Где расположен датчик температуры охлаждающей жидкости

Где находится и как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Система охлаждения является одним из важных узлов в любом автомобиле. Транспортные средства сегодня оборудуются множеством регуляторов и измерительных приборов, предназначенных для обеспечения правильной работы ДВС. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, зачем он используется и как выполнить его смену, мы расскажем ниже.

Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?

Обзор видов ДТОЖ: устройство и принцип работы

Фотогалерея «Разновидности ДТОЖ»

Где расположен датчик?

Проверка ДТОЖ на авто

Проверка вне авто

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Видео «Как правильно поменять контроллер»

Комментарии и Отзывы

Предназначение устройства

ДТОЖ нельзя путать с контроллером уровня антифриза. Если первый предназначен для выявления температуры силового агрегата, то второй применяется для контроля объема расходного материала — хладагента. По показаниям ДТОЖ блок управления выявляет температурные изменения и передает данные на бортовой компьютер о том, в каком состоянии работает мотор. С помощью контроллера определяется прогрев двигателя, его перегрев, а также оптимальная температура функционирующего ДВС. Импульсы, передающиеся на управляющий модуль, определяют функциональность управляющей системы ДВС в целом.

Температура двигателя определяет такие нюансы:

  • расход горючего на 100 км;
  • объем и качество газов;
  • возгорание топливовоздушной смеси;
  • оптимальная работа коробки передач.

Все эти факторы контролируются управляющим устройством, который по полученной информации определяет оптимальный режим функционирования двигателя. Поэтому работоспособность датчика температуры важна для транспортного средства. Если устройство неисправно и подает неверные импульсы на управляющий модуль, это может привести к проблемам.

Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?

По параметрам, подающимся на управляющее устройство, модуль осуществляет такие функции:

  1. Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер определяет слишком низкую температуру, то он начнет увеличивать продолжительность сигнала, поступающего на форсунки, что способствует обогащению топливной смеси. В соответствии с нормализацией температурного режима горючее постепенно обедняется, что предотвращает возможный перерасход бензина и снижает объем выхлопных газов. При поломке датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, что приведет к загрязнению горючего и его увеличенному расходу.
  2. Блок управления выставляет зажигание. Оно может быть ранним либо поздним. Если температура увеличивается, то управляющий модуль регулирует угол опережения зажигания для снижения токсичности выхлопных газов.
  3. Благодаря ДТОЖ выполняется правильная рециркуляция газов в ходе прогрева. Рециркуляционный клапан при прогреве силового агрегата плотно закрывается. Если двигатель машины еще холодный, то рециркуляция станет причиной колебания холостого хода и произвольной остановки мотора.
  4. С помощью ДТОЖ блок управления выполняет продувку системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Чтобы достигнуть лучшей управляемости машиной, угольный фильтрующий элемент не продувается до момента, пока двигатель полностью не прогреется.
  5. Блокировка гидротрансформатора коробки передач при прогреве ДВС. Управляющий модуль не должен ограничивать работу устройства до момента прогрева машины.
  6. ЭБУ контролирует функционирование вентилятора охлаждения агрегата. По показаниям температурного контроллера модуль осуществляет активацию и отключение вентилирующего устройства для правильного подбора температуры агрегата. Если ДТОЖ будет подавать некорректные импульсы, есть вероятность перегрева мотора.

Обзор видов ДТОЖ: устройство и принцип работы

Подробно рассмотрим принцип работы и разновидности контроллеров.

Магнитные

Такие контроллеры состоят из катушек, расположенных по сторонам стального якоря. К последнему подсоединена стрелка контроллера, расположенного на щитке приборов в салоне. Первая катушка подключается к бортовой сети автомобиля, а вторая — к кабелю с меняющимся сопротивлением. Этот параметр изменяется в соответствии с температурными значениями в двигателе. Напряжение, проходя через катушки, создает магнитное поле, которое управляет якорем. Параметр смещения элемента определяется разницей полей, зависящей от значения тока.

Пользователь Иримия Евгений на своем видео показал, как нестабильно работает ДТОЖ.

Биметаллические

Принцип действия биметаллических контроллеров основан на расширении элементов в ходе нагрева. Устройство оборудовано стержнем, который меняет размер в ходе увеличения температурного режима ДВС. Полосы в катушке осуществляют вращение стрелки на контрольном щитке в салоне авто в соответствии с величиной тока.

В современных датчиках температуры антифриза могут использоваться два типа сенсоров:

  • полупроводниковые;
  • биметаллические.

Вторые сегодня практически не используются. Полоса в таких контроллерах перемещается к катушке и открывает контакты, способствуя изменению величины тока, поступающего на приборную панель. А полупроводники применяются повсеместно. Блок управления подает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через резистивный элемент, обладающий постоянным сопротивлением. Когда температура увеличивается, сопротивление в этой схеме падает. Соответственно, снижается и уровень напряжения. Управляющий модуль определяет снижение этого параметра и определяет температуру расходного материала, выводя ее на контрольный щиток с индикатором.

Капиллярные

Считается самым старым и неактуальным для применения сегодня типом датчика. Стрелка на устройстве напрямую связана с девайсом. Контроллер выполнен в корпусе в виде емкости с расходным материалом, обладающей пониженной температурой кипения. Резервуар соединяется со стрелкой, а также стальной трубкой. При прогреве силового агрегата хладагент в емкости начинает кипеть и испаряться, в результате чего повышается давление в колбе. Этот параметр поступает на указатель, где расположена трубка Бурдона. Этот элемент начинает распрямляться в результате воздействия давления и перемещает стрелку на контрольном щитке.

Этот тип контроллеров почти не используется по нескольким причинам:

  • сам измерительный элемент пролегает через весь моторный отсек, с одной стороны соединяясь с трубкой, а с другой — с контрольным щитком;
  • капиллярная трубка довольно тонкая, в ходе эксплуатации она быстро повреждается.

Фотогалерея «Разновидности ДТОЖ»

Схемы разных видов датчиков приведены на фото.

Где расположен датчик?

Прежде чем проверять и поменять прибор, нужно знать о его месте расположения. Где устанавливаются датчики зависит от производителя авто.

Местоположение устройства может быть таким:

  • в головке блока цилиндров;
  • на верхней магистрали радиаторного устройства;
  • в корпусе термостата.

Независимо от того, где установлен контроллер, устройство фиксируется рядом с отводящим шлангом, по которому хладагент поступает в радиатор. Это важно, поскольку именно это место монтажа позволяет точно определить температуру расходного материала.

Признаки неисправности

Канал AndRamons предоставил видео о процессе проверки контроллера.

Основным признаком неисправности контроллера является неработоспособность вентилирующего устройства при прогреве силового агрегата. Но машина может быть оборудована и датчиком активации вентилятора, выполняющего функцию включения. Тогда причину следует искать в повреждении электроцепи или выходе из строя контроллера.

По каким симптомам еще можно определить неработоспособность ДТОЖ:

  • повышенный расход горючего;
  • трудный старт двигателя на горячую, когда агрегат прогрет;
  • повышенные холостые обороты;
  • детонация мотора;
  • перегрев агрегата.

Во многих современных автомобилях есть электронная система определения неисправностей. На специальном экране на приборной панели при поломке ДТОЖ могут выскакивать ошибки. Но обычно коды неисправностей говорят как о возможной поломке датчика, так и о повреждении проводки либо разъема контроллера.

Проверка ДТОЖ на авто

Таблица соответствия параметров температуры, сопротивления и напряжения для проверки ДТОЖ

Суть диагностики контроллера на автомобиле и вне машины заключается в проверке величины сопротивления и напряжения.

Проверка второго параметра выполняется с помощью вольтметра:

  1. Щупы прибора подключите к заземлению, а также сигнальному контакту контроллера.
  2. Двигатель должен быть холодным. Включите зажигание.
  3. Измерьте параметр напряжения и сравните полученные данные в соответствии с таблицей.

Для диагностики температурного параметра потребуется термометр:

  • выполните замер температуры расходного материала;
  • заведите мотор и дайте ему прогреться, в ходе нагрева ДВС измеряйте значение напряжения с учетом изменения температуры;
  • если полученные параметры не соответствуют табличным, то устройство вышло из строя.

Пользователь Яковлев Дмитрий на видео показал, как выполнить проверку контроллера.

Используя омметр, выполните проверку сопротивления:

  1. Диагностика осуществляется при разной температуре машинного мотора. Параметры сравниваются с табличными.
  2. Если величина сопротивления на непрогретом двигателе оказывается в правильном диапазоне, то температура расходного материала может отклониться в сторону на несколько градусов.

Проверка вне авто

Для диагностики вне автомобиля:

  1. Поместите устройство в резервуар с водой и проверьте температуру.
  2. Выполните замер параметра сопротивления ДТОЖ. Полученные результаты сверьте с теми, что указаны в таблице.
  3. Емкость с водой постепенно нагревается. В ходе прогрева периодически выполняйте проверку уровня сопротивления и температуры.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Заменить вышедший из строя ДТОЖ можно только аналогичным прибором.

Необходимые инструменты

Для выполнения задачи потребуется:

  • емкость для сбора отработанной жидкости;
  • гаечный ключ на 19;
  • герметик.

Пошаговая инструкция

Демонтаж и установка контроллера выполняются так:

  1. Из радиатора надо слить часть хладагента, это потребуется для демонтажа датчика.
  2. От устройства отключите подведенные провода.
  3. Сам контроллер отключается с помощью гаечного ключа на 19.
  4. Выполните диагностику устройства, если это нужно. Если вы меняете прибор, то перед установкой необходимо его резьбу обработать герметиком.
  5. Закрутите на место новый контроллер, подключите к нему проводку.
  6. Залейте в систему охлаждения слитый ранее антифриз. Убедитесь в том, что через устройство не протекает хладагент.

Видео «Как правильно поменять контроллер»

Наглядное руководство по замене температурного датчика антифриза описано на ролике, снятом пользователем Василием Калугиным.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: где стоит, как проверить и заменить

Двигатель внутреннего сгорания в рабочем режиме способен прогреваться вплоть до температуры в 300 градусов по Цельсию. При этом металл расширяется, из-за чего может заклинить блок цилиндров (движущийся стакан попросту застревает в цилиндре). Чтобы этого не произошло в каждом ДВС имеется система охлаждения, в 99% случаев — жидкостная. При этом блок управления самостоятельно регулирует её работу, опираясь на показания датчика температуры. То есть если температура критическая, то ускоряется движение охлаждающей жидкости, а также мощность вентилятора для продува радиатора. Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле (ДТОЖ)? И как проверить, что он работает правильно и не вышел из строя?

Для чего нужен датчик

Датчик считывает температуру жидкости в системе охлаждения и передает эти данные в ЭБУ (электронный блок управления). И исходя из этих данных бортовой компьютер поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора (а это — порядка 80–90 градусов по Цельсию). То есть блок ЭБУ «понимает», когда необходимо замедлить работу вентилятора и повысить температуру мотора (при прогреве), а когда наоборот — максимально быстро снизить температуру и не допустить кипения охлаждающей жидкости. Благодаря этому мотор точно не заклинит, износ его механических частей будет минимальным (например, при перегреве, те же кольца ускоренно «прогорают»).

Читайте также  Как узнать цвет машины по вин коду

Соблюдение правильного температурного режима важно и для поддержания правильной вязкости моторного масла. Только в этом случае мотор сможет работать на полную мощность, но при этом без ускоренного износа.

Если же термодатчик неисправен, то блок ЭБУ получает недостоверную информацию. Соответственно, при холодном двигателе он может принудительно включать вентилятор «на полную», что лишь усложнит прогрев мотора. Или наоборот: при перегреве вентилятор вообще не будет работать, что может закончиться выходом из строя двигателя без возможности его дальнейшего ремонта (при заклинивании повреждается не только блок цилиндров, но и распределительный, коленчатый валы, в некоторых случаях и маховик).

Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости

В 99% случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров. Это то место, где охлаждающая жидкость «выходит» из мотора (то есть там самая высокая возможная температура) и далее попадает в радиатор. В некоторых современных авто устанавливают 2 контроллера: на выходном и входном патрубке (для более точного контроля температурного режима). К самому датчику подходит кабель (из 2, реже — 3 проводов).

Визуально ДТОЖ похож на пластиковую «пробку», с металлической резьбой и дополнительной контактной площадкой на конце. Нужно учитывать, что датчик прямо контактирует с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если есть признаки перегрева двигателя, то вытаскивать его не следует (о чем обязательно указывается в технической инструкции к автомобилю).

Видео: где стоит датчик температуры, как заменить ДТОЖ

Принцип работы

Внутри датчика установлен термистор — это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры окружающей среды. Именно показания сопротивления считываются и передаются в ЭБУ.

Признаки неисправности ДТОЖ

Ключевые признаки неисправности:

  1. Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
  2. Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
  3. Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.

В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.

Как проверить работоспособность?

Для проверки работоспособности потребуются следующие инструменты:

  • термометр (обязательно с максимально допустимой температурой свыше 100 градусов, лучше использовать цифровой);
  • мультиметр (для замера сопротивления термистора);
  • емкость с водой (которую нужно будет медленно подогревать до температуры кипения).

Когда датчик охладился до комнатной температуры к его контактам необходимо подключить мультиметр и перевести его в режим замера сопротивления. При температуре 20 – 30 градусов по Цельсию начальное сопротивление должно составлять порядка 1300 – 2200 Ом.

Далее датчик с подключенными щупами помещают в емкость с водой и медленно начинают её разогревать. При повышении температуры сопротивление должно постепенно падать. Оптимальные показатели следующие:

  • 40 градусов — порядка 1000 – 1200 Ом;
  • 50 градусов — 1000 Ом;
  • 60 градусов — 800 Ом;
  • 80 градусов — порядка 270 – 380 Ом;
  • 100 градусов — порядка 170 – 180 Ом.

При температуре 110 градусов или выше термистор переключается в «защиту» и происходит разрыв цепи. Сопротивление при этом становится бесконечным (блок ЭБУ этот сигнал распознает как перегрев и включает охлаждение на полную мощность).

Если показания мультиметра будут кардинально разниться от вышеуказанных, то это будет явным признаком, что датчик вышел из строя. Ремонту он не подлежит поэтому его попросту заменяют. В редких случаях помогает тщательная очистка контактов и резьбы от следов коррозии, но это лишь временное решение. Если контроллер «сбоит», то рекомендуется его полностью заменит, обойдется он не дорого.

Замена датчика температуры охдаждающей жидкости

В теории при замене датчика необходимо полностью сливать антифриз из системы охлаждения. Но на практике многие обходятся и без этого (но часть тосола при этом все равно выливается). Общий же алгоритм замены выглядит так:

  • отключить контакты;
  • выкрутить зажимную гайку;
  • вытащить датчик;
  • поместить гайку на новый датчик;
  • поставить все на место, затянуть, подключить контакты;
  • завести двигатель и проверить показания датчика.

Все работы обязательно проводятся «на холодный» двигатель. Самое главное — все тщательно затянуть (чтобы не допустить разгерметизации системы охлаждения) и правильно подключить контакты (через коннектор).

Если в автомобиле установлено 2 датчика, то, соответственно, манипуляция повторяется. Но желательно все же предварительно сливать весь тосол (его можно повторно использовать).

Видео замены датчика температуры (ДТОЖ) на ВАЗ 2115:

Итого, проверить работоспособность датчика достаточно легко, но потребуется, как минимум, мультиметр. Как часто выходят из строя тиристоры? Очень редко, так как единственная причина, по которой это происходит — механическое повреждение тиристора или подводимых к нему контактов, а также коррозия.

26. Miсro FAQ по системе охлаждения 2. Датчик ОЖ и датчик приборки.С картинками!

В прошлой теме не хватило место для фото. Решил сделать Miсro FAQ в дополнение к «Mini FAQ по системе охлаждения. С картинками! «.

В этой теме рассмотрим датчик который участвует в системе охлаждения.

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ — ДТОЖ

Датчик температуры в СУД служит для определения температурного состояния двигателя. По его сигналу ЭБУ при запуске выставляет необходимое количество шагов РХХ, регулирует топливоподачу. Внутри датчика находится термистором с «отрицательным температурным коэффициентом» — при нагреве его сопротивление уменьшается. Высокая температура охлаждающей жидкости вызывает низкое сопротивление (70 Ом + 2% при 130 °С), а низкая температура дает высокое сопротивление (100700 Ом ± 2% при -40 °С). Контроллер подает на датчик температуры охлаждающей жидкости напряжение 5 В через резистор с постоянным сопротивлением, находящимся внутри контроллера. Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике, имеющем переменное сопротивление. Падение напряжения большое на холодном двигателе, и низкое — на прогретом. Соответственно, на холодном двигателе напряжение на датчике выше, на горячем — ниже.

«Режим пуска двигателя. При включении зажигания ЭБУ включает реле электробензонасоса, который создает давление в магистрали подачи топлива к топливной рампе.
ЭБУ проверяет сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости и определяет необходимое для пуска количество топлива и воздуха.
Когда коленчатый вал двигателя начинает проворачиваться. ЭБУ формирует фазированный импульс включения форсунок, длительность которого зависит от сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости. На холодном двигателе длительность импульса больше (для увеличения количества подаваемого топлива), а на прогретом -меньше.»

Характеристи датчика
При повышении температуры сопротивление датчика уменьшается, см. таблицу:
Температура (°C) Сопротивление датчика (ом)
100 177
90 241
80 332
70 467
60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802
30 2238
25 2796
20 3520
15 4450
10 5670
5 7280
0 9420
-4 12300
-10 16180
-15 21450
-20 28680
-30 52700
-40 100700

Установлен
Датчик температуры охлаждающей жидкости (на фото 2) установлен между головкой блока и термостатом. Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два контакта ( в отличии от одноконтактного датчика температуры для панели приборов, который стоит рядом, не путайте ).

Температура ОЖ влияет практически на все характеристики управления двигателем. Для нормальной работы двигателя при различных температурах в расчете угла опережения зажигания участвует значение температуры двигателя, значит неисправность датчика влияет на работу системы.
Датчик практически не ломается, но бывает, врёт. Довольно часто перетираются провода у основании разъёма. Основные неисправности — нарушение электрического контакта внутри датчика и нарушение изоляции.

Отказ датчика ведет к трудности запуска горячего мотора, повышенный расход топлива. При отключении ДТОЖ контролеер воспринимает это как обрыв его цепи и принудительно включает вентилятор. Если есть БК, то он при этом покажет температуру ОЖ минус 40 градусов.

Датчик указателя температуры
Фото 4.
Полупроводниковый резистор с отрицательным температурным коэффициентом — сопротивление падает с ростом температуры. Изменение силы тока в датчике вызывает отклонение стрелки указателя в комбинации приборов.

Применяется для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Показания от этого датчика для визуального контроля на приборной панели.
Называется он ТМ-106. Он одноконтактный.

Установлен в блок двигателя Фото 3.

Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости

Где находится и как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Система охлаждения — один из важных узлов в любом автомобиле. Современные автомобили оснащены рядом регуляторов и измерительных приборов, направленных на обеспечение правильной работы двигателя. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, почему он используется и как его заменить, мы расскажем ниже.

Предназначение устройства

Не следует путать датчик температуры с контроллером уровня теплоносителя. В то время как первый используется для определения температуры чиллера, второй используется для управления объемом расходного материала — хладагента. По показаниям датчика температуры блок управления распознает изменения температуры и передает данные о состоянии двигателя на бортовой компьютер. Контроллер определяет время прогрева двигателя, его перегрев и оптимальную рабочую температуру ДВС. Импульсы, посылаемые в модуль управления, определяют работоспособность системы управления двигателем внутреннего сгорания в целом.

Температура двигателя определяет такие нюансы, как

  • расход топлива на 100 км;
  • объем и качество газа;
  • горение топливно-воздушной смеси;
  • оптимальная работа редуктора.

За всеми этими факторами следит блок управления, который на основании полученной информации определяет оптимальный режим работы двигателя. Поэтому для автомобиля важна эффективность датчика температуры. Если устройство неисправно и передает ошибочные импульсы на модуль управления, это может привести к проблемам.

Читайте также  Как правильно подготовить машину к покраске

Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?

В зависимости от параметров, подаваемых на управляющее устройство, модуль выполняет следующие функции:

  • Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер обнаруживает, что температура слишком низкая, он начинает увеличивать продолжительность сигнала, подаваемого на форсунки, что обогащает топливную смесь. В соответствии с нормализацией температуры топливо постепенно истощается, что предотвращает возможный перерасход бензина и уменьшает объем выхлопных газов.В случае неисправности датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, вызывая загрязнение топлива и повышенный расход топлива.
  • Блок управления регулирует зажигание. Это может быть рано или поздно. Если температура повышается, контроллер регулирует угол опережения зажигания, чтобы уменьшить выбросы выхлопных газов.
  • Воспламеняющие газы правильно рециркулируют во время прогрева благодаря индикатору зажигания. Клапан рециркуляции плотно закрывается после прогрева двигателя. Если двигатель машины еще холодный, рециркуляция вызовет колебания холостого хода, и двигатель случайно остановится.
  • Блок управления использует дроссельную заслонку для продувки системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Для лучшего управления автомобилем воздух из угольного фильтрующего элемента удаляется только после полного прогрева двигателя.
  • Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогретом двигателе. Модуль управления не должен ограничивать работу машины, пока машина не прогрета.
  • ЭБУ контролирует работу охлаждающего вентилятора устройства. По показаниям терморегулятора модуль включает и выключает вентиляторное устройство для правильного выбора температуры устройства. Если код неисправности выдает неправильные импульсы, двигатель может перегреться.

Обзор видов ДТОЖ: устройство и принцип работы

Разберем подробно принцип работы и виды регуляторов.

Магнитные

Эти регуляторы состоят из катушек, размещенных по бокам стального якоря. К последнему подключена стрелка контроллера, расположенная на панели приборов в салоне. Первая катушка подключена к бортовой сети автомобиля, а вторая катушка подключена к кабелю переменного сопротивления. Он меняется в зависимости от температуры в двигателе. Напряжение, проходящее через катушки, создает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Параметр смещения элемента определяется разностью полей в зависимости от текущего значения.

Биметаллические

Принцип действия биметаллических регуляторов основан на расширении элементов при нагреве. Устройство оснащено змеевиком, размер которого изменяется при повышении температуры двигателя внутреннего сгорания. Полосы в катушке вращают стрелку на панели управления в салоне в соответствии с текущим значением.

Современные датчики температуры антифриза могут использовать датчики двух типов:

  • полупроводник;
  • биметаллический.

Последние сегодня практически не используются. Лента в таких драйверах движется к катушке и размыкает контакты, способствуя изменению величины тока, протекающего в коммутатор. А полупроводники используются везде. Блок управления посылает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через элемент постоянного сопротивления. С повышением температуры сопротивление в этой цепи уменьшается. Соответственно снижается и уровень напряжения. Модуль управления обнаруживает падение этого параметра и определяет температуру расходных материалов, отображая ее на плате управления с индикатором.

Капиллярные

Считается, что это самый старый тип датчика, не имеющий отношения к сегодняшним приложениям. Стрелка на устройстве напрямую связана с устройством. Регулятор выполнен в корпусе в виде емкости с пониженной температурой кипения. Бак соединен стрелой, а также стальной трубой. Когда чиллер нагревается, хладагент в резервуаре начинает кипеть и испаряться, в результате чего давление в баллоне повышается. Этот параметр подается на прибор, содержащий трубку Бурдона. Под давлением этот элемент начинает расплющиваться и перемещает стрелку на контрольной пластине.

Драйверы такого типа практически не используются по нескольким причинам:

  • Сам чувствительный элемент проходит через весь моторный отсек, сообщаясь с трубкой с одной стороны и панелью управления с другой;
  • капиллярная трубка довольно тонкая и очень быстро повреждается во время работы.

Фотогалерея «Разновидности ДТОЖ»

Где расположен датчик?

Перед проверкой и заменой устройства узнайте, где находится устройство. Расположение датчиков зависит от производителя автомобиля.

Расположение устройства может быть следующим:

  • В ГБЦ;
  • вверху радиатор в сборе;
  • корпус термостата.

Независимо от того, где установлен регулятор, устройство монтируется рядом со сливным шлангом, по которому хладагент поступает в радиатор. Это важно, потому что именно место установки позволяет точно определить температуру расходных материалов.

Признаки неисправности

Основным признаком неисправности контроллера является отсутствие вентиляции после прогрева генератора. Устройство также может быть оснащено датчиком включения вентилятора, который выполняет функцию активации. В этом случае причину следует искать в выходе из строя электрической схемы или выходе из строя контроллера.

Какие еще симптомы могут помочь определить неисправность модуля детектора:

  • повышенный расход топлива;
  • Сложность запуска двигателя в горячем состоянии, когда машина прогрета;
  • высокие обороты холостого хода;
  • детонация двигателя;
  • перегрев двигателя.

Многие современные автомобили оснащены электронной системой обнаружения неисправностей. Ошибки могут появиться на специальном экране на приборной панели, когда код неисправности неисправен. Однако обычно коды ошибок указывают на возможную причину. Неисправен датчик, но также повреждена проводка или разъем контроллера.

Проверка ДТОЖ на авто

Таблица параметров температуры, сопротивления и напряжения, соответствующих испытаниям датчика зажигания

Суть диагностики включенных и выключенных контроллеров автомобиля заключается в проверке сопротивления и напряжения.

Второй параметр можно проверить с помощью вольтметра:

  • Подключите контакт устройства к земле, а также к сигнальному контакту контроллера.
  • Двигатель должен быть холодным. Включите зажигание.
  • Измерьте параметр напряжения и сравните данные по таблице.

Для диагностики температурного параметра вам понадобится градусник:

  • измеряет температуру расходных материалов;
  • запустите двигатель и дайте ему прогреться, пока двигатель прогревается, измерьте значение напряжения в зависимости от изменения температуры;
  • если полученные параметры не совпадают с указанными в таблице, значит, устройство вышло из строя.

Используйте омметр для проверки сопротивления:

  • Диагностика проводится при различных температурах двигателя машины. Параметры сравниваются с табличными значениями.
  • Если значение сопротивления холодного двигателя находится в правильном диапазоне, температура расходных материалов может выходить за пределы допустимого диапазона на несколько градусов.

Проверка вне авто

Для диагностики вне автомобиля:

  • Поместите устройство в резервуар для воды и проверьте температуру.
  • Выполните измерение сопротивления для параметра DTEJ. Сравните результаты с результатами, приведенными в таблице.
  • Бак для воды будет постепенно нагреваться. В период прогрева периодически проверяйте уровень сопротивления и температуру.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Поврежденный ТОРГ следует заменять только аналогичным устройством.

Необходимые инструменты

Для выполнения этой задачи потребуется:

  • емкость для сбора отработанной жидкости;
  • ключ 19;
  • герметик.

Пошаговая инструкция

Разборка и сборка контроллера осуществляется следующим образом:

  • Необходимо слить с радиатора часть охлаждающей жидкости, это понадобится для снятия датчика.
  • Отсоедините кабели от устройства.
  • Сам контроллер необходимо отсоединить гаечным ключом на 19 мм.
  • При необходимости проведите диагностику устройства. При замене устройства нанесите герметик на резьбу устройства перед установкой.
  • Прикрутите новый контроллер на место и подсоедините к нему кабели.
  • Залейте в систему охлаждения слитый ранее антифриз. Убедитесь, что внутри агрегата нет утечки хладагента.

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобиля

Современный автомобиль оснащен множеством различных датчиков. С развитием технологий их число только растет. Все они призваны осуществлять контроль работы узлов и механизмов.

Одним из самых старейших контрольных устройств является ДТОЖ или датчик для измерения температуры охлаждающей жидкости. В статье содержится информация о назначении этого узла, принципе его работы, причинах неправильной работы, способах диагностики работоспособности, замене неисправного узла, определении оригинального товара для автомобиля.

Назначение

У автомобилей старой комплектации с карбюраторным впрыском топлива, ДТОЖ имеет простую функцию в цепи радиатор-двигатель-индикатор температуры приборной панели. Иными словами, этот датчик просто указывает показания температуры в двигателе. На работу систем впрыска он не влияет.

Современные автомобили с инжекторным впрыском топлива оснащены элементом ДТОЖ, который осуществляет контроль температурных показателей самого антифриза. Взяв за основу эти параметры, устройство передает сигнал ЭБУ, который в свою очередь:

  • осуществляет включение дополнительного охлаждающего вентилятора;
  • регулирует впрыск топлива в систему во время прогревания на холостых оборотах;
  • принудительно останавливает работу мотора, если поступили данные о его перегреве.

Многие автомобилисты считают ДТОЖ датчиком замера температуры с блока двигателя. ДТОЖ установлен на корпусе термостата или в нижней части радиатора, все зависит от марки и модели автомобиля. У этих устройств есть главное отличие.

ДТОЖ имеет электрический 2 контактный разъем, а на ДТБД всего 1 контакт. ДТБД установлен прямо на блок двигателя для фиксации его температуры. Два похожих узла, но с разной функциональностью по отношению к ЭБУ.

Более сложные автомобили оснащаются сразу 2 термодатчиками. Один располагается до двигателя, поверх корпуса термостата, на патрубке термостата или радиаторе. Второй датчик установлен в месте вывода жидкости с двигателя. Часто это верхняя часть радиатора или патрубок.

Принцип действия

ДТОЖ реагирует на изменение температуры по принципу термистора. Внутри него находится пластина, которая реагирует на изменение температуры повышением своего электрического сопротивления. Именно изменяющееся сопротивление является сигналом для электронного блока управления. Это устройство входит в сложную электрическую цепь, работая в сети с датчиками регулировки впрыска, холостого хода, дополнительного вентилятора, ЭБУ.

Признаки неисправности

Температура охлаждающей жидкости серьезно влияет на работоспособность двигателя. Холодный мотор нестабильно работает, перегретый может просто выйти из строя из-за повреждения поршневой группы, гидроудара, или если прогорела прокладка блока цилиндров. На неисправность этого элемента указывает следующее:

  • отказ работы температурного индикатора приборной панели;
  • плохой пуск холодного двигателя;
  • неравномерные обороты двигателя во время прогрева;
  • снижение динамики автомобиля, плохая работа свеч зажигания;
  • закипание антифриза при низких показателях указателя температуры;
  • отсутствует своевременное включение вентилятора или если он включается не вовремя.

Все эти признаки могут быть причиной выхода из строя ДТОЖ. При появлении неисправности необходимо своевременно осуществить проверку датчика температуры охлаждающей жидкости.

Проверка

Проверить работоспособность ДТОЖ можно самостоятельно. Но перед снятием этого элемента стоит проверить следующее:

  1. Проверить соединительный электрический разъем. Часто контакты могут быть загрязнены, окислены. В этом случае необходимо просто почистить контакты наждачной бумагой.
  2. Проверить провода, отходящие от устройства. При обнаружении обрыва одного или обоих проводов, устранить неисправность обычным соединением с последующим изолированием места соединения.
  3. При помощи тестера проверить целостность предохранителей. При обнаружении неисправного элемента, заменить его работоспособным.
Читайте также  Как открутить шкив генератора ваз 2110

В случае, если описанных неисправностей не найдено, необходимо начать проверку самого ДТОЖ. Для этого его необходимо демонтировать. Стоит помнить, что при демонтаже этого элемента произойдет утечка охлаждающей жидкости.

Для демонтажа датчика необходимо:

  1. Дать двигателю остыть.
  2. Отключить от аккумуляторной батареи клемму «−».
  3. При необходимости слить часть антифриза.
  4. Отсоединить от датчика разъемное гнездо.
  5. Выкрутить деталь при помощи рожкового ключа на «19».

Перед проверкой элемента на неисправность, его необходимо очистить от грязи и осмотреть. При обнаружении трещин корпуса деталь не подлежит ремонту — ее необходимо заменить новой.

Существует несколько видов проверки ДТОЖ. Все они основаны на определении работоспособности по сопротивлению.

Способ 1

Он основан на обычной проверке сопротивления. Этот метод только укажет, что элемент не имеет внутреннего короткого замыкания, либо на целостность термистора. Проверка начинается с подключения щупов тестера к клеммам испытуемого устройства. Оптимальными данными можно считать показатели от 9400 до 5600 Ом. Также стоит проверить датчик на замыкание корпус. Для этого нужно установить тестер в режим прозвонки. Далее один щуп тестера соединяется с корпусом, а другой поочередно с каждым выводом датчика. Отсутствие реакции тестера укажет на целостность элемента.

Способ 2

Этот способ является самой точной проверкой работоспособности. Для проведения испытания понадобится емкость с водой, два провода, обычный домашний термометр и тестер. Для начала необходимо присоединить подготовленные куски провода к клеммам датчика. Это можно сделать при помощи скрутки или паяльника.

  1. Емкость с водой установить на печь.
  2. В емкость поместить датчик и термометр.
  3. Выводы датчика подключить к клеммам тестера.

В ходе проверки тестер должен быть установлен в режим определения сопротивления. При постепенном нагреве воды в емкости должно изменяться сопротивление датчика. Показания тестера необходимо сверять с температурой термометра. Точное соотношение показаний нужно сверить с таблицей, представленной ниже.

Следует помнить, что подобная проверка без использования термометра не покажет правильные данные, так как будет дана информация только о сопротивлении. Неисправный, но работоспособный датчик, установленный после подобной проверки, будет выдавать на ЭБУ ложные данные.

Если устройство показало правильные данные в ходе проверки, рекомендуется осуществить проверку других элементов, входящих в систему охлаждения и определяющих температуру двигателя.

Замена

Заменить неисправный ДТОЖ очень просто.

  1. Дождаться, когда двигатель полностью остынет.
  2. При необходимости слить антифриз из системы.
  3. Отсоединить клемму «минус» на аккумуляторе.
  4. Отсоединить разъемную клемму с датчика.
  5. Выкрутить элемент.

Замена осуществляется в обратном порядке. После завершения процедуры нужно включить зажигание без пуска двигателя. ЭБУ должен считать новую деталь, провести ее внутреннюю диагностику. Если прояснить причину неполадок не удалось, лучше обратиться в специализированный сервис.

Датчик охлаждающей жидкости очень важная деталь автомобиля. Поэтому для замены необходимо приобретать только оригинальные запасные части. Определить оригинальное производство ДТОЖ можно по артикулу, указанному на упаковке. Датчики для отечественных автомобилей ВАЗ маркируются артикулом 2101-3808600. Оригинальность моделей от зарубежных производителей для автомобилей ВАЗ и иномарок можно определить по таблице, представленной ниже.

Не стоит устанавливать подобные узлы от автомобилей других моделей. Электронная цепь может быть иной, датчик будет выдавать преждевременные, запоздалые, неточные данные, что повлияет на общую работоспособность автомобиля. Каждый датчик собран из учета объема двигателя, его мощности, общего объема охлаждающей жидкости в системе.

Система охлаждения важная часть систем автомобиля. Неисправный датчик может повлиять как на работу двигателя, целостность его составных элементов. Данная деталь достаточно дешевая по своей себестоимости. Ее замена поможет избежать целого ряда проблем с двигателем, а также больших финансовых вложений.

Видео по теме

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?

AutoOt.ru » Ремонт авто » Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, знает любой опытный водитель. Чаще всего он располагается на верхней части корпуса двигателя и почти всегда имеет одинаковый вид, независимо от модели автомобиля.

Предназначение устройства

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости является очень важным элементом всей системы управления двигателем. Ведь именно он контролирует состояние температуры охлаждающей жидкости в общей системе охлаждения.

К таким данным относятся:

  • качественный состав топливно-воздушной смеси;
  • частота оборотов коленчатого вала;
  • угол опережения зажигания.

Таким образом, устройство обеспечивает быстрое прогревание двигателя при его запуске, а также поддержание его оптимальной температуры во всех режимах.

Проверка ДТОЖ, видео:

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Для того чтобы проверить устройство, его необходимо сначала снять.

Провести демонтаж очень просто:

  1. как правило, датчик располагается на патрубке ГБЦ и чтобы его снять, сначала нужно демонтировать воздушный фильтр ;
  2. потом снимается минусовый провод с аккумулятора;
  3. сливается охлаждающая жидкость из радиатора;
  4. от прибора отключается проводка;
  5. с помощью подходящего ключа (чаще всего 19–21) ослабляется затяжка , после чего датчик легко демонтируется.

После того как датчик сняли, его помещают в ёмкость с охлаждающей жидкостью и начинают её постепенно нагревать. Процесс сопровождается постоянным контролем над температурой и показаниями омметра, который подключён к датчику.

Существует специальная таблица соответствия температуры охлаждающей жидкости к показателям омметра.

Температура, °C Сопротивление, Ом Напряжение, В
4800 — 6600 4,00 — 4,50
10 4000 3,75-4,00
20 2200 — 2800 3,00 — 3,50
30 1300 3,25
40 1000-1200 2,50 — 3,00
50 1000 2,50
60 800 2,00-2,50
80 270 — 380 1,00-1,30
110 0,50
разрыв цепи 5,0 + 0,1
замыкание на «землю»

Когда показания вашего устройства не сходятся с данными из таблицы, датчик необходимо заменить, так как ремонту он уже не подлежит.

В случае когда выяснилось, что датчик в рабочем состоянии, неисправность нужно искать дальше. Возможно, возникли какие-либо проблемы с термостатом.

Пример, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости вы можете увидеть, просмотрев данное видео:

Признаки неисправности ДТОЖ

Датчик для охлаждения жидкости, как и любой другой датчик, может иметь неисправности, которые когда-либо приведут к сбоям в работе мотора.

Основные признаки, которые указывают на поломку устройства:

  • повышенный расход топлива;
  • плохой выхлоп, когда двигатель в холодном состоянии;
  • проблемы запуска двигателя в морозы.

Как правило, если возникают подобные неполадки, то замена датчика не требуется. Возможно, проблема появилась из-за отхода или повреждения контакта, неполадок в проводке или утечке жидкости для охлаждения.

Иногда холодный двигатель троит и «колбасит», а его холостые обороты прыгают с минимальных до максимальных значений в минуту, а через несколько минут или с повторного старта ситуация исправляется.

Такая проблема может образоваться из-за поломки датчика температуры жидкости для охлаждения.

Проверить состояние прибора можно с помощью омметра . При этом вывинчивать его не нужно. Проверяется не его сопротивление, а масса-датчик.

Когда датчик в порядке, то сопротивление стремится к бесконечности, если же он сломан, то сопротивление равно 10 кОм или менее.

Датчик уровня охлаждающей жидкости

Так как двигатель является самой важной и дорогой частью любого автомобиля, ему необходимо периодически уделять должное внимание.

Часто причиной поломки мотора становится его закипание . Но такую ситуацию очень легко предупредить. Достаточно постоянно следить за показаниями датчика уровня охлаждающей жидкости.

Схема устройства датчика уровня охлаждающей жидкости

Прибор представляет собой специальный герметизированный переключатель, который сделан из специального материала, обладающего ферромагнитными свойствами.

В механизме есть пружинные контакты. Если напряжение магнитного поля повышается, поля соприкасаются друг с другом, вследствие чего возникает замыкание.

Когда напряжение поля становится ниже, контакты размыкаются.

Как подключить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Датчик устанавливается очень легко: вкручивается в посадочное гнездо, после чего подтягивается резьба и подключается проводка, ставится на своё место воздушный фильтр и соединяется колодка проводов питания ДМРВ.

Категорически запрещается использовать при этом герметик. При работе двигателя система охлаждения и металлические элементы очень сильно нагреваются, и герметик может расплавиться.

Если это случится, то герметик попадёт в тосол и система охлаждения может дать сбой.

Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости:

Замена ДТОЖ, видео:

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Многие владельцы автомобилей часто проверяют уровень охлаждающей жидкости визуально, не используя показатели специальных приборов. Необходимо просто посмотреть на расширительный бачок.

Если мотор холодный, то охлаждающее вещество должно находиться между максимальным и минимальным уровнем отметок на бачке. При прогретом моторе, уровень вещества может незначительно повышаться.

Если ваш автомобиль полностью исправен, то когда уровень антифриза снижается, датчик незамедлительно даёт об этом знать. Автомобилист видит специальный сигнал на приборной панели и доливает тосол или охлаждающую жидкость.

Также противопоказано доливать одну воду. Ведь антифриз имеет особые свойства, благодаря которым защищает головки цилиндров от коррозии.

Если проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, не показывает температуру охлаждающей жидкости. В таком случае вам лучше обратиться в сервис технического обслуживания.

В любом автомобиле все взаимосвязано. Автомобильная система могла выйти из строя по какой-либо сопутствующей причине. К примеру, вы могли снять какую-то деталь, находящуюся с датчиком, и неправильно её поставить.

Но бывает и так, что проблема связана именно с датчиком температуры. Уровень охлаждающей жидкости может быть непостоянным или существует поломка в датчике измерения уровня охлаждающей жидкости.

В сервисе могут заменить датчик, при этом дают гарантию на качественную его замену и правильную сборку всех деталей на нужные места.

Таким образом, датчик температуры охлаждающей жидкости является очень важной составляющей вашего автомобиля, которая требует постоянного внимания и ухода.

Если ремонт этого устройства необходим, то сделайте его качественно, не жалея о потраченных средствах. После ремонта, двигатель будет работать ровно, особенно это будет заметно на низких оборотах.