко, то неприятностей не избежать. ОЖ хлынет с такой силой, что зальет генератор, а это лишние нервы и хлопоты

На этом первый этап завершен. Если работа была проделана качественно и без последствий для генератора, смело можно переходить ко второй части.

Слив охлаждающей жидкости с двигателя

В случае возникшей острой необходимости проведения капитального ремонта силового агрегата, ОЖ полностью сливается с мотора. Автомобиль устанавливается на горизонтальную поверхность для эффективного слива жидкости из патрубков и блока двигателя. Также стоит учитывать, что на некоторых авто сливная пробка располагается за модулем зажигания. В частности, подобную конструкцию можно увидеть на моделях ВАЗ. Его придется снять перед началом слива тосола из двигателя. После чего проделывается следующее:

  1. Снимается клемма аккумулятора и демонтируется защита мотора
  2. Демонтируется коробка от модуля
  3. Ключом на «13» свинчиваются два крепежных элемента на картере двигателя и один винт ключом на «17»
  4. Демонтируется модуль с кронштейном
  5. Под двигатель устанавливается тазик и аккуратно сворачивается пробка
Читайте также  Как проверить генератор ваз 2107

Проделав эти простые действия, тосол начнет медленно сливаться. Как и в случае слива с радиатора, стоит подождать около 15 минут до полного окончания процедуры. Затем протрите пробки, крышки и всё обратно установите.

Заливаем новый тосол или антифриз

Заключительным этапом работы станет залив новой ОЖ. В этом нет ничего сложного, достаточно придерживаться простых рекомендаций:

  • Тосол заливается в расширительный бочок с учетом обозначенных на нем меток
  • Ослабьте хомут патрубка
  • Затем отсоедините шланг от штуцера, идущего на впускной коллектор
  • Заливайте новую жидкость размеренно, периодически прикрывая крышку и слегка прожимая патрубок

Затем шланг устанавливается на место, а хомут полностью затягивается. Запустите двигатель автомобиля и включите печку, предварительно установив регулятор температуры в положение «максимум». Проверьте, пошло тепло или нет. Если нет, значит, в системе присутствует воздух, от которого необходимо избавиться путем ослабления хомута патрубка. Теперь вы знаете, как правильно слить охлаждающую жидкость. С помощью этой инструкции выполнить поставленную задачу сможет даже неопытный водитель

Как поменять тосол на ВАЗ 2107

Классика советского автопрома ВАЗ 2107 (семерка), заслужил любовь автолюбителей как дешевый в обслуживании автомобиль. Чаще всего владельцы сами стараются производить ремонт, а также техническое обслуживания. Замена тосола, одна из таких операций ТО, которую также можно сделать своими руками, если следовать инструкции.

Этапы замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2107

На большинстве классических автомобилях Лада предусмотрен слив с радиатора, а также двигателя. Но перед заливом нового антифриза рекомендуется производить промывку системы охлаждения, чтобы исключить попадание примесей в новую жидкость.

За время производства ВАЗ 2107 было выпущено большое количество модификаций, которые комплектовались различными двигателями. Но на данный момент самыми популярными являются бензиновые версии в вариантах карбюратор, а также инжектор.

Глобальных отличий в карбюраторных и инжекторных версиях при замене нет, все действия будут практически одинаковыми. Отличие будет заключаться только в выпуске воздуха при заливе новой жидкости.

Перед началом замены жидкости охлаждения, чтобы не получить ожоги, нужно дождаться полного остывания двигателя. Также следует избегать попадания антифриза или тосола на кожу, в глаза и органы пищеварения, так как химический состав жидкостей является ядовитым.

Слив охлаждающей жидкости

До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.

Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 2107:

    Поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1).

Рис.1 Управление температурой
Находим снизу в левом углу радиатора пробку и откручиваем ее, предварительно подставив под радиатор емкость для слива. (Рис.2). На старых версиях, этой пробки нет, там установлен датчик включения вентилятора. Для слива тосола его необходимо открутить, сделать это можно ключом на 30мм.

Рис.2 Сливная пробка радиатора
После этого откручиваем пробку на заливной горловине радиатора, а также расширительном бачке, для более быстрого слива жидкости (Рис.3).

Рис.3 Крышки на заливных горловинах
Отстегиваем крепление расширительного бачка и поднимаем его вверх (Рис.4). При этом жидкость сольется через сливное отверстие радиатора. А сам бачок можно полностью снять и промыть.

Рис.4 Крепление бачка
Для слива охлаждающей жидкости с двигателя, нужно открутить сливной болт, воспользовавшись для этого ключом на 13мм. Сам болт находится с левой стороны, под него можно подставить лейку, для меньшего разбрызгивания жидкости (Рис.5).

Рис.5 Сливной болт на блоке двигателя

После завершения этой операции не забываем поставить расширительный бачок на место. А также закрутить все сливные пробки, если вы минуете этап промывки.

Промывка системы охлаждения

При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. через расширительный бачок ВАЗ 2107 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
  2. закрутите сливную пробку и болт;
  3. заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
  4. запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
  5. оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
  6. заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
  7. слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
  8. закрутите обе пробки;
  9. залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
  10. заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
  11. заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
  12. при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.

Заливка без воздушных пробок

Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.

Воздушные пробки могут являться причиной перегрева двигателя ВАЗ 2107 (Жигули), а также его закипания. Очень часто при этом может не работать печка на обогрев.

Итак, приступаем к правильной заливке:

    Если у вас инжектор, то снимаем один из шлангов, идущих на обогрев дроссельного узла (Рис.6).

Рис.6 Шланги на обогрев дросселя
Если у вас карбюратор, то снимаем резиновый шланг со штуцера над впускным коллектором (Рис.7).

Рис.7 Резиновый шланг

  • Сливная пробка на радиаторе должна быть закрыта, а на блоке двигателя открыта. Начинаем заливать тосол в радиатор. Как только он потечет из отверстия на блоке, закручиваем болт на место.
  • Продолжаем заливать тосол, до тех пор, пока он не польется из мест, обозначенных на рисунках 6 или 7, в зависимости от модификации. После этого ставим шланги на место.
  • Теперь заполняем радиатор до верха горловины и закручиваем крышку. Наполняем расширительный бачок на несколько сантиметров выше отметки MIN.
  • Заводим машину, прогреваем до рабочей температуры, даем поработать 5 минут, после чего глушим.
  • Таким образом, залив охлаждающей жидкости без образования воздушных пробок закончен. Осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.

    Периодичность замены, какой антифриз заливать

    По рекомендации завода-изготовителя производить замену антифриза или тосола на автомобилях ВАЗ 2107 необходимо с периодичностью раз в 2 года или после пробега 60 тысяч километров. Если автомобиль эксплуатируется в более жестких условиях, то замену желательно производить чаще – каждые 30-40 тысяч километров.

    Помимо рекомендуемой периодичности замены ОЖ, существуют другие причины, по которым необходимо менять жидкость в системе охлаждения автомобиля:

    • Утрата свойств. Проверить качество используемого антифриза можно при помощи тестовой полоски, которая продается в тех же местах, где и сама жидкость. Полоску опускаете в расширительный бачок, затем вытаскиваете. В комплекте с полоской идет цветовая шкала, согласно которой, можно будет понять, сколько еще можно эксплуатировать автомобиль до замены охлаждающей жидкости.
    • Изменение цвета на рыжий или красный. Это означает, что в составе появилась ржавчина.
    • Появление осадков, хлопьев и плотных образований.

    Во всех случаях необходимо произвести не только замену, но и проверить на исправность всю систему охлаждение двигателя.

    В качестве охлаждающей жидкости для ВАЗ 2107, можно использовать неплохой тосол Лукойл. Или менее известный, но качественный продукт Газпромнефть. При замене также можно заливать антифриз, лучше с допуском G12, он более безопасен для всей системы. Также можно использовать оригинальный антифриз Lada G12, который подходит для всех автомобилей данного производителя.

    Сколько антифриза в системе охлаждения, таблица объема

    Модель Объем двигателя Сколько литров антифриза в системе Оригинальная жидкость / аналоги
    ВАЗ 2107 1.6 8.6 Антифриз Lada G12
    Тосол Газпромнефть
    Тосол Лукойл

    Протечки и проблемы

    У автомобилей данной модели иногда случаются проблемы, связанные с выходом из строя некоторых деталей охлаждающей системы, таких как термостат или помпа. При поломке они меняются в сборе, благо стоят не дорого. Также, частой болезнью считаются потекшие шланги или треснутый расширительный бачок, что тоже подлежит замене.

    Но есть еще одна проблема на ВАЗ 2107, потекший кран отопителя. Из-за этого может быть запах антифриза в салоне, мокрые коврики со стороны переднего пассажира, не работать печка.

    В случаи закипания или бурления тосола в расширительном бачке, нужно обратить внимание на 2 вещи. Это либо образовалась воздушная пробка, либо пробита прокладка блока цилиндров. При определении проблемы, в первом случае печка будет дуть холодным. Во втором случае будет либо масло в антифризе, либо светлый дым из выхлопной трубы.

    Как слить антифриз: топ эффективных способов

    По мере эксплуатации автомобиля владельцам иногда приходится сталкиваться с необходимостью слива антифриза из системы охлаждения. Процедура хоть и не является сложной, но для правильного и, главное, безопасного её выполнения, требуется соблюсти некоторые нюансы. Таким образом, жидкость удастся полностью слить из системы и избежать возможных травм и поломок деталей автомобиля.

    Зачем нужно сливать охлаждающую жидкость

    В системе охлаждения современных автомобилей в качестве теплоотводящей жидкости используется антифриз. На первый взгляд, может показаться, что в замене эта жидкость не нуждается, ведь система закрыта и в неё извне ничего не попадает. Основные компоненты в составе антифриза — этиленгликоль и вода, но не менее важными являются присадки, которые предотвращают коррозию элементов охлаждающей системы, смазывают и защищают их. По мере эксплуатации автомобиля присадки утрачивают свои свойства, что приводит к образованию коррозии с последующим нарушением работоспособности деталей. В результате частички металла и других материалов оседают и забивают радиатор и другие узлы системы. Это приводит к ухудшению охлаждения мотора и как следствие, его перегреву.

    Когда менять антифриз

    Антифриз подлежит замене в нескольких случаях:

    1. Потеря характеристик охлаждающей жидкости ОЖ. Происходит это по причине постоянных температурных изменений, испарения, оксидации.
    2. Добавление в антифриз воды либо другой жидкости в экстренных случаях. Бывают ситуации, когда из-за кипения тосола или других причин, требуется доливка жидкости, а под рукой её попросту нет. Поэтому часто используется обычная вода или антифриз другого класса или марки. После таких манипуляций тосол нуждается в полной замене.

    Ресурс антифриза

    Антифриз, как и любая другая техническая жидкость, имеет определённый ресурс, который указывается изготовителем или автопроизводителем. В основном тосол меняют раз в 2–3 года. Если говорить о современных автомобилях, то ОЖ меняют при её эксплуатации более 5 лет или пробеге 250 тыс. км., что характерно для автомобилей Volkswagen. АвтоВАЗом оговаривается замена через 75 тыс. км. или 3 года эксплуатации антифриза.

    Признаки замены ОЖ

    На необходимость замены тосола указывают следующие признаки:

      жидкость утрачивает свой первоначальный цвет и становится коричневатой. Это говорит о возникновении коррозии деталей системы. Такой тосол нуждается в немедленной замене, независимо от срока его службы;

    Как подготовить авто к сливу охлаждающей жидкости

    Для слива антифриза нужно выполнить некоторые подготовительные мероприятия. Поскольку рассматриваемое вещество является токсичным, сливать на землю его нельзя. Для этих целей используют закрывающуюся тару, которую утилизируют согласно экологическим нормам. Подготовка автомобиля заключается в его постановке на ровную горизонтальную поверхность для более эффективного слива жидкости из всех патрубков и узлов. Практически на всех авто ОЖ сливается через специальное отверстие, которое иногда расположено в нижней части радиатора либо на патрубках.

    При отсутствии отверстия слив производят через снятый патрубок радиатора.

    Немаловажным моментом является соблюдение техники безопасности: сливать тосол с горячего двигателя категорически запрещается. Из-за высокой температуры нагрева антифриза велика вероятность получения ожогов в ходе работы. Кроме этого, в результате нагрева жидкость в системе находится под давлением и при открывании любой крышки произойдёт её выброс. Поэтому сперва нужно дождаться остывания мотора до температуры окружающей среды и только после этого откручивать крышку расширительного бачка и радиатора.

    Как слить антифриз

    Слив ОЖ из системы можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

    Через радиатор

    После подготовки всего необходимого выполняем следующие шаги:

      Снимаем защиту мотора, отвернув соответствующий крепёж.

    Видео: слив антифриза из радиатора

    С блока двигателя

    Поскольку слив антифриза с блока мотора является продолжением рассматриваемой процедуры, передвигаем ёмкость под сливное отверстие на двигателе и совершаем следующие действия:

    1. Снимаем элементы, препятствующие свободному доступу к сливной пробке. В зависимости от марки автомобиля эти элементы могут быть разными.
    2. Аккуратно отворачиваем пробку.

    Из расширительного бачка

    В расширительном бачке со временем собирается осадок. Поэтому при замене ОЖ слить вещество с этой ёмкости и промыть её будет совсем нелишним. Суть процедуры заключается в отсоединении патрубка, идущего к радиатору, с последующим сливом жидкости в подходящую тару.

    Возможен и иной вариант: ОЖ можно слить через горловину при помощи тонкой трубки, например, медицинской капельницы.

    Видео: как слить антифриз из расширительного бачка

    С использованием домкратов

    Действия при использовании домкратов во многом повторяют стандартную процедуру слива антифриза. После установки ёмкости и отворачивания пробок задние колёса приподнимают как можно выше. Спустя 20 минут машину опускают и поднимают только левое колесо. Через такой же промежуток времени авто опускают и поднимают правое колесо. После таких действий из системы каждый раз будет выливаться какое-то количество жидкости.

    К подобной процедуре можно прибегнуть при ремонте в полевых условиях, поставив машину под уклон.

    С использованием компрессора

    Воздушный компрессор также можно задействовать при сливе антифриза. Его подсоединяют к системе охлаждения и подают воздух, постепенно удаляя ОЖ. Такой вариант хоть и можно рассматривать, но только в крайнем случае, поскольку в зависимости от мощности устройства в системе может быть создано слишком высокое давление, которое повредит пластиковые элементы. К тому же далеко не у каждого автолюбителя под рукой окажется компрессор нужной производительности.

    Видео: слив антифриза при помощи компрессора

    Антифриз подлежит замене через определённый срок эксплуатации или пробег, а также по характерным признакам. Ездить на ОЖ, утратившей свои свойства, не рекомендуется, поскольку повышается износ элементов и узлов системы охлаждения. Ознакомившись с пошаговой процедурой, слить тосол сможет практически каждый автолюбитель.

    Замена тосола или антифриза и промывка системы охлаждения двигателя

    В двигателе внутреннего сгорания изнашиваются не только основные внутренние детали, но и жидкости, которые обеспечивают смазку и охлаждение агрегата. Замена антифриза необходима для удаления отложений, а также для восстановления плотности охлаждающей жидкости, если в процессе эксплуатации автомобиля в систему охлаждения доливалась вода. Осуществить замену охлаждающей жидкости можно самостоятельно, но только при условии соблюдения основных правил и требований к выполнению этого вида работ по обслуживанию машины. О том, как заменить тосол или антифриз, пойдёт речь в данной статье.

    Порядок замены охлаждающей жидкости

    Замена антифриза производится в такой последовательности:

    1. Сливается старая охлаждающая жидкость;
    2. Промывается охлаждающая система;
    3. Заливается новый антифриз.

    Все перечисленные операции необходимо производить с учётом нюансов, которые обязательно будут описаны в данной статье. Если не следовать рекомендациям по замене антифриза и не придерживаться правил, то неправильная замена тосола может привести к плачевным результатам.

    Сливаем тосол или антифриз

    Для того, чтобы разобраться в том, как слить антифриз, не требуется изучать учебники по устройству двигателей внутреннего сгорания. Слив тосола производится, очень просто, в такой последовательности:

    1. В двигателе каждого автомобиля имеется специальная сливная пробка или краник, через которые происходит удаление охлаждающей жидкости.Если блок цилиндров находится по отношению к вертикальной плоскости под углом, то место слива охлаждающей жидкости будет находиться со стороны, в которую обращён наклон;
    2. Кроме блока цилиндров, антифриз сливается из радиатора и расширительного бачка. На радиаторе, также предусмотрено конструкцией сливное отверстие, которое выполнено в виде заглушки. Для удаления жидкости из расширительного бачка в некоторых моделях автомобилей потребуется снять шланг с нижнего патрубка.

    При сливе старого антифриза, следует соблюдать осторожность. Некоторые виды антифризов содержат этиленгликоль, который оказывает негативное влияние на здоровье человека и на окружающую среду.

    После того как слил охлаждающую жидкость, обязательно утилизируй её по правилам обращения с опасными веществами. Как слить тосол разобрались, но сразу после выполнения этой процедуры заливать новую охлаждающую жидкость нельзя. Сначала необходимо удалить отложения, которые образуются на стенках системы охлаждения, с помощью промывки системы.

    Промывка системы охлаждения

    Замена охлаждающей жидкости должна осуществляться с обязательной промывкой всей системы. Это необходимо сделать для удаления отложений в радиаторе и каналах двигателя. Промыть систему можно следующими жидкостями:

    • Дистиллированной водой;
    • Специальными средствами.

    Промывка системы охлаждения дистиллированной водой является наименее эффективной, но если жидкость подкислить, то накипь будет отделяться от металлических деталей значительно лучше.

    Для подкисления воды можно использовать лимонную кислоту или уксусную эссенцию.

    Слишком сильно понижать уровень pH не стоит. Чтобы не повредить резиновые детали системы охлаждения, достаточно на весь объём заливаемой в двигатель жидкости использовать один пакетик лимонной кислоты или половину маленькой бутылочки уксусной эссенции.

    Промывка системы охлаждения с помощью подкислённой дистиллированной воды является бюджетным вариантом очистки двигателя от внутренних отложений, но временные затраты при выполнении такой операции будут значительны.

    После тщательного растворения кислоты вода заливается в систему охлаждения двигателя. При этом необходимо контролировать уровень жидкости, который будет постоянно убывать по мере вытеснения воздуха из каналов двигателя и радиатора.

    Когда уровень охлаждающей жидкости зафиксируется и не будет происходить его снижение, необходимо завести двигатель на 15 — 20 минут. За это время произойдёт повышение температуры воды до рабочего значения. После прогрева двигатель следует заглушить и выдержать подкислённую воду в системе на протяжении 5 — 6 часов. По истечении этого времени воду из системы охлаждения сливают и полностью повторяют цикл очистки уже с использованием чистой дистиллированной воды.

    При промывке чистой водой также производится заливка необходимого количества жидкости, затем двигатель заводится на 15 — 20 минут, после чего двигателю дают остыть в течение получаса, а затем сливают воду из системы.

    Полный цикл очистки с использованием подкислённой дистиллированной воды может занимать более 7 часов. Если нет запаса свободного времени на осуществление промывки системы охлаждения таким способом, рекомендуется использовать более дорогой вариант.

    Промывка с помощью специальных средств позволяет не только осуществить качественную очистку системы охлаждения, но и экономить немалое количество времени. Наибольшей эффективности при замене тосола можно достичь, если промывочные действия осуществляются с использованием двухкомпонентного средства. Профессиональные промывочные жидкости позволяют полностью очистить систему охлаждения от продуктов распада антифриза, а также от накипи и продуктов коррозии металлических деталей двигателя. Процесс очистки с использованием специальных средств не слишком отличается от промывки дистиллированной водой. Экономия времени происходит за счёт того, что в состав таких жидкостей входят высокоэффективные добавки, позволяющие в течение непродолжительного времени произвести отделение различных инородных образований от металлических деталей системы охлаждения. То есть выдерживать длительное время такие жидкости в системе не требуется.

    Залив нового антифриза

    Осуществлять залив антифриза можно сразу после выполнения промывки системы охлаждения двигателя.

    Перед тем как налить новый тосол необходимо убедиться в том, что все открученные ранее заглушки и открытые краники полностью закрыты и установлены на своё место.

    Для контроля над процессом наполнения системы охлаждения двигателя новым тосолом, с расширительного бачка необходимо снять верхний шланг и поместить его на уровне нижней плоскости бачка. Затем производится залив антифриза в объёме 8 — 10 литров. Охлаждающая жидкость заливается до тех пор, пока уровень антифриза не поднимется до нижней плоскости расширительного бачка.

    Этот момент можно определить по началу вытекания антифриза из шланга.

    Теперь нужно обязательно установить шланг на место и довести уровень тосола в расширительном бачке до отметки «Max».

    После заливки тосола необходимо завести двигатель автомобиля на 10 — 15 минут для нагрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры. Если уровень тосола при этом изменится, то залейте в расширительный бачок антифриз до максимальной отметки.

    Советы и рекомендации

    1. При испарении охлаждающей жидкости следует восстанавливать объём с помощью дистиллированной воды. Если охлаждающая жидкость выливается из двигателя, из трещин в радиаторе или повреждённых патрубков, то в этом случае доливается антифриз. При таком способе восстановления объёма смешивать тосол разных видов категорически запрещается;
    2. Если необходимо приготовить охлаждающую жидкость из концентрата, то смешать тосол следует с дистиллированной водой в пропорции 1 к 1. При такой концентрации получится тосол с температурой замерзания около минус 35 градусов;
    3. Если поменять тосол самостоятельно нет желания, то осуществить эту операцию можно на любой станции технического обслуживания автомобилей. Однако в этом случае придётся оплатить не только стоимость охлаждающей жидкости, но и работу мастеров;
    4. Многие автомобилисты интересуются: «Можно ли заливать воду из под крана вместо тосола?» Использование в качестве охлаждающей жидкости недистиллированной воды приведёт к чрезмерному образованию накипи, а в зимнее время года вода в системе охлаждения замёрзнет и разорвёт элементы системы охлаждения двигателя.

    Как правильно залить тосол подробно рассказано в данной статье, и вооружившись теоретическими знаниями, можно смело приступать к самостоятельной замене тосола. После получения первого опыта следующая замена охлаждающей жидкости будет производиться значительно быстрее, при этом не нужно будет тратить время на поиск и изучение учебных материалов по этой теме.

    Сливаем всю охлаждающую жидкость из системы

    Во время езды двигатель автомобиля сильно нагревается. Если температура будет слишком высокой, мотор выйдет из строя. По статистике, около 40% всех поломок силового агрегата связаны с перегревом. От слишком высокой температуры защищает система охлаждения, которая работает на специальной жидкости — антифризе или тосоле. Именно поэтому важно постоянно контролировать её состояние. Во время замены многие автолюбители стараются слить охлаждающую жидкость полностью. Зачем и как это делать?

    Почему нужно периодически менять охлаждающую жидкость

    Эксплуатация транспорта связана с постоянным снижением качества охлаждающих жидкостей. Сначала они нормально выполняют свои функции, затем, подвергаясь нагрузкам, не могут нормально снижать температуру. Разогреваясь, субстанция пенится и оседает на металлических компонентах. Из-за этого они ржавеют. Если не устранить проблему вовремя, придётся ремонтировать блок цилиндров, а это серьёзные деньги!

    Каждый производитель автомобилей устанавливает определённые временные промежутки, через которые рекомендуется менять охлаждающую жидкость. Им обязательно нужно следовать, иначе возникает риск тяжёлых неисправностей. Кроме того, менять её нужно при монтаже новых элементов охлаждения. Однако и тут можно столкнуться с проблемами — в ряде случаев субстанция не выходит из системы полностью.

    Антифриз, выходящий из системы, может быть значительно загрязнён

    Почему антифриз не сливается полностью

    Это может происходить по нескольким причинам:

    • неправильное выполнение процедуры сливания;
    • появление воздушных пробок в системе.
    • длительное воздействие сильных морозов;
    • особенности расположения трубопроводов — часть из них расположена ниже сливного отверстия, так что вещество физически не может быть удалено обычными методами.

    В результате некоторая часть испорченной субстанции остаётся в важных частях двигателя и портит работу заново залитой жидкости. Это снижает эффективность работы силового агрегата и постепенно выводит его из строя.

    Что делать

    Процесс удаления старого антифриза зависит от модели машины. Точное описание процедуры смотрите в инструкциях производителя, однако принципы везде одинаковы.

    Это важно! Перед началом работ автомобиль следует установить на ровную горизонтальную поверхность. Так вы добьётесь нормального хода субстанции по трубопроводам и каналам системы охлаждения, а значит, в них останется меньше загрязняющих компонентов. Если пренебречь правильным расположением транспорта, придётся потратить на процедуру гораздо больше времени и сил.

    В большинстве современных автомобилей контур охлаждающей системы оснащён сливной пробкой. Вы просто достаёте её, и основная часть субстанции удаляется из трубопроводов. Почти всегда она находится в нижней части радиатора, но возможны и другие варианты.

    Некоторые машины не оснащаются сливной пробкой. С ними возникает больше хлопот, но процесс всё равно несложен. Нужно только снять один из расположенных внизу патрубков охладительной системы — тот, что подключён к радиатору.

    Готовим мотор и сливаем ОЖ

    Внимание! Ни в коем случае не приступайте к процессу при горячем двигателей. Недавно заглушённый силовой агрегат нагревает антифриз и увеличивает давление. Высокое давление приводит к тому, что субстанция не может закипеть. Вы же, открывая в систему доступ воздуха, вызываете снижение давление до атмосферных показателей. Результатом может стать резкая и горячая струя пара, которая вызывает ожоги.

    Начинать работу нужно только после того, как двигатель охладится. Нужно открутить крышку расширительного бачка, открыть пробку или отсоединить патрубок и подождать, пока основная часть субстанции выйдет.

    Большую жёлтую пробку надо открутить

    Так вы избавитесь от практически всей жидкости, но некоторая её часть находится ниже сливного отверстия. Субстанцию в радиаторе отопителя таким способом удалить нельзя. Приходится прибегать к дополнительным процедурам.

    Полное удаление

    Субстанция из ряда участков не может покинуть систему самостоятельно в силу физических причин. Многие элементы охлаждения имеют особый угол наклона — для их прочистки придётся создавать дополнительное давление.

    Каков порядок действий?

    1. Включите обогрев салона на максимальную мощность — тем самым вы откроете сливной механизм этой системы.
    2. Открутите крышку расширительного бачка.
    3. Отыщите пробку для слива тосола из радиатора и снимите её — только аккуратно, иначе субстанция попадёт на генератор.
    4. На 2 минуты заведите двигатель.

    Внимание! Ни в коем случае не давайте ему работать без охлаждающей жидкости более двух минут — это приведёт к тяжёлой поломке.

    Небольшая пробка, которую тоже надо открутить

    Чтобы полностью удалить жидкость из двигателя, прибегаем к следующим процедурам:

    1. Накидным ключом откручиваем сливную пробку в блоке цилиндров — она располагается снизу от блока зажигания;
    2. Ждём около 10 минут, пока вся субстанция не будет удалена;
    3. Проверяем состояние пробки — изношенные уплотнители лучше заменить;
    4. Закручиваем пробку.

    Соблюдайте технику безопасности!

    Техника безопасности! Не сливайте антифриз или тосол на землю — запах опасного вещества может привлечь животных и любопытных детей. Обязательно разливайте его по хорошо закрывающимся ёмкостям, которые в дальнейшем отвозятся в специально отведённые места.

    Как слить весь тосол с Ланоса

    Владельцы Daewoo Lanos сталкиваются с проблемой при сливе антифриза. Дело в том, что на блоке этой машины нет пробки. Придётся прибегать к дополнительным ухищрениям.

    Вам понадобятся следующие инструменты:

    • отвёртка или пассатижи — лучше взять и то, и другое;
    • ёмкость, в которую предстоит собирать отработанную жидкость;
    • торцовый ключ на «10»;
    • домкрат;
    • лейка.

    Ставим машину на ровную горизонтальную поверхность, ждём полного охлаждения двигателя. Можно приступать.

    1. Сливная пробка радиатора находится внизу слева. Выкрутите её.
    2. Снимите пробку с горловины расширительного бачка и подставьте под неё контейнер для сбора. Рекомендуется снять шланг со штуцера дроссельного узла — для этого пригодятся пассатижи или отвёртка.
    3. Используя домкрат, приподнимите правое заднее или переднее колесо авто. Тем самым вы создадите оптимальные условия для вытекания субстанции.

    Если вы видите, что старая жидкость сильно загрязнена, сначала промойте систему. Для этого нужно закрыть сливной кран радиатора и влить в расширительный бак воду с помощью лейки. Лить её нужно, пока из шланга дроссельного узла не начнёт выходить вода. После этого верните шланг на место, закрутите пробку бачка и запустите двигатель на несколько минут. Заглушите мотор. Повторяйте процесс, пока из охлаждающей системы не начнёт выходить чистая жидкость.

    При замене антифриза важно не спешить. Делайте всё в соответствии с вышеизложенным планом, и вы легко обеспечите автомобилю нормальную работу.