Где стоит испаритель кондиционера

№170 Чистка и дезинфекция испарителя кондиционера

Всем привет!
По сути, испаритель кондиционера это небольшой радиатор, по которому течет хладагент и, переходя в газообразное состояние, сильно охлаждается. Тут же вентилятор отопителя сдувает этот холод с испарителя в салон. Испаритель имеет одну особенность – на нем образуется конденсат в процессе работы. Для вывода конденсата предусмотрен дренаж – сточная трубка, которая ведет прямо под днище автомобиля. Так уж сложилось, что практически всегда влага в автомобиле это зло. В случае с испарителем она приводит к образованию на нем колоний бактерий, грибка, плесени, а также способствует оседанию и налипанию пыли, превращая ее в грязь. Как и у любого радиатора, сама форма испарителя (наличие мелких ячеек) способствует накоплению грязи. Дополнительный усугубляющий фактор – испаритель стоит первым (после фильтра) на пути воздуха в салон, причем не важно, включен кондей или нет, воздух ВСЕГДА проходит через испаритель.
Дабы минимизировать пагубный эффект от мокрого испарителя, рекомендуется каждый раз после выключения кондиционера просушить систему путем включения печки на максимальные обороты на несколько минут.

Испаритель очень толстый, по сравнению с другими радиаторами автомобиля, и это усложняет его чистку. Вторая сложность – практически полная недоступность испарителя физически. Его нельзя потереть щеткой и обдать из шланга водой. У нас испаритель стоит в недрах передней панели, и чтобы его снять, потребуется полностью разобрать панель вплоть до перемычки с моторным отсеком. Это позволит снять корпус системы вентиляции и отопления салона, который потребуется также разобрать и извлечь испаритель.

Есть несколько признаков загрязнения испарителя и его дренажа
— «болотистый» запах системы вентиляции (как правило, когда испаритель влажный)
— машине много лет
— после долгой работы кондиционера под машиной практически отсутствует конденсат
— слабо дует воздух из воздуховодов (испаритель как одна из причин)
— выход конденсата где-то в салоне, а не в дренаж
В качестве профилактики чистку рекомендуется делать каждый год.
На автомобилях без салонного фильтра (или где он закрывает только часть входного воздушного канала) испаритель подвержен сильному загрязнению крупным мусором. Если же салонный фильтр присутствует и достаточно герметичен, то испаритель более чистый и грязь образуется в меньшей степени (преимущественно за счет пыли).

В интернете полно фоток подобных ужасов.

Существует несколько способов очистки и дезинфекции испарителя:
— механическая. Испаритель извлекается, отмывается, дезинфицируется, сушится, и ставится на место. Снимать испаритель у нас долго и сложно, но зато отмыть можно очень эффективно не только его, но и корпус.
— с помощью активных пенных и жидких составов. Если к испарителю нельзя добраться руками, то можно попробовать добраться до него химией. Для этого через дренажное отверстие (либо другим подходящим способом) подается моющий состав. Устройство корпусов испарителя и место их установки разные, поэтому иногда такой метод лишь край испарителя омывает, иногда покрывает его полностью.
— с помощью дымообразнойаэрозольной химии. При этом способе в месте забора салонного воздуха устанавливается некое устройство (дымовая шашка, аэрозольный баллончик и т.п.), которое распыляет состав (или генерирует дым), тут же засасываемый вентилятором отопителя и неизбежно проходящим сквозь испаритель. Такой метод позволяет полностью охватить испаритель и воздуховоды, но чистка отсутствует. Только дезинфеция и отдушка.
— ультразвуковая очистка специальным прибором. Отчасти это похоже на предыдущий способ, только такая установка выдает мелкую водянистую взвесь (типа медицинского ингалятора) из предварительно заправленного в нее специального состава (они разные для разных целей). Тут уже и очистка в какой-то степени происходит. Наиболее известная установка Wynn’s Aircomatic®III. На драйве куча рекламы с фирмами, которые с помощью нее готовы почистить вам кондиционер.
В запущенном состоянии, вроде тех, что на фото выше, поможет только первый способ.
Я чистил испаритель раза три, всегда пенными составами через дренаж. Каждый раз вытекала серо-зеленая вода, с черным осадком. Даже если чистить с разницей в неделю. Запахи уходили, хотя ощущения первозданной свежести все равно не наступало, и в какие-то моменты сырость отдавала в салон. Успокаивал себя тем, что хотя бы бактерии погонял.

Решил погонять их и в этот раз, только уже с несколько более углубленным подходом. Изучив схемы расположения испарителя, посмотрев фото с разборок и ряда БЖ, я был убежден, что к передней стенке испарителя (которая смотрит в сторону капота) можно добраться через отверстие вентилятора отопителя. Что позволит задуть пену и туда и в дренаж, а также оценить хоть как-то загрязнение испарителя. Вторым этапом дополнительно к пене планировал использовать дымовую шашку.

Теперь, если заглянуть через отверстие вентилятора в сторону руля, действительно можно увидеть переднюю стенку испарителя. Конечно, голову туда не просунуть, я использовал смартфон, который стал моими глазами

По картинке, которую дает камера смартфона, можно предположить, что наростов грязи на испарителе нет, по крайней мере, с этой стороны. И на пугающие в интернете фотки не похоже.

—————————————————————————————————————————————————
В качестве пенного очистителя, уже не первый раз, я использовал RUNWAY RW6122. У него хорошее соотношение ценакачество. Я брал по 249 руб. за баллон в ОК`ей, но в интернет магазинах можно найти за 150-200 руб. Объем 300 мл, шлангочка в комплекте. Я брал 3 баллона. Данный состав служит для очистки, дезинфекции и устранения неприятного запаха. Из плюсов можно отметить цену, хорошую насадку на конце трубки, которая разбрызгивает пену во всех направлениях, хорошее пенообразование и ее количество. Из минусов, наверное, наличие в составе 2-бутоксиэтанол (производитель заявляет полную безопасность для человека и животных, но бутилгликоль считается гораздо более ядовитым, чем, например, изопропиловый спирт в ряде других средств), запах на любителя и трубку чуть длиннее можно было бы сделать.

Способ применения
— отдеть гибкую трубку на распылитель баллона, хорошо встряхнуть баллон
— распылить средство в требуемое место (производитель предлагает дренажное отверстие и воздуховоды). *Производитель рекомендует распылять средство при заведенном двигателе и выключенном кондиционере. Думаю, этим можно пренебречь.
— дать впитаться средству минут 10-15, пена будет превращаться в жидкость
— завести двигатель и включить кондиционер на максимум, погонять минут 10
— держать двери и окна открытыми на протяжении всего времени очистки. Соответственно, салонный фильтр лучше не вынимать.
*- некоторые советуют, после распыления пены, гонять кондей в режиме рециркуляции с закрытыми окнами, но это противоречит инструкции производителя. Это пена, а не дымовая шашка, тут несколько другой принцип, плюс вспомните про 2-бутоксиэтанол в составе.
*- в конце можно просушить испаритель, выключив кондиционер и включив отопитель на максимум, погонять минут 10.
*- двери и окна можно оставить открытыми и после завершения работ, на столько, на сколько позволяет обстановка. Если в частном дворе или гараже, то и на ночь можно.
——————————————————————————————————————————————————

Через какое-то время пена в виде жидкости начала стекать через дренаж

Что такое испаритель кондиционера — предназначение и обслуживание

Современный человек относится к климатической технике ужу не как к предмету роскоши, а реальной необходимости. Особенно в условиях большого города, где наружный воздух не отличается чистотой, кондиционер позволяет людям внутри помещений дышать более чистым воздухом.

Но в процессе эксплуатации порой возникают всевозможные проблемы с корректной работой этих устройств. Чаще всего неприятности случаются в таком элементе, как испаритель кондиционера. Как с этим бороться и что можно сделать своими силами разберем в этой статье. Но для этого прежде необходимо познакомиться с устройством климатического оборудования.

Из чего состоит кондиционер

Все модели кондиционеров работают по одному принципу и имеют, практически, одинаковое устройство, состоящее из таких деталей, как:

  • испаритель;
  • конденсатор;
  • соединительные медные трубки;
  • вентилятор.

Все эти узлы поочередно подключаются к системе рециркуляции фреона. Испаритель является, несомненно, одним из главных элементов в устройстве кондиционера. Он может не только охлаждать воздушные массы, но и ту жидкость, которая находится в конденсаторе – антифриз либо какую другую. Испаритель характеризуется по своей производительности, которая зависит от типа хладагента, температуры и мощности воздушного потока, создаваемого при помощи вентилятора.

Какие бывают испарители?

В современных кондиционерах производители устанавливают различные виды испарителей отличающихся по своей функциональности и конструкции. По функциональности различаются испарители, которые способны охлаждать только воздух и те, которые могут охлаждать жидкости.

В зависимости от выполняемых функций испарители по конструкции подразделяются на пластинчатые и кожухотрубные. И те и другие предназначаются для охлаждения жидкостей.

Пластинчатые испарители имеют небольшую массу и малые габариты. В них устанавливается емкость небольшого объема. Это стабилизирует работу климатического устройства, если в процессе эксплуатации предполагается частое включение и выключение кондиционера или резком изменении температуры охлаждаемой жидкости и облегчает такой процесс, как чистка испарителя кондиционера.

Хороший эффект охлаждения достигается вследствие соприкосновения фреона и жидкостей, находящихся в конструкциях большой площади. Как правило, пластинчатые испарители используются для кондиционеров небольшой мощности.

Кожухотрубные испарители отличаются от пластинчатых, своей конструкцией. Здесь имеется кожух, изготовленный из стали, в главном отделе которого находится охлаждаемая жидкость или вода. Для ее движения есть специальные каналы, которые по своему положению размещаются перпендикулярно трубкам, по которым циркулирует фреон. Сами же трубки крепятся к кожуху испарителя, отсюда и название испарителя – кожухотрубный. Подобная конструкция испарителя наилучшим образом обеспечивает качественный теплообмен.

Кожухотрубные испарители отличаются следующими характеристиками:

  • В процессе охлаждения участвуют несколько контуров.
  • Имеют существенную тепловую инерцию.
  • Могут применяться для оснащения высокомощных сплит–систем.
  • В данных устройствах нет дополнительных емкостей, а также они не имеют функции тонкой настройки.

По внешнему виду эти испарители представляют собой ряд кассет, состоящих из оребренных трубок малого диаметра. По своей конструкции данные устройства аналогичны автомобильным масляным радиаторам, где для максимально качественного охлаждения задействованы одновременно несколько контуров.

Необходимость периодической очистки испарителя

Вполне понятно, что качественный кондиционер, кроме своей цены имеет дополнительную защищенность от случайных поломок. Но, несмотря на тип или ценовой диапазон климатического устройства, все они нуждаются в периодическом обслуживании, которое включает в себя и такую процедуру, как очистка испарителя кондиционера. Однако прежде, чем решиться на подобное действие, необходимо представлять себе, как устроен сам испаритель.

Читайте также  Как отучиться на права от военкомата

Современные сплит системы включают в себя два блока. В одном блоке располагается радиатор испарителя кондиционера, в другом вентилятор. Оба блока соединяются некоторым количеством медных трубок, по которым под высоким давлением циркулирует фреон.

В процессе работы кондиционер достаточно сильно нагревается и для его охлаждения предусмотрена специально разработанная система, встраиваемая в конструкцию кондиционера. На эффективность работы этой системы в большой мере оказывает ее состояние чистоты. Когда здесь скапливается масса пыли и грязи, то создается подобие шубы на охлаждающей системе, вследствие чего нарушается циркуляция воздуха, теплообмен и как следствие – перегрев устройства.

1-Испаритель; 2-Турбина; 3-Дренажная ванная

Если вовремя почистить испаритель кондиционера, угроза поломки климатического устройства исчезает. Кроме этого, следует учитывать, что накопленная пыль и грязь, в содружестве с повышенным уровнем влажности в помещении создает благоприятные условия в кондиционерах для размножения болезнетворных бактерий и микробов, которые вместе с воздушными потоками разносятся по всему дому. Об этом может свидетельствовать неприятный запах, доносящийся из сплит системы.

Если вы не знаете, как снять испаритель кондиционера, или просто не рискуете это делать, лучше, конечно, обратиться в специализированную организацию, которая занимается обслуживанием и ремонтом кондиционеров. Специалисты подобных контор в тонкостях знают устройство климатического оборудования и, как правило, имеют опыт и знания.

Если даже вы решитесь разобрать свой кондиционер на составляющие, чтобы найти, где находится испаритель кондиционера, и основательно его прочистить, то собрать назад вряд ли получится. В таких случаях, почему то всегда остаются лишние детали. Кроме этого специалисты знают, как уничтожить все бактерии и микробы вместе с грибками, применяя специальные современные средства.

Неисправности испарителя – причины

Как правило, поломки кондиционера по вине завода изготовителя случаются достаточно редко. Чаще всего устройство начинает работать не в том режиме, по вине потребителя, вследствие неправильной эксплуатации.

Для корректной работы кондиционера, такие процедуры, как ежемесячная чистка фильтров и периодическое обслуживание специалистом, должны стать обязательными. Это существенно продлит жизнь климатической системы и не доставит много неприятностей, когда в самый разгар жары кондиционер вдруг выходит из строя. Специалисты рекомендуют:

  • Не включать кондиционер в тех местах, где температура значительно отличается от рекомендованной производителем. Если хладагент будет иметь низкую температуру, то при поступлении его в компрессор, может нарушаться работа не только самого компрессора, но и других элементов системы охлаждения.
  • Чаще чистить или менять фильтры сплит систем, поскольку от их состояния напрямую зависит работа всего агрегата. В противном случае несвоевременная очистка может привести к тому, что потребуется замена испарителя кондиционера, а это лишняя трата денег, не только на приобретение самого испаритель, но и на его монтаж.
  • Достаточно часто некорректная работа кондиционера возникает по причине самостоятельного монтажа. Вы посчитали себя умелым мастером, и как результат – кондиционер работает плохо или совсем отказывается выполнять поставленные задачи.
  • Иногда причиной поломки кондиционера, а конкретно, испарителя, может послужить недостаточная мощность вентилятора, который не способен прогонять фреон, не успевший принять газообразную форму.

Это лишь некоторые причины, которые могут стать основанием для ремонта или замены испарителя. Вполне вероятно, что подобных причин может быть гораздо больше, но как показывает практика, данные рекомендации важны и не стоит пренебрегать ими.

В заключении хотелось бы заострить внимание читателей, что испаритель является важной деталью в конструкции кондиционера и ему следует уделять достаточное внимание, чтобы работа климатической сплит системы на протяжении всего срока эксплуатации не вызывала нареканий в адрес изготовителя.

И последний совет – не занимайтесь домашними ремонтами, если появились проблемы с функционированием кондиционера для этого существуют специализированные фирмы.

Роль испарителя в охлаждающей системе кондиционера

Одним из теплообменников бытового кондиционера является испаритель, размещенный во внутреннем блоке сплит-системы, либо в одном корпусе с конденсатором, если речь идет о моноблоке. Испаритель кондиционера включен в систему охлаждения, способствует хладагенту в заборе тепла из воздуха в процессе его испарения внутри контура. Именно на принципе снижения температуры поверхности во время испарения жидкости основано охлаждающее действие систем кондиционирования.

Принцип действия

Испаритель кондиционера – неотъемлемая часть замкнутого фреонового контура. Главная его функция – охлаждение воздушного потока, прогоняемого через него вентилятором, находящегося непосредственно возле него. В систему входят:

  • испаритель,
  • конденсатор,
  • вентиляторы внешнего и внутреннего блоков,
  • терморегулирующий вентиль,
  • компрессор,
  • медный трубопровод для хладагента,
  • хладагент,
  • компрессорное масло.

В компрессоре газообразный фреон сжимается до состояния жидкости. Далее он проходит во внешний теплообменник – конденсатор. Здесь фреон отдает свое тепло наружному воздуху, который прохладнее фреонового вещества. Воздух нагнетается внутрь корпуса вентилятором.

Сбросив часть температуры жидкость двигается дальше по контуру, попадает в терморегулирующий вентиль. Внутри спиралевидного устройства фреон еще более охлаждается, давление понижается. В таком состоянии хладагент поступает в испаритель. При взаимодействии с теплым комнатным воздухом (через теплообменную поверхность) происходит испарение, фреон из жидкого переходит в состояние газа. Окружающий теплообменник воздух охлаждается.

Далее газ попадает в компрессор и круг возобновляется. Рядом с испарителем расположен вентилятор, который способствует циркуляции комнатного воздуха.

Устройство

Конструктивно испарительные теплообменники для охлаждения воздуха классифицируются:

  • кожухотрубчатые (металлические трубы размещены в кожухе),
  • пластинчатые (собран из смежных пластин, между которыми расположены каналы для циркуляции хладагента и той среды, которая охлаждается).

Пластинчатые:

  • одноходовой (движение испаряющегося фреона всегда строго вверх, охлаждающаяся среда – строго вниз);
  • многоходовой (потоки теплоносителей меняют направление движения один или несколько раз. Достигается небольшая разница температур);
  • многоконтурный (наличие двух отдельных контуров на одной стороне пластины).

Пластинчатые теплообменники устанавливаются, как правило, в более крупных системах кондиционирования: центральные системы, чиллер-фанкойлы и т.д.

Кожухотрубчатые:

По количеству рядов труб:

  • однорядные,
  • двухрядные,
  • пучковые.

По расположению труб:

  • горизонтальные,
  • вертикальные.

По структуре труб:

  • гладкие,
  • ребристые.
  • аммиачные,
  • фреоновые.

Трубы в таких испарителях размещены ввиде пучков, либо спиральной ленты, закрепленных внутри кожуха, крышек, камеры, патрубков и т.д. Материал для труб выбирается в зависимости от типа хладагента, охлаждаемой среды, требований к параметрам охлаждения и т.д.

Для бытовых кондиционеров чаще всего используются медные фреоновые кожухотрубчатые теплообменники-испарители.

Неисправности

Распространенная неисправность испарителя – не охлаждает воздух. Как правило, это случается из-за накопившейся пыли, грязи, слой которой покрывает теплообменник. Основная функция, испарение, не выполняется, так как загрязненная поверхность препятствует доступу воздуха к теплообменной поверхности. Если продолжительное время кондиционер работает в таком состоянии, из строя может выйти не только испаритель, но и другие элементы охлаждающей системы (например, перегорит компрессор).

Исправить данную проблему просто – достаточно почистить теплообменник, и в дальнейшем следить за ним более тщательно, своевременно проводить техническое обслуживание, самостоятельно или с помощью специалистов.

Кроме того, из-за разгерметизации контура, утечки фреона испаритель может покрыться слоем льда. Наледь постепенно будет таять, увеличивая объем жидкости в дренажной емкости. Вода из переполненного резервуара перельется в комнату, доставив много неприятных проблем.

Устранить причину помогут специалисты, установив источник утечки хладагента. Ремонтные работы они проведут на месте. При замене деталей возможно придется отдать внутренний блок в сервисный центр.

Очистка

Очистка испарительного теплообменника вместе с другими элементами внутреннего блока сплит-системы проводится дважды за год – весной и осенью. Очистка воздушных фильтров зависит от состояния воздуха внутри квартиры. Если слишком загрязнен, есть домашние питомцы, частицы пыли, шерсть животных будут быстрее забивать систему фильтрации. Проводится один раз за 1-3 месяца.

Признаки засорения теплообменника:

  • ухудшились охлаждающие свойства кондиционера;
  • энергопотребление увеличилось при снижении производительной мощности;
  • малоприятный запах при включении климат-устройства.

Кроме испарителя очистке подлежат вентиляторные механизмы, дренажная система. Внутреннее пространство модуля, на поверхности которого также может образоваться плесень, грибок и т.д. Можно провести чистку внутренних механизмов кондиционера своими руками, либо вызвать соответствующих специалистов.

Чистка испарителя кондиционера проводится специальными антибактериальными, дезинфицирующими средствами. Использовать необходимо в соответствии с инструкцией на этикетке, составленной производителем. Средства выпускаю ввиде аэрозоля, пены.

Содержат в составе поверхностно-активные вещества, которые обладают хорошей моющей способностью. Также, в зависимости от сферы использования, металла и т.д., могут включать кислотные, щелочные добавки, биологически-активные компоненты.

Схема очистки

Как правило, очищение испарительного теплообменника не составляет особенного труда. Необходимо сделать следующее:

  • отключить блок от сети электропитания;
  • открыть лицевую панель;
  • снять фильтры воздушной очистки;
  • фильтр грубой очистки промыть под холодной проточной водой (горячая может деформировать), оставить сушиться;
  • на теплообменник нанести антибактериальное средство для чистки, строго следуя инструкции производителя;
  • при необходимости смыть средство водой;
  • включить режим вентилирования для просушки элементов теплообменника;
  • установить все элементы, следуя обратному порядку;
  • вставить воздушные фильтры (обязательно полностью просушенные);
  • закрыть лицевую панель;
  • подключить к сети электропитания, запустить систему.

Антибактериальные средства эффективно справляются с загрязнениями легкой, средней степени. Если испаритель загрязнен очень сильно, эти средства помогут слабо. Тем более, что объем рассчитан на применение 1-2 раза. Такое запущенное состояние исправить лучше всего смогут специалисты. Дальнейшее обслуживание можно производить самостоятельно при условии, что оно будет проводиться своевременно.

Кроме магазинных средств можно делать очистку испарителя кондиционера хлоргексидином. Это антисептический раствор, который используют в медицине. Он хорошо справляется с дезинфекцией, угнетает дальнейшее размножение бактерий, грибков, других микроорганизмов. Стоимость намного ниже, чем специальных антибактериальных средств.

Испарительный теплообменник предназначен для охлаждения воздуха, который прогоняется вентилятором сквозь него. При этом комнатный воздухопоток отдает тепло фреоновому газу через теплообменную поверхность. Важно следить за правильным функционированием данного механизма, ведь именно от него зависит охлаждающее свойство кондиционера. Своевременная чистка, периодическое профилактическое обслуживание позволят продлить срок службы не только испарителя, но и всей охлаждающей системы в целом.

Читайте также  Как проверить уровень масла в коробке матиз

Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Испаритель способствует хладагенту в заборе тепла из воздуха в процессе его испарения внутри контура. В моноблоке он размещается рядом с конденсатором, а в сплит-системе во внутреннем блоке.

  1. Принцип действия
  2. Разновидности теплообменников и их устройство
  3. Неисправности испарителя
  4. Очистка оборудования
  5. Схема очистки
  6. Цены на обслуживание

Принцип действия

Главная функция испарителя – охлаждение прогоняемого через вентилятор воздушного потока. Испаритель является обязательной частью замкнутого фреонового круга.

Принцип работы сплит системы

Состав системы охлаждения и нагрева воздуха:

  • хладагент;
  • испаритель;
  • вентиляторы внутреннего и внешнего блоков;
  • медный трубопровод для хладагента;
  • конденсатор;
  • компрессор;
  • компрессорное масло;
  • терморегулирующий вентиль.

Фреон, изначально находящийся в газообразном состоянии, сжимается в компрессоре и превращается в жидкость. Воздуху, который попадает в устройство за счёт работы вентилятора, фреон отдаёт своё тепло.

Жидкость попадает в терморегулирующий вентиль, предварительно сбросив часть температуры. Хладагент, получив пониженное давление внутри спиралевидного устройства, охлаждается ещё сильнее.

Попав в испаритель, фреон вновь возвращается в газообразное состояние при взаимодействии с комнатным воздухом, охлаждая пространство комнаты. Циркуляция происходит за счёт работы вентилятора.

Разновидности теплообменников и их устройство

Испарительные теплообменники делятся на 2 типа.

Первый тип: пластинчатые. Между смежных пластин расположены каналы для циркуляции воздуха, попадающего с улицы, и хладагента.

Подтипы пластинчатых теплообменников:

  • многоконтурный – имеет на одной стороне пластины два отдельных контура;
  • одноходовой -движение охлаждающей среды только вниз, а испаряющегося фреона – вверх;
  • многоходовой – направление движения может меняться несколько раз

Второй тип: кожухотрубчатые теплообменники. Установленные в кожухе металлические трубы размещены в виде спиральной ленты или пучков, закрепленных внутри патрубков, камеры, крышек, кожуха. Чаще всего в качестве материала используется медь.

Кожухотрубчатые теплообменники разделяются на несколько типов:

По хладагенту Аммиачные Фреоновые
По расположению труб Вертикальные Горизонтальные
По структуре труб Ребристые Гладкие
По количеству рядов труб Однорядные Двухрядные Пучковые

Неисправности испарителя

Самая частая проблема – прекращение охлаждения воздуха. В большинстве случаев это случается из-за накопления пыли и грязи, так как они мешают воздуху поступать к теплообменной поверхности.

Загрязнение опасно и для других частей охлаждающей системы – при длительной работе в несоответствующих условиях зачастую перегорает компрессор.

Испаритель кондиционера может покрыться слоем льда, а затем тающая вода, переполнив дренажную ёмкость, польётся в комнату. Такая ситуация происходит из-за разгерметизации контура и утечки фреона. При такой серьёзной поломке рекомендуется обращаться в сервисный центр.

Кондиционер и испаритель в частности могут работать некорректно из-за неправильного монтажа системы. Поэтому, если нет личного опыта по ремонту и установке кондиционеров, не стоит самостоятельно браться за дело. Нужно доверить работу профессионалам.

Вентилятор, который начинает выходить из строя и работает слишком слабо, также влияет на работоспособность всей теплообменной системы.

Очистка оборудования

Внутренний блок сплит системы

Чистка кондиционера проводится минимум 2 раза в год – весной и осенью. Шерсть животных и слишком грязный или влажный воздух, способствующий появлению грибков и плесени, быстрее приводят устройство в критическое состояние. При наличии этих факторов чистка проводится хотя бы 1 раз в 3 месяца.

Сигналы о сильном засорении:

  • охлаждающие свойства ухудшились;
  • мощность кондиционера снизилась, а энергопотребление увеличилось;
  • при включении устройства появляется неприятный запах.

Для процедуры очистки можно вызвать профессионала либо взяться за дело самостоятельно — процесс не слишком сложный.

Схема очистки

Средства для чистки выпускаются в виде пены или аэрозоля. Они обладают дезинфицирующими свойствами, содержат в составе биологически активные компоненты, щелочные добавки и кислоты. Применять их следует согласно инструкции, размещённой на упаковке.

Сэкономить на специальных средствах очистки поможет хлоргексидин. Он эффективно справляется с грязью, грибками и бактериями, а цена его на порядок ниже. Используется в медицине как антисептический раствор. Приобрести можно в любой аптеке.

Самостоятельная чистка теплообменника включает несколько этапов.

Отключите устройство от электропитания. Для большей безопасности обесточьте подачу энергии в квартире на время проведения операции.

Откройте лицевую панель и снимите воздушные фильтры. Под теплой проточной водой промойте фильтр грубой очистки и положите его сушить. Горячую воду и принудительную сушку горячим воздухом применять не следует, так как сетка фильтра может деформироваться.

В зависимости от модели кондиционера испаритель находится под фильтрами либо под крышкой. Чистить нужно аккуратно во избежание поломки устройства. Рекомендуется использовать пылесос с узкой насадкой для шланга.

Аккуратно соберите всю скопившуюся пыль с теплообменника. Затем используйте моющее средство. Лучшим выбором для чистки испарителя станет спрей из-за удобства его использования. Распыляйте спрей на теплообменник до момента, пока средство не начнёт с него капать. Остановитесь, подождите 5 минут и распылите еще раз.

С корпуса и трубок осторожно вытрите остатки от моющего средства. Теплообменник протирать нельзя – высока вероятность случайно деформировать ламели. Средство само постепенно стечёт естественным путём.

Установите все снятые части обратно. Фильтр можно вставлять, когда он будет полностью сухим. Возобновите подачу питания и включите кондиционер.

Если устройство загрязнено слишком сильно из-за отсутствия обслуживания на протяжении долгого времени, следует обращаться в сервис. В критическом состоянии обычные средства для чистки могут не справиться с поставленной задачей. Профессионалы чаще всего используют парогенератор для борьбы с въевшейся грязью.

Цены на обслуживание

Сервис по ремонту и обслуживанию кондиционеров берёт немалые деньги за свою работу. Для ориентации в этом вопросе проанализированы средние цены в Москве на несколько услуг:

Вид услуги Минимальная цена (в рублях)
Очистка дренажной системы 500
Сухая очистка конденсатора внешнего блока 1300
Очистка лопастей вентилятора внутреннего блока 1400
Чистка испарителя внутреннего блока антибактериальным составом 1500
Очистка конденсатора внешнего блока с помощью моечной машины 3000

Испаритель является важной деталью в работе кондиционера, поэтому своевременное обслуживание позволит ему долгие годы функционировать без поломок.

Рекомендации по самостоятельной чистке испарителя автокондиционера

Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.

Инструкция очистки испарителя в автомобильном кондиционере.

В подобных ситуациях единственный выход – дезинфекция/чистка системы кондиционирования. Но перед тем как приступать к выполнению этих процедур, желательно ознакомиться с теорией: как работает кондиционер, какие функции выполняет испаритель, почему в салоне появляются отнюдь не ароматные запахи. Всё это поможет понять, как почистить испаритель кондиционера с минимальными расходами или как уменьшить временные и трудозатраты на выполнение этой операции. Нелишними будут и советы относительно того, какими средствами можно отсрочить рецидив «болезни».

  1. Функция испарителя
  2. Причины возникновения неприятного запаха
  3. Как часто производить чистку испарителя
  4. Способы очистки автомобильного кондиционера
  5. Химическая чистка
  6. Механический способ чистки испарителя
  7. Способы профилактики появления неприятных запахов

Функция испарителя

Этот узел является одним из главных в устройстве автомобильного кондиционера. Именно здесь хладагент, поступающий в камеру в газообразном состоянии, смешивается с поступающим из салона нагретым воздухом. Испаритель обычно устанавливается в салоне непосредственно за лицевой панелью, поэтому имеет относительно небольшие габариты и достаточно высокий показатель теплоотдачи. При включении автокондиционера тёплый воздух из салона проходит сквозь трубки испарителя, заполненные фреоном, охлаждаясь и поступая обратно в салон.

На вход испарителя хладагент подаётся под низким давлением и при столь же низкой температуре. Происходит теплообмен – фреон получает тепло от воздуха и нагревается, а последний заметно охлаждается. Если температура воздуха достаточно высока, фреон испаряется, и часть его переходит из жидкого в газообразное состояние. Процесс контролируется терморегулирующим вентилем, который дозирует объём фреона, поступающего в испаритель для получения оптимальных характеристик теплообмена. Слишком большое количество хладагента ухудшит теплоотдачу, поскольку его давление повысится вместе с температурой, что автоматически уменьшит объём испарившегося фреона.

Содержащийся в салоне воздух всегда имеет в своём составе некоторое количество влаги. Проходя через испаритель, эта влага конденсируется и отводится через дренажную трубку наружу. Если вы заметите на месте уехавшего автомобиля лужицу воды – это и есть тот самый конденсат. Осушение воздуха преследует две цели: делает его более комфортным для людей и способствует более быстрому осушению запотевших стёкол.

Причины возникновения неприятного запаха

Зловоние, появляющееся при включении системы кондиционирования, является результатом попадания в испаритель кондиционера автомобиля вместе с воздухом пыли, бактерий и плесени. После его выключения (как правило, при остановке автомобиля) температура находящегося внутри испарителя воздуха и фреона, находящегося в трубках, выравнивается, пыль и грязь налипают на поверхность радиатора, и в условиях повышенной влажности и комфортного температурного режима создаются идеальные условия для быстрого разложения органических остатков, содержащихся в пыли. А они, в свою очередь, являются питательной средой для микробов.

Продукты гниения органики вместе с продуктами жизнедеятельности микрофлоры и приводят к появлению неприятных запахов. При выключенном кондиционере зловоние не распространяется за пределы испарителя, но как только вы заводите мотор, застойный воздух устремляется в салон через систему воздуховодов. Появление запахов как раз и свидетельствует о том, что пришла пора заняться чисткой испарителя кондиционера автомобиля.

Как часто производить чистку испарителя

Хотя сама по себе дренажная трубка очищается без особых проблем, добраться до неё в большинстве случаев достаточно сложно. Так что подобная операция, как правило, производится одновременно с общей очисткой системы кондиционирования. Большинство производителей рекомендует выполнять это мероприятие через 2 – 3 года, если автомобиль новый, и ежегодно – если возрастной. Свои коррективы в эти цифры могут внести внешние факторы: климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, а также состояние дорог. Понятно, что если состояние дорожного полотна далеко от идеального, а местный климат большую часть времени тёплый или жаркий, рекомендованные сроки необходимо уменьшать. Напротив, в регионах с преобладанием холодного климата загрязнения испарителя минимальны, поэтому и чистку следует выполнять значительно реже.

Читайте также  Как настроить фары самостоятельно

Способы очистки автомобильного кондиционера

Различают два распространённых метода избавления от неприятных запахов:

  • химический, с использованием специальных средств для дезинфекции и чистки загрязнённых деталей системы кондиционирования (аэрозольные составы предназначены только для дезинфекции, пенные средства могут и уничтожать микроорганизмы, и очищать радиаторные трубки от грязи и пыли);
  • механический, заключающийся в разборке испарителя с целью его качественной промывки, этот способ применяется, когда химическая обработка не принесла желаемых результатов.

Химическая чистка

В продаже можно встретить немало составов, предназначенных для антисептической обработки климатических систем, которые позволяют избавиться от грибков, плесени и бактерий, наибольшая концентрация которых наблюдается в испарителе. Выбор дезинфицирующего аэрозоля или пены для чистки кондиционера в баллончиках с трубкой необходимой длины не является задачей данной статьи. Тем более что ежегодно появляются десятки новых наименований, особенности действия которых можно проверить только на практике.

При походе в автомагазин или торговое заведение, имеющее раздел автомобильных аксессуаров, можно положиться на советы продавцов – достаточно спросить, что чаще всего покупают для этих целей. Обладая средством чистки/дезинфекции, можно приступать непосредственно к антибактериальной обработке кондиционера. Алгоритм действий будет следующим:

  • заводим силовую установку автомобиля;
  • включаем климатическую систему, устанавливаем режим рециркуляции воздуха на максимальную мощность;
  • направляем баллончик в район расположения печки (возле патрубка, осуществляющего забор воздуха из салона) со стороны водителя или пассажира, нажимаем на клапан и осуществляем распыление аэрозоли;
  • после израсходования необходимого объёма средства (обычно указываемого на этикетке) закрываем двери, поднимаем окна до упора и выжидаем определённое количество времени (указывается в руководстве);
  • выключаем кондиционер и производим качественное проветривание салона.

Если антибактериальная обработка не привела к исчезновению зловония, это свидетельствует о сильном загрязнении испарителя. В этом случае может помочь пенное средство, которое используется по следующей схеме:

  • снимаем фильтр салона, обычно располагающийся в районе бардачка выше печки;
  • одеваем на баллончик с пенным составом прилагаемую длинную трубку, чтобы достать до испарителя;
  • нажимаем на клапан и заполняем пеной все воздуховоды для их качественной очистки;
  • имеет смысл продуть пеной и дренажное отверстие (о возможности такой операции можно прочитать в руководстве);
  • опять выжидаем указанное в инструкции количество времени, после чего заводим мотор, включаем систему кондиционирования и даём ей проработать порядка пяти – десяти минут во всех возможных режимах поочерёдно;
  • завершающий этап – проветривание салона автомобиля.

Существует немало рецептов использования собственноручно приготовленных средств, что позволит не прибегать к покупке дорогостоящих химических препаратов. Можно, например, воспользоваться дешёвыми средствами, используемыми в детских, школьных и медицинских учреждениях для проведения дезинфекции: хлоргексидином, лизоформином 3000, хлорамином Б. Способ обработки хлоргексидином заключается в использовании 0,05% раствора (стандартный метод), или разбавлении препарата техническим спиртом в пропорции 1:1.

Самостоятельное приготовление дезинфицирующего средства из порошкообразных субстанций (лизоформин, хлорамин) для обработки испарителя производится посредством разведения столовой ложки препарата в литре воды. Полученный раствор заливают в любую ёмкость, оснащённую распылителем с длинным наконечником.

При обработке всеми указанными веществами необходимо открыть все двери. После снятия салонного фильтра и включения автомобильного кондиционера производят опрыскивание всего объёма химического средства в открывшееся воздухозаборное отверстие. Затем выключаем кондиционер и качественно проветриваем салон. Некоторые модели автомобилей предоставляют доступ к фильтру салона и испарителя из моторного отсека. Обычно химические средства для чистки испарителя кондиционера автомобиля помогают, если подобные чистки проводились регулярно или на относительно новом транспортном средстве. Если же химическая обработка не принесла желаемых результатов и не избавила от неприятных запахов, необходимо произвести механическую чистку, предполагающую снятие испарителя.

Механический способ чистки испарителя

Для выполнения этой процедуры своими руками необходимо тщательно подготовиться. Перед тем как снять испаритель кондиционера, нужно закупить все необходимые расходные материалы и приготовить нужный инструмент. Обычно в процессе чистки испарителя выполняют замену как фреона, так и уплотнительных шайб вместе с патрубками. Алгоритм чистки испарителя:

  • первый этап – снятие приборной панели, иначе получить доступ к печке, за которой расположен испаритель, на большинстве моделей авто не получится;
  • далее приступаем к откачиванию фреона, возможно, для удобного доступа к патрубкам испарителя потребуется снять печку;
  • следующий этап – отсоединение патрубков вместе с датчиками, которые идут к радиатору испарителя, после чего можно аккуратно извлечь теплообменник;
  • наружную часть радиатора отмываем с использованием обычного мыльного раствора;
  • трубки радиатора чистить нет необходимости, поскольку патогенные микроорганизмы размножаются исключительно снаружи, на поверхности радиатора;
  • после ручной чистки и просушки испарителя осуществляем сборку всех узлов и деталей в обратном порядке.

Чистка с разборкой испарителя намного сложнее химической обработки, но её эффективность на порядок выше.

Способы профилактики появления неприятных запахов

Чтобы минимизировать дорогостоящую и трудоёмкую чистку системы кондиционирования, достаточно придерживаться несложных рекомендаций. Во-первых, почаще менять салонный фильтр – именно он является преградой на пути пыли и грязи, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.

Во-вторых, старайтесь чаще просушивать салон и систему охлаждения не посредством включения печки, а естественным способом. Добиться этого можно, отключая кондиционер за 5 – 7 минут до выключения вентилятора – за это время он успеет качественно просушить систему кондиционирования до момента остановки автомобиля. Если приспособиться выполнять подобную операцию после каждой поездки – накопление конденсата в испарителе можно свести к минимуму и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.

Отчёт: О разборке панели и печки Toyota Ipsum SXM (Urenty)

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Вид испарителя впечатляет в самом отрицательном смысле. Как же ты ездил-то, мучался. Ни тепла, ни воздуха свежего, окромя запаха носков. Но молодец, осилил!
    Я тоже чистил, но испаритель был в идеале относительно твоего, был только запах, плохо грела печка по причине забитости радиатора печки изнутри.
    Шумку сделал скромно, в таком виде толку от нее немного. Я снимал (отгибал) родную шумку и клеил туда визопласт+сплэн. Эффект, конечно, есть, но все наши самоделки по сравнению с нормально продуманной заводской капсулой кузова и шумкой на МАШИНАХ — детский лепет. Конечно, все, что мы делаем, по силам, средствам и собственным представлениям о комфорте.

    Шумку, действительно, я сделал скромнее тебя, но полученый эфект очень хороший. Реально движок в салон с трудом пробивается. Самое слабое место в шумоизоляции было вокруг рулевого кардана. Когда его заклеил стало еще тише.

    После разборки панели, чистки всех радиаторов в прошлом году, решил заправить кондиционер, но система держать давление отказывается, стравливает все через уплотнение ввода в испаритель под панелью (трубка слива конденсата). Купил уплотнительные колечки. Предвкушал многочасовую разборку со снятием панели. Но внимательно осмотрев все устройство, решил попробовать снять испаритель из-под панели, без полной разборки многострадального торпедо.
    Обращаю внимание на то, что в случае, если вы решите выполнить нижеуказанные процедуры для чистки испарителя, обязательно запаситесь новыми резиновыми уплотнительными кольцами испарителя, при сборке старые замените!
    Первая задача: вытащить блок вентилятора и заслонок. Снимаем бардачок (выдергиваем две пластиковые шпильки), откручиваем саморезы, крепящие накладку панели на центральном тоннеле.

    Последний раз редактировалось Remius; 21.06.2010 в 11:31 .

    Необходимо ослабить левую часть панели, чтобы ее можно было немного оттянуть на себя, освободив проход для блока вентиляции. Для этого откручиваем саморезы на панели слева (на торце панели, на фото не видно, стрелка указывает направление) и справа (крепление к корпусу радиатора). Вытаскиваем салонный фильтр, сняв крышку у левой ноги водителя (описывать не буду, разжевано не раз).

    Теперь снимаем моторчик отопителя с крыльчаткой, все это удерживают три самореза. Предварительно отключаем все разъемы питания моторчика, датчика температуры, приводов заслонок печки и блока вентиляции.

    Необходимо также снять левый воздуховод , для чего откручиваем саморез внизу воздуховода (указан стрелкой). Воздуховод еще держит шпилька на корпусе печки, просто снимаем правое ушко воздуховода с этой шпильки (дотянуться непросто).

    Последний раз редактировалось Remius; 21.06.2010 в 11:32 .

    Блок вентиляции свободен. Откручиваем три самореза, крепящие его к печке справа и слева к моторному щиту (не забудьте снять с блока жгут электропроводки!), а также убираем с печки кронштейн крепления левого щитка печки (который всегда расположен у правой ноги пассажира).

    НЕИМОВЕРНЫМИ УСИЛИЯМИ ( которые могут сравниться со снятием верхней крышки ремня ГРМ), оттягивая панель на себя и отгибая мешающий слева жгут электропроводки контроллера двигателя, а справа воздуховод, направленный в пассажирские ноги, вытягиваем вниз блок вентиляции. Забегая вперед, скажу, что поставить на место блок будет еще сложнее.

    Открывается вид на крышку испарителя.
    Снимаем с крышки привод заслонки, опускаем его вниз на тяге.

    Теперь снимаем крышку испарителя, открутив весь крепеж. Обратите внимание на температурный датчик (справа внизу выделен кружком), снять его сейчас сложно, поэтому при открывании крышки обходимся аккуратно, чтобы не сломать ножку датчика. Затем датчик можно снять, при сборке установим его на место.

    Вот мы у цели: Испаритель !
    Здесь у меня довольно чисто, после прошлогодней чистки, фильтр установлен теперь всегда.

    Теперь необходимо рассоединить патрубки кондиционера в моторном отсеке. Осторожно . Если у вас система заполнена, рассоединять нужно, прикрыв тряпкой, можно обморозиться (газ также не очень приятен, даже ядовит). После рассоединения нужно закрыть отверстия трубопроводов чистой тряпочкой, чтобы внутрь не попала грязь и лишние предметы.

    Вот теперь испаритель с патрубками свободен, просто вытягиваем его из печки аккуратно, стараясь не повредить тонкие ламели.